Геополитика и экогеодинамика регионов
Том 11(21). Вып. 1. 2025 г. С. 227–234.
УДК 332.14
Приграничное сотрудничество регионов РФ: типы, проблемы, альтернативы
1Лужский институт (филиал) ГАОУ ВО Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Луга e-mail:sea7helena@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации. Анализируются три формы приграничного сотрудничества: еврорегионы, «китайский» и «постсоветский» типы региональных контактов между приграничными регионами.
Ключевые слова: еврорегион, «евразия-регион», «постсоветское» сотрудничество, приграничное сотрудничество.
Введение
Протяженность российских границ превышает 60 тыс. км, включая 38 тыс. км морского побережья. Россия граничит с 18 государствами (часть из них не признаны мировым сообществом). Так как существует большое количество стран-соседей, то приграничное сотрудничество является одним из актуальных направлений региональной политики страны. Однако одним из препятствий приграничного сотрудничества является различия в экономических условиях, а также в специфике институциональных отношений. Разные варианты
административно-территориального устройства стран-соседей зачастую препятствуют продуктивному приграничному сотрудничеству. Все многообразие условий приграничного сотрудничества Российской федерации и особенности его конкретного содержания можно представить в трех основных типах: европейском, китайском и постсоветском.
Материалы и методы
Для достижения цели исследования был и использованы методы анализа и синтеза, сравнительный метод. Алгоритм исследования предполагал сбор и обработку собранной информации; изучение статистических данных относительно типов приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации; изучение возможностей и альтернатив регионального сотрудничества приграничных регионов с разными странами.
Результаты и обсуждение
Значительная протяженность российских границ обуславливает наличие разных типов приграничного сотрудничества. Наиболее значимыми из них являются «европейский», «китайский» и «постсоветский» варианты.
227
Несмотря на то, что регионов, которые граничат с европейскими странами, не так много, «европейский» тип сотрудничества можно считать исторически первым в истории России конца XX — начала XXI вв.
«Еврорегионы» как тип трансграничного международного сотрудничества появляется в 1958 году, когда возникает «Еврорегио» — сообщество приграничного сотрудничества на региональном уровне между Голландией и Германией (еврорегион «Гронау»). Название впоследствии стало нарицательным для всех организаций подобного типа. «Европейский» тип приграничного сотрудничества обязательно предполагает создание единой приграничной зоны с государствами Европы. Также в качестве одной из функций данного вида сотрудничества, как правило, является интеграция в ЕС, формирование наднационального мировоззрения [1].
Опустим процесс формирования законодательной основы еврорегионов, отметим лишь, что если исторически целью создания еврорегионов было преодоление отсталости и депрессивности приграничных районов, то по мере развития ЕС и популярности новой формы интеграции, еврорегионы становятся одним из средств объединения стран в единое не только экономическое, но и политическое пространство.
Еврорегионы фактически были своеобразными вариантами свободных экономических зон, характеризуемый также притоком иностранных инвестиций.
- интеграционные процессы на «низовом» уровне позволяли выявлять наиболее острые проблемы без участия высших чиновников. Именно перечисленные обстоятельства делали еврорегионы «кирпичиками» в деле строительства общеевропейского дома [3].
Государства-страны СНГ также приняли участие в создании еврорегионов. В силу географического положения таковыми оказались Беларусь, Россия, Украина, Молдова. Мы рассмотрим проблемы и альтернативы создания еврорегионов с участием нашего государства.
-
- 2000-е гг. часть регионов России, граничащих с европейскими государствами, активно стремилась к приграничному сотрудничеству с европейскими регионами. Но практически сразу был выявлен ряд сложностей и проблем: «бюрократизированность структур еврорегионов, слабая финансовая база, малая инициативность, зависимость от жесткой системы вертикального централизованного управления, несоответствие нормативно-правовой базы, существенные расхождения отмечаются в таможенном и налоговом законодательстве стран-участниц» [4]. Также в отношении России Евросоюз изначально стали применять иные правила, касающиеся системы финансирования. Например, в рамках законодательной базы «Европейской политики соседства» приграничные регионы были разделены на два типа. К первому типу были отнесены, например, страны Балтии, наряду со странами Северной Европы. А ко второму типу — неевропейские страны, такие как, например, Сирия. И Россия попала в список стран второго типа, что значительно затруднило процесс дальнейшего сотрудничества в рамках европейского типа приграничного сотрудничества. Для осуществления последнего между Россией и ЕС был подписано соглашение о стратегическом партнерстве, которое включало, в том числе и аспект трансграничных контактов.
- 2007 году, после введения ЕИСП (European Neighbourhood and Partnership Instrument – ENPI) предполагалось наладить финансовые механизмы
228
Приграничное сотрудничество регионов РФ: типы, проблемы, альтернативы
сотрудничества в рамках еврорегионов. Но так как Россия отказалась от участия в «Европейской политике соседства», то и полноценное финансирование не могло быть осуществлено. В итоге Российская федерация смогла принять участие в
реализации следующих направлений: «морского транснационального сотрудничества и пяти программ сухопутного трансграничного сотрудничества» [4].
Попытки построение еврорегионов с участием нашего государства включали в себя варианты с участием ряда регионов Украины, Беларуси, стран Балтии, а также некоторых стран Северной Европы. Например, «Балтика» — Дания, Швеция, Латвия, Литва, Россия; «Карелия» — Финляндская Кайнуу, Северная Карелия, Северная Остроботния, Республика Карелия; «Неман» — Беларусь, Польша, Литва, Россия. «Псков-Ливония» — Россия, Латвия, Эстония, Литва, Швеция. Однако сотрудничество оказалось недолгим. После событий 2014 года, отношения между Россией, Украиной и ЕС обострились, и сотрудничество значительно сократилось, а после начала СВО – практически полностью прекратилось.
Рис. 1. Еврорегионы с участием России
Тем не менее некоторые результаты все же были получены. Например, в рамках еврорегиона «Карелия» было реализовано порядка 35% проектных предложений. И это можно назвать самым успешным опытов в рамках еврорегионов с участием России. Проекты включали в себя: экономическое и социальное развитие регионов, упрощение процедур пограничного контроля, защиту окружающей среды, культурного наследия, поддержку туризма и т. д.
Даже после введения санкций продолжалось приграничное сотрудничество
- Финляндией, финны до недавнего времени продолжали инвестировать в приграничные регионы. За 2014–2016 гг. финны через механизмы ЕС смогли инвестировать 23,8 млн евро в еврорегион «Карелия». А совокупное финансирование стран ЕС в еврорегионы с участием России за период с 2014 по 2020 гг. составило 179 миллионов евро. Но введение санкций и начало СВО повлияло негативно на приграничное сотрудничество даже в рамках двустороннего сотрудничество РФ и Финляндии. Например, в приграничных областях значительно сократился туристический поток. И это было до вступления Финляндии в НАТО. В настоящее время официально с 24 января 2024 года МИД России заявил о прекращении действия соглашения с Финляндией о
229
приграничном сотрудничестве, включая разрыв торгово-экономических и туристических отношений.
Ранее, в 2022 году Европейская комиссия приняла решение о приостановке сотрудничества с Россией в рамках семи программ приграничного сотрудничества «Россия – Польша», «Россия – Литва», «Россия – Латвия», «Россия – Эстония», «Россия – Юго-Восточная Финляндия», «Карелия» и «Коларктик», а также многосторонней программы сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря». Одновременно приостановлено взаимодействие с нашей страной в подготовке программ на новый период до 2027 г. [3].
Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время европейский тип приграничного сотрудничества для России закрыт. Перспективы приграничного сотрудничества со странами ЕС во многом зависят от политической обстановки в мире.
Так как приграничное сотрудничество в начала 2000-х развивалось относительно успешно, это способствовало тому, что концепция трансграничного сотрудничества стала использоваться не только в Европе. В рамках реализации
проекта «Основы законодательства Евразийского экономического сотрудничества», появляется альтернативное «еврорегионам» понятие «евразия-регион». Ключевым отличием стало участие в этом приграничном сотрудничестве только тех стран, которые являются членами ЕврАзЭС [2].
- сожалению, концепция «евразия-регион» не получила широкого распространения. На сегодняшний день осуществлено только два таких проекта: «Наш общий дом – Алтай» и «Евразийский регион Приднестровье». Но следуют отметить, что приграничное сотрудничество в рамках данной формы имеет больше перспектив. Протяженность границ с азиатским странами у России больше, чем с европейскими. И в условиях санкций сотрудничество с Китаем и другими странами АТР становится более активным. Поэтому можно прогнозировать дальнейшее осуществление трансграничных связей и создание других вариантов «евразия-регионов».
В больше степени приграничное сотрудничество развивается в рамках проекта «Наш общий дом – Алтай», с самого начала оно осуществляется сразу в нескольких направлениях:
— образовательное: «с 2010 г. действует Совет ректоров вузов Большого Алтая, в состав которого входит 21 вуз, есть взаимодействие на уровне школы, в том числе обменные программы для школьников, международные летние школы для студентов» [2];
— политическое: регулярные встречи представителей регионов, которые участвуют в реализации проекта, а именно Алтайского края, Республики Алтай и СУАР для продвижения совместных проектов разного характера и длительности;
— торгово-экономическое: в первую очередь, поставки сельскохозяйственной продукции в Китай. А также «Республика Алтай также налаживает торгово-экономическое взаимодействие, в первую очередь, в отношении поставок продуктов питания, биофармацевтической продукции, сельскохозяйственного сырья» [2];
— туристическое: в 2018 году были подписаны соглашения о развитии совместных туристических маршрутов, а также проведения ярмарок-фестивалей «Сделано в России» на регулярной основе.
230
Приграничное сотрудничество регионов РФ: типы, проблемы, альтернативы
Фактически «Наш общий дом — Алтай» — это один из вариантов «китайского» типа приграничного сотрудничества и на сегодняшний день — наиболее перспективный. Даже если учитывать официальную статистику, за тридцать с лишним лет между Россией и Китаем подписано более сотни соглашений о сотрудничестве на уровне приграничных регионов наших стран. Это, в первую очередь, объясняется протяженностью границ между двумя странами, а также тем, что многие регионы РФ наладили прямое сотрудничество с китайскими регионами.
-
- 2021 года регулярно проводятся заседания Российско-Китайской постоянной рабочей группы по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества и особых экономических зон. В январе 2024 года Президент РФ подписал распоряжение о проведении в 2024-2025 гг. перекрестных Годов культуры России — Китая. Это девятый по счёту межгосударственный тематический «обменный» проект. До этого уже проводились годы русского и китайского языков, молодёжных обменов, межрегионального сотрудничества, науки и инноваций, СМИ, туризма. Проект направлен на укрепление дружбы между народами России и Китая, а также на активизацию двустороннего взаимодействия, в том числе и приграничных регионов [5].
Таким образом, можно сказать, что концепция «евразия-регион» и «китайский» вариант приграничного сотрудничества является весьма перспективным. Особенно в рамках международной политической обстановки и дальнейшего развития отношений партнерства и стратегического взаимодействия
- Китаем.
«Постсоветский» тип приграничного сотрудничества, к сожалению, перспективным на сегодняшний день не является, несмотря на то, что 2024 год был объявлен годом Председательства РФ в Содружестве. Среди приоритетов названо дальнейшее укрепление СНГ как интеграционного объединения, повышение его международного авторитета, а также углубление экономической интеграции, в том числе в контексте создания единого экономического пространства.
Союз Независимых государств как интеграционное объединение переживает сложные времена. Экономическое, в том числе и приграничное сотрудничество, зависит и от международной обстановки, а также от принятых правил пограничного, миграционного и таможенного контроля, тарифных ограничений, налогообложения экспортируемых и импортируемых товаров или, иными словами, от уровня либерализованности трансграничного движения. Но в данной сфере есть ряд сложностей.
Например, для успешного сотрудничества нужно было принять Конвенцию приграничного сотрудничества государств-участников СНГ. Но только в 2008 году она была подписана на срок до 2020 года. В 2020 году была утверждена Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств —
участников СНГ на период до 2030 года. Документ был подписан представителями нескольких стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Киргизия, Молдова, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, РФ, Украина, Узбекистан). Был намечен план действий и мероприятий. Однако после начала СВО объем приграничного сотрудничества значительно снизился, а с некоторыми странами (Украина, Казахстан) практически прекратился.
231
Отношения России со странами Содружество нельзя назвать однозначными. Например, с Грузией. После распада СССР отношения стали напряженными, а после 2008 г. — практически прекратились. Несмотря на некоторые позитивные изменения, до сих пор на российско-грузинской границе не урегулированы пограничные вопросы, а следовательно и приграничное сотруничество [3].
Из всех стран Содружества, наиболее настроенной на приграничное сотрудничество является Республика Беларусь. В рамках Таможенного союза, соглашение о котором было подписано в 2015 году, Россия и Беларусь наладили взаимовыгодное экономическое сотрудничество во многих сферах (начиная от промышленности, заканчивая туризмом и сферой культуры и искусства).
Таможенный союз объединил страны-участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС). До создания таможенный союз действовал только для трех стран (России, Белоруссии и Казахстана). При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника — ЕврАзЭС), таможенный союз стал обязательным. Как только страна вступает в ЕАЭС, она автоматически становится членом Таможенного союза. Тем не менее, наиболее плодотворное сотрудничество приграничных регионов наблюдается именно для субъектов России и Беларуси.
Достаточно успешно до недавнего времени развивалось приграничное сотрудничество между Россией и Казахстаном. Большинство субъектов РФ связаны договорами с регионами Казахстана. Приграничное сотрудничество включает в себя такие направления, как: экономическое сотрудничество, таможенное, миграционное, авто и железнодорожное и многое другое. Можно говорить о комплексном характере приграничного сотрудничества. К сожалению, наметилось охлаждение в политических отношениях между нашими странами, что не может не отразиться и на приграничном сотрудничестве.
Постсоветский тип приграничного сотрудничества является необходимым фактором экономического развития стран СНГ, однако пока не оказывает заметного влияния на модернизации экономики приграничных регионов. Самым важным фактором остаются социальные контакты и миграционные потоки. Перспективы приграничного сотрудничества на постсоветском пространстве во многом зависят от того, как быстро и каким образом будет урегулировано миграционное законодательство, как будут складываться политические отношения, а также от расширения стран-участниц ЕАЭС.
Выводы
-
- целом, можно сказать, что для России на сегодняшний день характерно сочетание разных типов приграничного сотрудничества в силу протяженности границ и величины территории. Европейский тип сотрудничества в настоящее время не является приоритетным. Существовавшие и до введения санкций несовпадение законодательной базы, проблемы в области финансирования, сложные взаимоотношения со странами — бывшими советскими республиками и др., — все это не позволяло наладить полноценное сотрудничество в формате «еврорегионов».
- в связи с введением санкций в отношении России, приграничное сотрудничество с европейскими странами по многом было прекращено. И дальнейшие перспективы приграничного сотрудничества со странами ЕС во многом зависят от политической обстановки в мире.
232
Приграничное сотрудничество регионов РФ: типы, проблемы, альтернативы
Наиболее перспективным можно считать «китайский» тип приграничного сотрудничества по нескольким причинам. Среди них: географическое положение (большая часть приграничных территорий являются азиатскими); наличие уже действующих форматов международного сотрудничества, таких как ШОС и ЕАЭС, позволяют развивать полноценное сотрудничество между странами Евразии; положительный опыт сотрудничества в формате «евразия-регион», усиление сотрудничества с КНР и другими странами АТР.
Литература
1. Король С. Н. Еврорегион как форма развития трансграничного сотрудничества: история и особенности // Via in tempore. История. Политология. 2013. №15 (158). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evroregion-kak-forma-razvitiya-transgranichnogo-sotrudnichestva-istoriya-i-osobennosti (дата обращения: 09.02.2025).
- Кошечкина Е. А. Международный координационный совет «Наш общий дом — Алтай» как пример успешного приграничного сотрудничества в рамках концепции «еврорегионов» // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2019. № 22. С. 25-28.
- Кошечкина Е. А. Основы региональной политики: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2025. 60 с.
- Титова Т. Еврорегионы с участием государств-членов СНГ: состояние и
перспективыразвития.
URL:http://www.materick.ru/print.php?section=analitics&bulsectionid=8085 (дата обращения: 09.02.2025).
- Цзоу Сютин, Российско-китайские зоны приграничного сотрудничества: перспективы взаимодействия РФ и КНР // Россия и АТР. 2020. №3 (109). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kitayskie-zony-prigranichnogo-
sotrudnichestva-perspektivy-vzaimodeystviya-rf-i-knr (дата обращения: 09.02.2025).
Е. А. Kosheckina
Cross-border cooperation of the regions of the
Russian Federation: types, problems, alternatives
Luzhsky Institute (branch) of the Leningrad Region State Pedagogical University named after A.S. Pushkin, Luga e-mail: sea7helena@mail.ru
Abstract. The article discusses the problems and prospects for the development of cross-border cooperation between the regions of the Russian Federation. Three forms of cross-border cooperation are analyzed: euroregions, «Chinese» and «post-Soviet» types of regional contacts between border regions.
Keywords: euroregion, «eurasia-region», «post-Soviet» cooperation, cross-border cooperation.
233
References
- Korol` S. N. Evroregion kak forma razvitiya transgranichnogo sotrudnichestva: istoriya i osobennosti // Via in tempore. Istoriya. Politologiya. 2013. №15 (158).
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/evroregion-kak-forma-razvitiya-
transgranichnogo-sotrudnichestva-istoriya-i-osobennosti (data obrashheniya: 09.02.2025). (in Russian)
- Koshechkina E. A. Mezhdunarodny`j koordinacionny`j sovet «Nash obshhij dom — Altaj» kak primer uspeshnogo prigranichnogo sotrudnichestva v ramkax koncepcii «evroregionov» // Rossiya i Kitaj: problemy` strategicheskogo vzaimodejstviya: sbornik Vostochnogo centra. 2019. № 22. S. 25-28. (in Russian)
- Koshechkina E. A. Osnovy` regional`noj politiki : uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel`stvo Yurajt, 2025. 60 s. (in Russian)
- Titova T. Evroregiony` s uchastiem gosudarstv-chlenov SNG: sostoyanie i
perspektivy` razvitiya. URL:http://www.materick.ru/print.php?section=analitics&bulsectionid=8085 (data obrashheniya: 09.02.2025). (in Russian)
- Czzou Syutin, Rossijsko-kitajskie zony` prigranichnogo sotrudnichestva: perspektivy` vzaimodejstviya RF i KNR // Rossiya i ATR. 2020. №3 (109). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kitayskie-zony-prigranichnogo-
sotrudnichestva-perspektivy-vzaimodeystviya-rf-i-knr (data obrashheniya: 09.02.2025). (in Russian)
Поступила в редакцию 20.01.2025 г.
234