ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО РАСПРЕДЕЛЕННОГО КОНСОРЦИУМА

DETERMINATION OF THE PRINCIPLES OF THE NETWORK ORGANIZATION OF THE RECREATION & REHABILITATION CONSORTIUM

JOURNAL: «GEOPOLITICS AND ECOGEODYNAMICS OF REGIONS»  Volume 7 (17) issue 2, 2021
Section 1. Theoretical aspects of geopolitics and ecogeodynamics

Publication text (PDF): Download

UDK:332.14

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. S. Y. Tsohla, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy,Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
  1. N. A. Simchenko, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
  2. L. S. Karlov, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: 10.37279/2309-7663-2021-7-2-29-37

PAGES: from 34 to 42

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS:medical rehabilitation, health improvement, sanatorium-resort base, network principles, distributed consortium, Crimea

ABSTRACT (ENGLISH):

The problems and significance of medical rehabilitation for the restoration of the working capacity of citizens, the possibility of preventing and treating diseases in a sanatorium-resort environment are discussed in this paper. The resort specialization of the Crimean regions and the possibilities of regional sanatorium-resort organizations in carrying out joint activities of providing a complex of medical rehabilitation and health services have been investigated. The development of network interaction of specialized organizations is proposed, the advantages of the network principles of functioning of the recreational and rehabilitation distributed consortium, stimulating the development of new directions of medical and rehabilitation services, are determined.

Введение

Здоровье нации обеспечивает социальную стабильность и рост экономически активного населения, влияет на состояние национальной безопасности и перспективы развития общества. В Российской Федерации сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни, повышения доступности и качества медицинского обслуживания определяет цели, входит в приоритеты государственной политики [1].

За последние десятилетия в науке наблюдается значительный рост интереса со стороны исследователей к разностороннему проявлению влияния разных деформаций в обществе на здоровье населения, вопросы сохранения и восстановления здоровья граждан. Подчеркивая важность проблемы сохранения здоровья населения, В. В. Окрепилов признает здоровье ресурсом экономики [2, с. 47]. По мнению Г. Е. Ивановой и А. И. Труханова, реабилитация является неотъемлемой частью охраны здоровья, а «реабилитационные услуги — это инвестиции в человеческий капитал, способствующие улучшению здоровья людей и экономическому и социальному развитию» [3, с. 3]. Ученые НИУ ВШЭ считают, что прекращение экономического роста определяет для здравоохранения императив поиска более эффективных способов организации медицинской помощи и использования имеющегося ресурсного потенциала [4, с. 6].

Реализация технологий управления развитием здравоохранения требует организационных изменений в системе, обеспечения доступности реабилитации и трансформации процессов обслуживания населения различных возрастов по восстановлению здоровья.

Материалы и методы

Материалы исследования включают данные Росстата, министерства здравоохранения, информацию, содержащуюся в опубликованных статьях и официальных Интернет-источниках. Для изучения взаимосвязи процессов медицинской и реабилитационной помощи при определении принципов сетевой организации рекреационно-реабилитационного распределенного консорциума применены системный и комплексный подходы, формально-логический метод, методы наблюдения, сравнения и экономико-статистического анализа.

Использование методологии системного подхода обеспечило выявление целостных свойств услуг медицинской реабилитации, преемственности этапов медицинской деятельности. Применение формальных процедур подбора данных для анализа развития медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, последовательной и логической трактовки полученных результатов обеспечило информационное наполнение и обоснованность авторских выводов. Методы экономико-статистического анализа и обработки аналитических данных были задействованы для выявления тенденций и изменений, происходящих в процессах восстановительной терапии и оздоровления в рекреационных зонах. Комплексный подход задействован при формировании состава принципов сетевой организации рекреационно-реабилитационного распределенного консорциума и выделении преимуществ.

Результаты и обсуждение

 Лечение и оздоровление людей — исключительно важная социально-экономическая задача, решаемая в ходе реализации медицинских и реабилитационно-рекреационных программ специальных учреждений. Имеется доказательная база экономической эффективности профилактических мер за счет сэкономленных средств на медикаментозную терапию и визиты к врачу, а проведение реабилитации способствует снижению степени утраты трудоспособности при профилактике и лечении в санаторно-курортных условиях [5, с. 35; 6, с. 27].

Медицинская реабилитация нацелена на предотвращение нарушений здоровья, утраты трудоспособности и направлена на коррекцию функциональных нарушений, восстановление структуры функциональных систем. Соответствующая деятельность может осуществляться, в том числе в условиях санаторно-курортных организаций, как этап общего процесса лечения отдельных заболеваний в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи. Структура реабилитационных лечебно-восстановительных программ основана на диагностике, мониторном сопровождении в реабилитационном и пост реабилитационном периодах с определением индивидуальной возможности социальной адаптации и возвращения к труду. Основным критерием эффективности реабилитационных мероприятий является уровень восстановления работоспособности [7, с. 18].

Реабилитация необходима как взрослым, так и детям с опасными травмами и заболеваниями, ограничивающими развитие функций организма и жизнедеятельность в целом. Системное развитие медицинской реабилитации является значимым элементом реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан. Об этом свидетельствует выделение медицинской реабилитации в качестве отдельной подпрограммы в Государственной программе РФ «Развитие системы здравоохранения» [8], содержание которой отражено на рисунке 1.

Эксперты НИУ ВШЭ определили рост объема рынка реабилитационной индустрии до 84 млрд руб. в 2030 году [9]. Поэтому требуется разработка не только системы факторов развития реабилитационной индустрии, но организации комплекса услуг реабилитации на основе развития медицины, применения медико-информационных технологий, использования курортно-рекреационного потенциала территорий страны.

Крым является одним из главных курортных регионов страны с наличием уникальных природных факторов, региональной санаторно-курортной базой, давними традициями, большим опытом восстановительной терапии и оздоровления [10]. Санаторно-курортный комплекс Крыма многопрофильный, в него входят санатории, санатории-профилактории, курортные поликлиники, бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санаторные оздоровительные лагеря, в том числе круглогодичного действия, где имеется база для проведения реабилитации и восстановительного лечения заболеваний разных профилей. Привлекательность и востребованность услуг санаторно-курортного комплекса подтверждается ежегодным ростом числа рекреантов, поэтому развитие в регионе реабилитационной сферы важно и необходимо не только для жителей Крыма, но и для населения Российской Федерации в целом [11].

Соглашаясь с мнением авторов программы медико-биологического кластера Республики Крым, что «в соответствии с приоритетами, вытекающими из анализа медико-демографической ситуации, современного состояния регионального здравоохранения, его материально-технической базы, кадровой ситуации, основными приоритетами» наиболее рациональный путь решения — это создание консорциума [12], и в развитие этой идеи предлагается рассмотрение преимуществ принципов сетевой организации деятельности рекреационно-реабилитационного консорциума, объединяющего услуги существующих отраслевых учреждений.

Сейчас в Крыму функционирует более 650 зарегистрированных санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, они имеют специализацию и размещены по всей территории полуострова (табл. 1).

Таблица 1

Размещение санаторно-курортных организаций по основным экономических микрорегионам Крыма

Экономические микрорегионы Муниципальные образования Доля в общем количестве, % Специализация
койко-мест санаторно-курортных организаций детских оздоровитель-ных лагерей
Центральный городские округа Симферополь,

Бахчисарай, Симферопольский и Белогорский районы

1,0 23,5 климатотерапия,

бальнеотерапии

Западный городские округа Саки и Евпатория, Раздольненский, Черноморский и Сакский районы 34,7 27,3 климатотерапия, бальнеотерапия, грязелечение
Южный городские округа Ялта и Алушта 53,4 20,8 климатотерапия
Юго–Восточный городские округа Судак и Феодосия, Кировский район 8,6 9,8 климатотерапия, грязелечение,

бальнеотерапия

Восточный городской округ Керчь и Ленинский район 2,3 18,6 климатотерапия, грязелечение

Составлено авторами по данным [13, с. 267; 14, с.114].

Для наиболее полного удовлетворения потребностей в реабилитации и для качественного управления процессами необходима организация взаимодействия распределенных участников с использованием информационных ресурсов на базе сетевого сотрудничества учреждений профильной направленности. Имеется мнение исследователей о том, что «необходимо обратить внимание на развитие сетевых партнерских взаимоотношений государственных органов (профильных комитетов) с туристическим бизнесом, ориентированным на инновации … Ключевую роль в этом сетевом сообществе должны играть … инновационные структуры» [15, с. 110]. Сетевая интеграция участников распределенного консорциума позволит эффективно проводить совместную деятельность в оказании услуг реабилитации. Создание информационной платформы обеспечит обмен информацией, согласованное планирование и выполнение мероприятий сетевого взаимодействия участников. Сетевое взаимодействие следует рассматривать как ресурс инновационного развития, а создание единого центра управления и замкнутой цепочки процессов реабилитации должно строится с соблюдением основополагающих принципов (рис. 2).

Применение указанных принципов позволит участникам рекреационно-реабилитационного распределенного консорциума получить новые функциональные возможности и экономические преимущества. Исследователи считают, что основные преимущества сетей «обеспечивают выгодное долгосрочное сотрудничество, оптимизацию производственных и управленческих процессов, обеспечивая доступ к информационным ресурсам и улучшение их использования» [16, с. 105]. В силу специфики деятельности рекреационно-реабилитационного распределенного консорциума по обеспечению высокого качества услуг в Крыму отмеченные преимущества сетевого взаимодействия могут быть дополнены следующими:

– расширение реабилитационных направлений деятельности крымских санаторно-курортных учреждений,

– тесная внутриотраслевая кооперация и преемственность между всеми участниками оказания реабилитационно-медицинской помощи,

– расширение уровня взаимодействия в использовании реабилитационной и курортной инфраструктуры,

– быстрое распространение передовых медицинских технологий в реабилитации и оздоровлении,

– создание специальных информационных сетей и платформенный обмен информации;

– осуществление взаимодействия с целью формирования инфраструктуры реабилитационной сферы и использования имеющейся санаторно-курортной базы региона.

Таким образом, достижения успешных результатов восстановительного лечения и повышения его медико-экономической эффективности возможно при сетевом взаимодействии профильных организаций и разработке новых подходов для оздоровительных программ на крымских курортах.

Выводы

Выделение показателей общественного здоровья, здорового образа жизни и здоровьесбережения в качестве государственных приоритетов подчеркивает значимость решения проблемы сохранения и улучшения качества здоровья граждан России. Улучшение здоровья населения способствует увеличению предложения рабочей силы, повышению работоспособности, росту производительности труда и росту экономических показателей развития страны. Обоснование медико-социальной и экономической эффективности проведения профилактических мер и реабилитации обуславливает целесообразность организации совместной деятельности профильных организаций в обеспечении укрепления и восстановления здоровья. Соответствующая деятельность может осуществляться в курортных условиях, и рекреационный комплекс Крыма имеет соответствующую базу для проведения реабилитации и восстановительного лечения.

Управление процессами медицинской реабилитации в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на относительно распределенной территории полуострова, возможно на основе рекреационно-реабилитационного консорциума, объединяющего участников на принципах сетевого взаимодействия. Осуществляемая совместная деятельность в области оздоровления и реабилитации ориентирована на новые функциональные возможности, медицинские инновации и экономические преимущества.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Республики Крым в рамках научного проекта № 20-410-910001.

REFERENCES

  1. Federal’nyj zakon “Ob osnovah ohrany zdorov’ja grazhdan v Rossijskoj Federaci” ot 21.11.2011 323–FZ. [Internet resource]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121895/ (reference date: 26.01.2021). (in Russian)
  2. Okrepilov V. V. Razvitie jekonomiki zdorov’ja dlja povyshenija kachestva zhizni. Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2012. No. 5. pp. 33–47. (in Russian)
  3. Ivanova G. E., Truhanov A. I. Global’nye perspektivy razvitija medicinskoj reabilitacii. Herald of regenerative medicine. 2017. No. 6. pp. 2–6. (in Russian)
  4. Rossijskoe zdravoohranenie v novyh jekonomicheskih uslovijah: vyzovy i perspektivy: Doklad NIU VShJe po problemam razvitija sistemy zdravoohranenija. M.: Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2017. 84 p. (in Russian)
  5. Koncevaja A. V. Dokazatel’naja baza i jekonomicheskaja ocenka vmeshatel’stv po profilaktike i kontrolju NIZ. М., 2016. 37 p. (in Russian)
  6. Ivashhenko A. S., Mizin V. I., Ezhov V. V., dr. Razrabotka sovremennyh pokazanij dlja sanatorno–kurortnogo vosstanovitel’nogo lechenija na kurortah Kryma. International Congress «Rehabilitation and Spa Treatment 2016». М., 2016. pp. 26–27. (in Russian)
  7. Tsohla S. Yu., Plugar E. V. Zdorov’e naselenija i razvitie jekonomiki zdorov’ja. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Serija «Jekonomika». 2017. 1. pp. 15–19. (in Russian)
  8. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii “Razvitie sistemy zdravoohranenija”. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel’stva RF ot 26.12.2017 No. 1640. [Internet Resource]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody= &prevDoc=102349622&backlink=1&&nd=102456484 (reference date: 28.01.2021). (in Russian)
  9. Strategicheskij pod#em reabilitacionnoj industrii. [Internet Resource]. URL: https://issek.hse.ru/news/198683197.html (reference date: 28.01.2021). (in Russian)
  10. Strategija razvitija sanatorno–kurortnogo kompleksa Rossijskoj Federacii. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel’stva RF ot 26.11.2018 No. 2581-r. [Internet Resource]. URL: https://kurort.rosminzdrav.ru/articles/10/6 (reference date: 25.12.2020). (in Russian)
  11. Gosudarstvennaja programma razvitija zdravoohranenija v Respublike Krym na 2018–2020 gg. Utverzhdena postanovleniem Soveta ministrov Respubliki Krym ot 12.12.2017 No. 666. [Internet Resource]. URL: https://business.rk.gov.ru/files/ strategy/gosprog/05.pdf (reference date: 12.01.2021). (in Russian)
  12. Programma mediko-biologicheskogo klastera Respubliki Krym. Utverzhdena rasporjazheniem Soveta Ministrov Respubliki Krym ot 28.06.2019. [Internet Resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/561442290 (reference date: 20.01.2021). (in Russian)
  13. Zakon Respubliki Krym “O strategii social’no–jekonomicheskogo razvitija Respubliki Krym do 2030 goda” ot 09.01.2017 No. 352–ZRK/2017. [Internet Resource]. URL: ww.rk.gov.ru/rus/docs_republic.htm (reference date: 14.01.2021 г.). (in Russian)
  14. Turizm i turistskie resursy Respubliki Krym za 2017 god: Stat. sb. Krymstat. Simferopol’, 2018. 144 p. (in Russian)
  15. Karanatova L. G., Hodachek V. M., Kulev A. Ju. Formirovanie mehanizmov investicionnoj privlekatel’nosti v sfere rekreacii i turizma regiona (na primere Leningradskoj oblasti). Upravlencheskoe konsul’tirovanie. 2017. No. 10. pp. 102–110. (in Russian)
    16.Kamenskih M. A. Obespechenie rosta promyshlennogo proizvodstva na osnove razrabotki kompleksa instrumentov upravlenija setevym vzaimodejstviem hozjajstvujushhih sub#ektov. Vektor jekonomiki. 2018. No. 11 (29). pp. 104–107. (in Russian)