Социально-экономический механизм повышения эффективности труда научно-педагогических работников в условиях цифровых трансформаций

Геополитика и экогеодинамика регионов.

Том 8 (18). Вып. 2. 2022 г. С. 26–36.

УДК 330.131.5 С. Ю. Цёхла1 Н. Н. Орлова2

Социально-экономический механизм повышения эффективности труда научно-педагогических работников в условиях цифровых трансформаций

1ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федераци e-mail: s.tsohla@yandex.ru

2ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация e-mail: director@tver.ranepa.ru

Аннотация. Изучена специфика экономических отношений сферы образования и полифункциональный характер труда научно-педагогических работников. Определены направления внедрения цифровых технологий в обеспечении деятельности научно-педагогических работников по направлениям деятельности. Сформирован социально-экономический механизм повышения эффективности труда научно-педагогических работников через реализацию цифровых компетенций и применение цифровых инструментов при выполнении основных видов работ в сочетании стимулирующего действия оплаты результатов труда.

Ключевые слова: социально-трудовые отношения, цифровые трансформации, научно-педагогические работники, цифровые компетенции, эффективность, социально-экономический механизм

Введение

Развитие социально-трудовых отношений в условиях цифровых трансформаций претерпевает ряд содержательных изменений, что непосредственно влияет на тенденции и закономерности трудовой деятельности работников, правила и нормы труда, регламентируемые государством. Новые условия функционирования организаций обусловливают использование цифровых технологий, которые являются доступными и важными для выполнения трудовых функций. По мнению ученых, цифровизация является наиболее популярным решением для повышения эффективности труда и требует применения лучших практик [1, с. 65]. Актуальность повышения производительности труда с применением цифровых технологий отмечается на всех уровнях [2]. Одним из положений по реализации федерального национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» отмечена разработка цифровой экосистемы, которая позволит организациям внедрять современные цифровые решения [3].

Цифровизация вызвала ускорение развития новых форм профессионального образования, острый дефицит отдельных категорий работников по всему спектру рабочих мест/занятости, повышение спроса на решения в области производительности труда. Современные тенденции неотъемлемым образом актуализируют проблему повышения качества подготовки кадров для развития цифровой экономики, что предъявляет особые требования к научно-педагогическим работникам образовательных организаций высшего образования, к повышению степени вовлеченности в процессы

26

Социально-экономический механизм повышения эффективности труда научно-педагогических работников в условиях цифровых трансформаций

профессиональной переподготовки специалистов, обеспечению их конкурентоспособности на национальном и глобальном рынке труда.

Важнейшей задачей цифрового развития экономики России определено обеспечение цифровой трансформации науки и высшего образования на основе повышения качества подготовки кадров [4]. Высшее образование, обеспечивающее уровень научно-технического, социального и экономического прогресса общества, представляет собой основной фактор модернизации экономики. Образовательная сфера реализует проекты цифровых трансформаций, которые связаны с применением онлайн-

  • оффлайн-технологий обучения и ведения научной деятельности. Применение цифровых технологий оказывает влияние на показатели эффективности труда, стимулирует рост производительности труда при оказании образовательных услуг. По мнению исследователей, современная система образования должна быть готова к тем вызовам, которые связаны с цифровизацией, освоением компетенций, востребованностью специалистов работодателями [5, с. 17].

Признание значимой роли высших учебных заведений в модернизации национальной экономической системы определяет важность изучения и использования внутренних факторов развития системы высшего образования, в числе которых система управления эффективностью и результативностью труда персонала [6, с. 18]. Научно-педагогические работники представляют собой основной элемент высшей школы, т.к. их квалификация и качество работы определяют уровень подготовки кадров, уровень развития человеческого потенциала современной экономики. Именно научно-педагогические работники обеспечивают непосредственное достижение нужных целевых показателей, поэтому важным представляется изучение основных направлений

  • механизма повышения эффективности трудовой деятельности работников образовательных организаций с помощью цифровых инструментов.

Материалы и методы

Информационную базу исследования составили официальные данные Министерства труда и социальной защиты РФ, информационно-аналитические материалы главного информационно-вычислительного центра Министерства науки и высшего образования РФ, законодательные акты и нормативно-правовые документы органов федеральной, региональной власти РФ, а также научные статьи, монографические исследования, материалы научных конференций, данные Интернет-ресурсов.

  • основу проведенного исследования положены эмпирические и экспертно-аналитический методы. Для выявления причинно-следственных связей происходящих цифровых трансформаций образовательной и научно-исследовательской деятельности научно-педагогических работников использованы эмпирические методы познания (наблюдения и обобщения); для исследования социально-трудовых отношений в системе высшего образования в условиях цифровых трансформаций – экспертно-аналитические методы (обследования и аналитического изучения).

Результаты и обсуждение

Сфера высшего образования интегрирована в современную систему социально-трудовых отношений. Однако социально-трудовые отношения в высшей школе в условиях цифровых трансформаций определяются как спецификой их субъектов, так и спецификой экономических отношений самой сферы образования.

27

Цёхла С. Ю., Орлова Н. Н.

Традиционные виды трудовой деятельности

– проведение занятий;
работа – руководство ВКР;
проведение открытой
лекции;
Учебная контроль усвоения
материала;
– руководство практикой;
руководство программой
магистратуры, аспирантуры;
Учебно-методическаяработа
издание учебников и
учебных пособий;
– разработка курсов;
– разработка образовательных
ресурсов;
– разработка ФОСов.
– публикации;
Научно-исследовательская работа – издание монографий;
консультирование; научных
организация
мероприятий;
присуждение научных
степеней и званий;
– участие в мероприятиях;
научное руководство и
– руководство НИРС.
участие в деятельности
Организационнометодическая работа общественных организаций;
– участие в работе экспертных
участие в работе
структурных подразделений;
участие в процедурах
государственной
аккредитации;
комиссий.

Виды трудовой деятельности в условиях цифровизации

– проведение занятий с применением
электронного обучения и ДОТ;
– руководство ВКР в рамках цифровой работа
кооперации;
– проведение открытой лекции, семинара он- Учебная
лайн;
– контроль усвоения материала с
применением электронного обучения;
– руководство практикой в рамках цифровой
кооперации;
– издание электронных учебников и учебных Учебно-методическаяработа
разработка электронных курсов на
пособий;
– разработка электронных, он-лайн курсов;
– разработка образовательных ресурсов с
применением электронного обучения, ДОТ,
тренажеров, установок, симуляторов и пр.;
– разработка ФОСов с применением
электронного обучения;
иностранном языке.
– публикации в рецензируемых журналах и Научно-исследовательскаяработа
международных базах; цифровыми
руководство НИРС, с
– получение патентов, свидетельств на ЭВМ,
баз данных, цифровых ресурсов;
– организация научных мероприятий в
рамках цифровой кооперации;
– научное руководство и консультирование в
рамках цифровой кооперации;
результатами научной новизны.
– участие в деятельности общественных
организаций, профессиональных
коллаборациях, цифровой кооперации;
– участие в процедурах профессионально- Организационнометодическаяработа
общественной аккредитации;
– участие в работе экспертных комиссий,
комитетов в режиме он-лайн;
– организация и проведение мероприятий по
трудоустройству он-лайн;
– разработка и участие в социальных
проектах и проектных цифровых
коллаборациях.

работа Воспитательная

– кураторство академической группой;

– организация и проведение профориентационных, воспитательных, культурно-массовых мероприятий;

– подготовка спортивных мероприятий.

– наставничество в проектной и социальной

деятельности в рамках цифровой кооперации;

– организация и проведение репутационных мероприятий в режиме он-лайн;

– разработка грантов молодежной направленности по развитию цифровых компетенций;

– разработка программ и развитие направлений киберспорта, формирование собственных команд.

работа Воспитательная

Рис. 1. Содержательные характеристики труда научно-педагогических работников по

видам выполняемых работ

Разработано авторами

Трудовая деятельность научно-педагогических работников имеет разноплановый характер и традиционно охватывала различные виды учебной, учебно-методической, научной, организационной и других видов работ. Эффективность названных видов

28

Социально-экономический механизм повышения эффективности труда научно-педагогических работников в условиях цифровых трансформаций

деятельности определяется, в свою очередь, системой количественных и качественных, материальных и моральных характеристик. Поэтому при определении эффективности труда работников в сфере высшего образования необходимо учитывать его характеристики и полифункциональный характер, обусловленный выполнением различных функций в различных областях деятельности. Наиболее характерным для большинства научно-педагогических работников является сочетание учебной и научно-исследовательской работы. Цифровые технологии открывают новые возможности для совершенствования преподавания и обучения, помогают научно-педагогическим работникам более эффективно выполнять свои задачи.

    • условиях цифровых трансформаций характер образовательной и научно-исследовательской деятельности научно-педагогических работников изменяется в

сторону увеличения доли нагрузки электронных, информационных, коммуникационных, цифровых работ (рис. 1).

Масштабы внедрения информационных технологий в обеспечении деятельности научно-педагогических работников разнятся по направлениям деятельности. Наибольшее применение наблюдается в учебной деятельности (электронно-информационная образовательная среда, учетно-аналитическая система управления учебным процессом, единый личный кабинет сотрудника, студента, др.), наименьшее –

  • научной работе [7, с. 13]. Ведущей в структуре профессиональной деятельности вузовского работника, является учебная деятельность, целью которой выступает профессионально-личностное развитие обучающихся, в том числе и посредством

организации самостоятельной работы. Информационные технологии, применяемые

  • условиях цифровизации учебной, учебно-методической и иной деятельности образовательных организаций, опыт электронного обучения, применение дистанционных и сетевых форм, оказывают непосредственное влияние на организацию труда научно-педагогических работников вуза, способствуют появлению новых методик, а также коммуникации между преподавателями, обучающимися, участниками

сотрудничества. Информационные технологии следует рассматривать как инструмент повышения эффективности и продуктивности труда научно-педагогических работников, так как они позволяют:

– создать условия для ускоренного обучения,

– развивать творческие способности обучающихся;

– повышать квалификацию для конкретной сферы деятельности.

Многие университеты разрабатывают конкретные программы цифровой трансформации, направленные на работу в цифровой среде с использованием цифровых инструментов и цифровых технологий [8, с. 4]. Влияние цифровых технологий на совершенствование образования в образовательной организации будет зависеть от совершенствования материальной базы и улучшения методики применения цифровых технологий преподавателями, а также личностных качеств преподавателей.

Следует отметить, что система высшего образования не только генерирует технологии подготовки кадров для цифровой экономики, но и сама создает новые цифровые образовательные контенты, сервисы, хабы и площадки для цифровой коллаборации и кооперации на основе развития цифровых компетенций. Для качественного обеспечения учебного процесса у преподавателя необходимо формировать соответствующие цифровые компетенции для реализации методов учебной работы в условиях электронного обучения и применения дистанционных технологий (таблица 1).

29

Цёхла С. Ю., Орлова Н. Н.

Таблица 1

Цифровые компетенции научно-педагогических работников для реализации

образовательных программ

Наименование Содержание Применение
техническая владение техническими средствами эксплуатация цифровых
компетентность для организации электронного инструментов (программного
обучения обеспечения, систем
автоматизированного
проектирования)
технологическая владение современными реализация онлайн-коммуникации
компетентность информационными и и взаимодействия
телекоммуникационными
технологиями
организаторская владение основами организации создание цифрового контента по
компетентности учебного процесса ученым дисциплинам
педагогическая знание основных педагогических разработка педагогического
компетентность технологий дизайна учебных дисциплин
компетентность в владение навыками работы в работа с информацией и
области электронных обучающих средах данными
электронных
средств обучения

Составлено авторами с использованием [9, с. 29]

Вопросы формирования цифровых компетенций научно-педагогических работников в образовательных организациях решается при конкурсном отборе и посредством системы повышения квалификации преподавателей. Традиционные

методы обучения обогащаются новыми технологиями. Продуктивность организованного учебного процесса становится выше за счет использования цифровых инструментов, и здесь существует значительный потенциал развития.

Цифровизация образовательного контента обеспечивает доступ к разным ресурсам, позволяет делать выбор в пользу более конкурентоспособных образовательных программ, добавляет новые форматы взаимодействия преподавателя и

обучающегося, снижает зависимость обучающегося от регламентации образовательного процесса, от времени проведения учебного мероприятия. Содержание процесса обучения дополняется возможностями просмотра лекций на онлайн курсах, асинхронное обсуждение материалов курса, автоматизированной проверки выполнения заданий, применение нелинейной траектории прохождения курса в зависимости от успешности освоения материала, использование симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий и сервисов онлайн-конференций для совместной работы над проектами. Цифровые образовательные технологии предоставляют новые возможности применения персонализированных стратегий преподавания и обучения.

В направлении цифровой трансформации научно-исследовательской деятельности можно рассматривать:

  • предоставление доступа к цифровому научному контенту и сервисам участников научно-исследовательских проектов;
  • организация использования сервисов по автоматизированному планированию проектов научных исследований;
  • использование сервисов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой научно-исследовательской деятельности;

30

Внешняя среда Концептуальный контур Внутренняя среда
повышение эффективности труда научно-педагогических работников
Принципы Методы Экономические Социально-психологические Административные
Формирование НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ Балльно-рейтинговая оценка
Основные виды
цифровых компетенций показателей результатов труда
деятельности
-формирование цифрового Научно- Организационно- работа в экспертных
научного контента и Учебная и учебно- комиссиях по высшему
сервисов участников научно- исследовательская проектная и образованию
методическая
исследовательских проектов воспитательная — участие в программах
-использование трудоустройства
информационно-сервисной цифровой образовательный контент, методическое обеспечение и выпускников
платформы цифровой применение педагогических методов для традиционной и — руководство социальными,
предпринимательскими
научно-исследовательской дистанционнойформобучения;цифроваяобразовательная
проектами обучающихся
. инициатива
деятельности
Обеспечение: цифровая среда, цифровые технологии, цифровые инструменты

Способы реализации:

-стимулирование индивидуального развития -система мотивации и оплаты труда -профессиональное соревнование

Условия реализации:

-материально-техническое обеспечение

-программа цифровой трансформации

-комплексный подход к планированию развития

Постоянное совершенствование через повышение квалификации; участие в научных мероприятиях и апробацию результатов; реализацию взаимодействия и сотрудничества

Моделирование вариантов развития и прогнозирование влияния на результаты

Результат: повышение качества образования, улучшение репутации, повышение и рейтинговых позиций образовательной организации

Рис. 2. Социально-экономический механизм повышения эффективности труда научно-педагогических работников Разработано31 авторами

Социально-экономический механизм повышения эффективности труда научно-педагогических работников в условиях цифровых трансформаций

— предоставление доступа к публикационным базам, электронным библиотекам за рубежом, профилям научно-педагогических работников в международных базах научного цитирования.

На наш взгляд, механизм повышения эффективности труда научно-педагогических работников в цифровой среде представляет собой совокупность методов воздействия на процессы достижения результатов труда по видам выполняемой деятельности с использованием цифровых технологий и инструментов. Структура механизма повышения эффективности труда научно-педагогических работников представлена на рисунке 2.

Социально-экономический механизм повышения эффективности труда является совокупностью административных, организационных, экономических, правовых и мотивационных и прочих инструментов, посредством которых осуществляется целенаправленное воздействие в достижении результатов труда. Первостепенными являются экономические и социально-психологические методы воздействия и механизм повышения эффективности следует рассматривать как социально-экономический, включающий стремление к совершенствованию компетенций и действенную мотивацию через применяемую систему оплаты труда.

В. В. Глущенко отмечает необходимость повышения качества высшего образования в условиях формирования нового технологического уклада за счет мотивации труда научно-педагогических работников [10]. Мотивация, как субпроцесс повышения эффективности труда, направлена на повышение трудовой активности персонала организации через формирование мотивов. Реализация функции мотивации в системе управления эффективностью труда научно-педагогических работников предполагает выявление материальных и моральных стимулов, влияющих на эффективность труда научно-педагогических работников, обеспечение сбалансированности системы выявленных стимулов с целями образовательной организации и ее финансовыми возможностями, разработку системы мотивации эффективной трудовой деятельности научно-педагогических

работников. С общей тенденцией глобализации высшего образования, развитием гибких и смешанных форматов обучения, распространением дистанционной занятости, дистанционного сотрудничества в ходе научной деятельности,

различных форматов научной кооперации в цифровой среде организация эффективной деятельности подразумевает цифровую трансформацию критериев оценки труда, присвоения баллов, расчета стимулирующих доплат преподавателям и расчета заработной платы, электронного документооборота операций и автоматизированного мониторинга выполнения целевых индикаторов.

  • целом система управления эффективностью труда работников образовательных организаций высшего образования находится в зависимости от широкого спектра факторов внутренней и внешней среды. Управление эффективностью и результативностью труда научно-педагогических работников основывается на поступающих из внешней среды требованиях и объемах финансировании. Предложенный механизм объединяет известные подходы, способствующие росту производительности и эффективности труда: управление результатами труда, управление затратами труда, управление кадровым потенциалом, управление факторами труда, но в условиях цифровых трансформаций. Управление результатами труда базируется на разработке стандартов эффективности труда в очной и удаленной форме, позволяющих

32

Социально-экономический механизм повышения эффективности труда научно-педагогических работников в условиях цифровых трансформаций

устанавливать целевые ориентиры для работников при реализации образовательных программ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ведению активной научно-исследовательской деятельности, результативной организационно-проектной и воспитательной деятельности. И тем самым формирует прямую зависимость оплаты труда работника от достигнутых им комплексных результатов трудовой деятельности. Управление затратами труда основывается на регулировании трудозатрат, необходимых для выполнения работ (оказания услуг) посредством планирования и распределения рабочего времени по видам выполняемых работ, его структуры, эффективного использования рабочего времени, балльно-рейтинговой оценкой показателей результатов труда и распределения фонда оплаты труда со стимулирующими выплатами. Управление кадровым потенциалом направлено на повышение эффективности труда путем постоянного совершенствования и активизации потенциала работников образовательной организации посредством их мотивации, развития цифровых компетенций и культуры цифрового труда при прохождении повышения квалификации, участия

  • научных мероприятиях, апробации научных результатов, реализации взаимодействия и сотрудничества. Управление факторами труда в условиях цифровых трансформаций способствует росту его эффективности посредством цифровой организации труда и обеспечения работы в цифровой среде, используя цифровые технологии и цифровые инструменты.

Центром процесса управления эффективностью труда является целевое управление результатами труда, позволяющее направлять деятельность организации на достижение ее целей с последующей оценкой степени их выполнения. Обеспечение роста эффективности и результативности труда научно-педагогических работников в образовательной организации высшего образования требует действенной системы управления, предполагающей последовательную реализацию процессов и субпроцессов повышения эффективности труда (стратегическое и тактическое планирование, цифровая организация, мотивация и стимулирование, контроль и анализ, цифровой мониторинг).

Таким образом, в современных условиях целевые установки управления эффективностью труда научно-педагогических работников связаны с достижением нормативных или более высоких результатов учебной, учебно-

методической, научно-исследовательской, организационно-проектной и воспитательной работы, обеспечивающих достижение целей образовательной организации высшего образования, служит основой эффективности национальной образовательной системы.

Выводы

Сфера образования представляет собой одну из основных отраслей народного хозяйства, проводящих цифровые трансформации. Образовательные организации активно применяют информационные технологии для электронного обучения и реализации разнообразных образовательных программ в дистанционном формате. Научно-педагогические работники являются основным фактором производственных процессов в сфере образования. В этой связи эффективность деятельности работника образовательной организации выступает

33

Цёхла С. Ю., Орлова Н. Н.

залогом общей эффективности. Деятельность научно-педагогического работника обеспечивают непосредственное достижение нужных целевых показателей образовательной организации.

Повышение эффективности труда научно-педагогических работников зависит от соблюдения ряда факторов, которые в условиях цифровой трансформации сферы науки и образования меняются и приобретают новую смысловую и функциональную нагрузку. Разработанный социально-экономический механизм повышения эффективности труда научно-педагогических работников нацелен на повышение качества образовательных услуг, улучшение репутации и показателей деятельности образовательной организации в условиях цифровых трансформаций.

Литература

  1. Одегов Ю. Г., Павлова В. В., Теленная Л. С. Анализ показателей оценки результативности трудовой деятельности работника и бизнес-модели организации // Статистика и экономика. 2016. Т.13. №6. С. 64-70.
  2. Гагаринская Г. П., Хоровинников А. А., Хоровинникова Е. Г., Журавлев Д. А. Повышение эффективности управления производительностью труда организации на основе безопасных цифровых технологий // Вестник Евразийской науки. 2021. №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://esj.today/PDF/28ECVN121.pdf.
  3. Паспорт национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Протокол от 24.12.2018

№ 16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn-- b1aedfedwqbdfbnzkf0oe.xn--p1ai/national-project/about_project/.

  1. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2021. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и

высшего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/.

  1. Клочкова E. Н., Садовникова Н. А. Трансформация образования в условиях цифровизации // Открытое образование. 2019. Том 23. №4. С. 13-22. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/660/444.
  2. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования : монография / Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 344 с.
  3. Волкова Г. Л., Пермякова В. А., Шматко Н. А. Организация цифровой коммуникации между подразделениями, преподавателями и студентами: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 36 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://memo.hse.ru/news/547020480.html.
  4. Цифровой университет. – Казань: Институт передовых образовательных технологий КФУ. 20 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1147469203/PWC.digital.pdf.
  5. Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн обучение. Турин: Европейский фонд образования, 2019. 84 с. [Электронный ресурс]. Режим

34

Социально-экономический механизм повышения эффективности труда научно-педагогических работников в условиях цифровых трансформаций

доступа: https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/2019-08/dsc_and_dol_ru_0.pdf.

  1. Глущенко В. В. Качественные и количественные аспекты, социально-экономическая эффективность конкурсов научно-педагогических работников в условиях становления нового технологического уклада // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2021. № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2021/11/96960.

S. Y. Tsohla, N. N. Orlova

Socio-economic mechanism of work efficiency improvement of the academic staff under digital transformations

1V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation

e-mail: s.tsohla@yandex.ru

2V. I. Vernadsky Crimean Federal University», Simferopol, Russian Federation

e-mail: director@tver.ranepa.ru

Abstract. The study focuses on the peculiarities of the economic relations in the sphere of education as well as on the multifunctional nature of the work the academic staff is engaged in. The trajectories of implementing the digital technologies in the academic staff’s activity have been defined as per specific categories of activity. As a result, we managed to elaborate a socio-economic mechanism of work efficiency improvement for academic staff via the implementation of the digital competencies and digital tools when performing the key types of work combined with the stimulating effect of rewarding staff performance.

Keywords: social and labour relations, digital transformations, academic staff, digital competencies, efficiency, socio-economic mechanism

References

1. Odegov YU. G., Pavlova V. V., Telennaya L. S. Analiz pokazatelej ocenki rezul’tativnosti trudovoj deyatel’nosti rabotnika i biznes-modeli organizacii // Statistika i ekonomika. 2016. T.13. №6. S. 64-70. (in Russian)

  1. Gagarinskaya G. P., Horovinnikov A. A., Horovinnikova E. G., ZHuravlev D. A. Povyshenie effektivnosti upravleniya proizvoditel’nost’yu truda organizacii na osnove bezopasnyh cifrovyh tekhnologij // Vestnik Evrazijskoj nauki. 2021. №1. URL: https://esj.today/PDF/28ECVN121.pdf. (in Russian)
  2. Pasport nacional’nogo proekta «Proizvoditel’nost’ truda i podderzhka zanyatosti». Utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional’nym proektam. Protokol ot 24.12.2018 № 16. URL: https://xn-- b1aedfedwqbdfbnzkf0oe.xn--p1ai/national-project/about_project/.(in Russian)
  3. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 21.12.2021. № 3759-r «Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii nauki i vysshego

35

Цёхла С. Ю., Орлова Н. Н.

obrazovaniya» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/.(in Russian)

  1. Klochkova E. N., Sadovnikova N. A. Transformaciya obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii // Otkrytoe obrazovanie. 2019. Tom 23. №4. S. 13-22. URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/660/444. (in Russian)
  2. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya : monografiya / Pod

redakciej A.YU. Uvarova, I.D. Frumina. M.: Izdatel’skij dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. 344 s. (in Russian)

  1. Volkova G. L., Permyakova V. A., SHmatko N. A. Organizaciya cifrovoj kommunikacii mezhdu podrazdeleniyami, prepodavatelyami i studentami: informacionnyj byulleten’. M.: NIU VSHE, 2021. 36 s. URL: https://memo.hse.ru/news/547020480.html. (in Russian)
  2. Cifrovoj universitet. – Kazan’: Institut peredovyh obrazovatel’nyh tekhnologij KFU.

20 s. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1147469203/PWC.digital.pdf. (in Russian)

  1. Cifrovye navyki i kompetenciya, cifrovoe i onlajn obuchenie. Turin: Evropejskij

fond obrazovaniya, 2019. 84 s. URL:

https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/2019-08/dsc_and_dol_ru_0.pdf. (in

Russian)

  1. Glushchenko V. V. Kachestvennye i kolichestvennye aspekty, social’no-ekonomicheskaya effektivnost’ konkursov nauchno-pedagogicheskih rabotnikov v usloviyah stanovleniya novogo tekhnologicheskogo uklada // Elektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal «Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii». 2021. №

URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/11/96960. (in Russian)

Поступила в редакцию 10.04.2022 г.

36