ПРИДОРОЖНЫЙ СЕРВИС РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

ROADSIDE SERVICE OF THE REGION AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

JOURNAL: « GEOPOLITICS AND ECOGEODYNAMICS OF REGIONS»  Volume 7 (17) issue 1, 2021

Section  1. Practical aspects of geopolitics and ecogeodynamics

Publication text (PDF):Download

UDK: 796.5

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. M.R. Safiullin, Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Bashkortostan Republic, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: 10.37279/2309-7663-2021-7-1-170-174

PAGES: from 170 to 174

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: roadside service, inbound and domestic tourism, service objects, problems, priorities.

ABSTRACT (ENGLISH): The article analyzes the territorial features and problems of forming a balanced framework of roadside service as an important condition for the development of domestic tourism in Bashkiria. The cartographic assessment of transport accessibility of tourist objects of the republic is given. The priority directions of forming a system-structured spatial framework of roadside service in Bashkiria are highlighted.

Введение

Развитие туристской сферы в России и ее регионах на современном этапе имеет приоритетное значение. Важным условием развития внутреннего туризма в регионах страны становится комплексная инфраструктурная освоенность и, в том числе формирование сбалансированного каркаса придорожного сервиса.

Обеспечение устойчивой трансформации туристской сферы рассматривается в качестве важной составляющей в стратегическом социально-экономическом развитии Республики Башкортостан. Формирование пространственного каркаса придорожного сервиса будет способствовать повышению туристической привлекательности и эффективности внутреннего туризма в Башкирии.

Материалы и методы исследования

Предметом исследования являются особенности и проблемы пространственного каркаса придорожного сервиса (ПС) Башкирии. При выполнении исследования применены методы сравнительного и статистического анализа, территориального экспедиционного обследования и оценки проектных локаций объектов пространственного каркаса придорожного сервиса на уровне муниципальных образований республики. Использованы материалы экспедиционного обследования проектных локаций объектов придорожного сервиса муниципальных образований и статистические данные Башкортостанстата по динамике численности населения, плотности автодорожной сети.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблемы формирования туристских кластеров, эффективности развития и размещение объектов туристской сферы Башкирии рассмотрены в работах Гайнанова Д. А., Сафиуллина Р. Г. [1], Сафиуллина Р. Г., Васильевой А. Е. [2], Сафиуллина Р. Г., Чернуха Д. С. [3, 4].

Размещение и транспортная доступность туристских объектов определяют формируемый пространственный каркас объектов ПС в муниципальных образованиях Башкирии (рис.1 и 2).

Рис. 1. Транспортная локализация природных туристских объектов Башкирии.

Составлено авторами

Рис. 2. Транспортная локализация культурно-исторических туристских объектов Башкирии.

Составлено авторами

При анализе и оценке проектных локаций объектов ПС муниципальных образований Башкирии использовались следующие показатели:

1) динамика численности населения (тыс. человек);

2) численность прибывающих за год туристов (человек);

3) интенсивность транспортного потока по каркасным автодорогам (количество условных автомобилей/час);

4) степень обеспеченности объектами придорожного сервиса (единиц/тыс. человек).

Недостаточный уровень обеспеченности объектами придорожного сервиса, экономико-географическое положение и формирующийся спрос в туристской сфере Башкирии определяют необходимость развития современной туристской инфраструктуры и создания благоприятных условий для населения и туристов. В настоящее время на автодорогах республики насчитывается более 950 объектов ПС. Характерна высокая территориальная неравномерность в их распределении. Вариация количества объектов ПС в разрезе муниципальных образований достигает от 1 до 83. Структура индивидуальных объектов ПС республики по видам распределяется следующим образом: АЗС — 287 единиц, объекты торговли — 281 единица, питания — 261 единица, автосервиса — 122 единицы, АГЗС — 95 единиц, гостиницы (мотели) — 82 единицы, автостоянки — 64 единицы. Результаты экспедиционного мониторинга о состоянии и качестве сферы ПС по муниципальным образованиям (Аургазинский, Ермекеевский, Ишимбайский, Стерлитамакский, Стерлибашевский, Туймазинский, Федоровский районы) свидетельствуют о незавершенности формирования республиканского пространственного каркаса ПС.

К основным проблемам формирования пространственного каркаса ПС Башкирии относятся:

1) высокие первоначальные издержки частного бизнеса на обустройство земельных участков и объектов ПС инженерной инфраструктурой;

2) не разработанность стандартов для строящихся объектов ПС;

3) отсутствие систематизированной базы данных в Интернете об объектах ПС для населения и туристов;

4) длительность оформления земельных участков органами местного самоуправления под объекты ПС.

Приоритетными направлениям формирования пространственного каркаса ПС Башкирии, на наш взгляд, являются:

1) системный подход в размещении новых объектов ПС;

2) территориальная организация современных многофункциональных комплексов ПС с учетом требований и потребностей для организованных групп туристов и индивидуальных туристов;

3) государственная поддержка при создании современных многофункциональных комплексов ПС: субсидии, льготное кредитование и др.);

4) обеспечение сбалансированного развития пространственного каркаса ПС.

Выводы

Таким образом, строительство и реконструкция объектов ПС муниципальных образований направлено на формирование системно-структуризированного пространственного каркаса ПС в Башкирии. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и позволит увеличить социально-экономическую эффективность туристской сферы республики.

REFERENCES

  1. Gainanov D. A., Pechatkin V. V., Safiullin R. G., Makova M. M., Gaimalova S. M., Akhmetov T. R., Usov V. A Formation and development of clusters in the region: theoretical, methodological and applied aspects (on the example of the Republic of Bashkortostan). Ufa: ISEI UNC RAS, 2009. 164 p. (in Russian)
  2. Vasilyeva A. E., Safiullin R. G. On the issue of recreational zoning of the Republic of Bashkortostan. In the collection: Zoning in modern economic, social and political geography: potential, theory, methods, practice. M.: 2004. pp. 170–175.(in Russian)
  3. Safiullin R. G., Chernukha D. S. Criteria for assessing the level and effectiveness of the development of the tourist and recreational economy of the region. 2017. 1. pp. 84–88. (in Russian)
  4. Safiullin R. G., Chernukha D. S. Razvitie i spatial placement of objects of tourist and recreational economy of the region, Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2018. 2. pp. 134–139. (in Russian).