УДК 316.754 | |
И. Н. Воронин | Значение федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» для развития малых городов и сельских территорий Крыма |
1ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университетимени В. И. Вернадского», г. Симферополь
e-mail: voronin.igor53@yandex.ru |
Аннотация. В статье дана оценка федеральному проекту «Формирование комфортной городско среды» для развития малых городов и сельских территорий Республики Крым. Рассмотрены и проанализированы виды общественных пространств на территории полуострова. Дан порайонный анализ общественных пространств, подлежащих благоустройству в рамках федерального проекта.
Ключевые слова: комфортная городская среда, общественное пространство, федеральный проект, сельские территории, Республика Крым.
Введение
В 2017 г. в России стартовал приоритетный федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», который предусматривает благоустройство общественных пространств и дворовых территорий во многих городах страны [1].
Данный проект реализуется по инициативе Президента РФ. По словам В.В. Путина, «Нам нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и поселки. При этом важно, чтобы они сохранили своё лицо и историческое наследие. Обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решений, на использовании цифровых технологий в работе социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства» [2].
Материалы и методы
По мнению архитекторов и городских планировщиков, городская комфортная среда – это все пространство на определенной территории, ограниченное определенными функциональными рамками и наполненное застройками, зданиями и сооружениями, которые в полной мере удовлетворяют индивидуальным и социальным потребностям населения, повышают их качество жизни в благоустроенных и максимально доступных поселениях. Основными принципами формирования комфортной среды являются: доступность, многофункциональность, безопасность, идентичность и адаптивность.
В основе формирования городской комфортной среды находятся общественные пространства к которым, как правило, относятся – дворовые территории многоквартирных домов как совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в т.ч. парковками, тротуарами и автомобильными дорогами, образующими проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам, спортивные и детские площадки; а также общественные муниципальные территории – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц на безоплатной основе (в т.ч. площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары, парки).
Благоустройство общественных пространств позволяет решать множество задач: оказывать влияние на безопасность и комфорт среды, положительно сказываться на общей экологической ситуации. При этом, современные общественные пространства играют еще и эстетическую роль, создавая красивый и современный облик поселения.
Проекты по созданию комфортной среды решают две крупные задачи: влияют на народосбережение в муниципалитете и создают новую экономику – креативную. Развитие креативной экономики включает пространственную реорганизацию с целью переосмысления эффективности использования территории. Реорганизация пространства позволяет по-новому использовать региональные ресурсы с целью достижения материальной выгоды и духовного обогащения.
Развитие креативного пространства поселений тесно связано с понятием экономики эмоций. Функционирование творческих пространств ориентировано на предоставление в качестве особой услуги положительных эмоциональных впечатлений у жителей и туристов и т.д.
Важно обратить внимание на необходимость системного креативного развития общественных пространств. Под креативной систематизацией подразумевается 1) вовлечение властных структур и бизнес сообществ; 2) участие широкого спектра заинтересованных лиц и организаций разной направленности; 3) развитие образовательных проектов, позволяющих воспитывать творчески ориентированных кадров; 4) внедрение лучших зарубежных и отечественных практик по производству и масштабированию креативных контентов и др. [3].
Результаты и обсуждение
В вышеуказанном проекте, не смотря на название могут принять участие не только большие города, но поселения городского и сельского типа. На сегодняшний день многие малые города уже могут спокойно конкурировать с крупными по ландшафтным характеристикам, разнообразию услуг, тишины и т.д. Формирование комфортной среды важно не только для городского жителя, но может быть в большей степени для жителя сельской местности, который не избалован многочисленными благами урбанизированного горожанина. В сельской местности под понятие «общественное пространство», как правило, подпадают такие немногочисленные социальные объекты как территории, прилегающие к торговым центрам, домам культуры, спортивным площадкам и пр. Для сельских жителей они становятся своеобразными центрами притяжения и может быть даже центрами коммуникаций, не смотря на нынешний уровень информатизации общества.
Формирование комфортной городской среды на в Крыму является актуальной целью развития региона. Благодаря достижению этой цели территория полуострова становится конкурентоспособной, привлекательной и обретает престижность и больший спрос, особенно в туристско-рекреационной сфере.
Благоустраиваются пешеходные улицы, площади, дворовые территории. Обновляются детские площадки, устанавливаются спортивные площадки. Появляются площадки для выгула домашних животных. Облагораживаются набережные, городские пляжи. Создаются и улучшаются скверы, городские парки, сады и аллеи. Реконструируются историко-культурные объекты.
В Республике Крым данный проект начал реализовываться с 1 октября 2018 г., а завершить же его планируют к 2025 г. Основным нормативным документом, регламентирующий данный процесс, стало Постановление Совета министров Республики Крым от 31 августа 2017 г. №437 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Формирование современной городской среды»» [4] (далее – Программа). Целями данной Программы заявлены: кардинальное повышение комфортности городской среды в Республике Крым, повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза уже к 2024 г.; развитие цифровой инфраструктуры предоставления муниципальных услуг и сервисов, вовлечение граждан в процесс управления городом; повышение эффективности управления городским хозяйством путем цифровизации городского хозяйства; а также повышение эффективности использования энергетических ресурсов. Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд следующих задач: создание механизмов развития комфортной среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества среды.
В настоящее время на территории Республики Крым насчитывается порядка 7,9 тыс. дворовых и 1,3 тыс. общественных территорий, большая часть из которых имеет значительный износ, что является фактором сдерживания динамичного развития Республики Крым в сфере градостроительных, культурно-оздоровительных, туристических, спортивных, научных, образовательных проектов.
Реализация мероприятий Программы синхронизировано с мероприятиями цифровизации городского хозяйства «Умный город» и с мероприятиями в сфере обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения, а также мероприятиями в рамках национальных проектов «Демография», «Образование», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Участниками данной Программы стали администрации всех муниципальных образований Республики Крым, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения 1 тыс. и более чел.
В связи с реализацией данной Программы благоустройство общественных пространств в Крыму в последние годы приняло массовый и системный характер. Приводятся в порядок скверы, парки и другие общественные территории не только городов, но и сел и сельских поселков.
За период реализации приоритетного проекта на территории республики уже благоустроено более 300 общественных территорий. Среди реализованных проектов есть множество качественных и современных проектов благоустройства общественных пространств. Среди которых необходимо отметить следующие.
В 2021 г. в Джанкойском районе благоустроили парковый комплекс «Эколого-биологический центр», где созданы две аллеи и вся необходимая инфраструктура для комфортного отдыха. Установлены малые архитектурные формы (МАФы) и специальные конструкции для зимнего променада. В Бахчисарайском районе благоустроили набережную аллею вдоль русла р. Чурук-Су и прилегающую прибрежную зону для отдыхающих и бизнеса. Завершается создание новой набережной на побережье Азовского моря в г. Щелкино. Уже скоро там появится современный променад, несколько смотровых площадок, велодорожки, озеленение и различные арт-объекты. Кроме того, для проведения общественных мероприятий устанавливается и уличная сцена с амфитеатром.
В рамках Конкурса «Малые города и исторические поселения» победил проект «Курортный парк в г. Саки», он же стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в 2021 г. Курортный парк в Саках – это один из старейших в Крыму парков, на сегодня – это особо охраняема природная территория (ООПТ) – парк памятник садово-паркового искусства, объект культурного наследия. Общие архитектурные принципы были заложены еще в момент основания парка (к. 19 в.). Авторской задачей было усиление идентичности места, восстановление утраченных функций, а также переосмысление существующих функций и добавление новых. По результатам проведенного проектного анализа было реализовано два правила, на основании которых и разрабатывался проект: основное пространство парка – это аккуратное восстановление с использованием современных решений в контексте с существующей средой, а также новые функциональные зоны, например, детские и спортивные площадки, которые изначально не предусматривались в садово-ландшафтном парке при его основании. Кроме того, все пешеходные дорожки и переходы в парке являются безбарьерными, что наиболее важно, учитывая профильность лечебных и оздоровительных учреждений этой здравницы (болезни и травмы костно-мышечной системы).
Концепция федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» предполагает активное участие граждан в выборе проектов благоустройства общественных пространств своего поселения путем голосования. Такие голосования регулярно проходят на портале Госуслуг на платформе za.gorodsreda.ru. В онлайн-голосовании по отбору объектов благоустройства, может принять участие каждый гражданин России в возрасте от 14 лет. Кроме того, осуществляется набор волонтеров Всероссийского голосования за объекты благоустройства. Для участия необходимо пройти регистрацию на платформе ДОБРО.РФ. Основными критериями отбора волонтеров стали: готовность принять участие в проекте, коммуникабельность, умение общаться с людьми, увлекать, способность четко рассказать о проекте и ответить на вопросы, а также стрессоустойчивость.
Кафедра социально-экономической географии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского уже не первый год занимается общественно-географическим изучением сельских территорий полуострова. Исследуемая территория – это так называемый «Иной Крым», в противовес всем известному «Туристскому Крыму». По мнению специалистов «Иной Крым» занимает 2/3 территории полуострова и где сосредоточено ненамного меньше природных и трудовых ресурсов, чем в «Туристском Крыму». В связи с чем, изучение общественных пространств географами-обществоведами для данной территории имеет немаловажное значение.
На представленной диаграмме (Рис. 1) своеобразными лидерами в благоустройстве общественных пространств сельских территорий республики являются Сакский район включая районный центр г. Саки, Красноперекопский район включая сам г. Красноперекопск и его город-спутник Армянск, а также Бахчисарайский район включая г. Бахчисарай – более 30 объектов. Явные аутсайдеры – Черноморский район, г. Керчь с прилегающими территориями и Раздольненский район – менее 10. Средний показатель благоустройства исследуемых территорий – 9,5. Значительную долю благоустроенных общественных пространств составляют спортивные площадки (т.н. воркауты) – 144. Число непосредственно самих общественных пространств составляет (парки, скверы, аллеи, городские сады, бульвары, центральные площади и пр.) – 103. Отдельно выделяются дворовые территории, на которых преимущественно оборудуются детские площадки. Их численность – 57. Источниками финансирования являются целевые средства федерального и регионального бюджетов, бюджета г. Москвы (в рамках реализации Соглашения между Правительством Москвы и Советом министров Республики Крым о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве), а также средства Резервного фонда Правительства Российской Федерации.
* указаны только территории, исследуемые в рамках кафедральной темы «Географическое изучение сельских территорий Крыма»
Рис. 1. Благоустраиваемые общественные пространства в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды»
Разработано автором по [4]
Выводы
Благоустроенных и комфортных для жизни поселений становится все больше по всей России и в Крыму, в частности. Это, несомненно, положительная тенденция, которая влечет за собой ряд благоприятных последствий. Так благодаря реализации данного национального проекта можно улучшить комфортность окружающей среды, повысить индекс качества жизни в малых городах и сельской местности и сократить в соответствии с этим индексом количество поселений с неблагоприятной средой.
В свою очередь, благоустройство и качество жизни играет важную роль для всех. Местная власть проявляет свою вовлеченность в вопросы условий проживания и показывают свою лояльность к населению. Местные жители имеют возможность наслаждаться обустроенными дворовыми территориями, площадями, историко-культурными локациями, аллеями, набережными, а также зелеными зонами. Туристы же оценивают престиж населенного пункта и его привлекательность для активного или же спокойного отдыха.
Таким образом, формирование комфортной среды проживания важно и нужно для любого поселения в стране. Только благодаря реализации подобных проектов можно поднять нашу жизнь на новый уровень удобства и комфорта.
Работа выполнена в рамках инициативной научной темы кафедры социально-экономической географии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского «Географическое изучение сельских территорий Крыма» (этап 2024 г. – «Оценка рисков социокультурного развития сельских территорий Крыма»).
Литература
- Паспорт федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (утв. протоколом заседания Проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 г. №3).
- Послание Президента Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/56957. (дата обращения 23.10.2024).
- Баранов А. В. Котлярова О. В. Практические исследования креативных городских пространств: региональный аспект // Вестник экспертного совета. №2-3 (21-22), 2020. С. 3-10.
- Постановление Совета министров Республики Крым от 31 августа 2017 г. №437 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Формирование современной городской среды»».
I. N. Voronin | The importance of the federal project «Formation of a comfortable urban environment» for the development of small towns and rural areas of Crimea |
1V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopole-mail: voronin.igor53@yandex.ru |
Abstract. The article evaluates the federal project «Formation of a comfortable urban environment» for the development of small towns and rural areas of the Republic of Crimea. The types of public spaces on the territory of the peninsula are considered and analyzed. A district-by-district analysis of public spaces subject to landscaping within the framework of the federal project is given.
Keywords: comfortable urban environment, public space, federal project, rural areas, Republic of Crimea.
References
- Pasport federal’nogo proekta «Formirovanie komfortnoj gorodskoj sredy» (utv. protokolom zasedaniya Proektnogo komiteta po nacional’nomu proektu «Zhil’e i gorodskaya sreda» ot 21.12.2018 g. №3). (in Russian)
- Poslanie Prezidenta Federal’nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 g. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/56957. Data obrashcheniya 23.10.2024. (in Russian)
- Baranov A.V. Kotlyarova O.V. Prakticheskie issledovaniya kreativnyh gorodskih prostranstv: regional’nyj aspekt // Vestnik ekspertnogo soveta. №2-3 (21-22), 2020. S. 3-10. (in Russian)
- Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 31 avgusta 2017 g. №437 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy Respubliki Krym «Formirovanie sovremennoj gorodskoj sredy».(in Russian)
Поступила в редакцию 24.09.2024 г.