СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СУПРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА В КРЫМУ

SPECIFIC FEATURES AND DETERMINING FACTORS FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM SUPRASTRUCTURE IN CRIMEA

JOURNAL: « GEOPOLITICS AND ECOGEODYNAMICS OF REGIONS»  Volume 7 (17) issue 1, 2021

Section  1. Practical aspects of geopolitics and ecogeodynamics

Publication text (PDF):Download

UDK: 338.487

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. S.V.  Chimiris, Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: 10.37279/2309-7663-2021-7-1-201-209

PAGES: from 201 to 209

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: tourism, suprastructure, infrastructure, tourist destination, elements of the tourism suprastructure, tourist services, tourist product.

ABSTRACT (ENGLISH): Тhe main objectives of the development of tourism in the Crimea is to maximize the flow of tourists, which is possible only through the formation of a favorable environment for each tourist, which is possible only if the appropriate level of development of the suprastructure of tourism in the Crimea, creating the most favorable conditions for tourists and local residents who are direct or indirect consumers of the produced tourist product.

Введение

Туристическая отрасль в процессе своего функционирования объединяет различные хозяйственные образования, которые прямо или косвенно вовлечены в процесс производства туристского продукта и, при этом, её эффективное функционирование определяет экономическую динамику и стабильность развития туризма в Крыму.

Крымский полуостров как туристская дестинация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, при этом территориально в неё входят два региона — субъекта Российской Федерации, Республика Крым и город Севастополь. На территории Крыма сосредоточены значительные природные и рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия, проходят важные политические, экономические, спортивные и культурные события. В Крыму представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие и эффективная деятельность которых невозможны без создания и развития всех видов инфраструктуры и супраструктуры туризма.

Туристская инфраструктура и супраструктура являются основой для сбалансированного развития туризма в Крыму, обеспечивают процесс производства туристского продукта, а также расширенного воспроизводства туристских ресурсов и эффективный обмен ими. С учетом важности развитой инфраструктуры туризма, не менее важное значение в процессе функционирования туристской сферы является супраструктура туризма, которая является определяющим фактором для стимулирования развития туристской деятельности и повышения эффективности развития туристской дестинации.

Проблемы развития туризма, его инфраструктуры и иных элементов рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Демченко С. Г. [1], Дурович А. П. [2], Гришко Н. И. [3], Зорина А. И. [4], Котанс А. Я. [5], Пятковой С. Г. [7], Старковой И. И. [8], Чудновского А. Д. [6] и др. При этом, недостаточная изученность и степень разработки вопросов сущности, особенностей и специфики  супраструктуры туризма определяют актуальность данной статьи.

Целью статьи является определение специфические особенностей и определяющих факторов развития супраструктуры туризма в Крыму.

Материалы и методы

Понятие «супраструктура» (от лат. supra — вверху, под; structura — строение, расположение) в геологических исследованиях появилось в 1935 году (верхний тект) этаж складчатых сооружений, отличающийся более низкой степенью метаморфизма по сравнению с инфраструктурой. При этом, термин «супраструктура» также широко используется в геологии (что было отмечено выше), в зуботехническом производстве и стоматологической имплантологии, а также в понимании как надстройка над традиционными общественными институтами, создаваемая, когда те перестают отвечать ожиданиям пользователей.

В то же время, термин «супраструктура» не получил широкого распространения в туризме. Понятие супраструктура используется достаточно редко в работах научного и учебного характера, при этом её состав и структура трактуется по-разному [1–9].

В связи с этим, считаем необходимым, с целью дальнейших исследований, представить собственное определение понятия супраструктура туризма.

Супраструктура туризма — это составная часть экономической системы, которая обеспечивает нормальную и эффективную деятельность туристской индустрии, производство качественного и конкурентоспособного туристского продукта, а также предназначена для удовлетворения потребностей як туристов, так и иных потребителей, и опосредованно зависит от развития туризма в регионе.

Важной составной частью туристкой индустрии является её клиентская база, формируемая в течении всего периода функционирования туристской фирмы, которая выступает основным капиталом туристической фирмы. Использование супраструктуры туризма не ограничено только туристами, как это происходит в инфраструктуре туризма, а предназначено для пользования широким кругом потребителей. В результате возникает заинтересованность предприятий и организаций супраструктуры туризма в увеличении своих доходов посредством привлечения дополнительных категорий клиентов за счет туристов.

Супраструктура используемая в процессе обслуживания туристов выполняет также множество экономических и социальных функций. Кроме того, задействованные в производстве туристского продукта, элементы супраструктуры становятся зависимыми от развития туризма, учитывая рост спрос на их продукцию и услуги.

К основным элементам туристской супраструктуры следует отнести:

– инженерно-техническую базу транспортных предприятий, жилищно-коммунальный комплекс и тому подобное;

– государственные структуры и предприятия (например, предприятия связи, дорожно-транспортной инфраструктуры, учреждения здравоохранения, правопорядка, образования).

Указанные составные элементы супраструктуры туризма играют важнейшую и определяющую роль в процессе функционирования туристской дестинации. Супраструктура туристической дестинации наряду с инфраструктурой, играет определяющую роль в процессе формирования туристского продукта и предоставлении туристских услуг. Особенность супраструктуры состоит в том, что её элементы расположены вблизи места расположения туристических ресурсов, т. к. наличие туристической инфраструктуры и супраструктуры делает поездку безопасной, доступной и комфортной, что повышает потребительскую ценность туристических ресурсов дестинации. Кроме того, супраструктура должна соответствовать современному уровню требований предъявляемых к качеству туристских услуг, а также соответствовать всё возрастающим требованиям и быть готовыми к инновациям, иметь возможность модернизировать, модифицировать или расширить производство туристских услуг в зависимости от колебаний туристского спроса.

Среди условий формирования дестинации туризма следует выделить ее доступность для разных категорий туристов — наличие развитой транспортной системы. Удаленность дестинации от туристских рынков делает ее уязвимой, поскольку создает трудности в поездках. Поэтому развитие и поддержание удобных транспортных связей с туристскими рынками является необходимым условием успеха туристического центра. Также для туристов важна не только доступность дестинации, то есть внешние транспортные связи, но и наличие развитых внутренних транспортных связей и транспортных услуг, таких как прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения обзорных экскурсий и трансферов к местам размещения и туристического показа.

Результаты и обсуждение

На протяжении последних 6 лет Крымский полуостров получил значительный толчок для развития туризма посредством улучшения физической доступности дестинации — строительство и ввод в эксплуатацию: нового терминала аэропорта «Симферополь», которому по итогам интернет-голосования в 2018 году было присвоено имя Ивана Айвазовского; Крымского моста — транспортного перехода через Керченский пролив, который соединил Керченский и Таманский полуострова; трассы Таврида, которая обеспечивает сухопутную связь восточного Крыма с г. Севастополем, центральным, южным и западным Крымом. Развитие внешних транспортные связей дало возможность увеличить приток туристов на полуостров (Табл. 1) [10].

Статистические данные представленные в таблице 1 свидетельствуют о всё-возрастающем интересе туристов к Крымской дестинации. Количество отдохнувших туристов в 2019 году по сравнению с 2015 годом возросло более чем на 60%. При этом, даже уникальный по своим ограничениям 2020 год показал, что Крым может работать круглогодично и уже сегодня принимать гостей семь месяцев в году, а в дальнейшем, с учетом развития инфраструктуры и супраструктуры туризма, и все двенадцать.

Таблица 1

Динамика количества туристов, посетивших Крым за 2015–2020 годы

Показатели 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год
Количество отдохнувших туристов, млн человек 4,6 5,6 5,4 6,8 7,4 6,3
Динамика прибытий (по сравнению с предыдущим периодом), % 21,0 21,2 -3,2 28,0 9,3 -15,2
Прибытие туристов видами транспорта, в т. ч. (%)
авиатранспорт 44 41 43 37 28 30
паромная переправа, Крымский мост, поезд 39 42 42 47 57 69
прибыло через государственную границу РФ на участке: Армянск, Джанкой, Перекоп 17 17 15 16 15 1

Составлено по [10]

Как свидетельствуют статистические данные, представленные в таблице 1, структура прибытий туристов по видами транспорта сместилась в сторону преобладания выбора туристами способа перемещения в Крым через Крымский мост посредством автомобильного и, с 2019 года, железнодорожного транспорта.

В 2019 году Крым принял 7,43 миллиона туристов, что стало для региона рекордным показателем, при этом в 2021 году планирует принять 8 миллионов туристов для чего, предпринимаются максимальные усилия для улучшения инфраструктуры и супраструктуры туризма.

Важным элементом супраструктуры туризма является наличие развитых внутренних транспортных связей. Поэтому в рамках Государственной программы Республики Крым «Развитие дорожного хозяйства Республики Крым» на период 2019–2022 годов в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предполагается реализация Ведомственной целевой программы «Развитие автомобильных дорог Республике Крым» утвержденной приказом Министерства транспорта Республики Крым от 4 февраля 2019 года № 55 [11].

Программа нацелена на формирование рациональной дорожной сети Республики Крым, отвечающей нуждам населения, бизнеса и туристов, обеспечивающей надежное и предсказуемое качество перевозок пассажиров и грузов.

Важнейшими задачами развития дорожного хозяйства являются:

  1. Модернизация на территории Крымского полуострова автомобильных дорог общего пользования по направлению «Запад-Восток».
  2. Совершенствование транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, обеспечивающих подъезд к морским портам, аэропортам, железнодорожным станциям.
  3. Совершенствование транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих транспортную связь территории с учетом территориального развития регионов Крымского полуострова, а также обеспечения подъездов к основным точкам и кластерам экономического развития, объектам туристского кластера, сельским населенным пунктам Республики Крым, имеющим перспективы развития.
  4. Повышение безопасности дорожного движения в части технических средств организации дорожного движения.
  5. Реконструкция автомобильных дорог Республики Крым для увеличения пропускной способности с учетом перспективного потока автомашин и формирования новых автотранспортных коридоров, обеспечивающих реализацию межрегиональных транспортных связей.
  6. Повышение туристкой привлекательности историко-архитектурных и культурных памятников и др.

Общий объем финансирования Государственной программы составляет 204 291 746,143 тыс. руб., в том числе из средств федерального бюджета — 168 980 311,123 тыс. руб., из средств бюджета города Москвы — 1 011 698,300 тыс. руб., из средств бюджета Республики Крым — 7 537 552,328 тыс. руб., за счет средств дорожного фонда Республики Крым — 26 615 385,539 тыс. руб., из средств местного бюджета — 146 798,852 тыс. руб., а именно по годам реализации:

Таблица 2

Ориентировочное финансовое обеспечение Государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Республики Крым» на период 2019–2022 годов

Объем средств, необходимых для реализации Государственной программы Всего расходов, тыс. руб. Всего по годам, тыс. руб.
2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
Всего по Государственной программе 204 291 746,1 64 244 003,7 73 733 892,8 31 933 090,1 34 380 759,5
Федеральный бюджет 168 980 311,1 56 507 864,3 63 779 579,7 23 510 751,8 25 182 115,3
бюджет города Москвы 1 011698,3 1 011 698,3
Бюджет Республики Крым 7 537 552,3 2 927 338,5 2 488 406,7 706 527,9 1 415 279,2
Средства дорожного фонда Республики Крым 146 798,8 38 908,9 35 021,5 36 434,2 36 434,2
Местные бюджеты 26 615 385,5 4 769 891,9 6 419 186,6 7 679 376,3 7 746 930,7

Составлено по [11]

Исходя из данных представленных в таблице 2, отметим, что в структуру ресурсов направляемых на финансирование развития супраструктуры туризма Крыма направляются средства состоящие более чем на 80% из ресурсов федерального бюджета, что свидетельствует о важности для государства региона и желания государства всемерно развивать туристскую сферу Крыма.

Кроме того, важным элементом супраструктуры туризма в Крыму является жилищно-коммунальный комплекс, а также жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии

В перечень жилищно-коммунальных услуг входят: питьевая холодная вода, горячая вода, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, вывоз мусора, ремонт и содержание жилого фонда. При этом, в туристской дестинаци потребителем жилищно-коммунальных услуг являются не только местные жители, но и туристы. Особенностью предоставления жилищно-коммунальных услуг в туристской дестинации является рост их потребления в пик сезона или высокий сезон.

Следует также отметить, что для туристов важны такие дополнительные услуги, как прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения обзорных экскурсий и трансферов к местам размещения в месте расположение); вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуг по резервированию, обеспечению оборудованием (предприятия питания, спорт, и др.), обеспечение дестинации персоналом.

Все предприятия, которые составляют инфраструктуру и супраструктуру туристической дестинации, сочетаются между собой различными типами взаимосвязей: финансовыми, информационными, клиентскими, корпоративными, производственными. В современных условиях эти взаимосвязи характеризуются следующими тенденциями:

– рост зависимости предприятий супраструктуры от динамики туристических потоков региона;

– включения новых предприятий в супраструктуры туризма в связи с дифференциацией и модернизацией туристического продукта;

– привлечение объектов туристической супраструктуры к другим сферам производства.

Выводы

Таким образом, производство туристического продукта зависит от совокупности предметов материального или нематериального мира, организаций, объединений или информации, позволяющие эффективно осуществлять производство и реализацию туристского продукта. Основными составными элементами участвующими в процессе производство и реализацию туристского продукта выступают инфраструктура и супраструктура туристской индустрии.

Кроме того, обеспечение высокого уровня удовлетворения запросов потребителей туристского продукта, эффективности функционирования и развития субъектов хозяйствования на туристском рынке требуют высокого уровня взаимодействия всех элементов индустрии, инфраструктуры и супраструктуры туризма.

В совокупности с природными и трудовыми ресурсами, супраструктура туризма в Крыму определяет туристский потенциал региона, емкость рынка туристских услуг, его способность принимать туристов и предоставлять услуги, развивать дополнительные виды услуг в процессе туристского обслуживания. В значительной степени это зависит от наличия резерва мощностей инфраструктуры и супраструктуры. Состояние супраструктуры туризма в Крыму — один из весомых факторов, определяющих результаты работы отрасли и степень достижения стратегических целей развития туризма в Крыму.

REFERENCES

  1. Kabirov I. S., Demchenko S. G. Problems and prospects of regional tourism development in Russia, Kazan : Knowledge, 2011. 192 p. ISBN 978-5-8399-0369-2 URL: https://rucont.ru/efd/208333
  2. Durovich A. P. Organization of tourism : a textbook. Minsk: Republican Institute of Vocational Education (RIPO), 2020. 296 p. ISBN 978-985-7234-10-3. Electronic library system IPR BOOKS: [website]. URL: http://www.iprbookshop.ru/100351.html.
  3. Grishko N. I. Management in tourism : a textbook. Minsk: Republican Institute of Vocational Education (RIPO), 2020. 276 p. ISBN 978-985-7234-37-0. Electronic library system IPR BOOKS: [website]. URL: http://www.iprbookshop.ru/100363.html.
  4. Zorin A. I. Conceptual didactic design of tourist destinations : an educational and methodological guide. Moscow : Russian International Academy of Tourism, Soviet Sport, 2012. 80 p. ISBN 978-5-9718-0582-3. / Electronic library system IPR BOOKS: [website]. URL: http://www.iprbookshop.ru/51865.html.
  5. Kotans A. Ya. Technology of socio-cultural service and tourism: textbook. manual, 2nd ed., ster. M.: FLINTA, 2014. 384 p. ISBN 978-5-9765-0803-3. URL: https://rucont.ru/efd/316442
  6. Chudnovsky A. D., Korolev N. V., Gavrilova E. A., Zhukova M. A., Zaitseva N. A. Tourism management: textbook. M.: Federal Agency for Tourism, 2014. 576 p.
  7. Pyatkova S. G. Osnovy turizma : uchebno-metodicheskoe posobie. Saratov: AI Er Media, 2019. 151 p. ISBN 978-5-4486-0812-4. Electronic library system IPR BOOKS : [website]. URL: http://www.iprbookshop.ru/83810.html.
  8. Starkova I. I., Mantatova A.V. Management of recreation and tourism: an educational and methodological guide, Ulan-Ude: Publishing House of the Buryat State University, 2017. 96 p .
  9. Modern problems of service and tourism. 2015. No. 2 150 s. URL: https://rucont.ru/efd/623047
  10. Official portal of the Ministry of Resorts and Tourism of the Republic of Crimea : [website]. URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/structure/14.
  11. Order of the Ministry of Transport of the Republic of Crimea dated March 11, 2020 No. 82 “On Amendments to the Order of the Ministry of Transport of the Republic of Crimea dated February 04, 2019 No. 55” On Approval of the departmental target program “Development of Highways of the Republic of Crimea for 2019-2030”: [website]. URL: https://mtrans.rk.gov.ru/uploads/txteditor/mtrans/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/php5h71z3_680.pdf.