ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИРАКА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ

03.10.2023 | by gudilin gudilin |

Геополитика и экогеодинамика регионов.

Том 9 (19). Вып. 2. 2023 г. С. 74–88.

УДК 338.1

Л. В. Шкваря

Исследование цифровой трансформации Ирака в контексте задач развития

ФГОУ ВО Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

e-mail: destard@rambler.ru

Аннотация. Цель работы – исследовать сформировавшиеся возможности и предпосылки, а также задачи цифровой траснформации в Ираке в вязи с стоящими перед страной проблемами восстановления экономики. Предмет исследования – экономика Ирака и его цифровая сфера, тенденции и особенности ее развития. Автором обосновывается, что в стране уже идет цифровое развитие, главным образом на основе взаимодействия с зарубежными партнерами, и исходя не столько из страновых задач и потребностей, сколько из тех возможностей, которые эти партнеры могут – объективно или субъективно – обеспечить Ираку. Это зависимое развитие, во многом не вполне управляемое на национальном уровне. Но время и сложившаяся ситуация, включая глобальную тенденцию цифровизации, ставят перед страной очень серьезные требования по наращиванию осознанных и целенаправленных усилий в направлении цифровизации экономической и социальной сферы и активизации данного процесса. Автором рекомендуется шире использовать адекватный опыт как стран региона (например, ССАГПЗ), так и внерегиональных партнеров (например, Китая, Индии и России). В статье применяется институциональный подход, а также метод компаративного анализа, что позволило автору сформулировать обоснованные выводы.

Ключевые слова: Ирак, цифровизация, цифровая трансформация, социально-экономическое развитие, Ближний Восток, международное цифровое сотрудничество, региональное взаимодействие.

Введение

На рубеже веков глобальная экономика столкнулась с появлением относительно новой тенденции своего развития – цифровизацией экономики и социальной сферы. Эта тенденция, опирающаяся на технологические достижения четвертой промышленной революции, существенно активизировала социально-экономические процессы и разнонаправленное международное сотрудничество, повысив их эффективность и, соответственно, конкурентоспособность [12]. Получив изначальное распространение в развитых странах, цифровизация «разошлась» по регионам и странам мира при сохранении и даже углублении «цифровых разрывов»[25].

Проблемы, с которыми сталкиваются из-за их углубления развивающиеся страны, очень обострились в последние два десятка лет, и для многих государств, в том числе Ирака, Сирии, Ливии, Ливана выросли реальные угрозы национальной целостности и идентичности. Поэтому для их решения требуются новые современные подходы, прежде всего основанные на технических и цифровых возможностях, и важно формировать научный подход для этого. Эта задача особенно остро стоит перед Ираком, чья экономика не только разрушена в результате военных действий, но и до настоящего времени испытывает трудности в результате западного санкционного давления [1].

В то же время сегодня очень мало научных исследований, которые были бы посвящены цифровым процессам в странах развивающегося мира, особенно Ближнего Востока. Проведенные исследования выявляют уже сложившиеся предпосылки и начавшуюся цифровую трансформацию в странах региона [16], но, согласно имеющимся классификациям [2], Ирак относится к группе странам региона с наименьшим уровнем цифрового развития, наряду с Сирией, Йеменом и др.

Поэтому актуальность данного исследования заключается в необходимости более четкого и научно обоснованного представления о состоянии цифровизации в Ираке, ее достижениях и проблемах, а также понимании путей возможного развития цифровой трансформации страны в позиций влияния этого процесса на обеспечение устойчивого развития страны в социально-экономическом аспекте при отсутствии в имеющейся научной литературе решения проблемы. Ключевая гипотеза исследования состоит в том, что в Ираке уже осуществляется цифровой переход, цифровая трансформация, и ее результаты уже оказывают влияние на социально-экономические процессы. Но результаты и даже темпы этой трансформации зависят от «цифрового политического действия» как в стране, так и в мире.

Теория и методы

Несмотря на относительную историческую длительность развития глобальных процессов цифровизации, на сегодня еще нет единого подхода к трактовке ее как экономической категории, а, напротив того, имеет место достаточно широкий разброс определений, предлагаемый как отдельным авторами, так и международными структурами и организациями (табл. 1). Как представляется, эти подходы стремятся не столько отразить сущность процесса, сколько предпочтительное его направление или элемент, исходя скорее из задач исследования, что само по себе составляет проблему.

Таблица 1

Основные теоретические подходы к определению сущности цифровизации в контексте основных направлений развития

Направление развития Сущность (трактовка) Источник:
Технологии и глобальные сети Глобальная сеть экономических и социальных видов деятельности, которые поддерживаются благодаря таким платформам, как Интернет, а также мобильные и сенсорные сети Australian Government, 2009 [17].
Экономика, зависимая от цифровых технологий European Commission, 2014 [20].
Знания и компетенции Новый уклад экономики, основанной на знаниях и цифровых технологиях, в рамках которой формируются новые цифровые навыки и возможности у общества, бизнеса и государства Всемирный банк, 2016 [9]
Экономическая активность и рост Экономика, способная предоставить высококачественную ИКТ-инфраструктуру и мобилизовать возможности ИКТ на благо потребителей, бизнеса и государства The Economist, 2014 [26]
Форма экономической активности, которая возникает благодаря миллиарду примеров сетевого взаимодействия людей, предприятий, устройств, данных и процессов. Основой цифровой экономики является гиперсвязуемость, т.е. растущая взаимосвязанность людей, организаций и машин, формирующаяся благодаря Интернету, мобильным технологиям и Интернету вещей Deloitte, 2019 [28]
Цифровая экономика является основным источником роста. Это будет стимулировать конкуренцию, инвестиции и инновации, что приведет к улучшению качества услуг, расширению выбора для потребителей, созданию новых рабочих мест. European Commission, 2018 [19]
Рынки Экономика, основанная на цифровых технологиях, однако мы в большей степени понимаем под этим осуществление деловых операций на рынках, основанных на сети Интернет и Всемирной паутине British Computer Society, 2013 [18]
Рынки на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и услугами с помощью электронной коммерции в Интернете Fayyaz, 2018 [21]

Cоставлено автором

Это касается и существующих показателей, применяющихся для оценки цифровизации той или иной страны. Некоторые из них, например, охват населения интернетом, не вполне адекватно, или недостаточно, характеризует цифровую составляющую национальной экономики. Ее оценка, как представляется, должна опираться на более конкретные измерения и индексы.

В данной исследовании автором применен институциональный подход для решения стоящей задачи – оценки предпосылок и уже существующего уровня развития цифровой экономики в Ираке и, и исходя из этого – возможностей (направлений) ее развития с учетом стоящих перед страной социально-экономических задач.

Результаты исследования

Для цифрового развития существуют определенные основы, или предпосылки в иракской экономике. К ним мы относим, во-первых, наличие валютных поступлений (от экспорта углеводородов). А поскольку, как сообщило агентство Bloomberg, Ирак ставит задачу к 2025 г. увеличить экспорт нефти в сутки на 1–1,5 млн. барр., а к 2028 г. довести объем ежедневно добываемого сырья до 5–5,5 млн. барр.[6], то, соответственно, можно ожидать и роста валютной выручки, которую как раз и можно использовать не только на развитие нефтяного сектора, но и цифрового.

Во-вторых, этому содействует продолжающийся в стране уже на протяжении 5-ти лет экономический рост (кроме пандемийного 2020-го года), включая 2022 г. (+ 6,1% относительно 2020 г.). Всемирный банк прогнозирует, что экономический рост в Ираке в 2023 гг. может быть самым высоким в регионе и достигнуть 6,3% при поддержании инфляции на умеренном уровне. Причем этот рост поддерживается также и ненефтяным сектором. По оценкам, ненефтяной ВВП Ирака восстановится, но останется ниже 3% в среднем в 2021-2023 гг. из-за остаточного воздействия пандемии в сочетании с дефицитом воды и электроэнергии, влияющим на сельское хозяйство и промышленность, согласно этому сценарию, и ожидается, что баланс государственных финансов останется профицитным в среднесрочной перспективе срок, ведущий к устойчивому улучшению соотношения долга к ВВП.

В частности, эмпирическим путем обосновано, что глобальная пандемия содействовала развитию цифровой торговли в Ираке, хотя сам термин «цифровая торговля» в этой стране появился в 2007 г. Правда, цифровая торговля в Ираке и до настоящего времени не получила широкого распространения и сегмент остается «хрупким»[8]. Это связано не только с ограниченными техническими возможностями и опасением киберпреступлений, но и вследствие менталитета жителей страны, желающих как собственными глазами/руками убедиться в качестве и состоянии товара, так и поторговаться при его покупке.

В-третьих, в стране уже получил определенное развитие сектор ИКТ, представленный главным образом, услугами связи (вышки сотовой связи, базовые станции и др. сетевые объекты), обеспечивающими доступ в интернет (в стране до войны имелась национальная достаточно развитая инфраструктура оптоволоконных магистралей – подземных и, преимущественно, воздушных).

На рынке мобильной связи, который сегодня полностью либерализован, работают такие компании, как Zain Iraq (Orascom Telecom Iraq Corporation, IRAQNA, 13,298 млн. мобильных пользователей), ирако-кувейтское СП; доля рынка – примерно 50%; Asiacell GPRS (Asia Cell Telecommunications Company Ltd, 11,6 млн. пользователей), дочерняя компания Ooredoo (Катар); доля рынка достигает 35%; Korek Telecom Ltd; SanaTel.

По оценкам, на начало 2023 г. в Ираке насчитывалось 33,72 млн. (+27,7% за год) пользователей интернета (56,7% от общей численности населения). Следует отметить, что Ирак занял 133-е место в индексе скорости интернета для мобильных телефонов из группы (138) стран и 103-е место по фиксированному интернету из общего числа (174) стран мира. Согласно рейтингу Speedtest Global Index в 2020 г. Появился интенрнет в Ираке в 2000 г.

Операторы мобильной связи обеспечивают доступ к услугам связи на всей территории страны, но в Ираке ограничена инфраструктура высокоскоростного и широкополосного доступа пользователей в Интернет. Ирак еще не запустил услугу 4G, в то время как услуга 5G начала использоваться в некоторых арабских странах. Кроме того, по данным местных СМИ, Ирак теряет 40 млн. долларов в день в результате плохого интернет-сервиса или перебоев в работе из-за прекращения деятельности некоторых компаний, включая банки, СМИ и др. [10] Это обстоятельство затрудняет цифровое развитие страны, которое осуществляется на адаптации отдельных элементов мирового опыта, таких как электронное правительство.

Индекс готовности передовых технологий в Ираке представлен в табл. 2. И хотя показатели Ирака ниже среднерегиональных, он занимает не последнее место среди соседних стран, и его индекс готовности передовых технологий в целом имеет тенденцию к росту, хотя и не прямолинейному. Под влиянием кризисных явлений, например, в 2008-2009 гг., общий индекс сокращался, главным образом из-за категории «ИКТ».

Таблица 2

Индекс готовности передовых технологий в Ираке в 2008-2019 гг.

2008 2009 2010 2011 2012 2013
Категории
Общий индекс 0,132362 0,098626 0,085571 0,129727 0,09208 0,036735
ИКТ 0,297787 0,217976 0,211987 0,209089 0,201771 0,021086
Навыки 0,423149 0,40556 0,404935 0,382661 0,370672 0,358099
Исследования и разработки 0,080091 0,072097 0,11113 0,098588 0,151305 0,17537
Промышленная активность 0,204931 0,219224 0 0 0 0
Доступ к финансированию 0,027816 0,03093 0,079011 0,151984 0,180579 0,193699
2014 2015 2016 2017 2018 2019
Категории
Общий индекс 0,074171 0,106171 0,121015 0,217879 0,157453 0,193028
ИКТ 0,030463 0,037951 0,055791 0,407945 0,152994 0,286563
Навыки 0,341847 0,329386 0,342434 0,306811 0,313019 0,348685
Исследования и разработки 0,185018 0,187063 0,214541 0,265788 0,299827 0,273401
Промышленная активность 0 0 0 0 0,04338 0
Доступ к финансированию 0,154513 0,12511 0,205392 0,237997 0,226864 0,229527

Составлено по [27]

Что касается категории «Навыки», то показатель, характеризующий ее в 2019 г. (более поздние данные отсутствуют в международной базе данных) был ниже, чем в 2008 г., и, как нам представляется, причиной этого стало ухудшение качества человеческого капитала из-за военных действий в Ираке. Зато «Исследования и разработки» выросли значительно, особенно с 2016 г. Также улучшился доступ к финансированию, что в совокупности мы рассматриваем как положительную тенденцию, влияние которой, при ее сохранении, может содействовать цифровому развитию в стране.

Стратегия электронного правительства в Ираке была принята на 2007– 2010 гг., и создавалась для преодоления трудностей обслуживания, с которыми страна сталкивалась на рубеже веков. Конечной целью стратегии было обеспечение интеграции услуг через создание стандартизированной структуры и наращивание потенциала платформ электронного правительства. Но программа (стратегия) электронного правительства не была возобновлена после завершения.

Некоторые эксперты объясняют эту ситуацию тем, что стратегия была создана извне по заказу USAID и не получила поддержки ни государства, ни общества [7]. Другие, и с этим мы согласны, рассматривают ее как жизненно необходимую для дальнейшего жизнеспособного развития в стране и рассматривают его как общественное благо [15]. На наш взгляд, это отчасти верно. Сегодня в Ираке в процессе реализации стратегии развития национального электронного правительств сохраняются серьезные проблемы – политические, экономические, технологические, инфраструктурные, а также кадровые, связанные с отсутствием необходимого уровня развития знаний, навыков, умения, компетенций и т.д.

Страна по данным за 2022 г. заняла 146-е место в мире по уровню развития электронного правительства с индексом 0,4383 среди 193-х стран мира [5].

В 2020 г. в стране была принята «Национальная стратегия кибербезопасности», а проблема обеспечения безопасности в кибер-сфере остается сегодня для страны особенным, жизненно важным аспектом.

Но отсутствие в Республике Ирак ключевых элементов как политики, так и нормативно-правовой базы в сфере ИКТ1 (нет закона о телекоммуникациях, другой нормативной базы) затрудняет возможности развития цифровизации, особенно в сфере услуг высокоскоростной и/или широкополосной связи. В то же время, услуги мобильной связи по технологии 5-го поколения начали распространяться с 2019 г. в некоторых странах Ближнего Востока, и очевидно, что эта технология станет общей тенденцией в общественной жизни и мире финансов и бизнеса на протяжении многих лет.

Вместе с тем, в Концепции Ирака на период до 2030 года (Iraq Vision 2030) в разделе «развитая инфраструктура» указано: «необходимо работать над развитием инфраструктуры в области транспорта, связи, информационных технологий, электроснабжения и водоснабжения сверх того, что разрешено ограничениями имеющихся ресурсов и прямых инвестиций в нее» [23]. Обосновывается, что цифровая трансформация на национальном уровне является важной основой диверсифицированного экономического роста и создания рабочих мест в концепции Ирака на период до 2030 г.

В Концепции подчеркнута важность привлечения инвестиций из частного сектора в эти области как на местном, так и на глобальном уровнях, а необходимость в этом является не менее неотложной, чем безопасное водоснабжение, дороги и ирригация. В Концепции подчеркивается важность развития телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, увеличения скорости Интернета, эффективного подключения его к глобальной сети, в дополнение к развитию локальной инфраструктуры цифрового хранения, и были установлены показатели для этого к 2030 г., а именно достижение количества часов обработки электроэнергии не менее 24 часов в день, и распространение услуг широкополосной связи на 100% территории через сеть мобильной связи. Концепция предложила и набор средств для реализации этой задачи: ценообразование на эти услуги, расширение возможностей частного сектора в дополнение к внедрению государственно-частного партнерства [3].

Кроме того, в стране практически отсутствуют соответствующие институты. В Ираке Министерство связи в сотрудничестве с Управлением по средствам массовой информации и коммуникациям и Комитетом по электронному правительству выполняет задачи цифровой трансформации.

1 В Ираке статья 39 доработанного Закона № 56 о Центральном банке Ирака от 2004 г. поддерживает процесс продвижения к цифровых преобразований в Ираке путем регулирования операций электронных платежей в соответствии с Положением об электронных платежных услугах для фондов № 3 от 2014 г. Кроме того, к этому Совет министров Ирака принял важные решения в интересах поддержки среды цифровой экономики посредством своих резолюций № (313) от 2016 г. и (281) от 2017 г. и инструкций, изданных в их отношении.

В то же время, например, в Хошимитском Королевстве Иордания функционирует Министерство цифровой экономики и предпринимательства, учрежденное 9 мая 2019 г., что говорит не только о понимании здесь роли цифровизации вообще, но тех задач, с которыми сталкивается государство, а также с устремленностью на их решение.

Иракское правительство предоставляет ряд электронных услуг гражданам и предприятиям, в т.ч. запрос мер защиты от увеличения импорта, служба антидемпинговых запросов, служба регистрации иракских товарных знаков и торговых данных, получение водительских прав и штрафов за нарушение правил дорожного движения, получение информации о транспортных средствах, изъятых органами безопасности, получение электронного паспорта внутри страны и за ее пределами. Также получила развитие электронная служба волонтерства в Министерстве внутренних дел. Благодаря электронным сервисам можно получить экологические лицензии и др. Одной из наиболее известных стала служба рассмотрения жалоб, созданная Департаментом по делам граждан и связям с общественностью Совета министров по адресу (www.ca.iq).

После пандемии коронавируса Ирак перешел, как и многие другие страны, в том числе – региональные, на дистанционное образование. Но в этом процессе неоднократно возникали проблемы из-за случаев недоступности Интернета для некоторых учащихся и его плохого обслуживания (скорость, перебои, «зависание», отключение и др.) для других [4], а также из-за неподготовленности учебных программ к электронному обучению.

Следует отметить, что процесс он-лайн-обучения перемежался бесплатными интернет-предложениями для студентов на этапе обучения и тестирования, но это не означает, что нет никаких препятствий, даже с точки зрения доступности электроэнергии, в которой обычно существуют запланированные перебои.

Что касается сельского хозяйства и промышленности, государственный сектор все еще далек от каких-либо четких направлений оцифровки, за исключением некоторых мероприятий здесь и там, чтобы провести семинар, посетить конференцию или принять участие во внутреннем или внешнем мероприятии по оцифровке в этих областях, и это не препятствует существованию индивидуальных инициатив.

Так, компания Iraq wallet в сотрудничестве с телекоммуникационной компанией Zain Iraq и центральным банком запустила услугу Zain cash, которая позволяет использовать механизм электронных платежей для покупки товаров, предлагаемых на веб-сайтах, в дополнение к покупке мобильных приложений. Эта услуга позволяет пользователям вносить электронные деньги на свои мобильные телефоны и переводить деньги во все мухафазы Ирака и обратно. Одним из недостатков этой услуги является невозможность перевода больших сумм по телефону и отсутствие юридической безопасности. Иракский закон об электронной подписи и электронных транзакциях не определяет процесс электронного банковского перевода, но в статье 24 он прямо подтверждает допустимость перевода денег с помощью электронных средств.

В то же время в Ираке сегодня существуют явно заметные молодежные инициативы, которые способствуют прогрессу в области ИКТ, IV промышленной революции и смежных отраслях робототехники, трехмерной печати, Интернета вещей, искусственного интеллекта, науки о больших данных, облачных сервисах программирования. Иракская молодежь запустила множество стартап-проектов, таких как IOT Maker, IOT Kids, Station, IOT LAB, Mosul Maker Space и Irbil Maker Space [13]. В результате в стране функционирует более 60 цифровых компаний (табл. 3).

Для справки: в Омане, например, по данным на 2020 г. их уже на порядок больше, хотя в 2015 г. было примерно столько же, по данным Арабского валютного фонда [14].

Как видно из табл. 3, цифровые компании Ирака предоставляют потребителями – а это и бизнес, и физические лица, – различные и вполне современные услуги: от рекламы и разработки логотипа до электронной коммерции, управления приложениями и социальными сетями и искусственного интеллекта. И хотя плохое интернет-обслуживание остается наиболее серьезной проблемой для стартапов, ежегодно с участием этих компаний в нескольких провинциях проводятся мероприятия, на которых представлены различные акции и конкурсы, такие как Maker Space, Maker Camp и It life. Это преимущественно частные компании (негосударственные), в большинстве случаев они располагаются в нескольких городах, прежде всего в Багдаде, а также в Иракском Курдистане.

Наиболее эффективные технологические организации настраивают ИТ-системы как набор модульных платформ, внедряют передовые технологии, выполняют основные действия внутри компании, нанимают или обучают людей для широкого спектра цифровых функций, таких как владельцы продуктов и разработчики пользовательского интерфейса.

Таблица 3

Некоторые ведущие цифровые компании в Ираке, по данным на 2022 год.

Составлено автором

Наиболее эффективные ИТ-организации Ирака с большей вероятностью преуспеют в деятельности, которая остается неотъемлемой частью цифровой трансформации страны.

Поэтому государство уже ставит перед собой и страной определенные задачи в сфере развития цифровизации в плане реформирования национальной экономики в настоящем и в перспективе (табл. 4), что мы рассматриваем в качестве еще одной предпосылки развития цифровизации.

Таблица 4

Компоненты восстановления иракской экономики с помощью средств ИКТ

Направления Краткосрочные приоритеты (до 1 года) Среднесрочные приоритеты (до 3-го года) Долгосрочные приоритеты (до 5-го года и далее)
Управление Разработка и первоначальное внедрение иракской информационной системы финансового управления (IFMIS) в 4-х пилотных министерствах и 2-х пилотных мухафазах Создание механизмов и процессов электронного правительства, электронных закупок и подачи жалоб. Полное внедрение иракской информационной системы финансового управления (IFMIS) на федеральный уровень
Первоначальная разработка и постепенное внедрение единого электронного портала федеральных закупок Дальнейшее развитие существующих баз данных о государствен-ных инвестициях (IDMS и KDMS) для охвата всех этапов новой системы управления государственными инвестициями Полное внедрение иракской информационной системы финансового управления (IFMIS) на федеральный уровень
Здравоохранение Модернизация систем сбора данных и обратной связи, расширение эпиднадзора и улучшение коммуникаций с применением технических средств. Создание информационной системы здравоохранения для анализа тенденций и руководства принятием решений. Внедрение информационной системы здравоохранения для анализа тенденций и руководства принятием решений и децентрализации медицинских услуг.
Образование Разработка подходов для создания методологии и программ обучения с использованием технических средств в целях прогресса Предоставление учебно-методических материалов с использованием технических средств и технической поддержки на уровне школ Внедрение информационных систем управления образованием

Составлено автором по [11].

Таким образом, в табл. 12, по сути, представлены результаты авторского анализа разработанных в Ираке программных документов, что позволило нам выделить ряд направлений (сфер, отраслей), в рамках которых требуется, по мнению правительства, проведение цифровой трансформации в кратко-, средне- и долгосрочной (5 лет и более) перспективе для восстановления национальной экономики. Этот подход, однако, представляется нам неполным и требует концептуальной доработки.

Выводы

Следовательно, в Ираке, как и в других странах региона, уже получила развитие цифровая сфера, она растет, хотя уровень ее развитие остается невысоким даже по меркам региона САБВ. Исследователи полагают, что Республика Ирак находится лишь на начальной стадии развития цифровизации [24].

Базируется этот сегмент, как и везде, на трех составляющих: поставщик услуг (государство, компания и/или банк), поставщик/получатель, использующий интернет и электронное устройство все чаще и преимущественно – мобильный телефон), получатель услуг как физическое или юридическое лицо. Но проблемы, как показывает наше исследование, возникают в каждой из этих составляющих. К тому же в Ираке существуют «цифровые разрывы» в региональном и отраслевом аспектах.

Поэтому Ираку жизненно важно – для обеспечения прогресса в экономической, социальной, технической и цифровой сферах, а также скорейшего восстановления национальной экономики – разработать национальную программу (стратегию) развития цифровизации, которая:

а) включала бы развитую экономическую составляющую и на основе развития и продвижения ИКТ (как у других стран региона, например, ОАЭ) включала бы формирование эффективного «электронного правительства», строительство «умных городов» и социальный аспект (цифровизацию базовых услуг);

б) представляла бы собой один основополагающий документ, т.е. не «расползалась» бы по направлениям, географии, отраслям и т.д., а также предполагала бы одного исполнителя – структуру, целиком ответственную за ее реализацию;

в) носила бы комплексный и многоаспектный характер и содержала бы проработанную «дорожную карту» для развития цифровизации;

г) определяла бы возможности активизации и направлений взаимодействия с иностранными государствами, которые добились успехов в цифровизации, региональными и внерегиональными, в том числе – с КНР, Российской Федерацией и др.

Эти меры, как нам представляется, смогли бы обеспечить Ираку решение не только рост цифровизации (это не самоцель), но и многих стоящих перед ним социальных и экономических задач.

Литература

  1. Айдрус И. А. З., Семичева В. О., Березина А. Э. Влияние экономических санкций на Ирак // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2015. № 6. С. 108-118.
  2. Ахмади Ф. Влияние глобальной пандемии коронавируса на экономическое развитие стран Западной Азии роль цифровизации / В книге: Цифровое государство и цифровая экономика: мир и Россия. коллективная монография. Москва, 2022. С. 57-74.
  3. Видение Ирака в отношении устойчивого развития на период до 2030 года…Будущее, которого мы хотим (на арабском языке). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mop.gov.iq/min_publications/view/list?id=16&lastcontent=472
  4. Вот почему интернет в Ираке слаб (на арабском языке). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mawazin.net/Details.aspx?jimare=90517
  5. Индекс развития электронного правительства / Global E-Government Development Index. URL: https://gtmarket.ru/ratings/e-government-development-index
  6. Ирак планирует увеличивать экспорт нефти с 2023 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rcc.ru/article/irak-planiruet-uvelichivat-eksport-nefti-s-2023-goda-94097
  7. Коровкин В. Национальные программы цифровизации стран Ближнего Востока // Ars Administrandi. Искусство управления. 2019. Т. 11. № 1. С. 151-175. DOI: 10.17072/2218-9173-2019-1-151-175
  8. Пандемия коронавируса оживила электронную торговлю в Ираке. 2020 (на арабском языке). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.almadapaper.net/view.php?cat=231800.
  9. Развитие цифровой экономики в России. Всемирный банк, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/events/2016/12/20/developing-the-digital-economy-in-russia-international-seminar-1
  10. Самый дорогой в регионе и самый худший в мире. Черепаха быстрее, чем Интернет Ирака (на арабском языке). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aljazeera.net/misc/2019/8/15/ةاف حل س لا-عرس أ-نم-ت نرت نإ-قارع لا
  11. Страновой стратегический план Ирака (2020-2024). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://andp.unescwa.org/plans/1290
  12. Хасбулатов Р.И., Бяшарова А.Р. Высокотехнологичные отрасли в мировой экономике: современные тенденции // Россия и Азия. 2021. № 2 (16). С. 64-7.
  13. Цифровая трансформация: как цифровизация повлияла на бизнес (на арабском языке). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blog.khamsat.com/digital-transformation/
  14. Цифровая экономика в арабских странах: реальность и вызовы (2019). Публикация Арабского валютного фонда (на арабском языке). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.amf.org.ae/ar/publications/aldrasat-alaqtsadyt/alaqtsad-alrqmy-fy-aldwl-alrbyt-alwaq-walthdyat
  15. Ahmed Fakhir Mutar, Ahmed Rashid Abdullah, Osamah Mohammed, Murtaja Ali, Murtaja Ali Saare, Saima Anwar Lashari. A comprehensive method of e-government transition for viable development in Iraq // Bulletin of Electrical Engineering and Informatics. 2022. Vol. 11. Is. 4. Pp.2388-2398.
  16. Aidrous I. A., Asmyatullin R. R., Glavina S. G. The development of the digital economy: GCC countries experience / In: Industry Competitiveness: Digitalization, Management, and Integration. Volume 2. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems, 280» Luxembourg, 2021. P. 163-169.
  17. Australia’s Digital Economy: Future Directions. Australian Government, 2009.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oaic.gov.au/images/documents/migrated/migrated/sub_broadband_digital_economy.pdf
  18. British Computer Society (2013). The Digital Economy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://policy.bcs. org/position_statements/digital-economy
  19. European Commission (2018) Digital Economy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/jrc/ en/research-topic/digital-economy
  20. Expert Group on Taxation of the Digital Economy. European Commission, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/taxation_customs/expert-group-taxation-digital-economy_en
  21. Fayyaz S. A review on measuring digital trade & e-commerce as new economic statistics products // Statistika. 2019. Vol. 99. Is. 2. Pp. 1-12.
  22. Iraq’s National Development Plan (NDP) 2018-2022 [Электронный ресурс]. Режим доступа https://andp.unescwa.org/plans/1139
  23. Iraq Vision 2030.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iq-umbrella.org/iraq-vision-2030/.
  24. Mohammed Abdulameer Mohammed, Burhanuddin Mohd. Aboobaider, Huda Ibrahim, Harith Azam Abdullah, Mohammed Hassan Ali, Mustafa Musa Jaber, Aymen Shawkat. E-government and its Challenges in Developing Countries: Case Study Iraqi E-government // The Social Sciences. 2016. Vol. 11. Iss. 17. Pp. 4310-4319.
  25. Shkvarya L.V., Frolova E.D. Transformations in socio-economic development of the Gulf group states // Economy of Region. 2017. Т.13. № 2. С.570-578.
  26. Technology Isn’t Working. The Economist, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economist.com/special-report/2014/10/02/technology-isnt-working
  27. UNCTAD. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx
  28.  What is Digital Economy? Deloitte, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/mt/en/pages/technology/articles/mt-what-is-digital-economy.html.

L.V.Shkvarya

A study of Iraq’s digital transformation in the context of development challenges

1Plekhanov Russian University of Economics, Moscow e-mail: destard@rambler.ru

Abstract. The purpose of the work is to explore the formed opportunities and prerequisites, as well as the tasks of digital transformation in Iraq in connection with the problems of economic recovery facing the country. The subject of the study is the economy of Iraq and its digital sphere, trends and features of its development. The author substantiates that digital development is already being formed in the country, mainly on the basis of interaction with foreign partners and based not so much on country tasks and needs as on the opportunities that these partners can objectively or subjectively provide to Iraq. This is a dependent development, in many ways not completely managed at the national level. But time and the current situation, including the global trend of digitalization, place very serious demands on the country to increase conscious and purposeful efforts towards digitalization of the economic and social sphere and to activate this process. The author recommends wider use of the adequate experience of both the countries of the region (for example, the GCC) and non-regional partners (for example, China, India and Russia). The article uses an institutional approach, as well as a method of comparative analysis, which allowed the author to formulate reasonable conclusions.

Keywords: Iraq, digitalization, digital transformation, socio-economic development, Middle East, international digital cooperation, regional interaction.

References

  1. Aidrus I.A.Z., Semicheva V.O., Berezina A.E. The impact of economic sanctions on Iraq // Scientific Review. Series 1: Economics and Law. 2015. No. 6. pp. 108-118. (in Russian)
  2. Ahmadi F. The impact of the global coronavirus pandemic on the economic development of Western Asian countries the role of digitalization / In the book: Digital State and Digital Economy: the World and Russia. collective monograph. Moscow, 2022. pp. 57-74. (in Russian)
  3. Iraq’s vision for sustainable development until 2030… The future we want. URL: https://mop.gov.iq/min_publications/view/list?id=16&lastcontent=472 (in Arabic)
  4. That’s why the internet in Iraq is weak. URL: https://www.mawazin.net/Details.aspx?jimare=90517. (in Arabic)
  5. Global E-Government Development Index. URL: https://gtmarket.ru/ratings/e-government-development-index. (in Russian)
  6. Iraq plans to increase oil exports from 2023. URL: http://rcc.ru/article/irak-planiruet-uvelichivat-eksport-nefti-s-2023-goda-94097. (in Russian)
  7. Korovkin V. National digitalization programs of the Middle East countries // Ars Administrandi. The art of management. 2019. Vol. 11. No. 1. P. 151-175. (in Russian)
  8. The coronavirus pandemic has revived e-commerce in Iraq. 2020. URL: https://www.almadapaper.net/view.php?cat=231800. (in Arabic)
  9. Development of the digital economy in Russia. World Bank, 2016. U R L : http://www.vsemirnyjbank.org/ru/events/2016/12/20/developing-the-digital-economy-in-russia-international-seminar-1(in Russian)
  10. The most expensive in the region and the worst in the world. Turtle is faster than the Internet of Iraq. URL: https://www.aljazeera.net/misc/2019/8/15/ ةاف حل س لا-عرس أ-نم-ت نرت نإ-قارع لا (in Arabic)
  11. Iraq’s Country Strategic Plan (2020-2024). URL: https://andp.unescwa.org/plans/1290 (in Russian)
  12. Khasbulatov R.I., Byasharova A.R. High-tech industries in the world economy: current trends // Russia and Asia. 2021. No. 2 (16). pp. 64-77. (in Russian]
  13. Digital transformation: how digitalization has affected business (in Arabic). URL: https://blog.khamsat.com/digital-transformation/. (in Arabic)
  14. Digital Economy in Arab Countries: Reality and Challenges (2019). Publication of the Arab Monetary Fund. URL: https://www.amf.org.ae/ar/publications/aldrasat-alaqtsadyt/alaqtsad-alrqmy-fy-aldwl-alrbyt-alwaq-walthdyat (in Arabic)
  15. Ahmed Fakhir Mutar, Ahmed Rashid Abdullah, Osamah Mohammed, Murtaja Ali, Murtaja Ali Saare, Saima Anwar Lashari. A comprehensive method of e-government transition for viable development in Iraq // Bulletin of Electrical Engineering and Informatics. 2022. Vol. 11. Is. 4. Pp.2388-2398. (in English)
  16. Aidrous I.A., Asmyatullin R.R., Glavina S.G. The development of the digital economy: GCC countries experience / In: Industry Competitiveness: Digitalization, Management, and Integration. Volume 2. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems, 280» Luxembourg, 2021. P. 163-169. (in English)
  17. Australia’s Digital Economy: Future Directions. Australian Government, 2009. UTRL:https://www.oaic.gov.au/images/documents/migrated/migrated/sub_ broadband_digital_economy.pdf. (in English)
  18. British Computer Society (2013). The Digital Economy. URKLhttps://policy.bcs. org/position_statements/digital-economy. (in English)
  19. European Commission (2018) Digital Economy. URL:https://ec.europa.eu/jrc/ en/research-topic/digital-economy. (in English)
  20. Expert Group on Taxation of the Digital Economy. European Commission, 2014. URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/expert-group-taxation-digital-economy_en/. (in English)
  21. Fayyaz S. A review on measuring digital trade & e-commerce as new economic statistics products // Statistika. 2019. Vol. 99. Is. 2. Pp. 1-12. (in English)
  22. Iraq’s National Development Plan (NDP) 2018-2022 https://andp.unescwa.org/plans/1139. (in English)
  23. Iraq Vision 2030. URL:https://www.iq-umbrella.org/iraq-vision-2030/. (in English)
  24. Mohammed Abdulameer Mohammed, Burhanuddin Mohd. Aboobaider, Huda Ibrahim, Harith Azam Abdullah, Mohammed Hassan Ali, Mustafa Musa Jaber, Aymen Shawkat. E-government and its Challenges in Developing Countries: Case Study Iraqi E-government // The Social Sciences. 2016. Vol. 11. Iss. 17. Pp. 4310-4319. (in English)
  25. Shkvarya L. V., Frolova E. D. Transformations in socio-economic development of the Gulf group states // Economy of Region. 2017. Т.13. № 2. С.570-578. (in English)
  26. Technology Isn’t Working. The Economist, 2014. URKLhttps://www.economist.com/special-report/2014/10/02/technology-isnt-working. (in English)
  27. UNCTAD. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx. (in English)
  28. What is Digital Economy? Deloitte, 2019. https://www2.deloitte.com/mt/en/ pages/technology/articles/mt-what-is-digital-economy.html. (in English)

Поступила в редакцию 21.04.2023 г.