КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕКРЕАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

CLUSTERING AS A FACTOR IN INCREASING THE COMPETITIVENESS OF RECREATIONAL ENTERPRISES

JOURNAL: « GEOPOLITICS AND ECOGEODYNAMICS OF REGIONS»  Volume 7 (17) issue 1, 2021

Section  1. Practical aspects of geopolitics and ecogeodynamics

Publication text (PDF):Download

UDK: 338.242.2

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. A.A. Gaysarova, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
  2. S.M. Kupracevitch, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
  3. G.A. Shtofer, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: 10.37279/2309-7663-2021-7-1-82-89

PAGES: from 82 to 89

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: tourism cluster, competitiveness, innovation, cluster approach, investment resources.

ABSTRACT (ENGLISH): The article examines the influence of the cluster approach on the formation of the competitiveness of recreational enterprises, as well as the development of their innovative activities. The main purpose of creating a cluster is determined, which is expressed in increasing the competitiveness of the enterprise and the emergence of opportunities for the development of the enterprise. At the same time, one should take into account the peculiarities of tourist clusters, which, despite the existing differences in individual countries and regions, can be formed only as a result of mutually beneficial effective cooperation between private business and the state.

Введение

В условиях развития современной экономики по пути глобализации самостоятельное функционирование предприятий замедляет экономический рост и затрудняет ведение его активной инновационной деятельности. Кроме того, расширение перечня параметров конкурентоспособности предприятия считается основным условием достижения его стратегических целей путем интеграции опыта, знаний, технологий нескольких предприятий. Объединение возможностей предприятий в кластеры позволяет повысить конкурентоспособность каждого из них и, в частности, осуществлять активную инновационную деятельность. Следовательно, целесообразным и актуальным для современных условий хозяйствования является изучение теоретических аспектов кластерной теории в рамках повышения конкурентоспособности предприятия.

Целью работы является выявление особенностей формирования и направлений развития теории кластеров как инструмента повышения конкурентоспособности рекреационного предприятия и региона.

К комплексу задач исследования отнесем:

  • рассмотреть сущность теории кластеров и понятие кластера;
  • оценить влияние кластеров на конкурентную борьбу;
  • выявить преимущества применения кластерного подхода на рекреационном предприятии;
  • определить факторы, сдерживающие развитие кластеров в России.

Объектом исследования выступает теория кластеров как инструмент структурирования рынка. Предмет исследования — значение и необходимость применения кластеров для повышения конкурентоспособности рекреационного предприятия и его инновационного развития.

Теоретические основы развития кластеров включают ряд этапов, наиболее значимыми из которых следует выделить социальные и институциональные подходы, неоклассическая экономическая школа, а также концепция М. Портера [1]. Положения неоклассической экономики сформировали концепции сетевых межфирменных отношений. Следует отметить промышленные кластеры А. Маршалла [2], «по которым он выявил причины большей производительности группы компаний определенной отрасли, расположенных на определенной территории». Развитие теории кластерного подхода получило в трудах М. Портера, который выявил то, что «наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно системно присутствуют в разных развитых государствах и имеют свойство концентрироваться в одной и той же стране, а порой даже в одном и том же регионе страны» [3]. Теоретические аспекты формирования кластеров целесообразно рассматривать в качестве системного интегратора важнейших элементов общей теории региональной экономики и теории кластеров, основы которой можно найти в работах Немчинова В. С., Гранберга А. Г., Яковлевой-Чернышевой А. Ю., Цехлы С. Ю., Оборина М. С. [4, 5, 6] и других. Применяемый подход к исследованию проблем кластеризации не противоречит мнению, что «Конкурентные преимущества кластера — это приоритет над территорией конкурентов в различных отраслях деятельности кластера» [6, с. 31].

Материалы и методы

Рассмотрение особенностей развития предприятий в результате применения кластерного подхода выполнено по результатам анализа и обобщения научных разработок по проблемам механизма функционирования кластеров и практики хозяйствования предприятий различных отраслей в условиях укрупнения масштабов их деятельности.

Результаты и обсуждение

Мировой опыт развития показывает, что в условиях рынка кластеры являются наиболее гибкой и эффективной структурой. В их основе лежит два понятия: конкуренция и кооперация. На сегодняшний день конкурентоспособность, с точки зрения инноваций, рассматривается как результат способности предприятий, региона внедрять инновации в производственную сферу, стимулировать взаимодействие между предприятиями и обмениваться опытом, знаниями.

Инновационная деятельность является непременным условием развития производственного комплекса и сопровождается инвестированием в прогрессивные технологии производства. Сокращение темпов роста производства ведет к стагнации и деградации технико-технологической базы, что приводит к увеличению издержек и, как следствие, к снижению рентабельности предприятий и, соответственно, возникновению препятствий к развитию конкурентных преимуществ и притоку инвестиций. Решить проблемы низкой конкурентоспособности способна кластерная политика, которая направлена на интеграцию предприятий в единую структуру — кластер.

Необходимо отметить, что если для России кластерный подход организации деятельности является достаточно новой формой, то для многих европейских стран — это широко применяемый инструмент ведения бизнеса. Так, существуют биотехнологические (Швеция), автомобильные (Германия), телекоммуникацонные (Италия), продуктовые (США), аэрокосмические (Испания), химические (Сингапур) кластеры, которые объединены определенной целью, сконцентрированы на конкретной территории и эффективно функционируют [7].

Кластером называют «устойчивое территориально-отраслевое партнерство, в основе которого находится инновационная программа внедрения передовых инновационных производственных, управленческих, инжиниринговых технологий для повышения конкурентоспособности его участников» [1].

Согласно теории М. Портера, кластером является «группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [4]. Предприятия конкретного объединения могут выступать поставщиками продукции, комплектующих или специализированных услуг, предприятиями инфраструктуры, научно-исследовательскими институтами, вузами и другими предприятиями, дополняющими друг друга с целью усиления конкурентных преимуществ каждого из них и кластера в целом.

В научной литературе выделяют три способа влияния кластеров на конкурентную борьбу:

– посредством увеличения количества входящих в кластер предприятий и отраслей;

– путем увеличения инновационной активности и, как следствие, повышения производительности предприятий;

– при помощи стимулирования развития нового бизнеса, который поддерживает инновации и расширяет границы кластера.

В ходе исследований М. Портер пришел к выводу, что на мировом рынке ведущая роль принадлежит кластерам, что объясняется следующим фактом: при достижении успеха одним из участников кластера успешный результат распространяется и на других его участников, а также потребителей, поставщиков и конкурентов. Таким образом, кластерный подход способствует развитию отдельных территорий, отраслей и предприятий, а стимулирование государством создания кластеров в регионах позволит достичь значительного эффекта его социально-экономического развития, повышения инновационного потенциала, а также конкурентоспособности предприятий. Кластерный подход, как инструмент структурирования экономики, позволяет обеспечить оптимальное сочетание интересов и территорий, и предприятий, в результате чего формируется региональная специализация.

Туризм для регионального комплекса Республики Крым является одним из основных направлений, обеспечивающим рост уровня деловой активности и экономики региона в целом [8]. За счет притока туристов наблюдается рост основных показателей деятельности таких отраслей, как торговля, транспорт, связь, сельское хозяйство, общественное питание, строительство и других.

Анализ тенденций развития сферы туризма, курортов и сферы обслуживания в Республике Крым позволяет выделить центры формирования потенциальных возможностей развития рекреационной деятельности в регионе, в качестве которых следует рассматривать природно-ресурсный потенциал, рост потребностей в данных услугах, расширение рынка сбыта, возможность изменения специализации услуг в зависимости от спроса, развитие новых сегментов рынка, создание услуг высокого качества.

Участниками туристического кластера могут стать туроператоры, компании, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов, средства размещения туристов, производители продуктов питания, сувенирной продукции, лечебной косметики и другие.

При этом формирование и развитие туристического кластера позволит использовать потенциал регионального научного комплекса, рекреационные возможности региона для решения проблемы недостатка инвестиционных ресурсов и развития инновационной деятельности, потому что кластеры, как показывает мировой опыт, притягивают новые инвестиции, в том числе иностранные.

В таблице 1 представлены наиболее часто встречающие классификации туристических кластеров.

Таблица 1

Классификация туристических кластеров

Вид кластера Основные элементы кластера
Музейные, спортивные, экологические, этнографические, санаторно-курортные и др. Формируются на основе имеющихся уникальных региональных особенностей
Водные, лесные, горные, смешанные и др. Формирование того или иного вида кластера определяется имеющимися туристическими ресурсами региона
Исторически сложившиеся (современные) Характеризуются способом формирования
Туристско-рекреационные, автотуристские Зависят от целевой ориентации потребителей услуг туристского кластера

Cоставлено по данным [9]

Так, на сегодняшний день в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» проводятся работы по созданию на территории Республики Крым туристско-рекреационных кластеров:

  • ТРК «Детский отдых и оздоровление», г. Евпатория;
  • ТРК «Лечебно-оздоровительный отдых», г. Саки;
  • ТРК «Черноморский»;
  • ТРК «Коктебель»;
  • ТРК в районе оз. Чокракское.

Также следует учитывать особенности создания туристических кластеров, отличающие их от промышленных кластеров:

– специфичность производства туристского продукта;

– необходимость учета географических особенностей региона, в котором предоставляются туристические услуги;

– наличие необходимого объема уникальных природных ресурсов;

– достаточный уровень развития малого и среднего бизнеса в регионе как основного участника туристического кластера.

На сегодняшний день кластерный подход рассматривается как ведущее направление совершенствования экономических институтов и формирования эффективных методов управления на производстве. Под кластеризацией понимают современную мировую тенденцию, которая подходит для развития инновационных технологий и способов обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Главным преимуществом применения кластерного подхода для предприятия является снижение расходов на производстве, благодаря эффективности реализации совместных инвестиционных проектов, повышения квалификации персонала за счет совместных программ и возможности использования результатов научных исследований. В результате, можно говорить о повышении финансовой устойчивости рекреационных предприятий и их инвестиционной привлекательности, результаты оценки которой проведены одним из соавторов данной статьи на примере рекреационных предприятий Крыма [10].

Существует ряд факторов, сдерживающих развитие кластеров в России, к которым относятся [11, 12]:

  • слабое развитие малого и среднего предпринимательства;
  • неразвитость инфраструктуры;
  • недоверие между хозяйствующими субъектами экономической деятельности;
  • отсутствие культуры информационной открытости;
  • наличие явления недобросовестной конкуренции;
  • низкоэффективная предпринимательская среда;
  • близкий горизонт стратегического планирования на предприятии, при том, что кластерный подход применяется с учетом получения выгоды только через 5–7 лет.

Эффективное применение кластерного подхода основано исключительно на построении отношений между участниками кластера на требуемом уровне открытости взаимодействия и предоставления информации.

Кластеры позволяют, во-первых, формировать новые методы конкуренции, что способствует созданию инноваций; во-вторых, создавать условия для инновационных систем в регионе и стране; в-третьих, создавать «точку роста» внутреннего рынка и дальнейшего освоения международного; в-четвертых, формировать спрос на специализированные материально-технические ресурсы и услуги; в-пятых, углублению кластерной специализации за счет конкуренции между производителями; в-шестых, образованию новых субъектов бизнеса, повышающих доходы регионального производства и решающие проблемы занятости населения [13].

Выводы

Применение теории кластерного подхода возможно там, где есть предпосылки дальнейшего развития, где возможно развивать инновационные технологии, обновлять технику и выходить на новые рынки. Те предприятия, которые используют кластерный подход, получают значительные конкурентные преимущества.

Понимание теоретических основ теории кластеров позволяет детализировать цели и направления для реализации кластерного подхода. Использование кластерных технологий свидетельствует об эволюционном экономическом развитии предприятий и территорий в целом. Кластерный подход способствует развитию производств с высокими технологиями и высокой конкурентоспособностью, что обеспечивает инновационное развитие предприятия, территории и региона в целом.

Таким образом, главным инструментом конкурентной политики предприятий становится кластер. Благодаря объединению предприятий в кластер повышается конкурентоспособность каждого субъекта, возникает возможность проводить инновационно направленную политику и получать экономический эффект от совместной деятельности взаимосвязанных организаций. Объединение предприятий в кластер способствует ускорению научных исследований и разработок, внедрению новшеств, свободному обмену информацией, образованию новый комбинаций человеческих ресурсов, приобретению конкурентных преимуществ и возникновению новых возможностей.

Туристские кластеры, несмотря на имеющиеся отличия в отдельных странах и регионах, могут быть образованы только в результате взаимовыгодного эффективного сотрудничества частного бизнеса и государства. При этом инновационную составляющую развития кластера должны обеспечивать научно-исследовательские центры и университеты.

REFERENCES

  1. Porter M. E`. Konkurenciya., Per. s angl. O. L. Pelyavskogo, A. P. Urixanyana, E. L. Usenko. M.: Vil`yams, 2006. 608 p. (in Russian)
  2. Marshall A. Principy` politicheskoj e`konomii DJVU. Per. s angl. R. I. Stolpera, (ed.) S. M. Nikitina, M.: Izdatel`stvo Progress, 1983. 416 p. (in Russian)
  3. Vetrova N. M., Gajsarova A. A. Razvitie e`kologo-e`konomicheskogo upravleniya regionom: e`kologicheskie klastery`, Ucheny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo uni-versiteta imeni V. I. Vernadskogo. E`konomika i upravlenie. 2017. Tom 3 (69). No. 2. pp. 18–26. (in Russian)
  4. Granberg A. G. Osnovy` regional`noj e`konomiki. M.: GU VShE`, 2000. 495 p. (in Russian)
  5. Yakovleva-Cherny`sheva A. Yu. Osobennosti klasternogo vzaimodejstviya v sanatorno-kurortnoj sfere, Upravlenie i e`konomika v XXI veke. 2014. No. 2. pp. 23–29. (in Russian)
  6. Oborin M. S., Cexla S. Yu. Forsajt-texnologiya razvitiya konkurentny`x preimushhestv kurortno-rekreacionny`x klasterov, Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: E`konomika. E`kologiya. 2019. T. 21. No. 1. pp. 28–39. (in Russian)
  7. Klastery` i regional`noe razvitie. YuNIDO: URL: http://www.unido.org/fileadmin/user_media/Services/PSD/Clusters_and_Networks/MEbrochure_UNIDO.pdf. (in Russian)
  8. Shtofer G. A., Vetrova N. M., Gaysarova A. A. To the question of the construction investment impact on the business regional activity, CATPID-2020 IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2020, Vol. 913. 042074. URL: https://doi.org/10.1088/1757-899X/913/4/042074. (in English)
  9. Rudchenko V. N. Klastery` v turizme: osobennosti klassifikacii, process formirovaniya i metody` ocenki, Obshhestvo. Sreda. Razvitie. 2016. No. 4. pp.12–18. (in Russian)
  10. Shtofer G. A. Osobennosti provedeniya finansovoj diagnostiki deyatel`nosti predpriyatiya v sovremenny`x usloviyax, E`konomika stroitel`stva i prirodopol`zovaniya. 2019. No. 4 (73). pp. 76–83. (in Russian)
  11. Babaev B. D., Borovkova N. V., Kazakov M. G. Klasterny`j podxod i regional`ny`e tochki e`konomicheskogo rosta: teoretiko-metodologicheskie aspekty`: Monografiya, (ed.) B. D. Babaeva., Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 2009. 312 p. (in Russian)
  12. Denisova E. N. Klyuchevy`e metodologicheskie i nauchno-prakticheskie problemy` klasteroobrazovaniya v globalizuyushhemsya mire. M.: Izd-vo «Sputnik+», 2009. 75 p. (in Russian)
  13. Transformaciya faktorov e`konomicheskogo razvitiya i konkurentosposobnost`: Monografiya, (ed.) A. V. Bary`shevoj. M.: MAKS Press, 2016. 284 p. (in Russian).