РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА: ТЕНДЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM: TRENDS AND SOCIO-ECONOMIC PROCESSES

JOURNAL: « GEOPOLITICS AND ECOGEODYNAMICS OF REGIONS» Volume 7 (17) issue 1, 2021

Section 1. Theoretical aspects of geopolitics and ecogeodynamics

Publication text (PDF):Download

UDK: 379.85

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. S. Y. Tsohla, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
  2. E. V. Plugar, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: 10.37279/2309-7663-2021-7-1-38-47

PAGES: from 38 to 47

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: international tourism, trends, inbound and outbound tourist flows, competitiveness, pandemic, recovery processes

ABSTRACT (ENGLISH): The article analyzes the state and trends of international tourism. The study of the indicators’ dynamics of international tourism in Russia shows the country’s involvement in the world process of tourism development, still low sectoral financial indicators, but favorable trends for the development of the tourism industry and increasing competitiveness. In the current conditions of the fight against coronavirus and the introduction of measures to prevent a pandemic, the crisis of activity is accompanied by a sharp decline in international tourism and significant economic losses. Solutions for the restoration of the tourism industry are beginning to be implemented by supporting domestic tourism, improving the quality of recreation services and health of citizens.

Введение

В современных условиях туризм относится к ведущим секторам международной торговли, выступает одной из основных экспортных статей и приоритетным направлением роста экономики для многих стран. Процессы международного туризма подвержены влиянию множества различных факторов (как позитивных, так и негативных), что отражается на общих тенденциях мирового экономического развития. Туризм выделяется по вкладу в достижение целей устойчивого развития и «особо отмечен в целевых показателях (8 — достойная работа и экономический рост, 12 — рациональное потребление и производство и 14 — сохранение морских экосистем» [1, с. 53].

До последнего года международный туризм демонстрировал рекордные цифры роста, и страны-лидеры в туризме получали существенные доходы. Так, если в 2007 году международные туристские прибытия составили почти 900,0 млн чел. и принесли доходы принимающим странам в размере 730 млрд долл. США, то в 2019 году эти цифры выросли почти в 2 раза — 1 458 млн чел. и 1 478 млрд долл. США соответственно [2, с. 3].

Однако неблагоприятные изменения и закрытие туристических направлений из-за пандемии COVID-19 сильно ударили по мировому туризму, принеся потери и проблемы. По мнению специалистов, «помимо разрушительного воздействия на здоровье, многие признаки указывают на то, что мы столкнемся с одним из самых серьезных экономических спадов в современной истории» [3]. Согласно данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), «за десять месяцев 2020 года туристические направления приняли на 72% меньше иностранных туристов по сравнению с тем же периодом 2019 года, что привело к потере 935 млрд долл. США экспортных доходов от международных перевозок» [4, с. 1].

В свете больших возможностей международного туризма в сфере экономического развития стран следует рассматривать вовлечение в решение современных проблем туризма местных сообществ и других участников экономических процессов. Потоки по прежнему выездному туризму правительства многих государств пытаются переориентировать на внутренние поездки. Одной из важнейших проблем развития международного туризма России является становление региональных (республиканских, краевых, областных) систем обслуживания путешествующих. С точки зрения развития международного туризма привлекательность посещений территории России характеризуется разнообразием объектов и культурной самобытностью, в связи с чем повышается актуальность исследования состояния международного туризма как формы отраслевой деятельности, разработки предложений по развитию въездного и внутреннего туризма, повышению вклада в социально-экономическое развитие страны.

Материалы и методы

Использованные материалы включают статистические данные Всемирного экономического форума, ЮНВТО, Евразийского экономического союза, Росстата, специализированных туристских периодических изданий, информацию, содержащуюся в опубликованных статьях и официальных Интернет-источниках.

Методологическую основу настоящего исследования составляют диалектический подход к оценке состояния и тенденций развития международного туризма в общей системе экономических взаимодействий. В ходе проведения исследования использовались:

– эмпирические методы познания для выявления причинно-следственных связей и описания проблем развития современного международного туризма,

– сравнительно-аналитический метод для сравнения динамики основных показателей развития туризма и оценки количественных параметров его влияния на социально-экономическое развитие разных стран,

– методы группировки и классификации для изучения влияния факторов и направлений развития международного туризма России.

Результаты и обсуждение

Значимость развития сферы туризма обусловлена его совокупным воздействием на национальную экономику, участием в формировании ВВП и экспортных поступлений, вовлечением в процесс оказания туристских услуг ключевых секторов экономики и стимулирование их развития. Показатели вклада туризма в экономику отдельных стран, в том числе Российской Федерации, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели туризма в экономике России и стран мира

Страны

Доля туризма
в ВВП, %

Доля туризма
в экспорте товаров и услуг, %

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Россия

3,8

3,9

4,0

3,7

3,7

4,0

Таиланд

21,3

21,6

21,9

18,7

19,9

20,0

Греция

20,0

20,6

21,2

26,4

27,3

28,0

Тунис

14,9

15,9

16,1

10,1

11,9

12,0

Испания

14,5

14,6

14,6

16,4

16,3

16,0

Италия

13,0

13,2

13,3

7,7

7,9

8,0

Турция

11,2

12,1

12,7

14,3

15,6

17,0

Великобритания

11,0

11,0

10,9

5,9

5,5

6,0

Китай

11,0

11,0

10,9

1,6

1,5

1,0

Франция

9,4

9,5

9,6

8,1

8,0

8,0

Израиль

6,0

5,9

5,9

7,5

7,3

7,0

Составлено авторами по данным [5, 6]

Сравнение статистических данных позволяет сделать вывод, что для России, на которую приходится 1% мирового турпотока, туризм пока еще имеет незначительное влияние на социальные и экономические процессы развития страны. При этом имеющиеся культурно-исторические и природные объекты обладают мировой известностью, а значит отраслевая деятельность имеет потенциал и перспективные возможности совершенствования. В последнее время в стране, по мнению исследователей, «все большее число инвесторов вкладывают свой капиталы в эту сферу, превращая туристскую отрасль, через экспорт доходов, создание рабочих мест и предприятий, развитие инфраструктуры, в движущую силу социально-экономического прогресса» [7, с. 70].

При определении основных преимуществ развития международного туризма отмечается, что «туристическая отрасль очень сильно подвержена влиянию фаз экономического цикла — во время экономического подъема наблюдается прирост числа туристов, во время спада, напротив, происходит сокращение потоков туристов» [8, с. 115].

Изучение данных, характеризующих динамику основных показателей туризма в стране (табл. 2), позволяет определить тенденции и наметить перспективы деятельности.

Как видно по данным таблицы 2, относящихся к периоду 2010–2019 гг., по выездным поездкам пик активности приходится на 2014 год, затем двухлетнее снижение числа выезжающих путешественников, и с 2017 года отмечается тенденция роста в 5–8% ежегодно. Популярными направлениями стали Финляндия, Таиланд, Китай, Эстония, Турция, ОАЭ и др. Выездной поток туристов значительно (в 1,5–3 раза — варьируется по годам) превышает численность въезжающих в Россию иностранных путешественников.

Таблица 2

Динамика основных показателей международного туризма России

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Число выездных туристских поездок в зарубежные страны, тыс. поездок

25 487

29 271

33 142

38 521

42 921

34 390

31 659

39 629

41 964

45 330

Темпы роста числа выездных туристских поездок в зарубежные страны, %

114,8

113,2

116,2

111,4

80,1

92,1

125,2

105,8

108,0

Число въездных поездок иностранных граждан, тыс. поездок

8 266

9 194

10 175

10 869

25 438

26 852

24 571

24 390

24 551

24 419

Темпы роста числа въездных поездок иностранных граждан, %

111,2

110,7

106,8

234,0

105,6

91,5

99,3

100,7

99,5

Инвестиции в основной капитал предприятий сферы туризма, млрд руб.

151,9

213,9

250,7

273,4

231,7

370,9

323,8

313,1

353,1

355,7

Темпы роста объема инвестиций, %

140,8

117,2

109,1

84,7

160,1

87,3

96,7

112,8

100,7

Составлено авторами по данным [9; 10, с. 46; 11, с. 47]

По въездному туризму наблюдается существенное повышение основных показателей туристической деятельности (как по абсолютным значениям, так и по темпам прироста показателей) до 2015 года, а затем прослеживается тенденция уменьшения потока туристов. Основной турпоток въезжающих приходится на жителей стран СНГ и европейские страны (Германия, Испания, Франция), также туристов из Вьетнама, Гонконга, Китая, Тайваня, Южной Кореи, Японии. Регионами России, которые посещают иностранные туристы, выступают Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский и Приморский край, Республика Крым. В целом, согласно официальной статистики популярность России как туристического направления в зарубежных странах в последние годы снизилась, но туристская отрасль страны имеет экспортный потенциал и определенные перспективы развития [12, с. 857].

Для повышения привлекательности страны для иностранных туристов требуются вложения средств как в саму туриндустрию, так и в развитие инфраструктуры. Рост доходов туриндустрии и потребность капиталовложений вложений являются показателями инвестиционной привлекательности сферы туризма в России, а также свидетельством существенных предпосылок к усилению влияния туризма на социально-экономическое развитие регионов страны и отдельных туристских дестинаций.

«Способность стран, регионов и территорий формировать конкурентоспособный туристический продукт, отвечающий требованиям всех заинтересованных сторон, используя присущие субъекту конкурентные преимущества, а также способность удерживать высокий конкурентный статус в течение длительного периода времени в условиях меняющихся факторов внешней среды» определяется учеными как конкурентоспособность страны, региона, территории в сфере туризма [13, с. 74]. Именно проблема конкурентоспособности в настоящее время, по мнению исследователей, рассматривается «в числе актуальных вопросов развития международного туризма» [14, с. 292].

По данным экспертов десятку самых конкурентоспособных туристических стран в 2019 году составляют Испания, Франция, Германия, Япония, США, Великобритания, Австралия, Италия, Канада и Швейцария. Российская Федерация, обладая значительными туристско-рекреационными ресурсами, занимает нелидерские позиции на мировом рынке туристских услуг, хотя ее потенциальные возможности позволяют (при соответствующем уровне развития туристской индустрии) принимать намного большее число иностранных туристов ежегодно. По Индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма (Индекс) Россия постепенное улучшает положение в межстрановом рейтинге, переместившись с 63 позиции в 2013 году на 39 — в 2019 году (таблица 3).

Таблица 3

Позиции России в международном рейтинге по компонентам Индекса конкурентоспособности сектора путешествий и туризма

Россия и компоненты Индекса

Позиция в рейтинге

2013г.

2015г.

2017г.

2019г.

Россия

63

45

43

39

1

Бизнессреда

113

109

105

92

2

Охрана и безопасность

138

129

109

98

3

Здоровье и гигиена

14

6

5

6

4

Человеческие ресурсы и рынок труда

92

38

46

35

5

Развитие ИКТ

37

46

49

48

6

Приоритет туризма

111

90

95

86

7

Международная открытость

123

99

115

123

8

Ценовая конкурентоспособность

72

41

11

27

9

Экологическая устойчивость

134

106

71

82

10

Инфраструктура воздушного транспорта

33

22

22

23

11

Наземная и портовая инфраструктура

93

92

78

68

12

Инфраструктура туристических услуг

40

54

55

69

13

Природные ресурсы

37

34

39

34

14

Культурные ресурсы и деловые поездки

39

21

25

18

Составлено авторами по данным [15]

Не все составляющие рейтинга имеют однозначные изменения. Высокий рейтинг России в 2019 году по компоненте «Здоровье и гигиена» (6 место среди стран), а низкий — «Бизнес-среда» (92 место), «Охрана и безопасность» (98 место), «Международной открытости» (123 место). Следует отметить улучшение позиций рейтинга за анализируемый период по компонентам «Экологическая устойчивость», «Ценовая конкурентоспособность», но ухудшение позиций по «Инфраструктуре туристических услуг».

Объективно обладая огромным туристским потенциалом, Россия использует лишь незначительную его часть. Широкому экспорту туристских услуг мешает слабая материально-техническая база, слабое развитие ИКТ в отрасли, недостатки хозяйственного механизма, на устранение которых направлены целевые действия государства. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года определено, что «росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации будут способствовать увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков окупаемости, что, в свою очередь, снимет ограничения темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры» [16].

Эксперты Евразийского экономического союза отмечают, что в настоящее время «пандемия COVID-19, закрытие границ, прекращение перемещения граждан, изоляция стран друг от друга, неопределенность со снятием ограничений — существенно отразились на отрасли туристских услуг и связанных с туризмом секторов экономики [1, с. 3]. По данным ЮНВТО, в Азиатско-Тихоокеанском регионе за период с января по октябрь 2020 года число прибытий снизилось на 82%, на Ближнем Востоке — на 73%, а в Африке — на 69% за этот десятилетний период, международные прибытия в Европу и Америку снизились на 68%, что может привести к экономическим потерям в размере более 2 трлн долл. США мирового ВВП (более 2% мирового ВВП в 2019 году) [4, с. 5]. В совместном заявлении Генерального секретаря ЮНВТО З. Пололикашвили и Генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития А. Гурриа отмечается, что «пандемия COVID-19 выявила макроэкономическую значимость туризма для большинства экономических систем», но вызванный кризис «разрушил экономику туристского сектора, что привело к беспрецедентным последствиям для рабочих мест и предприятий», для устранения которых необходимы «срочные действия на национальном и международном уровнях, а также улучшенная координация» [17]. В 2020 году спрос на международные поездки в целом остается низким, но на нескольких крупных рынках, таких как Китай и Россия, уже активизируется внутренний туризм.

В целях снижения негативных проявлений последствий коронавирусной пандемии в 2020 году Правительством России оказывается антикризисная поддержка экономики и граждан, решаются задачи по восстановлению работы смежных отраслей, внедряются программы развития внутреннего туризма и проводится стимулирование доступных туристических поездок [18]. О востребованности туруслуг при благоприятной эпидемиологической обстановке и возможностях использования туристского потенциала регионов России для укрепления здоровья и проведения активного отдыха свидетельствуют данные по Республике Крым, общепризнанной курортной территории, где за десять месяцев 2020 года в период снятия ограничений отдохнуло более 5,5 млн туристов, в том числе 80 тыс. иностранных туристов [19]. Переориентация выездных поездок на внутренний туризм поможет поддержать экономику туристической отрасли, сохранить занятость и позволит обеспечить проведение отдыха и оздоровления населения.

Таким образом, в посткоронавирусный период, когда восстановление туротрасли будет постепенное, начиная с внутреннего туризма, деятельность по повышению качества туристского продукта, сервиса и разнообразия оказываемых оздоровительных услуг, позволит обеспечить туристский поток, станет стимулом для вовлечения существующей инфраструктуры. Это, в свою очередь, требует активного участия со стороны федеральных и местных властей по стабилизации тяжелой экономической ситуации, поддержке экономики туристической отрасли, а также укрепления роли устойчивого туризма в общей политике перспективного развития.

Выводы

Значимость туризма для экономики определяется его вкладом в экономическое развитие. Анализ показателей мирового туризма (доля в ВВП и в экспорте товаров и услуг) позволил определить существенную весомость отраслевой деятельности для определенных стран и выявить незначительный вклад туризма в экономику Российской Федерации. Исследование динамики въездных и выездных турпотоков свидетельствует о популярности зарубежных путешествий и тенденции роста туристических поездок за границу. Выездные турпотоки россиян всегда численно превышали въездной туризм, по которому прослеживается тенденция на убывание. По уровню конкурентоспособности Россия постепенное улучшает положение в межстрановом рейтинге и реализует проекты по раскрытию потенциала туристского продукта.

На сегодняшний день общемировая туристская индустрия находится в кризисной ситуации, терпит убытки из-за пандемии коронавируса. Введенные меры по предотвращению распространения COVID-19 установили ограничения по перемещению, сокращение транспортного сообщения и приостановку туристического обслуживания. Ожидается, что внутренний туризм в странах восстановится быстрее, чем международный. В условиях выхода из пандемии отраслевая деятельность будет нацелена на диверсификацию и повышение качества предоставляемых услуг.

REFERENCES

  1. Obzor gosudarstvennoj politiki razvitiya turizma i zashhity` prav potrebitelej turistskix uslug v gosudarstvax-chlenax Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza.M., 2020. 74 p. (in Russian)
  2. Statisticheskij byulleten` Rosstata k Vsemirnomu dnyu turizma. 2020. 14 p. (in Russian)
  3. Evropejskaya E`konomicheskaya Komissiya OON. Analiticheskaya zapiska po uskoreniyu dostizheniya CzUR 7 vo vremya COVID-19. URL: https://unece.org/sustainable-energy/publications/policy-brief-accelerating-achievement-sdg7-time-covid-19 (in Russian).
  4. UNWTO. World Tourism Barometer. Volume 18 Issue 7 December 2020. URL: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/wtobarometereng.2020.18.1.7. (in English)
  5. World Travel and Tourism Council Data. Total contribution to GDP. URL: https://knoema.ru/WTTC2019/world-travel-and-tourism-council-data. (in English)
  6. World Development Indicators. URL: https://knoema.ru/WBWDI2019Jan/world-development-indicators-wdi. (in English)
  7. Metlyuk V. V., Testina Ya. S. Mezhdunarodny`j turizm: analiz vliyaniya faktorov na razvitie turizma v Rossii, E`konomika i predprinimatel`stvo. 2014. No. 11(52). pp. 70–77 (in Russian).
  8. Margieva N. T. Mezhdunarodny`j turizm: sovremennoe sostoyanie i rol` v e`konomike, E`konomika i predprinimatel`stvo. 2015. No. 10-1 (63). pp. 114–117 (in Russian).
  9. Turizm. Evrazijskaya e`konomicheskaya komissiya. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/travel.aspx. (in English)
  10. Investicii v Rossii. 2015: Stat. sb. Rosstat.M., 2015.190 s. (in Russian).
  11. Investicii v Rossii. 2019: Stat. sb. Rosstat.M., 2019.228 s. (in Russian).
  12. Tsohla S. Yu. Razvitie e`ksporta kurortny`x uslug v usloviyax cifrovizacii rossijskoj e`konomiki, Materialy` XVIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Rossiya: klyuchevy`e problemy` i resheniya».M.: Institut nauchnoj informacii po obshhestvenny`m naukam RAN, 2019. pp. 857–860 (in Russian).
  13. Aleksandrova E. N. Stadnik T. A. Sovremenny`e tendencii razvitiya mezhdunarodnogo turizma: voprosy` konkurentosposobnosti, E`konomika i predprinimatel`stvo. 2013. No. 1(30). pp. 73–77 (in Russian).
  14. Aleksandrova E. N., Panova I. A., Lobkin D. A. Faktory` i napravleniya razvitiya mezhdunarodnogo turizma: orientiry` dlya gosudarstvennoj politiki., Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. 2012. No. 2. pp. 292–295 (in Russian).
  15. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. Travel and Tourism at a Tipping Point. Insight Report. World Economic Forum’s Platform. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf. (in English)
  16. Strategiya razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda. Rasporyazhenie Pravitel`stvo Rossijskoj Federacii ot 20.09.2019 No. 2129-r. URL: http://static.government.ru/media/files/M.pdf (in Russian).
  17. Okazanie podderzhki i pomoshhi v koordinacii v interesax bezopasnogo i ustojchivogo vosstanovleniya turizma. URL: https://www.unwto.org/ ru/news/stepping-up-support-and-coordination-for-a-safe-and-sustainable-recovery-of-tourism (in Russian).
  18. Postanovlenie Pravitel`stva Rossijskoj Federacii ot 10.08.2020 g. No. 1200 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya v 2020 godu iz federal`nogo byudzheta subsidii akcionernomu obshhestvu «Nacional`naya sistema platezhny`x kart» na stimulirovanie dostupny`x vnutrennix turisticheskix poezdok cherez vozmeshhenie chasti stoimosti oplachennoj turistskoj uslugi». URL: http://static.government.ru/media/files/ EoxPPz71CG6Ueq5fYq7kTpkJdA9rsjeP.pdf. (in Russian).
  19. Kry`m prinyal s nachala goda pochti 80 ty`syach inostranny`x turistov. URL: https://www.interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus/main/krym-prinyal-s-nachala-goda-pochti-80-tysyach-inostrannyh-turistov (in Russian).