УДК 339.976 |
|
Внешнеторговая политика и практика стран Латинской Америки на современном этапе (на примере Чилийской Республики) |
|
ФГБУН Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург e-mail: khe71@inbox.ru |
Аннотация. В современном мире, на фоне глобализации, увеличившей конкуренцию на мировых рынках, растет многополярность. Этот тренд поддерживается странами Латинской Америки. Но он оказывает заметное влияние на их внешнеторговую политику, что видно на примере с Чили. Цель статьи – изучение особенностей внешнеторговой политики стран Латинской Америки в XXI в., и прежде всего Чили, и уровня влияния внешней торговли на экономику страны. При проведении исследования применялись следующие методы: системный и сравнительный анализ, синтез, комплексный подход. Появление новых мощных торговых игроков – Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии – дает возможность для развития новых торговых соглашений между Чили и данными странами, что в свою очередь способствует некой независимости от экспорта/импорта какой-то конкретной страны (как было, например, в 1970-е годы), так как наблюдается смена основных торговых партнеров.
Ключевые слова: международная торговля, Латинская Америка, Чили, внешнеторговая политика, внешнеторговая практика, диверсификация торговых партнеров, глобальная неустойчивость.
Введение
Внешнеторговая политика стран латинской Америки является частью внешней политики, как и в других регионах мира. В последние годы усилия стран латинской Америки в области международной торговой политики были в значительной степени сконцентрированы на модернизации и оптимизации существующих торговых соглашений, а также развитии географии внешнеторговой деятельности, особенно в связи с ростом и значением Китая как крупной внешнеторговой державы [14], активизирующей и свои внешнеторговые связи со странами Латинской Америки.
Процесс модернизации внешнеторговой политики стран Латинской Америки уже углубил торговые обязательства между странами-партнерами, в результате чего зафиксировано более широкое участие малого и среднего предпринимательства во внешнеторговой деятельности стран; формирование возможностей, связанных с защитой окружающей среды и взаимосвязь этого направления политики с устойчивым развитием внешней торговли [7]. Имела место конкретизация направлений социальной защиты с точки зрения роста потребления и, следовательно, внутреннего рынка [2]. В конечном счете, весь этот процесс модернизации был направлен на внедрение соглашений 3-го поколения и укрепление связей с основными торговыми партнерами, что крайне важно в условиях роста несбалансированности и рисков в мировой экономике и торговле [13].
Целью статьи стало исследование внешнеторговой политики стран Латинской Америки в XXI в. на примере Чилийской Республики, уровня воздействия внешнеторговой деятельности на экономику страны, а также особенностей участия Чили в международной торговой системе.
Теория и методы
Сегодня исследователи уделяют большое внимание анализу внешней торговли стран мира и международного торгового обмена в различных аспектах, а также новых тенденций в международной торговой политике [6]. Важным современным аспектом в этой связи выступает, по мнению многих авторов, задача диверсификации географии внешней торговли для обеспечения экономической безопасности [1] и стабилизации внутренних социально-экономических процессов. Особенно это касается развивающихся стран, как государства Латинской Америки, которые, наряду с мировыми торговыми процессами, углубляют континентальные и региональные [17].
В качестве примера для анализа автор выбрана Чилийская Республика, так как, с точки зрения автора, она выступает достаточно ярким примером современных подходов к формированию внешнеэкономической политики латиноамериканского континента. Чили активно участвует в этих процессах, столь важных для ее национальной экономики. Будучи страной с высокой значимостью добывающей промышленности в экономике, Чили важно стремиться к развитию цикличной, или циркулярной экономики [5], что также требует роста объемов внешней торговли, так как страна пока не в состоянии обеспечить себя необходимыми технологиями.
Статья разделена на две части. Первая посвящена исследованию основных принципов формирования внешнеторговой политики Чили в XXI в. Вторая освещает влияние современных вызовов на внешнеторговую деятельность Чили.
Результаты и обсуждения
Основные принципы формирования внешнеторговой политики Чили
Чили, как и многие развивающиеся страны Латинской Америки, сделала огромный скачок в экономическом развитии за последние полвека и проводит сегодня открытую экономическую политику, при этом внешняя торговля оказала фундаментальное влияние на экономический рост и развитие страны.
В настоящее время правительство Чили, как и большинства стран Латинской Америки, ведет политику, ориентированную на поступательное и стабильное развитие экономической, политической и внешнеторговой деятельности. Правительство страны старается обеспечивать эволюцию национального экономического потенциала путем привлечения иностранных инвестиций; развивает торговлю на основе расширения и уравнения гендерных прав и возможностей; увеличивает роль малого и среднего предпринимательства в глобальных торговых цепочках и способствуют увеличению объема малого и среднего бизнеса и доли МСП в ВВП страны, что важно для экономического и торгового развития. Также современное правительство Чилийской Республики активно поддерживает экологическую повестку, видя ухудшающиеся географические и экологические условия и держит курс на социально устойчивое развитие страны [9].
Торговая политика Чили изначально характеризовалась принятием односторонних мер, направленных на развитие внешней торговли. Однако, начиная с 1990-х гг., Чили, поменяв экономический и политический вектор, начинает подписывать международные соглашения о защите инвестиций, о развитии торговли, причем как внутри латиноамериканского региона, так и на международном уровне.
Относительно недавно (в 2015 г.) вступило в полную силу о свободной торговле между Чили и США. Чили имеет 33 соглашения о свободной торговле с 65 странами мира. Эти соглашения представляют из себя 20 индивидуальных соглашений о свободной торговле, 6 соглашений об экономической ассоциации, 5 соглашений об экономическом сотрудничестве, соглашение о частичной ассоциации с Индией и торговый протокол с Тихоокеанским альянсом (Колумбия, Перу и Мексика). В 2023 г. вступило в силу соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, которое позволит упростить ведение торговли между странами. Обновлены обязательства Чили в соответствии с соглашением о свободной торговле между Чили, Китаем и Гонконгом [20]. Из перспективных соглашений о свободной торговле, можно выделить соглашение с Европейским Союзом, которое должно вступить в силу в 2024 г. [21] Около 90% всего товарного экспорта Чили направляется в страны, с которыми у нее есть соглашения о свободной торговле [9].
Помимо соглашения с АТЭС, существуют и соглашения с другими экономическими группами: Меркосур, ЕАСТ, Центральная Америка и ЕС. Количество соглашений о свободной торговле постоянно растет. Так, с 2015 по 2022 г. вступили в силу: соглашение о свободной торговле с Таиландом в 2015 г.; торговый протокол в рамках Тихоокеанского альянса в 2016 г.; соглашение о свободной торговле с Уругваем в 2018 г.; соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве с Индонезией и торговое соглашение с Аргентиной в 2019 г.; соглашение с Великобританией и соглашение о партнерстве в области цифровой экономики (DEPA) с Сингапуром и Новой Зеландией в 2021 г.; соглашение о свободной торговле с Бразилией и Парагваема и соглашение о торговой интеграции с Эквадором в 2022 г. [20]
Соглашения о свободной торговле в первую очередь нужны для снижения торговых тарифов для определенных стран с которыми налажены максимально благоприятные торговые и политические отношения. Эти соглашения делают Чили более открытой и привлекательной для международной торговли страной, что важно для ее малой экономики [18].
Рассмотрим более подробно внешнеторговые отношения Чили с их зарубежными партнерами по регионам.
- Страны Евросоюза
Страны Евросоюза являются важным рынком для сбыта Чилийской продукции. В основном это различные металлы (медь, алюминий, золото), целлюлоза и макулатура, неорганические химикаты, масличные семена, алкогольная и табачная продукции, а также овощи, фрукты, орехи и морепродукты [12]. В основном Чили торгует с такими европейскими странами как: Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Испания. Также большую роль в экономике Чили играет Великобритания, так как часть Чилийских месторождений меди и золота принадлежит британским компаниям. А соглашение о свободной торговле лишь усиливает связь между странами Европейского Союза.
- Страны Восточной Европы.
Данный регион слабо заинтересован в Чилийской продукции, в первую очередь из-за богатства природными ресурсами своих территорий, а во-вторых из-за удаленности территорий друг от друга. Более того, страны Восточной Европы имеют возможность перекупить товары, купленные в Чили, на территориях Западной Европы и зачастую это может быть выгоднее, нежели закупка товаров напрямую из-за логистических трудностей и высоких налоговых тарифов. Более того, среди стран Восточной Европы существуют внутренние торговые коалиции; Литва, Латвия, Эстония; Россия, Беларусь, Украина (до 2022 г.); Финляндия, Дания, Швеция; Чехия, Польша, Венгрия; Молдова, Румыния, Болгария. Самый большой товарооборот у Чили из стран Восточной Европы с: Россией, Болгарией и Швецией, но он не превышает 500 000 долл. США [23].
- Страны Североамериканского континента
Как и для многих стран, США является ведущим торговым партнёров для Республики Чили. Также большую роль в крепких торговых отношениях играет участие в общих интеграционных группировках (АТЭС) и комфортное друг для друга географическое расположение стран. Мексика и Канада, также являются важными торговыми партнерами. По структуре экспортируемых товаров, тут все схоже с экспортом со странами Западной Европы (медь, целлюлоза, продукты питания). Что касается импорта, то в странах Северной Америки Чили закупает нефть, сжиженный бутан, строительные материалы. Активно между странами развивается сотрудничество в сфере НИОКР.
- Страны Латиноамериканского континента
На данном континенте находятся ближайшие и основные торговые партнеры Республики Чили и интеграционные объединения (МЕРКОСУР, ЛАИ, Андское сообщество, Группа Рио и т.д.) [19]. Важную роль во внешней торговле со странами Латинской Америки играет исторически сложившееся торговое и экономическое сотрудничество. Основным торговым партнером Чили на континенте остается Бразилия, импортирующая из Чили медь и продукты питания и экспортирующая железо, нефть и ядерные реакторы [4].
- Страны Азии.
Китай, Япония и Южная Корея являются важнейшими азиатскими рынками сбыта Чилийской продукции. Импорт товаров из данных стран также важен для Республики. Смело можно сказать, что со странами Азии у Чили самые крепкие, значимые и долгосрочные торговые отношения, и самый весомый товарооборот. Более того, некоторые Чилийские месторождения меди принадлежат японским компаниям. В принципе, правительство Чили стремится переориентировать свой рынок сбыта и внешнеэкономические связи в сторону Азиатских стран, благодаря соглашениям о свободной торговле и совместном участии в международных содружествах. А рост товарооборота, инвестиций и инфраструктуры, между странами Азии и Чили (особенно между Китаем и Чили), лишь подтверждает положительный прогноз данной переориентации с запада на восток [10].
- Страны Африканского континента.
Со странами африканского континента торговые отношения не столь развиты нежели с азиатскими, европейскими, латиноамериканскими странами и Северной Америкой, так как многие государства данного континента относятся к слаборазвитым, и их роль в мировой торговле все еще незначительна, хотя и имеет тенденцию к росту, оставаясь весьма перспективным в будущем направлением [18].
- Австралийский континент.
Товарооборот с Австралией крайне мал, так как Чили практически ничего предложить данным государствам и их товар максимально не риалевантен на Австралийском рынке. Существуют лишь партнерские отношения в сфере услуг и НИОКР.
Резюмируя, можно отметить важность международных двусторонних и многосторонних торговых соглашений, так как они направлены в основном на снижение торговых тарифов, что способствует увеличению товарооборота, привлечению инвестиций, продвижению трансграничной торговли, развитию экономики и повышению открытости и прозрачности экономики.
Влияние современных вызовов на внешнеторговую деятельность Чили
С 1995 г. (момента вступления Чили в ВТО) произошла стабилизация внешнеторговой политики Чили на основе принципов открытой торговли. Страна успешно адаптируется ко всем глобальным вызовам, таким как технологические, энергетические и экологические. Успешное противостояние разрушительному влиянию на экономики стран пандемии Covid-19 и практически нулевое влияние антироссийских санкций – прямое доказательство гибкости, проводимой политиками Чили органами власти.
Во время пандемии covid-19 Чили, как и все страны в мире, столкнулась с рядом вызовов, прежде всего – вследствие падения спроса и продаж. Более половины оптовых компаний имели проблемы с импортом товаров и поддержанием своих запасов, появились логистические проблемы и возросли производственные затраты, как и у многих доугих стран мира в этих условиях [8]. Однако, согласно данным Bloomberg [3], в середине 2021 г. экономика Чили резко выросла, так как для смягчения последствий пандемии власти Республики ввели дополнительные финансовые стимулы, благодаря чему уже в 2021 г. ВВП страны вырос на 1%, что было выше ожидаемого прогноза [15]. Правительству удалось добиться таких показателей благодаря досрочным выплатам пенсий, компенсаций пострадавшим от пандемии и помощь малым и средним предприятиям. Среди всех развивающихся стран Республика Чили практически больше всех тратила на помощь простому населению, что стимулировало потребление и в итоге в стране быстро выросла покупательская способность, что помогло быстро восстановить экономику страны в короткие сроки [3].
Заключение международных торговых соглашений привело к введению в 2022 г. эффективного тарифа в размере 0,71% и среднего адвалорного тарифа в размере 0,77% [13] что, в свою очередь, обеспечило дальнейший экономический рост и развитие страны, а также усиление партнерских отношений с рядом стран.
В отличие от многих экономик, которые понесли потери в связи с введением антироссийских санкций, Чили эти ограничения практически не коснулись. Единственный минус, с которым столкнулась Чили с введением западом санкций против России – затруднения в логистике. Чили традиционно экспортировала в Российскую Федерацию продукты питания: морепродукты, овощи, фрукты, орехи. Например, Россия является вторым-третьим по важности рынком для Чили по экспорту лосося и наиболее важным рынком сбыта молочной продукции и сыра. Более длительного периода перевозок эта бастропортящаяся продукция не выдерживает из-за логистических осложнений. Но довольно быстро нашлись новые логистические пути. Существуют также трудности по оплате товаров между Россией и Чили, решению которой содействовали быстрая реакция Народного Банка Китая и Банка международных расчетов, несмотря на периодическое приостановление обслуживание российских счетов этими банками. И все же, спрос на чилийские товары в России из года в год растет, как и товарооборот между странами [11].
Сотрудничество между Россией и странами Латиноамериканского континента позволяет минимизировать негативное влияние экономических санкций на глобальные рынки. Что касается стран латиноамериканского региона – для них это возможность расширения влияния на российском рынке товаров в условиях ухода западных партнеров и получения экономических выгод.
Чили имеет статус наблюдателя в БРИКС и участвует во встречах и саммитах объединения в качестве гостя. В марте 2024 г. на территории Чили заработало TVBrics [22]. С его помощью население и бизнес станут более информированными о деятельности БРИКС.
Можно говорить о том, что в 2024 г. внешнеторговая деятельность Чили будет продолжать развиваться, особенно с учетом активного участия страны в международных торговых сделках и соглашениях, так как внешнеторговая политика Республики Чили достаточно прозрачна и привлекательна для иностранных партнеров.
Выводы
Внешняя торговля играет важную роль в экономическом росте и развитии Республики Чили, так как страна является одним из крупнейших экспортеров меди, винограда, лосося и прочих товаров на мировой рынок. Внешняя торговля способствует увеличению объемов производства и продажи товаров, что в свою очередь содействует увеличению объемов производства и продажи товаров, росту экономики и созданию новых рабочих мест, появлению новых социальных программ и грамотной поддержки населения государством. Кроме того, внешняя торговля остается важным источником валютных поступлений для Чили, как и других стран континента, что способствует укреплению национальной валюты и обеспечению финансовой устойчивости страны.
Помимо этого, Чили ведет активную торговлю со многими странами мира, включая США, Китай, ЕС и другие страны Латинской Америки. В 2024 г. в Чили ожидается увеличение экспорта товаров высокой добавленной стоимости, таких как электроника, медицинское оборудование и автомобили. Чили также активно участвует в международных инвестиционных проектах, участвуя в различных выставках и конференциях, с помощью которых страна продвигает свои товары и услуги на мировых рынках. Помимо этого, внешняя торговля позволяет Чили расширять экономические связи, получать новые технологии, а также увеличивать обмен передовыми практиками. Это способствует более эффективному использованию ресурсов и повышению уровня конкурентоспособности страны. Страны Латинской Америки – важный торговый партнер для Республики Чили, с ними заключено множество торговых соглашений в различных областях, включая торговлю, инвестиции, безопасность и культуру.
Литература
- Гончаренко Л .П., Тимошенко Г. А. тенденции расширения географии торгово-экономической деятельности как основа технологического суверенитета // Международная торговля и торговая политика. 2023. Т. 9. № 4 (36). С. 76-95. DOI: 10.21686/2410-7395-2023-3-76-95
- Золотова Е. В., Бяшарова А. Р. Система социальной защиты в Боливарианской Республике Венесуэла на современном этапе // Инновации и инвестиции. 2017. № 8. С. 44-48.
- Информационное агентство Bloomberg [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-08-01/chile-economy-unexpectedly-expands-for-first-time-since-january (дата обращения: 24.04.2024)
- Лезгинцев Ю. М. Экономическая и политическая история Латинской Америки. М.: Проспект, 2021. 250 с.
- Линецкий А. Ф. Экономика замкнутого цикла: теоретические аспекты // Россия и Азия. 2023. № 2 (24). С. 75-83.
- Международная торговая политика / Хасбулатов Р.И., Ландабасо А.И., Захарова Е.В., Сабельников Л.В., Пермякова Е.В., Воронова Т.А., Мигалева Т.Е., Бяшарова А.Р., Иванова С.В., Ачалова Л.В., Лебедева Л.Ф., Герман Е.И., Большов И.Г., Фитуни Л.Л., Клочковский Л.Л., Спартак А.Н., Зульфугарзаде Т.Э. Учебник / Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс. Москва, 2015.
- Мировая экономика и международные экономические отношения / Фрумкин Б.Е., Атаман В.А., Бужигаева Т.Е., Голебиовски Я., Захарова Е.В., Иванова С.В., Косарев Е.А., Кратофил О., Ландобасо А., Мигалева Т.Е., Михайлов А.И., Морозов В.П., Муртузалиева С.Ю., Мхитарян А.А., Пушкин Ю.Г., Смирнов Г.Н., Старченков Г.И., Ханнинг У., Шенаев В.Н., Шкваря Л.В. и др. В 2 частях / Том Часть 1. Москва, 2006.
- Милонова М. В., Баранов С. В. Ключевые проблемы мировой экономики на фоне пандемии короновирусной инфекции // Международная торговля и торговая политика. 2020. Том 6. № 3 (23). С.30-38. DOI: 10.21686/2410-7395-2020-3-30-38
- Министерство экономики, развития и туризма Чили [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economia.gob.cl/ (дата обращения: 25.04.2024)
- Министерство иностранных дел Чили [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minrel.gob.cl (дата обращения: 23.04.2024)
- Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/maps/cl/ (дата обращения: 25.04.2024)
- Мировая экономика №8 / Захарова Н.В., Золотова Е.В., Тюрина О.А., Кузнецова Г.В., Подбиралина Г.В., Разумнова Л.Л., Мелконян В.А., Ромашкина В.А. Статья в открытом архиве. № 8. 17.09.2020.
- Таможенная служба Чили [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aduana.cl/aduana/site/edic/base/port/estadisticas (дата обращения: 24.04.2024)
- Хэ М., Шкваря Л. В., Ван С. Китай: социально-экономическое развитие и внешняя торговля // Азия и Африка сегодня. 2020. № 11. С. 11-16. DOI: 10.31857/S032150750012178-7
- Центральный банк Чили [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bcentral.cl/inicio (дата обращения: 24.04.2024).
- Шкваря Л. В. Особенности современного международного экономического сотрудничества: вопросы теории и практики // Инновационная экономика. 2022. № 1 (30). С. 29-48.
- Шкваря Л. Интеграционные процессы в странах КАРИКОМ и основные направления их эволюции // Международная экономика. 2008. № 5. С. 55-63.
- Шкваря Л. В. Развивающиеся страны в международной торговле: особенности в XXI в. // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2023. № 4. С. 98-110. DOI: 10.26653/2076-4650-2023-04-09
- Шкваря Л. В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве. Сер. Высшее образование Бакалавриат. Москва, 2019. 315 с.
- Asia-Pacific economic organization [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.apec.org/groups/other-groups/fta_rta (дата обращения: 25.04.2024)
- International Trade Administration, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/chile-trade-agreements (дата обращения: 25.04.2024)
- TV BRICS, International Media Network [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tvbrics.com/en/news/chilean-portal-el-ciudadano-joins-tv-brics-international-media-network/ (дата обращения: 25.04.2024)
- UNCTAD [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 25.04.2024)
A. F. Linetsky |
Foreign trade policy and practice of Latin American countries at the present stage (the case of the Chilean Republic) |
Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg e-mail: khe71@inbox.ru |
Abstract. In the modern world, against the background of globalization, which has increased competition in world markets, multipolarity is growing. This trend is supported by Latin American countries. But it has a noticeable impact on their foreign trade policy, as can be seen in the example of Chile. The purpose of the article is to study the peculiarities of the foreign trade policy of Latin American countries in the XXI century, and above all Chile, and the level of influence of foreign trade on the country’s economy. The following methods were used in the study: systematic and comparative analysis, synthesis, an integrated approach. The emergence of new powerful trading players – China, India, and Southeast Asian countries – provides an opportunity for the development of new trade agreements between Chile and these countries, which in turn contributes to a certain independence from the export/import of a particular country (as it was, for example, in the 1970s), since there is a change in the main trading partners.
Keywords: international trade, Latin America, Chile, foreign trade policy, foreign trade practice, diversification of trading partners, global instability.
References
- Goncharenko L. P., Timoshenko G. A. trends in expanding the geography of trade and economic activity as the basis of technological sovereignty // International trade and trade policy. 2023. Vol. 9. No. 4 (36). Pp. 76-95. DOI: 10.21686/2410-7395-2023-3-76-95 (in Russian)
- Zolotova E. V., Byasharova A. R. The system of social protection in the Bolivarian Republic of Venezuela at the present stage // Innovations and investments. 2017. No. 8. Pp. 44-48. (in Russian)
- Bloomberg News Agency. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-08-01/chile-economy-unexpectedly-expands-for-first-time-since-january (accessed: 04/24/2024) (in Russian)
- Lezgintsev Yu. M. Economic and political history of Latin America. Moscow: Prospect, 2021. 250 p. (in Russian)
- Linetsky A. F. Closed-loop economics: theoretical aspects // Russia and Asia. 2023. No. 2 (24). Pp. 75-83. (in Russian)
- International trade policy / Khasbulatov R. I., Landabaso A. I., Zakharova E. V., Sabelnikov L.V., Permyakova E.V., Voronova T.A., Migaleva T.E., Byasharova A.R., Ivanova S.V., Achalova L.V., Lebedeva L.F., German E.I., Bolshov I.G., Fituni L.L., Klochkovsky L.L., Spartak A.N., Zulfugarzade T.E. Textbook / Ser. 61 Bachelor and Master. Academic course. Moscow, 2015. (in Russian)
- World economy and international economic relations / Frumkin B.E., Ataman V.A., Buzhigaeva T.E., Golebiovsky Ya., Zakharova E.V., Ivanova S.V., Kosarev E.A., Kratofil O., Landobaso A., Migaleva T.E., Mikhailov A.I., Morozov V.P., Murtuzalieva S.Yu., Mkhitaryan A.A., Pushkin Yu.G., Smirnov G.N., Starchenkov G.I., Hanning U., Shenaev V.N., Shkvarya L.V., etc. In 2 parts / Volume Part 1. Moscow, 2006. (in Russian)
- Milonova M. V., Baranov S. V. Key problems of the world economy against the background of the coronavirus pandemic // International trade and trade policy. 2020. Vol. 6. No. 3 (23). Pp.30-38. DOI: 10.21686/2410-7395-2020-3-30-38. (in Russian)
- Ministry of Economy, Development and Tourism of Chile URL: https://www.economia.gob.cl / (accessed: 04/25/2024)
- Ministry of Foreign Affairs of Chile URL: https://www.minrel.gob.cl (accessed: 04/23/2024)
- Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation URL: https://www.mid.ru/ru/maps/cl / (accessed: 04/25/2024)
- World Economy No.8 / Zakharova N.V., Zolotova E.V., Tyurina O.A., Kuznetsova G.V., Podbiralina G.V., Razumnova L.L., Melkonyan V.A., Romashkina V.A. Article in the open archive. № 8. 17.09.2020 (in Russian)
- Customs Service of Chile URL: https://www.aduana.cl/aduana/site/edic/base/port/estadisticas (accessed: 04/24/2024)
- He M., Shkvarya L. V., Wang S. China: socio-economic development and foreign trade // Asia and Africa today. 2020. No. 11. Pp. 11-16. DOI: 10.31857/S032150750012178-7. (in Russian)
- Central Bank of Chile URL: https://www.bcentral.cl/inicio (accessed: 04/24/2024)
- Shkvarya L. V. Features of modern international economic cooperation: issues of theory and practice // Innovative Economics. 2022. No. 1 (30). Pp. 29-48. (in Russian)
- Shkvarya L. Integration processes in the CARICOM countries and the main directions of their evolution // The international economy. 2008. No. 5. Pp. 55-63. (in Russian)
- Shkvarya L. V. Developing countries in international trade: features in the XXI century // Scientific Review. Series 1: Economics and Law. 2023. No. 4. Pp. 98-110. DOI: 10.26653/2076-4650-2023-04-09. (in Russian)
- Shkvarya L. V. International economic integration in the world economy. Ser. Higher education Bachelor’s degree. Moscow, 2019. 315 p. (in Russian)
- Asia-Pacific economic organization URL: https://www.apec.org/groups/other-groups/fta_rta (accessed: 04/25/2024)
- International Trade Administration URL: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/chile-trade-agreements (accessed)
- TV BRICS, International Media Network [Electronic resource]. Access mode: https://tvbrics.com/en/news/chilean-portal-el-ciudadano-joins-tv-brics-international-media-network / (accessed: 04/25/2024)
- UNCTAD URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (accessed: 04/25/2024)
Поступила в редакцию 09.02.2024 г.