Геополитика и экогеодинамика регионов
Том 11(21). Вып. 1. 2025 г. С. 110–121.
УДК 338.48
Н. В. Трофимова1 Э. Р. Мамлеева2 М. Ю. Сазыкина 3 Л. В. Болотова4
Анкетирование как метод формирования портрета туриста и выявления приоритетных мероприятий, направленных на развитие туризма в регионе
1, 2,3,4 ФГБУН «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа
e-mail: trofimova_nv@list.ru
2e-mail: elvira.mamleeva@yandex.ru
3e-mail: sazykinamyu@isi-rb.ru
4e-mail: bolotovalv@isi-rb.ru
Аннотация. Туризм в Российской Федерации в настоящее время динамично развивающаяся отрасль, обладающая высоким мультипликативным эффектом, обеспечивая загрузку и смежных отраслей экономики. Существует огромное количество различных туристических направлений, перечень которых постоянно расширяется, учитывая потребительские предпочтения населения.
- статье представлены теоретические и практические аспекты проведения анкетирования в сфере туризма. Рассмотрены основные этапы проведения опроса: составление анкеты, проведение анкетирования, обработка полученных результатов.
Проведенное анкетирование позволило определить пол, возраст туристов, их уровень доходов и средних размер суточных расходов во время туристической поездки; способы организации отдыха; наиболее привлекательные направления для отдыха и его продолжительность. Также туристы выделили препятствия и ограничения, с которыми столкнулись во время туристической поездки по региону. Полученная информация полезна как для представителей реального сектора экономики (туроператоров, турагентов и др.), так и для специалистов республиканских органов исполнительной власти, в том числе для выявления приоритетных направлений и определения первоочередных задач по развитию туризма в регионе.
Ключевые слова: регион, туризм, турист, анкетирование, Республика Башкортостан.
Введение
- настоящее время туризм в Российской Федерации является одним из динамично развивающихся секторов экономики, обладая, мультипликативным эффектом – формируя импульс для развития не только предприятиям, непосредственно обслуживающим туристов (транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др.), а также совокупности отраслей материального производства, ориентированных на туристический рынок [2].
Пандемия коронавируса предала импульс развитию внутреннего туризма, в России ежегодный прирост путешествий внутри страны в среднем составляет 20%. По итогам 2024 года количество поездок по стране составило 96 млн., что на 25% больше, чем годом ранее.
Существует большое количество различных видов туризма – деловой, конгрессно-выставочный, пеший, оздоровительный, сельский и другие [1]. В зависимости от целей поездки, индивидуальных предпочтений, туристы выбирают то или иное направление и географию путешествия. Для формирования новых туристических предложений, важно иметь представление о контингенте приезжающих, их предпочтениях, учитывать степень удовлетворенности оказанными туристическими услугами [3].
Цель данного исследования – формирование портрета туриста, приезжающего в Республику Башкортостан и определение приоритетных туристических направлений для развития в регионе.
Методы исследования
Для достижения поставленной в работе цели, в качестве основного метода исследования, был использован метод анкетирования. Для формирования анкеты по выявлению приоритетных направлений развития туризма в Республике Башкортостан и определения портрета туриста были проведены экспертные интервью с представителями индустрии туризма в Республике Башкортостан. Экспертные мнения позволили сформировать перечень из приоритетных 18 вопросов: возраст; форма путешествия; срок путешествия; виды деятельности во время туристической поездки; проблемы, с которыми сталкивались туристы во время путешествия; расходы во время путешествия; степень удовлетворенности поездкой и др. Выборку составили экономически активные респонденты, приехавшие в республику с туристическими целями.
Первая часть анкеты содержит вопросы о личности респондента, позволяющие построить несколько типов потребителей туристического продукта. Здесь выявляется сфера деятельности, должностной статус, возраст, семейное положение, образование, уровень дохода. Вторая (основная) часть анкеты состоит из закрытых альтернативных и не альтернативных вопросов, выявляющих предпочтения к определенным видам туризма, способам отдыха, степени удовлетворенности от полученных услуг и др.
Результаты и обсуждения
На основе разработанной анкеты был проведен социологический опрос туристов Республики Башкортостан, в онлайн и офлайн форматах, с целью формирования портрета туриста, а также выявления тенденций и перспектив развития туризма в Республике Башкортостан.
На 05.12.2024 г. получено 510 анкет, релевантными из которых признаны 505.
Более 70 % опрошенных – женщины, 30 % – мужчины.
Отдыхающие в Республике Башкортостан – туристы с высшим (59,8 %) и среднеспециальным образованием (20,6 %) (рисунок 1), работающие в бюджетной сфере (31,7 %), коммерческой сфере (25,7 %), четверть опрошенных – не работающие пенсионеры (рисунок 2). Достаточно высокий удельный вес данной категории, обусловлен введением программ «Башкирское долголетие», что расширяет возможности для путешествий по РБ, а также реализацией различных похожих программ для пенсионеров в других регионах (Самарская, Ульяновская области).
Высшее
Среднеспециальное
Среднее
Неполное высшее
Начальное
59,8
20,6
8,3
5,5
0,6
процент опрошенных
Рис. 1. Наличие образования у туристов
Составлено авторами
Работаю в бюджетной сфере
Работаю в коммерческой сфере
Пенсионер
Другое
Студент, учащийся Безработный
31,7
25,7
25,1
13,5
3,4
0,6
процент опрошенных
Рис. 2. Занятость среди туристов
Составлено авторами
Большинство опрошенных путешествуют парами, в том числе, семьями, при этом доля отдыхающих с детьми невысока – 6,5 %, что говорит о скрытом потенциале развития направления отдыха с детьми в Республике Башкортостан (рисунок 3).
Один/одна
Парой
-
- семьей/родственниками
-
- коллегой
-
- семьей/родственниками
- другом/подругой/друзьями
-
- детьми до 14 лет
-
25,3
23,2
22,2
11,7
11,1
6,5
процент опрошенных
Рис. 3. Состав отдыхающих
Составлено авторами
Путешествующие в Республике Башкортостан обладают средним уровнем дохода, что свидетельствует о доступности отдыха в республике, в том числе, за счет высокой вариативности предлагаемых туров (рисунок 4).
31 000 | — 50 000 рублей в месяц | 23,4 | ||
21 000 — 30 000 рублей в месяц | 20,2 | |||
51 000 | — 70 000 | рублей в месяц | 17,8 | |
71 000 | — 100 000 | рублей в месяц | 13,9 | |
101 000 | — 200 000 | рублей в месяц | 9,7 | |
15 000 | — 20 000 | рублей в месяц | 9,2 | |
не имею своего дохода на данный … | 3,1 | |||
свыше 201 000 | рублей в месяц | 2,6 | ||
процент опрошенных
Рис.4. Доходы туристов
Составлено авторами
Целью поездки более половины опрошенных назвали: оздоровление (34,9 %), культурно-разлекательное направление (11,7 %), экскурсионно-познавательное (10 %) (рисунок 5).
Оздоровление/лечение | 34,9 |
Тур выходного дня | 13,2 |
Культурно-развлекательная | 11,7 |
Экскурсионно-познавательная | 10 |
Отдых на природе (глэмпинг, база отдыха) | 6,9 |
Деловая | 6,4 |
Этнографический туризм (знакомство с местными традициями) | 4,5 |
Посещение события/мероприятия | 3,7 |
Гостевой туризм | 2,8 |
Гастрономический туризм | 1,6 |
Спортивный туризм (велосипедный, лыжный, горный, пеший) | 1,3 |
Экстремальный туризм(альпинипизм, сплав по рекам) | 1 |
Паломническая | 0,8 |
Другое | 0,8 |
Агротуризм | 0,3 |
Промышленный туризм (посещение предприятий) | 0,1 |
процент опрошенных
Рис. 5. Цель поездки
Составлено авторами
Средние траты на отдых туриста в сутки (рисунок 6) составили:
– от 3100 до 5000 – 28,3 %;
– до 1500 – 20,7 %;
– 1600-3000 – 15,7 %.
3 100-5 000 рублей в сутки | 28,3 | |
5 100-10 000 рублей в сутки | 27 | |
до 1 500 | рублей в сутки | 20,7 |
1 600-3 000 | рублей в сутки | 15,7 |
10 100-15 000 | рублей в сутки | 4,5 |
более 15 000 | рублей в сутки | 3,7 |
процент опрошенных
Рис. 6. Траты туристов в сутки
Составлено авторами
Большинство туристов организовывали свой тур самостоятельно: отдельно приобретали билеты, бронировали места разещения – 57,2 %; отдохнули, используя услуги туроператоров, приобретая готовый тур – 26,7 % (рисунок 7).
Самостоятельно (отдельно приобретались билеты, бронировалось место размещения)
С помощью туроператора
Другое
Приехал в гости к друзьям/родственникам
57,2
26,7
12,9
3,2
процент опрошенных
Рис. 7. Организация отдыха
Составлено авторами
Большинство отдыхающих для туристической поездки в Республику Башкортостан использовали личный автотранспорт (44,2 %), поезд (21,6 %), самолет (10,5 %), автобус (10,1 %) (рисунок 8).
На личном автомобиле | 44,2 |
На поезде | 21,6 |
На самолете | 10,5 |
На автобусе | 10,1 |
Самостоятельно (отдельно приобретались | 9,5 |
билеты, бронировалось место размещения) | |
Воспользовались несколькими видами | 4,2 |
транспорта | |
Водным транспортом | 0 |
процент опрошенных
Рис. 8. Вид транспорта
Составлено авторами
Данный ответ коррелирует со структурой выборочной совокупности, где 30 % опрошенных – жители Республики Башкортостан, и 20–30 % – представители соседних регионов (рисунок 9).
Россия | 6,7 |
Пензенская область | 2,0 |
2,0 | |
Ярославская область | 2,2 |
2,4 | |
Ульяновская область | 2,4 |
2,4 | |
Куганская область | 3,0 |
3,6 | |
г.Москва и Московская область | 3,6 |
4,0 | |
Тюменская область | 4,2 |
4,4 | |
Челябинская область | 5,9 |
8,1 | |
Республика Башкортостан | 12,5 |
30,9 |
процент опрошенных
Рис. 9. Географическая структура туристического потока в Республике
Башкортостан
Составлено авторами
4-7 | дней | 21 |
14 | дней | 17,8 |
1 день | 14,3 | |
10 | дней | 13,1 |
12 | дней | 11,1 |
3 дня | 10,5 | |
более 14 | дней | 7,3 |
2 дня | 5 | |
процент опрошенных
Рис. 10. Продолжительность отдыха туриста в Республика Башкортостан Составлено авторами
Большинство опрошенных туристов выбирают туры, продолжительностью от 4 до 7 дней (21 %), 10–12 дней (24,2 %), 14 дней (17,8 %), туры выходного дня (1-2 дня) предпочитает пятая часть опрошенных – 19,3 % (рисунок 10).
Продолжительность тура коррелирует с оздоровительной целью туристических поездок в республику среди опрошенных, и, как следствие, предполагает отдых и лечение в санаторно-курортных организациях, где стандартные путевки на курсовое лечение составляют 7 дней и более.
Среди препятствий для развития туризма (рисунок 11) отдыхающие назвали:
–высокую стоимостью проезда – 20,7 %;
– отсутствие достаточной информации о возможностях туристического отдыха в республике – 18,8 %;
–низкое качество дорог – 18,2 %.
Высокая стоимость проезда (перелета, жд билетов
- т.п.)
Отсутствие достаточной информации о возможностях туристического отдыха в РБ (сайтов, информационных платформ, рекламы)
Низкое качество дорог
Затрудняюсь ответить
Низкое качество инфраструктуры (условий
проживания, придорожного сервиса)
Дефицит квалифицированных кадров в сфере
туризма (экскурсоводов, турагентов)
Отсутствие инфраструктуры (условий проживания, придорожного сервиса)
Экологические проблемы
8,8
8,2
6,8
2,2
20,7
18,8
18,2
16,2
процент опрошенных
Рис. 11. Препятствия для развития туризма
Составлено авторами
Большинство отдыхающих удовлетворены комфортностью размещения (76,2 %).
74,7 % опрошенных отметили, что им очень понравилось в Республике Башкортостан, еще 16 % понравилось отдыхать в республике, но есть небольшие недочеты (рисунок 12).
Очень понравилось | 74,7 |
Скорее понравилось, но были некоторые … | 16 |
Ничего необычного (без впечатлений) | 5,5 |
Затрудняюсь ответить (смешанные … | 2,8 |
Нет, совершенно не понравилось | 1 |
процент опрошенных
Рис. 12. Впечатления от пребывания в Башкортостане Составлено авторами
Больше всего туристам в Республике Башкортостан понравились (рисунок
13):
–природа – 24,1 %;
–качество питания – 15 %;
–комфортность размещения – 10,9 %;
–качество экскурсионных услуг – 7 %.
Природа | 24,1 |
Качество питания | 15 |
(цена/качество/ассортимент блюд) | |
Комфортность размещения | 10,9 |
Отношение к туристам местных жителей | 8,6 |
Местные обычаи | 8,2 |
Качество экскурсионных услуг | 7 |
Погода | 5,7 |
Качество организации досуга | 5,1 |
Соотношение цены и качества туристского | 4,5 |
продукта | |
Качество работы туроператора | 3,9 |
Качество транспортных услуг | 3,5 |
Выбор (разнообразие) | 3,5 |
событий/мероприятий | |
процент опрошенных |
Рис.13. Впечатления туристов от Республики Башкортостан
Составлено авторами
Ввиду холодного и дождливого лета, многие опрошенные отмечали погодный фактор (19,9 %), как негативно отразившийся на качестве отдыха.
Средствами продвижения туристического продукта Республики Башкортостан, по мнению опрошенных, стали:
–друзья, знакомые, родственники (39,4 %);
–социальные сети (13,6 %);
–интернет (13,4 %);
–сайты туроператоров (7,4 %);
–телевидение (2,5 %).
Большинство опрошенных туристов, воспользовавшихся услугами гидов (экскурсоводов) остались очень довольны.
Опрос туристов и экспертные интервью с туроператорами республики показали, что ТИЦ не является эффективным инструментом распространения информации, о туристических услугах в республике. В частности, 85 % опрошенных отметили, что не обращались в ТИЦ за консультацией.
Среди наиболее популярных туристических мест в республике, опрошенные отметили: г. Уфа (7,4 %), санатории республики (27,6 %), геопарки ЯнганТау и Торатау и др (рисунок 14).
Город Уфа | 7,4 |
Санаторий «Янган-Тау» | 6,2 |
Санаторий «Ассы» | 5,5 |
Другое | 5,3 |
Геопарк Торатау | 5,3 |
Санаторий «Танып» | 5,3 |
Геопарк Янган-Тау | 5,2 |
Санаторий «Зелёная Роща» | 4,4 |
Водохранилище «Павловское» | 4,3 |
Водохранилище «Нугушское» | 3,5 |
Озеро «Кандрыкуль» | 3,5 |
Шульган-Таш | 3,3 |
Озеро «Аслыкуль» | 3,1 |
Гора «Иремель» | 3 |
Санаторий «Красноусольский» | 3 |
процент опрошенных
Рис. 14. Популярные туристические места в Республике Башкортостан Составлено авторами
- целом, проведенный опрос показал, что большинство туристов остались довольны отдыхом в Республике Башкортостан, поскольку 85,9 % опрошенных планируют снова посетить туристические объекты республики; 91,7 % – готовы порекомендовать путешествие в республику своим друзьям.
Проведенные экспертные интервью с туроператорами республики показали, что клиенты часто (51 %) и очень часто (28 %) возвращаются именно к ним. Это еще раз подтверждает достаточно высокий уровень сервиса и удовлетворенности оказываемыми услугами со стороны потребителей.
Каналы продвижения туристических услуг играют большую роль в продвижении туристического продукта и услуги. Основными каналами рекламы и информирования об услугах для опрошенных предпринимателей были социальные сети (75 %), собственный веб-сайт (51 %) и сервисы бронирования (34 %) (рисунок 15). При этом 7 % респондентов указали, что необходимости в рекламе не было.
Наиболее популярными сервисами бронирования как у предпринимателей в сфере туризма, так и отдыхающих являются Ostrovok.ru, avito.ru, Яндекс.Путешествия.
- помощью каких ресурсов Вы рекламировали Ваши сервисы и информировали о них своих клиентов ?
Социальные сети
Собственный веб-сайт
Сервисы бронирования
Группы в месенджерах
Специализированные сайты
Реклама в СМИ
Сервисы объявлений
Блоги
Нет необходимости в рекламе
Рис. 15. Способы продвижения туристического продукта (услуги) туроператорами Республики Башкортостан Составлено авторами
- целом, проведенные экспертные интервью с туроператорами Республики Башкортостан, показали, что представители туристического бизнеса смотрят в будущее с оптимизмом: 55 % собираются сохранить перечень предоставляемых туристических услуг, 31 % планируют расширение своего дела. Лишь 4 % собираются полностью закрыть бизнес
Проведенное исследование показало, что дальнейшее развитие туризма в регионе, в том числе связано с преодолением тех ограничений, с которыми столкнулись туристы в Республике Башкортостан. Поэтому выделим перечень наиболее приоритетных мероприятий:
— проведение активной рекламной кампании, по продвижению регионального туристического продукта;
— совершенствование дорожной инфраструктуры;
— увеличение количества мест размещения и повышения уровня их комфортности;
— совершенствование сети объектов придорожного сервиса.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы как представителями реального сектора экономики, так и специалистами республиканских органов исполнительной власти, в том числе при разработке региональных туристических программ и проектов.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ИСИ ГБНУ АН РБ.
Литература
- Фролова Е. В., Рогач О. В. Ограничения и перспективы развития внутреннего туризма в регионах России // Экономика региона. 2023. 19(1). С. 208-219. URL: https://doi.org//10.17059/ekon.reg.2023-1-16.
- Бурлака А. М. Анализ и перспективы развития туристической индустрии в Российской Федерации // Молодой ученый. 2023. № 2 (449). С. 91-93. URL: https://moluch.ru/archive/449/98957/.
- Открывая Башкирию: какие тренды будут определять будущее туризма в республике. [Электронный ресурс]. URL:https://www.bashinform.ru/articles/social/2023-09-25/otkryvaya-bashkiriyu-kakie-trendy-budut-opredelyat-buduschee-turizma-v-respublike-3452158.
N.V. Trofimova1
E.R. Mamleeva2
M.Y.Sazykina 3
L.V. Bolotova4
Questioning as a method of forming a portrait of a tourist and identifying priority activities aimed at developing tourism in the region
Institute for Strategic Studies of the Republic of
Bashkortostan, Ufa
e-mail: trofimova_nv@list.ru
2e-mail: elvira.mamleeva@yandex.ru
3e-mail: sazykinamyu@isi-rb.ru
4e-mail: bolotovalv@isi-rb.ru
Abstract. Tourism in the Russian Federation is currently a dynamically developing industry, which has a high multiplier effect, providing workload for related sectors of the economy. There are a huge number of different tourist destinations, the list of which is constantly expanding, taking into account the consumer preferences of the population.
The article presents theoretical and practical aspects of conducting surveys in the field of tourism. The main stages of conducting a survey are considered: drawing up a questionnaire, conducting a survey, processing the results obtained.
The survey made it possible to determine the gender, age of tourists, their income level and average daily expenses during a tourist trip; ways to organize recreation; the most attractive holiday destinations and their duration. Tourists also highlighted the obstacles and restrictions they encountered during a tourist trip in the region. he information obtained is useful both for representatives of the real sector of the economy (tour operators, travel agents, etc.) and for specialists of the republican executive authorities, including for identifying priority areas and determining priority tasks for the development of tourism in the region.
Key words: region, tourism, tourist, survey, Republic of Bashkortostan.
References
- Frolova E. V., Rogach O. V. Limitations and prospects for the development of domestic tourism in the regions of Russia // Economics of the region. 2023. 19(1). – pp. 208-219. – URL: https://doi.org//10.17059/ekon.reg.2023-1-16. (in Russian).
- Burlaka A. M. Analysis and prospects for the development of the tourism industry in the Russian Federation // Young scientist. 2023. No.2 (449). pp. 91-93. URL: https://moluch.ru/archive/449/98957/ (in Russian).
- Discovering Bashkiria: what trends will determine the future of tourism in the republic. URL:https://www.bashinform.ru/articles/social/2023-09-25/otkryvaya-bashkiriyu-kakie-trendy-budut-opredelyat-buduschee-turizma-v-respublike-3452158 – Title from the screen (in Russian).
Поступила в редакцию 09.02.2024 г.