Студенческий туризм как составляющая молодежного туризма

Геополитика и экогеодинамика регионов.

Том 9 (19). Вып. 1. 2023 г. С. 130–140.

УДК 338.48

В. В. Верна1,2

С. С. Скараник3 А. В. Сорока4

1ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств

  • туризма», г. Симферополь, Российская Федерация 2Севастопольский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Севастополь, Российская Федерация

e-mail: nica2605@rambler.ru

3г. Симферополь, Российская Федерация e-mail: stanislava1307@mail.ru

4ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Российская Федерация

e-mail: steisia@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматривается развитие студенческого туризма как составляющей молодежного туризма. Определена сущность категории «студенческий туризм». Обобщены цели, основные задачи и направления реализуемой в России программы молодежного и студенческого туризма. Выявлены особенности студенческого туризма. Проанализированы мотивы путешествий студентов и факторы, определяющие выбор места путешествия. Обоснована взаимосвязь между развитием студенческого туризма и приоритетами молодежной политики РФ.

Ключевые слова: студенческий туризм, молодежный туризм, образовательный туризм, инфраструктура туризма, студенческая молодежь, молодежная политика

Введение

Студенческий туризм в настоящее время является одним из востребованных направлений развития молодежного туризма. Его популярность можно объяснить тем, что данный вид туризма в современных условиях выступает одним из способов активизации внеучебной деятельности студентов в разных сферах (научно-познавательной, творческой, спортивно-оздоровительной, культурной и др.), а также способствует сплоченности молодых людей, формированию их гражданской позиции, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Наряду с этим студенческий туризм содействует координации межвузовских связей между учебными заведениями, а также создает благоприятные возможности для обмена опытом между вузами по организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Актуальность исследования тенденций развития студенческого туризма в нашей стране на современном этапе во многом обусловлена сложившейся сложной геополитической и эпидемиологической ситуацией, результатом которой становится сокращение доли международных туров. В этих условиях студенческий туризм выступает одним из стимулов развития внутреннего туризма, так как путешественники студенческого возраста по сравнению с туристами других возрастных групп большее предпочтение отдают путешествиям

130

Студенческий туризм как составляющая молодежного туризма

по России в силу того, что внутренние туры являются более экономичными и доступными для них по стоимости.

Целью данной статьи является определение студенческого туризма как составляющей молодежного туризма, а также выявление особенностей его развития на современном этапе.

Достижение поставленной цели исследования обусловило решение следующих задач:

– определить сущность категории «студенческий туризм»;

– охарактеризовать отличительные особенности студенческого туризма;

– проанализировать тенденции развития студенческого туризма в России в рамках реализации программы молодежного и студенческого туризма.

Материалы и методы

Развитие студенческого и молодежного туризма рассматривается в научных публикациях многих отечественных авторов, в частности: А. В. Ханиной [1], С. А. Ивановой [2], И. М. Ноговицына [2], Т. Н. Поддубной, Е. Л. Заднепровской, Ф. Р. Хатит, Н. В. Хаминой, С. А. Горбатова [10], М. С. Оборина и др. Их научные труды посвящены:

– тенденциям и особенностям современного молодежного туризма, включая такие его разновидности, как студенческий, научный, образовательный, спортивный, культурно-познавательный туризм и др.;

– факторам, определяющим развитие молодежного и студенческого туризма;

– социальным и экономическим аспектам развития молодежного туризма и другим вопросам.

В работе над данным исследованием использовались следующие методы:

– системный подход к определению сущности понятия «студенческий туризм»;

– методы обобщения, позволяющие определить отличительные особенности развития студенческого туризма;

– методы анализа тенденций развития студенческого туризма на основе ключевых положений программы молодежного и студенческого туризма в России

  • результатов социологического опроса студентов российских вузов. Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты,

регламентирующие развитие сферы туризма в РФ, аналитические данные Министерства науки и высшего образования РФ, Российского союза молодежи, Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), а также информационные материалы, размещенные на цифровой платформе студтуризм.рф.

Результаты и обсуждение

Анализируя сущность понятия «студенческий туризм», следует отметить, что в современной научной литературе отсутствует общепризнанное определение данной категории. При этом многие отечественные исследователи рассматривают студенческий туризм во взаимосвязи с другими видами туризма. Так, в частности, А.В. Ханина в своей статье отмечает, что понятие «студенческий туризм» пришло на смену «образовательному туризму», под которым понимаются поездки для

131

Верна В. В, Скараник С. С., Сорока А. В.

получения дополнительного образования, развития профессиональных навыков и компетенций, удовлетворения познавательных интересов [1, с. 21]. Студенческий туризм, по мнению Ханиной, включает в себя «помимо поездок с целью получения новых знаний и профессиональных навыков, также и краткосрочные путешествия студентов по российским регионам с целью ознакомления с местным колоритом, достопримечательностями и историей региона» [1, с. 23].

    • научных публикациях С.А. Ивановой и И.М. Ноговицына акцентируется внимание на том, что в настоящее время студенческий туризм часто рассматривается
  • следующих аспектах:

– туризм среди молодых людей в рамках определенного возраста;

– въезды и выезды студенческой молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях;

– в качестве синонима понятия «молодежный туризм» [2, с. 333].

Само определение молодежного туризма, под которым подразумевается «туризм лиц в возрасте от 18 до 35 лет», официально закреплено в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [3]. Более развернутая трактовка молодежного туризма определяет его как «особый вид путешествий, индивидуальный или коллективный по форме, когда молодые люди предпочитают отдыхать большими компаниями, объединенными общей целью познания мира и проведения досуга» [4].

  • «Положении о программе молодежного и студенческого туризма», утвержденном Минобрнауки, представлено объединенное определение молодежного и студенческого туризма – это «путешествия обучающихся и молодых специалистов в пределах территории Российской Федерации с целью участия в событиях научной, образовательной и профориентационной направленности, получения доступа к объектам научно-исследовательской инфраструктуры, обмена научным и практическим опытом в течение учебного года и отдыха в каникулярный период, в том числе с использованием инфраструктуры кампусов, общежитий и иных подходящих для проживания, обучения и проведения научных исследований инфраструктурных объектов образовательных организаций в субъектах Российской Федерации» [5].

По нашему мнению, понятия «студенческий туризм» и «молодежный туризм» являются близкими по смыслу, но не равнозначными. Полагаем, что категорию «молодежный туризм» необходимо рассматривать по возрастному критерию, а «студенческий туризм» – преимущественно по функциональному критерию. То есть понятие «студенческий туризм» охватывает студенческую молодежь, объединенную выполнением учебных и образовательных функций, общностью ценностных ориентаций, стереотипов поведения и образа жизни. Таким образом, в данном контексте студенческий туризм выступает одной из составляющих молодежного туризма, так как объединяет лиц молодого возраста (в основном от 18 до 25 лет), которые заняты освоением образовательных программ высшего образования.

Как было указано выше, в настоящее время студенческий туризм является одним из динамично развивающихся и популярных видов туризма. Этому максимально способствуют приоритеты реализуемой в России государственной молодежной политики, к числу задач которой относится повышение доступности молодежного туризма и развитие его инфраструктуры [6]. В этой связи отметим,

132

Студенческий туризм как составляющая молодежного туризма

что развитие студенческого туризма можно рассматривать в качестве одной из мер государственной поддержки студентов вузов.

  • июне 2022 года в Российской Федерации стартовала программа молодежного и студенческого туризма, направленная на стимулирование внутреннего туризма и создание единого пространства для культурного, профессионального и личностного развития молодежи в России. Пилотный проект программы был запущен Министерством науки и высшего образования РФ годом ранее. В реализации 170 мероприятий культурно-познавательной направленности в 2021 году участвовал 21 вуз и более 600 студентов [7]. В 2022 году количество участников программы значительно возросло (до 10000), расширилась также и география молодежных проектов – 155 вузов из 98 городов России [7; 8].

Цель, задачи и направления программы молодежного и студенческого туризма обобщены в таблице 1.

Таблица 1

Цель, задачи и направления программы молодежного и студенческого туризма

Цель программы развитие доступного, безопасного и комфортного внутреннего, научно-
популярного, профориентационного туризма на территории РФ, в том
числе с использованием инфраструктуры кампусов, общежитий и иных
подходящих для проживания, обучения и проведения научных
исследований инфраструктурных объектов образовательных
организаций в субъектах РФ
Основные задачи – создание условий, необходимых для обеспечения участия
программы обучающихся и молодых специалистов в событиях научной,
образовательной и профориентационной направленности,
рекреационных, культурно-познавательных и прочих досуговых
событиях;
– создание условий, необходимых для размещения обучающихся и
молодых специалистов во время поездок по России как в каникулярный,
так и в учебный период;
– популяризация внутреннего туризма на территории РФ среди
обучающихся и молодых специалистов;
– совершенствование инфраструктуры жилого фонда образовательных
организаций;
– формирование цифровой единой базы данных с информацией о
доступных направлениях путешествий для обучающихся и молодых
специалистов по территории РФ
Направления научно-популярный туризм – поездки с целью профессионального
развития, стажировок на производствах, участия в научных
мероприятиях, написания научных работ;
профориентационный туризм – поездки для краткосрочного
погружения в интересующие специальности, смены направления
обучения, специализации, получения новых навыков и компетенций;
культурно-познавательный и рекреационный туризм – поездки с
целью культурного и личностного развития.

Составлено по [5; 7; 8]

Основываясь на [1; 8; 9; 10], обозначим, что студенческий туризм как

составляющая молодежного туризма характеризуется следующими особенностями:

133

Верна В. В, Скараник С. С., Сорока А. В.

– студенческий туризм выступает стимулом для развития внутреннего туризма, т.к. все путешествия студенческой молодежи организованы на территории РФ;

– осуществляется чаще всего в соответствии с образовательными и

познавательными целями, для ознакомления с историей и достопримечательностями посещаемой территории, а также культурой и бытом ее жителей;

– способствует координации межвузовских связей и обмену опытом между образовательными организациями;

– студенческие туры часто носят поощрительный характер для наиболее активных обучающихся, являющихся призерами и участниками различных конкурсов, олимпиад и прочих мероприятий;

– является малобюджетным и экономичным видом туризма, т.к. проживание путешествующим студентам предоставляется за незначительную плату в кампусах и общежитиях вузов;

– обладает значительным потенциалом для применения передовых инновационных технологий, которые активно используют вузы и студенческая молодежь;

– имеет собственную специализированную цифровую платформу студтуризм.рф;

– характеризуется удобством и простотой подачи и оформления заявок (на платформе студтуризм.рф с возможностью использования фильтра поиска, позволяющего выбрать регион, вуз, тип размещения, питание).

На платформе студтуризм.рф обобщена информация о ценах за размещение на базе российских вузов. Так, например, на базе Поволжского государственного университета сервиса стоимость размещения для одного человека (без питания) составляет от 30 руб. в сутки; Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – от 240 руб.; базах учебных практик Алтайского государственного университета – от 100 до 300 руб. [8]. Таким образом, в рамках программы молодежного и студенческого туризма студенты могут выбрать для себя наиболее предпочтительный турпродукт с учетом своих финансовых возможностей и предпочтений.

С целью выявления данных о запросах и потребностях студентов, желающих путешествовать по программе студенческого туризма, на сайте Студтуризм были представлены результаты исследования «Молодежный и студенческий туризм в России», в котором в октябре 2022 г. приняли участие 412 респондентов из 65 городов России [11]. Возраст большей половины опрошенных

– от 18 до 21 года.

Результаты социологического исследования позволили установить основные мотивы путешествий студентов (рис. 1), факторы, которые являются важными для них при выборе места путешествия (рис.2), а также те направления внутренних путешествий по России, которые сейчас являются наиболее популярными среди молодежи (рис. 3).

134

Студенческий туризм как составляющая молодежного туризма

Как было обозначено выше, развитие студенческого туризма в нашей стране осуществляется в соответствии с целями и задачами современной молодежной политики РФ. Во многом содействию реализации интересов молодежи и налаживанию межвузовских связей способствует грантовая деятельность, которая осуществляется при поддержке различных фондов, а также при содействии Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Так, по итогам 2022 года победителями Всероссийского конкурса молодежных проектов, организованного Росмолодежью, стали 173 образовательных организации высшего образования, представившие к реализации 373 проекта различной направленности [15]. Тематические направления проектов охватывали: поддержку и развитие студенческих сообществ, поддержку межкультурного диалога, создание зон активности студентов, поддержку творческих инициатив и развитие культурно-образовательной среды, развитие молодежного туризма, развитие молодежных медиа, развитие и поддержку добровольчества и другие направления. Среди проектов-победителей представлены также совместные проекты, реализуемые объединенными усилиями вузов и Российского союза молодежи.

Наряду с грантовыми проектами от Росмолодежи, способом популяризации студенческого туризма выступают различные конкурсные программы федерального уровня («Россия – страна возможностей», «Большая перемена», Всероссийский конкурс «Твой ход» и др.), ориентированные на построение траектории личностного и профессионального роста и налаживание социальных коммуникаций между молодыми людьми.

136

Студенческий туризм как составляющая молодежного туризма

Тем не менее, согласно результатам социологического исследования «Молодежный и студенческий туризм в России», студенческая молодежь заинтересована в осуществлении ряда мер и социальных программ, которые могли бы оказать стимулирующее воздействие на развитие студенческого туризма. К их числу можно отнести следующие:

– выплата определенной суммы один раз в год на путешествия студентам очной формы обучения;

– субсидирование семейных путешествий;

– реализация программ по частичному возврату средств, затраченных на путешествия;

– льготы для студентов, путешествующих учебными группами по городам России [11].

Выводы

  • заключение следует отметить, что в настоящее время студенческий туризм выступает мощным импульсом для развития внутреннего туризма на территории Российской Федерации. Студенческий туризм способствует координации межвузовского взаимодействия, а также стимулирует совершенствование материально-технической базы, объектов инфраструктуры и средств размещения образовательных организаций. За счет возможности использования общежитий, кампусов и других объектов инфраструктуры учебных заведений данный вид туризма является доступным по стоимости для большинства обучающейся молодежи.

Направленность студенческого туризма на профессиональное, культурное и личностное развитие молодежи соответствует основным приоритетам государственной молодежной политики РФ. С целью активизации развития студенческого туризма при поддержке Минобрнауки России была разработана программа молодежного и студенческого туризма, в реализацию мероприятий которой вовлечены более 150 российских вузов из разных регионов страны.

Литература

  1. Ханин А. В. Современный студенческий туризм: особенности и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. 2022. Том 16. № 4 (101). С. 18-27.

2. Иванова С. А., Ноговицын И. Н. Студенческий туризм как форма международного сотрудничества высших учебных заведений // Приоритеты в современном естественнонаучном образовании: проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием. Якутск: Изд-во Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 2021. С. 332-338.

  1. Распоряжение Правительства РФ № 2129-р от 20.09.2019 г. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» (в редакции распоряжения Правительства РФ № 187-р от 07.02.2022 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/123838/.
  2. Развитие молодежного туризма / Министерство образования Ставропольского

края [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stavminobr.ru/activities/otdel-molodezhnoj-politiki/napravleniya-rabotyi/razvitie-molodezhnogo-turizma.html.

137

Верна В. В, Скараник С. С., Сорока А. В.

  1. Положение о программе молодежного и студенческого туризма (утв. Минобрнауки России 04.07.2022 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://студтуризм.рф/polozhenie.pdf.
  2. Распоряжение Правительства РФ № 2403-р от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до

2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/.

  1. Дмитрий Чернышенко: с 1 июня в России стартуют поездки по программе молодежного и студенческого туризма / Правительство России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/45014/.
  2. Программа молодежного и студенческого туризма / Специализированная цифровая платформа Студтуризм.рф [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://студтуризм.рф/news.
  3. Что такое студенческий туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vuz.edunetwork.ru/jour/134/.
  4. Горбатов С.А. Факторы развития молодежного туризма // Вестник Академии знаний. 2022. № 49 (2). С. 77-84.
  5. Молодежный и студенческий туризм в России: презентация программы

«Студтуризм» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/doc19315296_653731042?hash=fTUvw9zyNTDO9pzZ9NrQj2F9ok z2jeKAokhFh9xwf6L&dl=QMGY3ZPuysxFdzPVmbKN20koT7cka3wZzRN8c4Z Nc9g.

  1. Павленко И. Г. Функционирование туристического и гостиничного комплекса в системе мирохозяйственных связей и когнитивно-информационных отношений // Вестник ОрелГИЭТ. 2014. № 2 (28). С. 139-143.
  2. Пилявский И. Г., Павленко И. Г. Современные особенности и тенденции развития отечественной сферы гостеприимства // Вестник ОрелГИЭТ. 2017.

№ 3 (41). С. 99-107.

14. Павленко И. Г, Букреев И. А. Ресурсное обеспечение развития предпринимательства в рекреационной сфере региона Большая Ялта // Вопросы региональной экономики. 2018. № 4 (37). С. 84-89.

  1. Росмолодежь выделит 900 млн. рублей на социальные проекты российских

вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.rambler.ru/education/48479400-rosmolodezh-vydelit-900-mln-rubley-na-sotsialnye-proekty-rossiyskih-vuzov/.

  1. V. Verna1,2 S. S. Skaranik3 A. V. Soroka4

Student tourism as a component of youth tourism

  1. Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Simferopol, Russian Federation
  2. Sevastopol branch of Plekhanov Russian University of Economics, Sevastopol, Russian Federation

e-mail: nica2605@rambler.ru

  1. Simferopol, Russian Federation

e-mail: stanislava1307@mail.ru

  1. Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation e-mail: steisia@inbox.ru

138

Студенческий туризм как составляющая молодежного туризма

Abstract. The article considers the development of student tourism as a component of youth tourism. The essence of the category «student tourism» is defined. The goals, main tasks and directions of the youth and student tourism program implemented in Russia are summarized. The features of student tourism are revealed. The motives of students’ travels and the factors determining the choice of a place of travel are analyzed. The interrelation between the development of student tourism and the priorities of the youth policy of the Russian Federation is substantiated.

Keywords: student tourism, youth tourism, educational tourism, tourism infrastructure, student youth, youth policy.

References

  1. Xanin A. V. Sovremenny`j studencheskij turizm: osobennosti i perspektivy` razvitiya // Servis v Rossii i za rubezhom. 2022. Tom 16. № 4 (101). S. 18-27. (in Russian)
  2. Ivanova S. A., Nogovicyn I. N. Studencheskij turizm kak forma mezhdunarodnogo sotrudnichestva vy`sshix uchebny`x zavedenij // Prioritety` v sovremennom estestvennonauchnom obrazovanii: problemy` i perspektivy`: sbornik materialov Vserossijskogo nauchno-obrazovatel`nogo foruma s mezhdunarodny`m uchastiem. Yakutsk: Izd-vo Severo-Vostochny`j federal`ny`j universitet im. M.K. Ammosova, 2021. S. 332-338. (in Russian)
  3. Rasporyazhenie Pravitel`stva RF № 2129-r ot 20.09.2019 g. «Strategiya razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda» (v redakcii rasporyazheniya

Pravitel`stva RF № 187-r ot 07.02.2022 g.) URL: http://government.ru/docs/all/123838/.(in Russian)

  1. Razvitie molodezhnogo turizma / Ministerstvo obrazovaniya Stavropol`skogo kraya

URL: https://stavminobr.ru/activities/otdel-molodezhnoj-politiki/napravleniya-rabotyi/razvitie-molodezhnogo-turizma.html. (in Russian)

  1. Polozhenie o programme molodezhnogo i studencheskogo turizma (utv. Minobrnauki Rossii 04.07.2022 g.) URL: https://studturizm.rf/polozhenie.pdf. (in Russian)
  2. Rasporyazhenie Pravitel`stva RF № 2403-r ot 29.11.2014 g. «Osnovy` gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda»

URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/.(in Russian)

  1. Dmitrij Cherny`shenko: s 1 iyunya v Rossii startuyut poezdki po programme molodezhnogo i studencheskogo turizma / Pravitel`stvo Rossii URL: http://government.ru/news/45014/.(in Russian)
  2. Programma molodezhnogo i studencheskogo turizma / Specializirovannaya cifrovaya platforma Studturizm.rf. URL: https://studturizm.rf/news. (in Russian)
  3. Chto takoe studencheskij turizm URL: https://vuz.edunetwork.ru/jour/134/.(in Russian)
  4. Gorbatov S. A. Faktory` razvitiya molodezhnogo turizma // Vestnik Akademii znanij. 2022. № 49 (2). S. 77-84. (in Russian)
  5. Molodezhny`j i studencheskij turizm v Rossii: prezentaciya programmy`

«Studturizm». URL: https://vk.com/doc19315296_653731042?hash=fTUvw9zyNTDO9pzZ9NrQj2F9ok z2jeKAokhFh9xwf6L&dl=QMGY3ZPuysxFdzPVmbKN20koT7cka3wZzRN8c4Z Nc9g. (in Russian)

139

Верна В. В, Скараник С. С., Сорока А. В.

  1. Pavlenko I. G. Funkcionirovanie turisticheskogo i gostinichnogo kompleksa v sisteme miroxozyajstvenny`x svyazej i kognitivno-informacionny`x otnoshenij //

Vestnik OrelGIE`T. 2014. № 2 (28). S. 139-143. (in Russian)

  1. Pilyavskij I. G., Pavlenko I. G. Sovremenny`e osobennosti i tendencii razvitiya otechestvennoj sfery` gostepriimstva // Vestnik OrelGIE`T. 2017. № 3 (41). S. 99-107. (in Russian)
  2. Pavlenko I. G, Bukreev I. A. Resursnoe obespechenie razvitiya predprinimatel`stva v rekreacionnoj sfere regiona Bol`shaya Yalta // Voprosy` regional`noj e`konomiki.

2018. № 4 (37). S. 84-89. (in Russian)

  1. Rosmolodezh` vy`delit 900 mln. rublej na social`ny`e proekty` rossijskix vuzov URL: https://news.rambler.ru/education/48479400-rosmolodezh-vydelit-900-mln-rubley-na-sotsialnye-proekty-rossiyskih-vuzov/.(in Russian)

Поступила в редакцию 10.02.2023 г.

140