Геополитика и экогеодинамика регионов
Том 11(21). Вып. 1. 2025 г. С. 131–138.
УДК 338.4: 640.41
Н. Д. Стахно1 О. Е. Почупайло А. Д. Аметова
Влияние рынка E-Travel на развитие сферы гостеприимства
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Симферополь
- e-mail: snd.snd70@mail.ru
Аннотация. Сформированный в России рынок e-travel претерпел масштабную трансформацию, которую обусловили динамика потребления услуг сферы гостеприимства, переориентация спроса из-за геополитических угроз на внутренний туризм, уход из-за санкций крупных зарубежных онлайн-сервисов, повышение цифровых компетенций и доверия населения к отечественным онлайн-сервисам. Развитие рынка e-travel способствует повышению уровня удовлетворенности потребителей, упрощает операционные процессы в средствах размещения: бронирования, регистрации заезда, управления запросами гостей и обслуживания номеров.
Ключевые слова: цифровизация, рынок e-travel, онлайн-сервисы, цифровые платформы, туризм, гостеприимство.
Введение
Интенсификация усилий в сфере гостеприимства основывается на инновационных подходах в управлении, формировании нового качества сервиса инфраструктуры, в том числе за счет применения цифровых инструментов. Развитие рынка e-travel в России определяется активным ростом цифровых компетенций граждан. Туристы самостоятельно ищут информацию о средстве размещения, и осуществляют бронирование напрямую на сайте отеля или пользуются услугами сервисов онлайн-бронирования. Факторы, определяющие выбор онлайн-модели: повышение доверия аудитории, полная информация о предоставляемых услугах и возможность сравнения ценовой политики организаций предоставляющих аналогичные услуги, скорость поиска [1].
Материалы и методы
Изучению развития рынка e-travel посвящены труды Бобылева С.Н., Вишневской Е. В. Соловьева С. В., Палт М. В., Плугарь Е. В., Хованко И. Ю. На основе статистических данных, контент-анализа информации из доступных источников произведен анализ влияния рынка e-travel на развитие сферы гостеприимства.
Результаты и обсуждение
Затраты на формирование цифровой экономики в Российской Федерации в 2023 году составили 5,5 трлн. руб. (на 6% выше показателя 2022 года). В 2023 году вложения на развитие процесса цифровизации туристической индустрии составило свыше 600 млн рублей, в том числе на эксплуатацию и развитие единой системы «Электронная путёвка» 250 млн. рублей в рамках государственной программы «Развитие туризма». Для совершенствования федеральных реестров туроператоров, туристических агентов и реестра объектов туристской индустрии направлено 121,5 млн. рублей. Для реализации ведомственных программ цифровой трансформации — 53,6 млн. рублей. При этом, внутренние затраты организаций сферы гостеприимства и общественного питания на создание, распространение и использование цифровых технологий составили 7,3 млрд. руб. Сегодня Россия занимает шестое место среди стран-лидеров по доступности Интернета, имеет около 130 млн. интернет-пользователей. Сегодня 86,4% российских домохозяйств имеют доступ к широкополосному Интернету. К 2030 году, планируется увеличить это значение до 97%. Согласно данным исследований национального агентства финансовых исследований, ежегодно увеличивается рост цифровых компетенций граждан России (рисунок 1) [2].
Рис. 1. Значение индекса цифровой грамотности граждан России
2018-2023 гг., %
Составлено авторами
Уровень информационной, коммуникативной грамотности, цифровой безопасности, в том числе навыки решения проблемных ситуаций, создание цифрового контента — определяют интенсивность деятельности рынка e-travel. Показатели компонентов индекса цифровой грамотности 2023 года имеют тенденцию к увеличению, по сравнению с показателями 2020 года (рисунок 2) [2].
В соответствии с единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, приоритетным направлением является развитие внутреннего туризма с 75 до 140 миллионов человек в год. В России ежегодно увеличивается количество средств размещения, так в 2023 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, число классифицированных объектов составило 31,5 тыс. единиц (показатель увеличился на 6,6%, по сравнению с 2022 годом), в том числе в Республике Крым классифицировано 1083 объекта размещения.
Рис.2. Компоненты индекса цифровой грамотности 2020-2023 гг., %
Составлено авторами
В 2023 году 92,5% отелей и предприятий общественного питания использовали Интернет. Рынок e-travel — рынок услуг, связанный с путешествиями. По оценкам сервиса «Яндекс.Путешествия», объём рынка e-travel в России в 2023 году составил более 785 млрд рублей. По прогнозам, к 2027 году объём рынка e-travel может вырасти до 68% всего рынка, достигнуть 693 млрд. рублей. Использование цифровых технологий в организациях сферы гостеприимства и общественного питания в 2022 году составило по показателям технологии сбора, обработки и анализа больших данных – 31,9% от общего числа организаций. По показателям облачных сервисов – 29,9%, использование центров обработки данных – 17,4%, цифровых платформ – 12,3%, геоинформационных систем – 6,9%, интернет-вещей – 12,7%, RFID-технологий – 11,3%, технологий
искусственного интеллекта – 3,9%, промышленных роботов / автоматизированных линий – 4,2%, аддитивных технологий – 0,7%, показатель «цифровой двойник» — 0,8% [3].
Развитие рынка e-travel расширяет возможности туристов. Инструментарий рынка, в отличие от офлайн-общения, дает возможность удаленного выбора, осуществление бронирования, проведение безналичной оплаты с помощью веб-сайтов или мобильных приложений соответствующих сервисов. По данным компании Bnovo, ведущего российского разработчика IT-решений для гостиничного бизнеса, в III квартале 2023 года доля онлайн-продаж услуг в сфере гостеприимства составила 47%.
Цифровые технологии находятся в состоянии постоянного развития и совершенствования, предлагают новый инструментарий для потребителей услуг организаций сферы гостеприимства, способствуют достижению основной цели – предоставить максимальное количество положительных впечатлений, упростить жизненные программы [ 4, 5].
По данным аналитиков «Мобильные ТелеСистемы», более трети общего объема рынка туризма в России приходится на цифровые сервисы. В 2023 года в России сервис онлайн-бронирования «Яндекс Путешествия» в летний период стал крупнейшим среди агрегаторов аренды отелей.
Для оптимизации организации путешествий в Республику Крым предлагаются возможности цифровых платформ различной направленности.
Таблица 1. | ||||||||
Цифровые платформы | ||||||||
Цифро | Адрес | Назначение | Возможности платформы | |||||
вые | ||||||||
платф | ||||||||
ормы | ||||||||
Travel | https://www.t | Единая | платформа | Позволяет управлять продажами, получать | ||||
Line | ravelline.ru/ | для онлайн-продаж | прямые брони; | |||||
и управления. | запустить и настроить программу лояльности и | |||||||
Создана | для | мотивировать гостей на возвращение к вам; | ||||||
автоматизации | настроить интеграцию с CRM; | |||||||
работы | санаториев, | |||||||
отелей, | хостелов, | работать с динамическими ценами; | ||||||
апартаментов, | ||||||||
квартир, загородных | анализировать цены конкурентов; | |||||||
домов. | ||||||||
работать с отзывами; | ||||||||
продавать | с проживанием | дополнительные | ||||||
услуги. | ||||||||
Travel | travelcrimea. | Официальный | Ресурс для жителей пяти континентов из 173 | |||||
Crimea | com | туристический | стран мира, Англоязычную версию турпортала | |||||
портал | Республики | читают в 86 странах. Размещены новости, | ||||||
Крым, входит в сеть | полезные советы, статьи об интересных местах и | |||||||
турпорталов | маршрутах, интервью с известными людьми, | |||||||
Российской | лонгриды, фотоленты, видео и инфографики. | |||||||
Федерации | ||||||||
Week- | https://week- | Сервис | Базы данных позволяют информировать о | |||||
Week | week.ru/ | бронирования | предприятиях общественного питания, отелях, | |||||
путешествий Крыма | программах лояльности, следить за динамикой | |||||||
цен. Предоставляется возможность сравнить | ||||||||
варианты и выбрать лучший. Представлены | ||||||||
фото, отзывы и краткие описания, составленные | ||||||||
для отелей и мероприятий. | ||||||||
Яндекс | https://travel. | Сервис для поиска и | Информация о более миллиона номеров в | |||||
Путеш | yandex.ru/ | покупки | авиа | и | отелях, санаториях и апартаментах России и | |||
ествия | железнодорожных | мира и вариантов оплаты, проверенная | ||||||
билетов, | билетов на | информация, скидки и кешбэк, реальные отзывы | ||||||
автобусы и поиска | и круглосуточная поддержка. Сотни тысяч | |||||||
гостиниц | отзывов, фото и видео от реальных постояльцев. | |||||||
В сервисе Командировки можно забронировать | ||||||||
отели, | билеты | и | воспользоваться | |||||
дополнительными сервисами: такси, каршеринг, | ||||||||
доставка | еды, | получить | закрывающие | |||||
документы. | ||||||||
WB | https://vmest | Сервис для покупки | Предлагает более 4500 вариантов средств | |||||
Travel | e.wildberries. | авиабилетов | по | размещения в Республике Крым, скидки для | ||||
России | и | за | бронирования авиабилетов, афишу мероприятий, |
ru/ | границей | возможность | приобрести | необходимые | ||||
предметы для комфортного отдыха. | ||||||||
Твил.р | https://tvil.ru/ | Сервис | Доступно более 500 000 вариантов жилья по | |||||
у | бронирования | всей России, также предложения в Абхазии, | ||||||
отелей, | квартир, | Беларуси и Грузии. Включает информацию об 11 | ||||||
домов и баз отдыха | тысяч вариантов средств размещения в Крыму. | |||||||
Сервис для самостоятельных путешественников, | ||||||||
кто предпочитает самостоятельно | выбирать | |||||||
маршруты и места отдыха, а не рассчитывать на | ||||||||
посредников и турфирмы. | ||||||||
Ostrov | https://ostrov | Сервис | Более 2600000 вариантов размещения по всему | |||||
ok.ru | ok.ru | бронирования | миру: отели, хостелы, апартаменты, виллы; | |||||
отелей и гостиниц | кемпинги, в том числе 4,9 тысяч по Республике | |||||||
Крым. Путешественникам предлагают данные о | ||||||||
категории | гостиниц, | действует | служба | |||||
поддержки, | блог | о | путешествиях. | |||||
Предоставляется информация | о популярных | |||||||
направлениях (каталог стран). | ||||||||
Natural | https://natura | Сервис | Обеспечивает бронирование мест для отдыха на | |||||
ist.trav | list.travel/ | бронирования | природе. В каталоге представлены глэмпинги, | |||||
el | глемпингов | и эко- | базы отдыха и эко-отели. Предусмотрены | |||||
отелей | готовые подборки по видам впечатлений, | |||||||
система фильтров, учитывающая специфику | ||||||||
природного туризма. | ||||||||
Составлено авторами
Онлайн-сервисы способствуют тому, что потребители туристских услуг без участия агентств самостоятельно могут формировать программы путешествия, размещения, питания, всех видов досуга. Стратегии развития сайтов включают персонализированный подход в коммуникации с потребителями услуг. Учитывается гармоничное сочетание функциональности, продуманной навигации, качественного контента и дизайна [6].
Чтобы предлагать конкурентные сервисы и справляться с высоким спросом, нужны технологические решения, которые учитывают особенности рынка
гостеприимства. На фоне роста внутриотраслевой конкуренции, совершенствуются цифровые продукты. Сегодня активно формируется рынок TravelTech‑проектов. По данным экспертов Travel Startups сообщества travel-предпринимателей, которое объединяет более 300 компаний индустрии TravelTech, ежегодно в России запускается более 30 TravelTech-стартапов.
Таблица 2.
Travel-стартапы 2023 года
Travel-стартапы | Характеристика | |
ФанТам | Агрегатор событий и развлечений с поиском по геолокации | |
2ROOMZ | Веб-сервис для продажи услуг и коммуникации с гостями отеля, | |
бесконтактного предложения еды, напитков, трансфера | ||
Аватар | (Sensemaking | Виртуальный сотрудник, который проявляет эмоции, управляемый |
Lab) | искусственным интеллектом или удалённым оператором. Работает в | |
крупном ритейле, аэропортах, вокзалах и гостиницах, выполняя роль | ||
135 |
Стахно Н. Д., Почупайло О. Е., Аметова А. Д. | ||||
консьержа, консультанта, кассира. | ||||
GetHotel | Сервис бронирования отелей, где гость сам назначает цену за | |||
проживание | ||||
Hebi Travel | Мультифункциональный сервис, который помогает современным | |||
путешественникам организовать свой отдых в природной местности, | ||||
деревнях и малоизвестных туристических направлениях. | ||||
Hotel Antifraud | Hotel Antifraud — система удаленного контроля сотрудников для отелей, | |||
хостелов и апарт-отелей. Система автоматически присылает | ||||
уведомление, если гостя заселят минуя кассу. | ||||
Travel.stat | Сервис по управлению качеством услуг и лояльностью гостей в | |||
индустрии гостеприимства. | ||||
Позволяет вести целенаправленную работу по повышению рейтинга | ||||
отеля на ведущих площадках бронирования. С помощью алгоритмов | ||||
искусственного интеллекта, собираются данные с сервисов по | ||||
бронированию, анализируются отзывы отеля-пользователя и отелей- | ||||
конкурентов, определяются точки роста в сервисной стратегии, что | ||||
способствует росту финансовых показателей. | ||||
VMIGrent | Платформа и мобильное приложение для посуточной аренды объектов | |||
жилья. При помощи умных замков, личного кабинета и мобильного | ||||
приложения VMIGrent арендодатель удалённо контролирует заселение | ||||
и выезд гостей, уборку объекта. | ||||
Составлено авторами
Выводы
Рынок e-travel развивается, путем внедрения инновационных технологий, формирования на их базе цифровых сервисов, платформ, цифровых экосистем.
Персонализируются туристические услуги, продвигаются принципы ответственного туризма, развиваются новые бизнес-модели, совершенствуются цифровые компетенции населения, которые позволяют ориентироваться, обрабатывать информацию в онлайн-среде, пользоваться цифровыми инструментами и программным обеспечением, критически оценивать и анализировать цифровую информацию. Улучшается взаимодействие с пользователями. Адекватное балансирование между автоматизацией и человеческой экспертизой определяет положительный результат деятельности организаций сферы гостеприимства на рынка e-travel [7].
Литература
- Вишневская Е. В. Влияние цифровых технологий на развитие туристского рынка // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovyh-tehnologiy-na-razvitie-turistskogo-rynka (дата обращения: 23.12.2024).
- Анализ рынка гостиничных услуг России в 2023 году АЦ «Центр экономики
рынков», Москва, 2024 г.» https://research-center.ru/hotels/Анализ%20рынка%20гостиничных%20услуг%20в%20России% 20в%202023%20г..pdf(дата обращения: 23.12.2024).
- Цифровая экономика: 2024: краткий статистический сборник / В.Л. Абашкин, Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т
«Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 124 с. URL: file:///C:/Users/admin/Downloads/2024%20Цифровая%20экономика.%20Кратки й%20статистический%20сборник%202024,%20ВШЭ.pdf (дата обращения:
23.12.2024).
- Бобылев С. Н., Соловьева С. В., Палт М. В., Хованко И.Ю. Индикаторы цифровой экономики в целях устойчивого развития для России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indikatory-tsifrovoy-ekonomiki-v-tselyah-ustoychivogo-razvitiya-dlya-rossii (дата обращения: 23.12.2024).
- Калинин А. А., Карпова А. А. Инновационные технологии управления и
регулирования сферы туризма и гостеприимства // Вестник ассоциации вузов
туризма и сервиса. 2020. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-upravleniya-i-regulirovaniya-sfery-turizma-i-gostepriimstva-2 (дата обращения: 23.12.2024).
- Плугарь Е. А., Стахно Н. Д. Формирование нового качества обслуживания потребителей сферы гостеприимства в условиях цифровизации // Геополитика
и экогеодинамика регионов. 2022. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-novogo-kachestva-obsluzhivaniya-
potrebiteley-sferygostepriimstva-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения:
23.12.2024).
- Чуракова А. А. Влияние цифровизации на развитие гостиничного бизнеса //
Журнал прикладных исследований. 2021. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-na-razvitie-gostinichnogo-biznesa (дата обращения: 23.12.2024).
- D. Stakhno1, О. Е. Pochupaylo, A. D. Ametova
The impact of the e-travel market on the development of the hospitality industry
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
- e-mail: snd.snd70@mail.ru
Abstract. The e-travel market formed in Russia has undergone a large-scale transformation, which has been driven by the dynamics of consumption of hospitality services, the reorientation of demand due to geopolitical threats to domestic tourism, the withdrawal of large foreign online services due to sanctions, and the increase in digital competencies and public confidence in domestic online services. The development of the e-travel market contributes to an increase in consumer satisfaction, simplifies operational processes in accommodation facilities: booking, check-in, guest request management and room service.
Keywords: digitalization, e-travel market, online services, digital platforms, tourism, hospitality.
137
Стахно Н. Д., Почупайло О. Е., Аметова А. Д.
References
- Vishnevskaya E. V. Vliyanie cifrovyh tekhnologij na razvitie turistskogo rynka // Nauchnyj rezul’tat. Tekhnologii biznesa i servisa. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovyh-tehnologiy-na-razvitie-turistskogo-rynka (in Russian).
- Analiz rynka gostinichnyh uslug Rossii v 2023 godu AC «Centr ekonomiki
rynkov», Moskva, 2024 g.» https://research-center.ru/hotels/Analiz%20rynka%20gostinichnyh%20uslug%20v%20Rossii%20v %202023%20g..pdf(in Russian).
- Cifrovaya ekonomika: 2024: kratkij statisticheskij sbornik / V.L. Abashkin, G.I.
Abdrahmanova, K.O. Vishnevskij, L.M. Gohberg i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya
shkola ekonomiki». M.: ISIEZ VSHE, 2024. 124 s. URL: file:///C:/Users/admin/Downloads/2024%20Cifrovaya%20ekonomika.%20Kratkij% 20statisticheskij%20sbornik%202024,%20VSHE.pdf (in Russian).
- Bobylev S. N., Solov’eva S. V., Palt M. V., Hovanko I.YU. Indikatory cifrovoj ekonomiki v celyah ustojchivogo razvitiya dlya Rossii // Vestnik Moskovskogo
universiteta. Seriya 6. Ekonomika. 2019. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/indikatory-tsifrovoy-ekonomiki-v-tselyah-ustoychivogo-razvitiya-dlya-rossii (in Russian).
- Kalinin A. A., Karpova A. A. Innovacionnye tekhnologii upravleniya i regulirovaniya sfery turizma i gostepriimstva // Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. 2020. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-
tehnologii-upravleniya-i-regulirovaniya-sfery-turizma-i-gostepriimstva-2 (in Russian).
- Plugar’ E. A., Stahno N. D. Formirovanie novogo kachestva obsluzhivaniya potrebitelej sfery gostepriimstva v usloviyah cifrovizacii // Geopolitika i
ekogeodinamika regionov. 2022. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-novogo-kachestva-obsluzhivaniya-potrebiteley-sferygostepriimstva-v-usloviyah-tsifrovizatsii (in Russian).
- CHurakova A. A. Vliyanie cifrovizacii na razvitie gostinichnogo biznesa // ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-na-razvitie-gostinichnogo-biznesa (in Russian).
Поступила в редакцию 24.12.2024 г.
138