Локальная экологическая политика (на примере Исетского района Тюменской области)

Геополитика и экогеодинамика регионов.

Том 9 (19). Вып. 1. 2023 г. С. 321–341.

УДК 351:504

О. А. Притужалова1 А. А. Зырянова2

1,2 ФГБОУ ВО «Тюмень государственный университет», г. Тюмень

1e-mail:spook191@yandex.ru

2e-mail:gorbunova_amaliya00@mail.ru

Аннотация. В современных условиях все более актуальной становится проблема изучения, понимания и оценки экологической политики. В связи с неоднородностью природных и социально-экономических условий особую важность приобретают региональный и локальный (муниципальный) уровни экополитики. В статье предлагается алгоритм оценки экологической политики на уровне муниципального образования на примере Исетского района Тюменской области. Проводится сравнение официально декларируемой и фактической экополитики Исетского района, оценка включенности экополитики в национальную экологическую повестку и ее соответствия целям устойчивого развития. Разработаны рекомендации по оптимизации экологической политики Исетского района с учетом результатов проведенного опроса населения района.

Ключевые слова: локальная экологическая политика, муниципальная экологическая политика, экологические проблемы, Исетский район, опрос населения, анкетирование

Введение

  • современном мире на фоне возрастания масштабов стоящих перед человечеством экологических проблем и роста уязвимости экономики перед опасностями преобразованной человеком природы увеличивается и роль экологического фактора в политике [1]. Происходит качественное изменение статуса экологической политики в системе государственных приоритетов [2].

Экологическая политика, или экополитика, (от гр. oikos — жилище, дом и politike — искусство управления государством) – политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека. Суть экополитики составляют защита человека, экологический императив его выживания, вобравший в себя множество забот и проблем, в т.ч. социально-экономических, политических [3]. Также с экологической политикой тесно связана политика в области промышленной, радиационной, санитарно-эпидемиологической безопасности.

Главным субъектом, осуществляющим формирование и реализацию политики в сфере экологии, является государство. Однако в последние десятилетия среди акторов экологической политики особо выделились негосударственные субъекты, в первую очередь, общественные организации, а также эксперты, аналитики, публицисты, журналисты, бизнес-структуры [2].

321

Притужалова О. А., Зырянова А. А.

Экополитика формируется и реализуется на разных иерархически взаимосвязанных уровнях [3]:

  • глобальном контексте (глобальная экополитика) – деятельность общественных классов, партий, групп, охватывающая отношения между государствами и осуществляемая посредством международно-правовых, политических и внешнеэкономических акций, с учетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, запасов имеющихся в мире природных ресурсов и их распределения между странами.

Государственная(национальная)экологическаяполитика

деятельность органов государственной власти и управления в социально-экономической сфере, в т.ч. международная, которая строится на понимании выигрышей и недостатков, связанных с состоянием природной среды на территории страны (включая акваторию и воздушное пространство) и имеющихся природных ресурсов, с учетом перспектив развития экономики и демографического прогноза. Может иметь протекционистский и агрессивный характер, может быть централизована или децентрализована.

Региональная и локальная (муниципальная) экологическая политика, в

том числе политика муниципальных органов власти.

Экологическая политика хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций).

Каждый из перечисленных уровней имеет свое ключевое значение, но именно политика на региональном и локальном уровнях позволяет максимально учесть местные условия (природные и социально-экономические особенности региона) и грамотно выстроить долгосрочное планирование развития региона, района, города с учетом экологического фактора. Не менее важна экополитика на уровне предприятий, ведь они являются основными источниками негативного воздействия на окружающую среду. Но обсуждение этого вопроса выходит за рамки настоящей статьи.

Экологическая политика региона – один из насущных вопросов для местных жителей. Их интересуют не глобальные экологические проблемы в целом, а состояние окружающей среды и уровень экологической безопасности непосредственно в месте их проживания. Кроме того, экологические критерии учтены в системе оценивания эффективности действий глав регионов и исполнительных органов власти Российской Федерации: в перечень оценочных показателей включены «Качество окружающей среды», «Качество городской среды».1

Важность региональной и локальной экополитики подчеркивается в «Повестке дня на XXI век» [4]. В главе 28 сказано, что «местные органы управления создают экономическую, социальную и экологическую инфраструктуру, управляют ею и поддерживают ее, наблюдают за процессами планирования, определяют на местах политику и нормы в области охраны окружающей среды и оказывают помощь в реализации национальных и субнациональных природоохранных стратегий. Осуществляя свою деятельность на уровне управления, который находится ближе всего к людям, они играют

1 Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

322

Локальная экологическая политика (на примере Исетского района Тюменской области)

жизненно важную роль в просвещении общественности, ее мобилизации и ориентировании на достижение устойчивого развития».

Единой цели локальной экологической политики не бывает, их всегда множество, например, сохранение окружающей среды или модернизация системы обращения с отходами. Если рассматривать экологическую политику на локальном уровне комплексно, то можно прийти к выводу, что основная цель – устойчивое развитие административной единицы.

  • качестве целей настоящего исследования выступали оценка современной экологической политики Исетского муниципального района Тюменской области (далее – Исетского района) и разработка рекомендаций по ее оптимизации. Предметом исследования явились официально декларируемые политические установки Исетского района в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности, фактически проводимая политика, степень включенности экополитики Исетского района в национальную экологическую повестку и степень соответствия рекомендациям «Повестки дня на XXI век» в области устойчивого развития.

Материалы и методы

Информационной базой исследования послужили документы стратегического развития Исетского района и другие данные официального сайта Администрации Исетского района, база данных Росстата по муниципальным образованиям Российской Федерации, официальные отчеты исполнительных органов власти Тюменской области.

Методы исследования: анализ официальных документов и иной открытой информации по теме исследования, сравнение, проведение анкетирования (соцопроса) населения. Вопросы анкеты можно разделить на четыре группы: характеристика респондентов, информационное обеспечение и роль экологической политики Исетского района, оценка экологических проблем района, меры по решению экологических проблем.

Исследование проведено в несколько этапов:

  • краткая физико-географическая и социально-экономическая характеристика Исетского района и оценка существующих на его территории экологических проблем;
  • сравнение официально декларируемой и фактической экологической политики Исетского района;
  • оценка степени включенности Исетского района в национальную экологическую повестку и степень соответствия рекомендациям «Повестки дня на XXI век» в области устойчивого развития;
  • проведение опроса населения и обобщение результатов;
  • разработка рекомендаций по оптимизации экологической политики Исетского района.

Результаты и обсуждение

Характеристика района исследования.

Исетский район расположен на юго-западе Тюменской области, граничит с Тюменским, Ялуторовским, Упоровским районами Тюменской области, а также со

323

Притужалова О. А., Зырянова А. А.

Свердловской и Курганской областями (рис. 1). Протяженность района с севера на юг составляет порядка 60 км, с запада на восток – около 65 км, площадь – 2751 км² [5].

Рис. 1. Карта-схема Исетского района Тюменской области с указанием сельских административных территорий [7]

Территория Исетского района расположена в пределах Западно-Сибирской

низменности, имеет пологоволнистый рельеф. Район богат общераспространенными полезными ископаемыми (глина, песок, торф, сапропель), имеются месторождения охры и минеральных лечебных вод [6]. Климат – континентальный, высока вероятность суховеев и засух. Крупнейший водоток района – р. Исеть с притоками Миасс, Синара, Теча – берет начало в Уральских горах. Исетский район расположен в зоне лесостепей с характерным для этой зоны почвенно-растительным покровом. На территории района имеются две особо охраняемые природные территории (ООПТ): заказник регионального значения «Рафайловский» и памятник природы «Марьино ущелье» [7].

  • 41 населенном пункте Исетского района на начало 2022 г. проживало 24 536 человека. Наблюдаются как естественная убыль населения, так и его миграционный отток [5]. Административный центр района – с. Исетское, расстояние от него до областного центра (г. Тюмень) около 75 км.

Исетский район является районом преимущественно аграрной деятельности, одним из лидеров по производству сельскохозяйственной продукции в Тюменской области. Сельскохозяйственные угодья занимают почти половину

324

Локальная экологическая политика (на примере Исетского района Тюменской области)

территории района, преобладающие площади отданы под посевы пшеницы, ячменя, овса, рапса, гороха, кормовой кукурузы, картофеля, капусты. В хозяйствах всех категорий на 2021 г. содержалось 7479 коров, 4225 свиней, 9159 овец и коз, 52018 птиц [5]. Вторая половина района поросла лесом, на ней выделено 25 лесосек [7].

На территории района ведется добыча песка, глины, суглинка и торфа. Среди отраслей обрабатывающей промышленности в Исетском районе представлены производство мясной, молочной продукции, хлеба и кондитерских изделий, комбикормов для животных, пиломатериалов, стройматериалов и материалов для производства мебели, ткани, упаковки.

По территории района проходят автодороги «Тюмень – Курган», «Ялуторовск – Шадринск». В п. Коммунар имеется рыбное хозяйство: несколько озер используются для любительской и спортивной рыбалки. Сфера услуг представлена торговыми предприятиями (примерно 200 единиц) и предприятиями, оказывающими бытовые услуги (примерно 40 предприятий и индивидуальных предпринимателей).

Сравнение официально декларируемой и фактической экологической политики Исетского района.

Официально декларируемая политика. Эксплицитно сформулированной экологической политики Исетский район не имеет (как и большинство других муниципальных образований Российской Федерации). О декларируемой экополитике района можно судить по данным официального сайта администрации района и принятых в нем стратегических документов развития.

На официальном сайте Администрации Исетского района имеется раздел «Экология», однако его наполнение крайне скудное [8]. Текстовая часть длиной в два абзаца представляет собой выдержки из статьи академика Н.Н. Моисеева «Экология в современном мире» [9] о необходимости выработки стратегии развития с учетом экологических проблем. Также опубликованы два материала:

  1. новость о том, что в 2017 г. с. Исетское заняло третье место на экологическом конкурсе среди муниципальных образований Тюменской области, набрав 63 балла из 100 возможных; 2) текст указа президента о проведении в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии.

Вопросы экологии района отражены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Исетского района до 2020 года и на перспективу до 2030 года» (год принятия – 2010 г.; далее – Концепция СЭР) [10], где названы основные экологические проблемы, приоритеты в экологической сфере на долгосрочную перспективу, цель и задачи политики в области рационального природопользования и экологии (рис. 2). К сожалению, целевые ориентиры в сфере охраны окружающей среды на 2020-2030 гг. в Концепции СЭР приводятся без указания количественных значений, возможные пути решения данных проблем не приведены. Однако, факт их включения в Концепции СЭР говорит об осознании властями наличия проблем и необходимости их решения.

325

Притужалова О. А., Зырянова А. А.

Рис. 2. Целевые установки стратегического развития Исетского района в

экологической сфере

Составлено по [10]

Некоторые мероприятия, имеющие отношение к экологической проблематике, включены в «Программу комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства» [11]. Так, ею предусмотрены установка станций водоподготовки, строительство канализационных очистных сооружений, реконструкция водоочистной станции, ремонт водопроводных сетей, замена насосов, котлов котельных на более экономичные, приобретение спецтехники для вывоза коммунальных отходов. Вследствие реализации указанной программы ожидается снижение аварийности в ЖКХ (следовательно, снижение воздействия на окружающую среду в результате аварий), а также существенное снижение потребления энергии.

Фактическая политика. Оценка фактической экополитики на муниципальном уровне (на уровне органов местного самоуправления) должна даваться через призму законодательно определенных полномочий этих органов. Эти полномочия касаются, в основном, организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления (в частности, создания и содержания мест накопления твердых коммунальных отходов) и организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.1

На практике мероприятия, направленные на охрану и оздоровление окружающей среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, на территории Исетского района могут реализовываться как властями района, так и властями Тюменской области.

Среди целевых программ районного уровня на период 2020-2025 гг., список которых включает 21 позицию, нет программы, напрямую касающейся экологии

  1. Очевидно, это связано с ограниченными возможностями бюджетного финансирования работ. Что касается вышеназванной программы развития жилищно-коммунального хозяйства и Концепции СЭР, систематической

отчетности о результатах их реализации авторами не обнаружено. На

1 Ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

326

Локальная экологическая политика (на примере Исетского района Тюменской области)

официальном портале Администрации Исетского района имеются лишь единичные упоминания проведенных мероприятий.

Серьезное внимание властями района уделяется сфере экологической культуры. Администрация Исетского района организует и поддерживает мероприятия, направленные на формирование экологического сознания, в том числе для школьников разных возрастных групп. В качестве примера можно привести следующие мероприятия [7]:

    1. «Зеленая планета 2020». Инициаторами проведения данного конкурса была организация с идентичным конкурсу названием. Цель – показать необходимость в улучшении экологической обстановки, состояния окружающей среды, важность активной позиции по отношению к экологическим проблемам через творческие игры с детьми от 3 до 17 лет.
    2. «Сохраним лес». Организаторами данного проекта были специалисты в области лесохозяйственной деятельности. Цель – сохранить и восстановить лес. В рамках мероприятия на участке площадью 1 га проведены лесовосстановительные работы – высажено 4400 сеянцев сосны.
    3. «Стерх – птица счастья». Данное экологическое мероприятие является ежегодным. Его цель – формирование экологического сознания с направленностью на сохранение стерхов, находящихся под угрозой исчезновения.

Если говорить о деятельности на областном уровне, в рамках областной программы «Недропользование и охрана окружающей среды» предполагается до 2025 г. рекультивировать либо ликвидировать 22 свалки, расположенные на территории Исетского района [13].

Также нельзя не отметить важность информационного обеспечения экологической политики. Основные источники экологической информации по исследуемому району: 1) база данных муниципальных образований Росстата;

  1. государственные доклады и отчеты Департамента недропользования и экологии Тюменской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. К сожалению, в базе данных Росстата информация по многим показателям Исетского района доступна не за все годы. Неполный ряд статистических данных не дает в полной мере оценить прогресс в реализации экополитики, ее эффективность. А в докладах органов исполнительной власти сведения часто приводятся в слишком обобщенном виде, без детализации по районам, иногда с указанием на проблему, но без указания деталей (конкретные загрязнители, источники негативного воздействия и пр.).

Сравнение декларируемой и фактической экополитики. С целью проведения сравнительного анализа декларируемой и фактически проводимой экологической политики Исетского района авторами выделено семь ключевых сфер экополитики. В таблице 1 приводятся сведения об антропогенном воздействии на окружающую среду и экологических проблемах на территории Исетского района по данным открытых источников, а также результаты анализа декларируемой и фактически проводимой в районе экологической политики по данным сферам.

Следует отметить, что в силу скудности опубликованных данных некоторые экологические проблемы района нельзя оценить в полной мере. Так, неизвестны объемы водопользования, в то время как водохозяйственный баланс территории

327

Притужалова О. А., Зырянова А. А.

Исетского района может быть легко нарушен, ведь она относится к засушливой зоне. Также неизвестно, какие вещества-загрязнители содержатся в водоемах и водотоках района, каковы объемы загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами. Является закрытой информация по обращению с промышленными отходами в разрезе муниципальных районов. Характеристика фактической экологической политики так же выполнена по данным, имеющимся в открытом доступе, поэтому она может быть неполной.

Таблица 1

Сравнение декларируемой и фактически проводимой экологической политики

Исетского района

Характеристика Официально декларируемая Фактическая
экологических проблем экополитика экополитика
1. Загрязнение природных вод и качество питьевой воды
Химическое загрязнение В Концепции СЭР в числе В районе производится
воды р. Исеть в результате экологических проблем района обновление инфраструктуры
слива сточных вод выше по названы низкая степень очистки водоподготовки и очистки
течению (в Свердловской сточных вод, значительный сточных вод. В результате
области) и наличия объем сброса стоков на рельеф, наблюдается положительная
источников загрязнения на загрязнение поверхностных динамика качества воды из
территории Исетского водоемов, проблема обеспечения водопроводной сети, хотя
района (сточные воды жителей качественной питьевой проблема не решена
предприятий, водой, а в числе задач – полностью. Мер по
несанкционированные места сокращение негативного устранению источников
размещения отходов, поля) воздействия хозяйственной негативного воздействия на
Несоответствие деятельности на окружающую водные объекты недостаточно.
установленным требованиям природную среду, обеспечение Устойчивого улучшения в
проб воды из водопроводной очистки коммунальных сточных сфере охраны природных вод
сети централизованного вод в населенных пунктах. не наблюдается, в 2021 г.
питьевого водоснабжения по В соответствии с «Программой имело место ухудшение
санитарно-химическим комплексного развития качества воды р. Исеть в
показателям. Доля проб с жилищно-коммунального створе с. Исетское.
превышением нормативов: хозяйства» Исетского района
100% в 2016-2017 гг., запланированы установка
50,0% в 2018 г., станций водоподготовки,
18,0% в 2020 г., строительство канализационных
31,9% в 2021 г. очистных сооружений,
реконструкция водоочистной
станции, ремонт водопроводных
сетей.
2. Загрязнение атмосферного воздуха
Рост выбросов В Концепции СЭР в числе Создание новых предприятий
загрязняющих веществ от экологических проблем района влечет за собой увеличение
стационарных источников названы наличие значительного выбросов. Механизмов
(0,375 тыс. т в 2012 г., 1,727 количества стационарных противодействия этому на
тыс. т в 2017 г., более источников выбросов муниципальном уровне не
поздних данных нет) загрязняющих веществ в выработано.
Низкая доля уловленных и атмосферу и их слабая
обезвреженных оснащенность
загрязняющих веществ от пылегазоулавливающими
общего количества устройствами, а в числе задач –
загрязняющих веществ, сокращение негативного
отходящих от стационарных воздействия хозяйственной
источников (57% в 2014 г., деятельности на окружающую
23,1% в 2017 г.) природную среду.

328

Локальная экологическая политика (на примере Исетского района Тюменской области)

3. Состояние почв и земель

76,1% проб почв в Исетском В Концепции СЭР в числе Задача сохранения и
районе имеют кислую экологических проблем района плодородия почв требует
реакцию, 4,9% -низкое названы деградация земель, постоянного внимания. В
содержание гумуса, 0,6% – проблема сохранения плодородия связи с важностью аграрного
низкое содержание почв. сектора для экономики района
обменного калия, 24,7% – Согласно программе развития ею плотно занимаются. В
низкое содержание агропромышленного комплекса Исетском районе проводятся
обменного фосфора района «с участием областного различные мелиоративные
В 2016 г. фиксировалось бюджета» решаются вопросы работы. Район является одним
загрязнение почвы повышения почвенного из лидеров в Тюменской
тяжелыми металлами. плодородия. К приоритетам в области по внесению
Рост объема внесения этой области относятся создание удобрений.
удобрений (29 897 ц в условий для сохранения и
2012 г., 156 353 ц в 2020 г.) восстановления плодородия почв,
Активное развитие водной повышение эффективности
эрозии использования земельных
ресурсов, развитие мелиорации
сельскохозяйственных земель.
4. Состояние лесных ресурсов
В Исетском районе В Концепции СЭР в числе В районе действует
случаются лесные и экологических проблем района комплексная система мер
ландшафтные пожары, названа проблема сохранения и противодействия лесным
основной причиной которых плодородия почв, ресурсов пожарам (в рамках сводного
является человеческий растительного и животного мира, плана тушения лесных
фактор. Как правило, они а в числе задач – сохранение пожаров в Тюменской
имеют площадь до 25 га биологического и ландшафтного области).
Расчетная лесосека (322,3 разнообразия. В 2021 г. искусственное
тыс. куб. м) освоена лесовосстановление
примерно на треть произведено на площади
(фактический объем 110,8 га, объем естественного
заготовки 105,2 тыс. куб. м в лесовосстановления – 389,6 га.
2021 г.) В ряде случаев высадка
сеянцев производится с
привлечением населения
(например, акция «Сохраним
лес»).
Функционируют две ООПТ:
заказник «Рафайловский» и
памятник природы «Марьино
ущелье».
5. Обращение с отходами
Разнонаправленная В Концепции СЭР в числе В результате проведенной на
динамика количества экологических проблем района уровне области реформы
вывозимых твердых названо большое количество обращения с отходами
коммунальных отходов «несанкционированных свалок», модернизирована система
(ТКО) (70,9 тыс. куб. м в а в числе задач – обеспечение сбора и вывоза отходов
2015 г., 41,3 тыс. куб. м в санкционированного размещения производства и потребления
2018 г., 50,6 тыс. куб. м в твердых бытовых отходов, во всех муниципальных
2021 г.) повышение эффективности образованиях. Отходы,
Несвоевременный вывоз экологического контроля. образовавшиеся в Исетском
ТКО В соответствии с «Программой районе, поступают на
Наличие мест комплексного развития тюменский
несанкционированного жилищно-коммунального мусоросортировочный завод.
размещения отходов хозяйства» Исетского района Из них выделяются и
Люди, живущие рядом со предусмотрено приобретение направляются на переработку
скотомогильниками, спецтехники для вывоза стекло, пластик, макулатура,
коммунальных отходов. металлы, древесные отходы.

329

Притужалова О. А., Зырянова А. А.

жалуются на исходящий от В перечень свалок, до 2025 г. За счет субсидий из
них неприятных запах подлежащих рекультивации и областного бюджета идет
ликвидации в рамках ликвидация
Государственной программы несанкционированных свалок
Тюменской области ТКО.
«Недропользование и охрана На уровне властей Тюменской
окружающей среды», включены области проводятся
22 свалки в Исетском районе. мероприятия по содержанию и
приведению в нормативное
состояние скотомогильников,
в том числе в Исетском районе
(известен объем
финансирования, но не
известны наименования
скотомогильников и виды
проведенных работ).
6. Радиационная обстановка
Радиационный фон В ключевых документах На областном уровне ведется
местности определяется, в стратегического развития радиационный мониторинг
основном, естественными Исетского района данный вопрос почв, растительной
факторами, не превышает не упоминается. продукции, земель селитебных
установленных территорий, зон влияния
нормативных значений промышленных предприятий,
помещений жилого и
общественного назначения,
производственных зданий,
воды источников
водоснабжения. Аномалий не
выявлено, дополнительных
мер не требуется.
7. Проблемы энергетики
Использование дровяного В соответствии с «Программой В Исетском районе
отопления во многих комплексного развития постепенно происходит
поселениях (количество жилищно-коммунального обновление основных фондов
негазифицированных хозяйства» Исетского района энергетической отрасли,
населенных пунктов предусмотрены замена насосов, газификация сел и деревень.
составляет 21) котлов котельных на более Однако масштабы данных
Большой износ экономичные. мероприятий оставляют
электростанций и желать лучшего.
электросетей, вследствие
чего случаются отключения
электроснабжения
населенных пунктов
Потенциал альтернативной
энергетики не используется

Составлено по [5; 10-19]

Оценка степени включенности Исетского района в национальную экологическую повестку и степень соответствия рекомендациям в области устойчивого развития.

Локальная экологическая политика является подсистемой национальной и региональной экополитики, поэтому должна перекликаться с политикой вышестоящего уровня.

Как показано выше, целевые установки в области экологической политики района исследования закреплены в «Концепции долгосрочного социально-

330

Локальная экологическая политика (на примере Исетского района Тюменской области)

экономического развития Исетского района до 2020 года и на перспективу до 2030 года». Содержательно они вполне состоятельны и увязаны с установками, утвержденными на областном и национальном уровнях, отчасти так же с рекомендациями «Повестки дня на XXI век» в области устойчивого развития.

  • частности, экополитика района схожа с национальной экологической политикой в том, что решаются вопросы качества водоснабжения, обращения с ТКО, поддержания почвенного плодородия, лесовосстановления, в обоих случаях много внимания уделяется развитию экологической культуры населения.

Однако, к настоящему времени в число приоритетов национальной экополитики добавились смягчение последствий изменений климата и внедрение мер адаптации к нему. В случае с Исетским районом изменение климата может иметь некоторые положительные последствия, например, за счет сокращения расхода энергии в отопительный период, увеличения продолжительности вегетационного периода. В то же время серьезной угрозой для социально-экономического развития и экологического равновесия района может стать увеличение интенсивности и продолжительности засух, повышение пожароопасности в лесных массивах, смещение ареалов обитания видов на север, ареалов распространения ряда зоонозных инфекций, для здоровья населения представляют угрозу волны жары, барические контрасты. Для снижения потерь и использования выгод необходима разработка и реализация мер адаптации к изменению климата. Региональные планы адаптации к изменениям климата должны быть разработаны к IV кварталу 2022 года.1 Тюменская область на момент подготовки статьи такого плана не имеет. Однако, муниципальные образования могут инициировать разработку собственных планов адаптации к изменениям климата.

Таким образом, на сегодня требуется актуализация декларируемых экологических приоритетов и целевых ориентиров Исетского района (прежде всего, их расширение, ведь проблемы, зафиксированные в Концепции СЭР в 2010 г., поныне не решены). Кроме того, необходимо увеличить масштабы проведения мероприятий, направленных на решение экологических проблем района.

  • части соответствия рекомендациям «Повестки дня на XXI век» в области устойчивого развития отметим следующее. В то время как многие муниципалитеты по всему миру разрабатывают собственные локальные, или местные, повестки устойчивого развития, намерения Администрации Исетского района в отношении устойчивого развития не артикулированы.

Тем не менее, власти Исетского района по мере сил стараются обеспечивать развитие района согласно целям устойчивого развития ООН (ЦУР). Если рассматривать экологически ориентированные ЦУР, в деятельности властей Исетского района прослеживаются мероприятия, направленные на достижение ЦУР № 6 «Чистая вода и санитария», ЦУР № 15 «Рациональное использование экосистем суши». Так, «Программа комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства» направлена на реализацию ЦУР № 6. Одним из приоритетов достижения ЦУР № 15 является сохранение биоразнообразия. Существенный вклад в решение этой задачи в Исетском районе вносит

функционирование двух ООПТ, а также сохранение больших по площади

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 3183-р «Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до

2022 года».

331

Притужалова О. А., Зырянова А. А.

участков, не затронутых хозяйственной деятельностью человека, не имеющих особого природоохранного статуса. Принимаются меры по предотвращению деградации земель – утраты плодородия, эрозии, меры по очистке земель от отходов.

Комплексный характер имеют мероприятия, предлагаемые в рамках муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Исетского муниципального района» [19]. Программа направлена на повышение уровня и качества жизни сельского населения. В нее заложены мероприятия по

развитию водоснабжения, энергосберегающих технологий, создание контейнерных площадок для ТКО, работающие на достижение сразу нескольких ЦУР.

Результаты опроса населения.

Описание выборки. С целью выявления наиболее актуальных по мнению населения экологических проблем в феврале – марте 2022 года был проведен опрос жителей Исетского района. Опрос прошло 115 человек, в том числе 50% – население в возрасте от 20 до 40 лет, 24% – до 20 лет, 22% – от 40 до 60 лет, 4% – более 60 лет. 77% респондентов женского пола. 71% респондентов проживает в данном районе от 3 до 7 лет, 15% – от 7 до 15 лет, 14% – более 15 лет.

Вопросы по информационному обеспечению и роли экологической политики. На вопрос «Интересует ли Вас проводимая в Исетском районе экологическая политика?» утвердительно ответили 87% или 100 чел. (рис. 3).

Для удовлетворения этого интереса 69% населения использует СМИ, 20% и 10% – официальные сайты Исетского района и Тюменской области, соответственно, 1% – беседы со знающими людьми (знакомыми, друзьями, родителями) (рис. 3).

При этом большинство респондентов (53%) считают публикуемую информацию об экологической ситуации в Исетском районе объективной и скорее объективной, чем нет. 23% опрошенных выбрали вариант ответа «Скорее нет, чем да», еще 9% – вариант «Нет», а 15% затруднились с ответом (рис. 3).

Вклад экополитики в состояние окружающей среды положительно оценивают 35 опрошенных, отрицательно – 20 чел. 41 респондент не видит изменений, а 19 затруднились ответить на данный вопрос (рис. 3).

Вопросы по экологическим проблемам района. Ряд вопросов был посвящен оценке современной экологической ситуации в Исетском районе. Более половины респондентов считают ее благоприятной или скорее благоприятной (13% и 54%, соответственно), 29% – скорее неблагоприятной, 4% – неблагоприятной (рис. 3).

На вопрос о преобладающих факторах загрязнения можно было выбрать более одного варианта ответа. Главным фактором загрязнения, по мнению населения, являются бытовые отходы (66,1% ответов), за ними следуют сельское хозяйство (13,9%), транспорт (8,7%) и промышленность (7,8%). 4% опрошенных выбрали вариант «Все вышеперечисленные факторы» (рис. 3).

332

Локальная экологическая политика (на примере Исетского района Тюменской области)

Рис. 3. Результаты опроса населения

Составлено авторами

333

Притужалова О. А., Зырянова А. А.

    • ходе опроса было выявлено, какие экологические проблемы волнуют население больше всего. Респондентам предлагалось оценить значимость шести экопроблем по пятибалльной шкале. Наиболее значимыми экопроблемами названы по убывающей:

1. Плохая работа санитарных служб – грязь, свалки отходов (52%);

2. Загрязнение водоемов (50%);

3. Загрязнение почвы химикатами, тяжелыми металлами, нефтепродуктами

  • другими веществами (31%);
  1. Интенсивная вырубка лесов (26%);
  2. Загрязнение воздуха (19%);
  3. Повышенный уровень шума (13%).

Вопросы о мероприятиях по решению экологических проблем.

На вопрос, важно ли, чтобы в Исетском районе появлялись и работали

общественные экологические организации, подавляющее большинство населения ответило положительно (81%) и только 1% – отрицательно, 18% затруднились с ответом (рис. 3). 53% опрошенных высказались, что ранее принимали участие в мероприятиях по улучшению состояния окружающей среды, а 47% – не участвовали в них. Исходя из этого, количество граждан, потенциально заинтересованных в непосредственном участии в деятельности общественных экологических организаций, в районе высоко.

Вопрос о мерах по оптимизации экологической политики предполагал открытую форму ответа. Основные меры по оптимизации экологической политики население Исетского района видит в улучшении вывоза мусора и пересмотре мусорной реформы, а также в воспитании экологического сознания людей путем проведения мероприятий, в рамках которых будет рассказываться и наглядно показываться, где взять необходимую информацию о состоянии окружающей среды, куда обратиться в случае обнаружения очага негативного воздействия.

Мнение населения относительно того, кто должен нести ответственность за улучшение экологической ситуации в Исетском районе, проясняют такие ответы: 58% респондентов возлагают ответственность на Администрацию Исетского района, 20% – на самих жителей, 11% – на областную Администрацию, 7% – на общественные экологические организации и 4% – на федеральное правительство (рис. 3).

Рекомендации по оптимизации экологической политики Исетского района.

Учитывая низкую плотность населения и производств на территории Исетского района, небольшой совокупный объем негативного воздействия, экологические проблемы района не являются критическими. Однако может быть предложен ряд направлений совершенствования действующей экополитики.

Самыми острыми экологическими проблемами Исетского района являются загрязнение реки Исеть, низкий процент улавливания выбросов в воздушную среду от предприятий района, наличие 22 свалок (несанкционированных полигонов) отходов, деградация земель, высокий уровень воздействия энергетической отрасли на окружающую среду.

Загрязнение природных вод и качество питьевой воды. Высокий уровень загрязнения водных объектов Исетского района обусловлен, прежде всего,

334

Локальная экологическая политика (на примере Исетского района Тюменской области)

транзитными (принесенными с территории соседней Свердловской области) загрязнителями. Администрация района на эту проблему повлиять не может, решение о санации водосбора реки Исеть должно приниматься на более высоком уровне. Однако, к сфере компетентности органов местного самоуправления относится осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований. Местным властям необходимо заниматься устранением диффузных источников загрязнения на водосборной площади, обеспечивать соблюдение режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ликвидировать имеющиеся несанкционированные полигоны отходов и рекультивировать нарушенные земли в границах района. Также необходимо продолжать работы по созданию и реконструкции сооружений водоподготовки, канализации и водоочистки для бытовых нужд. На предприятиях района необходимо внедрять замкнутые циклы водоснабжения.

Загрязнение атмосферного воздуха. Необходима техническая модернизация производств с целью снижения выбросов наиболее опасных загрязняющих веществ, повышения улавливания и обезвреживания вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух. Учитывая неустойчивое финансовое состояние значительной части предприятий Исетского района и недостаточность бюджетных средств, необходимо максимально использовать предусмотренные государством механизмы стимулирования внедрения наилучших доступных технологий.

Состояние почв и земель. С учетом сельскохозяйственной специализации региона высокий приоритет должно иметь проведение почвозащитных мероприятий. Необходимо обеспечить внесение удобрений и мелиорантов на пахотные земли района в научно обоснованных количествах, одновременно контролируя содержание в почвах фосфора и азота, поскольку при избыточном внесении фосфорных и азотных удобрений происходит перенасыщение ими почв, а затем загрязнение грунтовых и поверхностных вод.

Обращение с отходами. Как говорилось выше, ликвидация свалок уже запланирована к проведению в срок до 2025 г. За счет функционирования Тюменского мусоросортировочного завода из ТКО, образующихся в Исетском районе, выделяется несколько фракций вторсырья. Следует поддерживать и развивать инфраструктуру обращения с отходами на территории самого района, в том числе с отходами производства.

Проблемы энергетики. В первую очередь, необходимо способствовать своевременному обновлению основных фондов энергетических предприятий. Практическая реализация данной рекомендации осложняется тем, что 100% организаций, работающих в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха в Исетском районе, являются убыточными

  1. Имеет смысл провести технико-экономическое обоснование использования солнечных и ветровых электростанций, а также оценить потенциал использования биотоплива (отходов сельского хозяйства и деревообработки).

Что касается сравнительно благополучных сфер экологической политики (состояние лесных ресурсов, радиационная обстановка) следует системно продолжать требуемые мероприятия по охране и защите леса, радиационному мониторингу, мероприятия, направленные на экологическое образование и повышение уровня экологической культуры населения района.

335

Притужалова О. А., Зырянова А. А.

Целесообразно развивать новые направления экологической политики Исетского района, в частности, экотуризм (например, в туристическом комплексе «Южное», археологическом комплексе «Ингальская долина»).

Наряду с решением конкретных экологических проблем, следует уделить внимание общим организационным вопросам.

Открытость экологической информации. Разработка экологической политики района должна базироваться на четком понимании экологической обстановки, которая объективно существует на данный момент на рассматриваемой территории, и тенденций ее развития [20]. В связи с отсутствием ряда данных по воздействию на окружающую среду Исетского района и экологической ситуации на его территории властям муниципального образования,

  • также научному сообществу необходимо, во-первых, выполнить тщательный анализ имеющейся информации, а во-вторых, инициировать проведение эколого-географических исследований, направленных на улучшение информационного обеспечения по экологическим вопросам, вплоть до проведения экологического аудита района.

Учитывая интерес местного населения к экологическим проблемам и не очень высокий процент доверия к публикуемой информации (только 53% респондентов доверяют ей), необходимо более полно, более аргументированно предоставлять населению экологическую информацию. В частности, целесообразно прояснить вопрос с источниками негативного воздействия на окружающую среду и публиковать если не данные об объемах воздействия отдельных предприятий, то хотя бы перечислить основные предприятия-загрязнители, а также осветить проводимые ими мероприятия (например, об очистке сточных вод животноводческих комплексов).

Стратегическое планирование в экологической сфере. Для оптимизации стратегического и программно-целевого планирования в сфере экологии в Исетском районе необходимо включить экспертов-экологов в состав разработчиков соответствующей документации, при разработке документов стратегического экологического развития установить цели и количественные индикаторы их достижения.

Обоснование экополитики должно быть научно выверенным. В частности, имеет смысл опираться на ландшафтно-географический подход [21]. Это позволит адаптировать развитие района к современным экологическим вызовам.

Учитывая данные проведенного опроса жителей района, целесообразно также развивать в Исетском районе деятельность общественных экологических организаций.

Ограничения исследования. В завершение обсуждения результатов необходимо назвать ограничения проведенного исследования. Поскольку характеристика экологических проблем и экологической политики Исетского района выполнена по данным, имеющимся в открытом доступе, она может являться неполной. В частности, недостаточно данных по воздействию экономики района на окружающую среду, изменению видового биоразнообразия, состоянию охотничье-промысловых и рыбных ресурсов в Исетском районе. Органам власти Исетского района и Тюменской области может быть рекомендовано улучшить доступность экологически релевантной информации, в особенности, опубликование статистики и отчетности по реализации различных экологически направленных мероприятий в разрезе муниципальных образований.

336

Локальная экологическая политика (на примере Исетского района Тюменской области)

Выводы

  • настоящее время происходит перезагрузка экологической повестки на всех уровнях – от глобального до локального. Верховной целью экологической политики можно признать новое качество отношений между человеком и окружающей средой – научно обоснованное, выверенное с учетом концепции устойчивого развития. В статье проведен всесторонний анализ современной экологической политики Исетского района Тюменской области (горизонт рассмотрения – последние 10 лет).

Физико-географическое и экономико-географическое положение Исетского района благоприятное. В нем появляются новые производства (предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и др.), в связи с чем растет уровень воздействия на окружающую среду. Наиболее серьезными экологическими проблемами района являются загрязнение реки Исеть и низкое качество питьевой воды, слабая очистка выбросов в воздушную среду от предприятий района, наличие несанкционированных полигонов отходов, деградация земель, высокий уровень воздействия энергетики на окружающую среду.

Основные экологически ориентированные направления, цели и задачи политики Исетского района отражены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Исетского района до 2020 года и на перспективу до 2030 года», в целевых программах по развитию жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства района. Они увязаны с целевыми установками, утвержденными на областном и национальном уровнях, а также с рекомендациями в области устойчивого развития

Насколько позволяют судить открытые данные, фактическая экополитика по ряду направлений успешна (состояние почв и земель, лесных ресурсов, обращение с отходами). Однако не наблюдается устойчивого улучшения в сфере охраны природных вод, недостаточно принимаемых мер в части регулирования загрязнения атмосферного воздуха, обновления основных фондов энергетической отрасли, газификации сел и деревень, использования альтернативных источников энергии. Следует отметить также проблему слабого информационного обеспечения населения по экологическим вопросам.

Данные опроса населения Исетского района показывают высокий интерес населения к экологической проблематике. Большинство жителей считает, что ответственность за экологическую ситуацию лежит на районной администрации и самих жителях, при этом говоря о своем участии в природоохранных мероприятиях. Более половины жителей района дают положительную оценку экологической ситуации в Исетском районе, однако подчеркивают наличие экологических проблем, в первую очередь, ситуацию в области обращения с отходами, загрязнение водоемов и почв, что соответствует реальной картине.

По результатам исследования предложены рекомендации, адресованные Администрации Исетского муниципального района, а также главам входящих в его состав сельских административных территорий, как основным субъектам его экополитики. Однако в силу схожести существующих экологических и социально-экономических проблем во многих регионах Российской Федерации с аграрной специализацией они могут быть полезны для других муниципальных районов.

337

Притужалова О. А., Зырянова А. А.

Литература

  1. Порфирьев Б. Н. Природа и экономика: риски взаимодействия (Эколого-

экономические очерки). М.: Анкил, 2011.

  1. Посталовская О. А. Экологическая политика: теория и социально-

политическая практика: монография. Минск: РИВШ, 2020.

  1. Геоэкология и природопользование. Понятийно-терминологический словарь / Авторы-составители Козин В.В., Петровский В.А. Смоленск: Ойкумена, 2005.
  2. Повестка дня на XXI век, принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года.
  3. Росстат. База данных муниципальных образований [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/.

  1. Солодовников А. Ю. Природопользование в Приисетье: минерально-сырьевые ресурсы Исетского района и их использование // Вестник Тюменского государственного университета. Экология и природопользование. 2016. Том 2. № 1. С. 30-42.
  2. Администрация Исетского муниципального района [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://isetsk.admtyumen.ru/.
  3. Администрация Исетского муниципального района [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/economics/Ecology.htm.
  4. Моисеев Н. Н. Экология в современном мире // Вестник экологического образования в России. 2010. № 1(55). С. 17-22.
  5. Администрация Исетского муниципального района. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Исетского района до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утв. распоряжением администрации Исетского района от 30.11.2010 № 1253. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/about_OMSU/more.htm?id=11408921@cms Article.
  6. Администрация Исетского муниципального района. Программа комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства», утв. Решением Думы

Исетского муниципального района от 26.03.2020 № 172. [Электронный

ресурс]. Режим доступа: https://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/economics/target_programm/more.htm?id=1 1838556@cmsArticle.

  1. Администрация Исетского муниципального района. Перечень программ,

реализуемых на территории Исетского района в 2020-2025 гг. [Электронный

ресурс]. Режим доступа: https://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/economics/target_programm/more.htm?id=1 1838556@cmsArticle.

  1. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. Государственная программа Тюменской области «Недропользование и охрана окружающей среды», утв. Постановлением Правительства Тюменской области от 14.12.2018 № 504-п. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://admtyumen.ru/files/ogv_to/DCP/%D0%93%D0%9F%20%D0%9D%D0%B 5%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7 %D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D 0%9E%D0%A1%D0%A1%20%28%D0%B2%20%D1%80%D0%B5%D0%B4.%2 0%D0%BE%D1%82%2023.09.2021%20%D0%B3.%29.pdf.

338

Локальная экологическая политика (на примере Исетского района Тюменской области)

  1. Администрация Тюменской области. Доклад об экологической ситуации в Тюменской области в 2018 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://admtyumen.ru/files/upload/OIV/D_nedro/Документы/Доклад%20об%20эк ологической%20ситуации%20в%20Тюменской%20области%20в%202018%20г оду(2).pdf.
  2. Администрация Тюменской области. Доклад об экологической ситуации в Тюменской области в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/ecology/eco_monitoring/more.htm?id=1197177 4@cmsArticle.
  3. Управление Роспотребнадзора по Тюменской области. Доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Тюменской области в 2021 году». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://72.rospotrebnadzor.ru/content/563/111497/.
  4. Администрация Исетского муниципального района. Муниципальная

программа «Основные направления развития агропромышленного комплекса Исетского муниципального района», утв. Распоряжением Администрации Исетского муниципального района от 30.12.2019 № 2126. [Электронный

ресурс]. Режим доступа: https://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/economics/target_programm/more.htm?id=1 1838556@cmsArticle.

  1. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. Сводный план тушения лесных пожаров в Тюменской области на пожароопасный сезон 2022 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://regulation.tyumen.gov.ru/files/upload/OIV/D_Wood/%D0%A1%D0%B2%D 0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0 %D0%BD%20%D1%82%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8 F%202022%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4_.pdf.
  2. Администрация Исетского муниципального района. Муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий Исетского муниципального района», утв. Распоряжением Администрации Исетского муниципального района от 30.12.2019 № 2124. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/economics/target_programm/more.htm?id=1 1838556@cmsArticle.
  3. Пчельников М. В. Эффективность экологической политики местного самоуправления в сфере благоустройства: проблема прилегающих территорий // Потенциал вуза в кадровом и экспертном сопровождении органов государственного и муниципального управления: материалы Всероссийской научно-практической конференции посвященной 5-летию РАНХиГС и 15-летию Чебоксарского филиала РАНХиГС, Чебоксары, 15–16 октября 2015 года / Под общей редакцией Голышева И.Г. Чебоксары: Издательско-полиграфическая компания “Новое время” (Чебоксары), 2015. С. 168-175.
  4. Семенов Ю. М. Ландшафтно-географическое обеспечение экологической политики природопользования в регионах Сибири // География и природные ресурсы. 2014. № 3. С. 16-21.

339

Притужалова О. А., Зырянова А. А.

  1. A. Prituzhalova1 A. A. Zyryanova2

Local environmental policy (on the example of the Isetsk district in the Tyumen region)

  1. Tyumen State University, Tyumen e-mail:spook191@yandex.ru
  2. Tyumen State University, Tyumen

e-mail:gorbunova_amaliya00@mail.ru

Abstract. Nowadays the problem of studying, understanding and evaluating environmental policy is becoming more and more urgent. Due to the heterogeneity of natural and socio-economic conditions, regional and local (municipal) levels of environmental policy are of particular importance. The article proposes an algorithm for assessing environmental policy at the municipal level on the example of the Isetsk district in the Tyumen region. The comparison of the officially declared and actual eco-policy of the Isetsk district, the assessment of the inclusion of eco-policy in the national environmental agenda and its compliance with the Sustainable development goals are carried out. Recommendations have been developed to optimize the environmental policy of the Isetsk district, taking into account the results of an opinion poll of the Isetsk district population.

Keywords: local environmental policy, municipal environmental policy, environmental problems, Isetsk district, opinion poll, questionnaire

References

  1. Porfir’ev B. N. Priroda i ekonomika: riski vzaimodejstviya (Ekologo-

ekonomicheskie ocherki). M.: Ankil, 2011. (in Russian)

  1. Postalovskaya O. A. Ekologicheskaya politika: teoriya i social’no-politicheskaya

praktika: monografiya. Minsk: RIVSH, 2020. (in Russian)

  1. Geoekologiya i prirodopol’zovanie. Ponyatijno-terminologicheskij slovar’ / Avtory-sostaviteli Kozin V.V., Petrovskij V.A. Smolensk: Ojkumena, 2005. (in Russian)
  2. Povestka dnya na XXI vek, prinyata Konferenciej OON po okruzhayushchej srede i razvitiyu, Rio-de-ZHanejro, 3-14 iyunya 1992 goda. (in Russian)
  3. Rosstat. Baza dannyh municipal’nyh obrazovanij. URL: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/. (in Russian)
  4. Solodovnikov A. YU. Prirodopol’zovanie v Priiset’e: mineral’no-syr’evye resursy Isetskogo rajona i ih ispol’zovanie // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekologiya i prirodopol’zovanie. 2016. Tom 2. № 1. S. 30-42. (in Russian)
  5. Administraciya Isetskogo municipal’nogo rajona. URL: https://isetsk.admtyumen.ru/. (in Russian)
  6. Administraciya Isetskogo municipal’nogo rajona. Ekologiya. URL: https://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/economics/Ecology.. (in Russian)
  7. Moiseev N. N. Ekologiya v sovremennom mire // Vestnik ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii. 2010. № 1(55). S. 17-22. (in Russian)
  8. Administraciya Isetskogo municipal’nogo rajona [oficial’nyj sajt]. Koncepciya dolgosrochnogo social’no-ekonomicheskogo razvitiya Isetskogo rajona do 2020

goda i na perspektivu do 2030 goda, utv. rasporyazheniem administracii Isetskogo

rajona ot 30.11.2010 1253. URL:
340

Локальная экологическая политика (на примере Исетского района Тюменской области)

https://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/about_OMSU/more.htm?id=11408921@cms Article. (in Russian)

  1. Administraciya Isetskogo municipal’nogo rajona. Programma kompleksnogo razvitiya zhilishchno-kommunal’nogo hozyajstva», utv. Resheniem Dumy Isetskogo

municipal’nogo rajona ot 26.03.2020 № 172. URL: https://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/economics/target_programm/more.htm?id=1 1838556@cmsArticle. (in Russian)

  1. Administraciya Isetskogo municipal’nogo rajona. Perechen’ programm, realizuemyh

na territorii Isetskogo rajona v 2020-2025 gg. URL: https://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/economics/target_programm/more.htm?id=1 1838556@cmsArticle. (in Russian)

  1. Oficial’nyj portal organov gosudarstvennoj vlasti Tyumenskoj oblasti. Gosudarstvennaya programma Tyumenskoj oblasti «Nedropol’zovanie i ohrana

okruzhayushchej sredy», utv. Postanovleniem Pravitel’stva Tyumenskoj oblasti ot

14.12.2018 № 504-p. URL: https://admtyumen.ru/files/ogv_to/DCP/%D0%93%D0%9F%20%D0%9D%D0%B 5%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7 %D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D 0%9E%D0%A1%D0%A1%20%28%D0%B2%20%D1%80%D0%B5%D0%B4.%2 0%D0%BE%D1%82%2023.09.2021%20%D0%B3.%29.pdf. (in Russian)

  1. Administraciya Tyumenskoj oblasti [oficial’nyj sajt]. Doklad ob ekologicheskoj

situacii v Tyumenskoj oblasti v 2018 godu. URL: https://admtyumen.ru/files/upload/OIV/D_nedro/Dokumenty/Doklad%20ob%20eko logicheskoj%20situacii%20v%20Tyumenskoj%20oblasti%20v%202018%20godu(2 ).pdf. (in Russian)

  1. Administraciya Tyumenskoj oblasti [oficial’nyj sajt]. Doklad ob ekologicheskoj

situacii v Tyumenskoj oblasti v 2021 godu. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/ecology/eco_monitoring/more.htm?id=1197177 4@cmsArticle. (in Russian)

  1. Upravlenie Rospotrebnadzora po Tyumenskoj oblasti. Doklad «O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Tyumenskoj oblasti v 2021 godu». URL: https://72.rospotrebnadzor.ru/content/563/111497/. (in Russian)
  2. Administraciya Isetskogo municipal’nogo rajona. Municipal’naya programma «Osnovnye napravleniya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Isetskogo municipal’nogo rajona», utv. Rasporyazheniem Administracii Isetskogo

municipal’nogo rajona ot 30.12.2019 № 2126. URL: https://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/economics/target_programm/more.htm?id=1 1838556@cmsArticle. (in Russian)

  1. Oficial’nyj portal organov gosudarstvennoj vlasti Tyumenskoj oblasti. Svodnyj plan tusheniya lesnyh pozharov v Tyumenskoj oblasti na pozharoopasnyj sezon 2022

goda. URL: http://regulation.tyumen.gov.ru/files/upload/OIV/D_Wood/%D0%A1%D0%B2%D 0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0 %D0%BD%20%D1%82%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8 F%202022%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4_.pdf. (in Russian)

  1. Administraciya Isetskogo municipal’nogo rajona. Municipal’naya programma

«Ustojchivoe razvitie sel’skih territorij Isetskogo municipal’nogo rajona», utv. Rasporyazheniem Administracii Isetskogo municipal’nogo rajona ot 30.12.2019 №

341

Притужалова О. А., Зырянова А. А.

2124. URL: https://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/economics/target_programm/more.htm?id=1 1838556@cmsArticle. (in Russian)

  1. Pchel’nikov M. V. Effektivnost’ ekologicheskoj politiki mestnogo samoupravleniya v sfere blagoustrojstva: problema prilegayushchih territorij // Potencial vuza v kadrovom i ekspertnom soprovozhdenii organov gosudarstvennogo i municipal’nogo upravleniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii posvyashchennoj 5-letiyu RANHiGS i 15-letiyu CHeboksarskogo filiala RANHiGS, CHeboksary, 15–16 oktyabrya 2015 goda / Pod obshchej redakciej Golysheva I.G. CHeboksary: Izdatel’sko-poligraficheskaya kompaniya “Novoe vremya” (CHeboksary), 2015. S. 168-175. (in Russian)
  2. Semenov YU. M. Landshaftno-geograficheskoe obespechenie ekologicheskoj politiki prirodopol’zovaniya v regionah Sibiri // Geografiya i prirodnye resursy. 2014. № 3. S. 16-21. (in Russian)

Поступила в редакцию 20.09.2022 г.

342