МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

YOUTH TOURISM: ANALYSIS OF RESEARCH RESULTS

JOURNAL: « GEOPOLITICS AND ECOGEODYNAMICS OF REGIONS» Volume 7 (17) issue 1, 2021

Section  1. Practical aspects of geopolitics and ecogeodynamics

Publication text (PDF):Download

UDK: 379.851

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. N.V Khamina, Irkutsk State University, Pedagogical Institute, Irkutsk, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: 10.37279/2309-7663-2021-7-1-193-200

PAGES: from 193 to 200

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Youth tourism, active rest, questioning.

ABSTRACT (ENGLISH): The article deals with the features of tourism among youth. The results are presented based on the results of the survey among young people, most of whom were students. Revealed preferences in rest and attitude to active types of rest, determined the parameters that attract and restrain young people to make active tourism and travel in Russia. Based on the study, it was concluded that it is necessary to organize tourism for young people, taking into account their needs.

Введение

Понятие «молодежный туризм» официально закреплено не так давно в сфере туризма и в рамках научных исследований. Родилось понятие по инициативе Российского союза молодежи, Федерального агентства по делам молодежи и Министерства высшего образования и науки РФ и в дальнейшем было включено распоряжением правительства РФ в «Стратегию развития туризма в России до 2035 года», где также дано определение этого понятия, согласно которому [1], «молодежный туризм» — туризм лиц в возрасте от 18 до 35 лет.

Для понимания особенностей развития молодежного туризма необходимо обратиться к его истории, которая берет свое начало в 20 веке и тесно связано с краеведением. В практике многих педагогов значительное место занимали туристские походы и экскурсии. В этом случае часто приводят в пример опыт А. С. Макаренко, который считал, что нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы, ежегодно устраивая их для своих воспитанников.

В советское время молодежный туризм рассматривался «как одно из средств массовой физической культуры наряду с гимнастикой, бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми» [2], поскольку туризм тесно связан со спортивной подготовкой. Как массовое движение среди молодежи туризм активно реализуется через туристические клубы.

Общий развал Советского Союза привел к развалу единой туристско-экскурсионной системы.

Сегодня на фоне активного становления молодежного движения можно отметить интерес молодежи и к туризму, однако их вовлечение в данную сферу зависит от ряда факторов. Молодежный туризм требует к себе особого внимания и становится объектом научного исследования. В работах исследователями дается характеристика молодежного туризма на основе материала, полученного на данных Всемирной туристской организацией [3] или с помощью таких методов научного познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез, метод сравнения и др. [4].

Исследуются основные направления развития молодёжного туризма в России [5]. Например, развитие туризма, ориентированное на моногорода, что по мнению авторов «позволит использовать возможности ознакомительного и патриотического туризма».

Проблемы развития молодежного туризма в России часто исследуются применительно к региону с поиском возможных путей решения выявленных проблем. Так, в частности, на территории Краснодарского края авторы дают описание мероприятий, направленных на популяризацию молодежного туризма и ряд рекомендаций по решению проблем, существующих в сфере данного туризма [6]. Другие исследователи [7], применительно к той же территории, предлагают концепцию создания межсезонного молодежного лагеря с использованием постолимпийского наследия с целью «формирования подходящих условий для создания на территории современного конкурентоспособного и высокоэффективного туристского продукта, доступного для всей молодежи страны и ближнего зарубежья».

Среди видов молодежного туризма выделяется роль экологического туризма в воспитании молодежи на примере Приволжского федерального округа в рамках организации экологических туров, к числу которых относятся создание документальных фильмов о национальных парках округа, разработка экологических маршрутов [8]. Результаты исследования потребительских предпочтений молодежи в отношении путешествий по территории родного региона представлены на примере Архангельской области [9].

Среди других направлений исследований — активные формы туризма и внутренний туризм среди студентов, изучение молодежного туризма как способа культурной интеграции и др. Кроме того, интерес к развитию молодежного туризма выражается через проведение научных форумов среди молодежи.

На сегодняшний день пока нет комплексного подхода к изучению сферы молодежного туризма. Одной из задачей при развитии данного явления в России должно быть определение туристских мотиваций и проработка тех перспективных направлений, которые позволят раскрыть возможности туристского продукта, ориентированного на молодёжную аудиторию и их потребности. Особая значимость выражается социально-экономической направленностью внутреннего туризма для развития региона.

Материалы и методы

Иркутская область является важной составляющей туристического кластера России. В первую очередь, это обусловлено наличием на территории региона уникальных природно-рекреационных ресурсов, в частности, озера Байкал, а также значительным культурно-историческим потенциалом и разнообразием этнических культур. Внутрирегиональный характер туризма выражен локально. Молодежь готова исследовать родные места, однако характер такой готовности определяется рядом условий и мотивационными функциями.

В процессе исследования выявлений особенностей развития туризма в молодежной среде были применены следующие методы: анкетирование, статистическая обработка результатов.

Для понимания предпочтений у молодежи в отдыхе и отношения к активному туризму было проведено исследование в форме анкетирования среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет. Основную часть респондентов составили студенты — 72 человека из 93 опрошенных.

Результаты и обсуждение

Анализ рекреационных видов деятельности, которые предпочитают выбирать в свободное время молодые люди показал, что 48% отдыхают дома, 45% — совершают прогулку по городу и 33% — поездку за город (Рис. 1).

Рис. 1. Предпочтения вида отдыха в свободное время

Составлено автором

На период каникул/отпуска за последние 3–5 лет молодежь выбирала активный отдых — в 47% случаев. При этом удельный вес возрастной категории здесь составляют лица от 18 до 20 лет. На втором месте — поездки по России (41%) и на третьем (38%) — отдых на даче или у родителей, что в данном случае может оказаться равнозначным. Отдых за границей позволили себе молодые люди от 25 до 30 лет — 20% случаев; нередко молодежь лишает себя отдыха, выбирая дополнительную подработку во время каникул — 13% случаев.

Относительно выбора активных видов туризма ответы распределились следующим образом (Рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов по предпочтению выбора активных видов туризма

Составлено автором

Самыми популярными остаются пешие походы выходного дня. Они наиболее доступны, не требуют высокой подготовки и специального снаряжения, позволяют в течение дня провести время на природе и отдохнуть после похода дома в комфорте, что для многих является немаловажным, неготовностью проводить ночь в палаточных условиях. Горный туризм выбирают немногие, а водный и спелеотуризм интересен еще меньше. И как оказалось, более 20% опрошенных не проявляют интереса к активному туризму. На вопрос «Что вас сдерживает от занятий активными видами отдыха?» 28% респондентов ответили — «отсутствие компании» и 24% — «по состоянию здоровья». Не знают, куда можно поехать 18% опрошенных и у 16% отсутствует интерес к активному туризму. Среди прочих причин оказались такие, как: отсутствие свободного времени, редкая возможность выбраться в поход, недостаток финансов и снаряжения, лень. Как показывает опыт, самоорганизация у молодежи проявляется редко, что чаще всего объясняется их мотивацией. Для современной молодежи важно не пассивное восприятие информации в процессе похода или экскурсии, а активное участие в событиях. Это подтверждается ответами на другой предложенный вопрос: «Какие факторы оказывают (могут оказать) влияние на ваше решение совершить активную туристическую поездку?». Для ответа на вопрос были предложены следующие ответы (рис. 3).

Рис. 3. Факторы, способные оказать влияние на решение совершить активную туристическую поездку.

Составлено автором

Таким образом, проявление активности для молодежи должно выражаться не только в активности самого похода, например, но и включенности человека в процесс, позволяющего испытать яркие эмоции, веселье, при этом не будут важны дальность поездки, место посещения, достопримечательности. Для 17% молодежи наличие интересной достопримечательности может сыграть роль на решение совершить поездку, что говорит о наличии культурных познавательных мотивов.

Частота совершения активной туристической поездки варьируется от 2 раз в месяц до «очень редко» (рис. 4). Из диаграммы видно, что молодежь редко (43%) выезжает за пределы своего населенного пункта в качестве активного отдыха и 22% «очень редко» с учетом, что 21% из общего числа опрошенных не занимаются активным туризмом.

Рис. 4. Частота совершения активной туристической поездки

Составлено автором

На территории Иркутской области большое количество природных достопримечательностей. Самым популярным местом, несомненно, является Байкал, который притягивает туристов в любое время года. Респондентам был предложен список туристических мест, которые являются наиболее популярными по посещаемости. В результате большинству были известны места, кроме ряда пещер и утесов на реке Иркут, но посещали их еще меньшее количество опрошенных. Так, о Кругобайкальской железной дороге знают 74% респондентов, а посещали только 47%. Маршрут по данному историческому месту занимает от 1 до 5 дней минимум в зависимости от способов передвижения и является доступным. О маршруте по Большой Байкальской тропе, проходящей вдоль оз. Байкал знают 65% опрошенных, но проходили только 30%. Не посещали ни одно место из предложенного в списке 27%. Это объясняется отсутствием интереса к активному туризму, неподготовленностью к длительным пешим переходам, слабостью здоровья, а также тем, что студенты 1 курса из ряда опрошенных пока не успели посетить места по причине отсутствия знаний о них и способах посещений.

Активный отдых у молодежи не вошел в тройку рейтинга предпочтений при выборе видов туризма, заняв четвертую строку (рис. 5). Невысокий рейтинг у спортивного и экологического видов туризма, образовательному туризму отдали предпочтение 9 человек. Молодые люди предпочитают развлекательный вид туризма и оздоровительный, связанный с пляжным отдыхом.

Рис. 5. Предпочтения в видах туризма во время каникул / отпуска

Составлено автором

По итогам данного опроса вновь подтверждаются основные туристические мотивации у молодежи: расслабленный физический отдых, яркие эмоции, новые знакомства, общение. При этом 35% любят путешествовать по России, а 24% предпочтут по возможности другие страны для отдыха. 15% стараются одинаково отдыхать в России и других странах, и 20% не совершают поездок как по России, так и другим странам (основная доля респондентов до 20 лет). Среди основных причин, сдерживающих путешествие по России — отсутствие финансов (52%) и времени (30%), на 3 месте — отсутствие компании (14%). Только один человек отметил отсутствие интереса к путешествиям.

Выводы

Проведенный анализ материалов анкетирования предпочтений в отдыхе и отношения к активным видам туризма, показал, что для современной молодежи часто важно эмоциональное восприятие информации в процессе похода или даже экскурсии, активное участие в событиях. Готовность к туризму сдерживается финансовыми трудностями, особенностями здоровья, отсутствием мотивации. Понимание требований молодежи к организации видов отдыха, учета внешних и внутренних факторов, поможет найти подходы к разработке молодежных маршрутов как активных видов туризма, так и отдыха культурно-познавательного и развлекательного характера, позволяющих повысить интерес молодежи к туризму в целом, приобщить к познанию родного края. Немаловажным элементом остаются личные исследования молодежи в области туризма.

REFERENCES

  1. Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035. Federal Agency for Tourism. URL: https://tourism.gov.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii/.(in Russian)
  2. Vasiltsov A. V., Konopleva D. V., Akhatov D. S. Historiogenesis of youth tourism in Russia. Kazan Bulletin of Young Scientists 2019. Volume 3 No. 2. pp. 184–192 (in Russian)
  3. Teplova D. S. Youth tourism as an object of scientific research, Bulletin of the Russian New University. 2015. No. 5. pp. 121–124 (in Russian)
  4. Kononov A. Yu. Theoretical and practical aspects of youth tourism, Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. 2019. Vol. 11, No. 3. pp. 36–49 (in Russian)
  5. Konovalova E. E., Kosareva N. V. Development of youth tourism in Russia, Service in Russia and abroad. 2016. No. 1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-molodyozhnogo-turizma-v-rossii. (in Russian)
  6. Sidorova D. V., Filobok A. A., Ponomareva N. V., Volkova T. A. Modern trends and problems in the development of youth tourism in Russia on the example of the Krasnodar Territory, South of Russia: ecology, development. 2017. Vol. 12, No. 3. pp. 98–105 (in Russian)
  7. Yudina T. A., Balanyan M. N. Youth tourism as a factor in the development of international tourism in the Krasnodar Territory, Theory and practice of social development. 2015. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnyy-turizm-kak-faktor-razvitiya-mezhdunarodnogo-turizma-na-territorii-krasnodarskogo-kraya (in Russian)
  8. Cherevichko T. V., Temyakova T. V. Prospects for the development of youth ecological tourism in the Volga Federal District, Scientific-methodical electronic journal «Concept». 2016. T. 17. pp. 257–262. URL: http://e-koncept.ru/2016/46230.htm  (in Russian)
  9. Sidorovskaya T. V., Volovik O. A. Research of consumer preferences of youth in the field of regional tourism, Marketing MBA. Enterprise marketing management. 2019. T. 10. No. 4. pp. 342–356 (in Russian).