УДК 338.4: 640.41 |
|
Развитие цифровых экосистем и платформ в сфере туризма и гостеприимства |
|
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь e-mail: snd.snd70@mail.ru |
Аннотация. Цифровые технологии сегодня становятся ресурсным потенциалом, без которого невозможно устойчивое развитие сферы туризма и гостеприимства. Цифровые платформы и экосистемы объединяют туристские предприятиями и потребителей туристских услуг, формируют цифровую инфраструктуру и среду, обеспечивающую обмен информационными потоками в режиме реального времени. Субъекты экосистемы осуществляют экономическую деятельность, обеспечивают устойчивое развитие сферы туризма и гостеприимства.
Ключевые слова: цифровые платформы, цифровые экосистемы, цифровые технологии, сфера туризма, туристские услуги, сфера гостеприимства.
Введение
Активное развитие и внедрение комплекса цифровых технологий в сфере туризма и гостеприимства оказывает влияние на темпы развития отрасли. Цифровые технологии формирует конкурентоспособность индустрии, предлагают потребителям удобный способ выбора туристских и гостиничных услуг. Формирование цифровых экосистем связано с увеличением объема цифровых данных и активным применением технических средств, которые обеспечивают комплексную систему автоматизации всех экономически значимых систем. По своей природе, цифровые платформы — это многосторонние рынки, которые способствуют объединению нескольких видов участников с помощью цифровых технологий, в результате взаимодействия происходит изменение потребительского поведения, которое в свою очередь оказывает влияние на формирование бизнес-процессов и моделей в сфере туризма в и гостеприимства [1]. Целью исследования является изучение особенностей развития цифровых экосистем и платформ в сфере туризма и гостеприимства.
Материалы и методы
Изучению развитию цифровых экосистем и платформ в сфере туризма и гостеприимства посвящены труды В. С. Боголюбова, С. А. Боголюбовой, Т. М. Глушак, Т. С. Дмитриева, М. А. Морозова, Н. С. Морозоой, С. Д. Сердюкова, Н. К. Сердюковой, А. А. Султановой, В. И. Шевченко. Нами на основе статистических данных и с помощью контент-анализа информации из доступных источников произведен анализ развития цифровых экосистем и платформ в сфере туризма и гостеприимства.
Результаты и обсуждение
В современных условиях трансформируются формы взаимодействия потребителей гостиничных услуг с туристическими компаниями, средствами гостеприимства в связи с развитием рынка мобильной телефонии, расширением влияния социальных сетей. В соответствии с данными отчёта Global Digital, на начало 2023 года в Российской Федерации уровень проникновения Интернета составлял 88,2%. Сегодня используют смартфоны — 92% пользователей Интернета. Соответственно на 18% увеличился прирост мобильного трафика и на 21,9% увеличилась скорость мобильного Иинтернета по сравнению с 2022 годом. 106 миллионов граждан Российской Федерации (73,3% от общего количества населения страны) пользуются социальными сетями. Трафик социальных сетей увеличился на 36%. Ежедневно пользователи находится в сети около 8 часов. 68 миллионов человек приобретают товары в Интернете [2].
Цифровые технологии обеспечивают формирование новых бизнес-моделей на базе платформ, которые образуют свои экосистемы — цифровое пространство для функционирования различных сервисов позволяющих удовлетворить потребности пользователей в потреблении цифрового продукта. Сегодня в сфере туризма и гостеприимства функционируют сервисы онлайн-бронирования, поиска и бронирования авиабилетов, действуют платформы для поиска и бронирования туров, мобильные приложения для туристов, сервисы-онлайн-путеводителей, онлайн-карт и навигации. На цифровой платформе ценностные ориентиры имеют разные направления Формирование договорных отношений происходит вне офиса фирмы. Менеджеры туристического предприятия управляют процессом. Туристы непосредственно на платформе подбирает себе тур с учетом индивидуальной ресурсной базы. Таким образом, формируется система взаимодействия между участниками туристской деятельности и внешней средой, которые не имеют географическую привязку к территории. Для создания устойчивой системы необходима инфраструктура функционирования и цифровые сервисы.
Цифровые туристские экосистемы характеризуются индивидуальностью, комплексностью, скоростью, мобильностью, адаптивностью. Цифровая экосистема представляет собой взаимосвязанный комплекс включающий в себя технические средства, с помощью которых обрабатываются массивы данных, среду, в которой создается добавленная стоимость благодаря технологиям работы с большими данными. В цифровой экосистеме формируются информационные связи и взаимодействие между субъектами.
Сегодня сформировались определенные типы экосистем со своими характеристиками и особенностями (рисунок 1) [3, 4].
Рис. 1. Типы цифровых экосистем
Составлено авторами
Единая платформа для онлайн-продаж и управления отелем TravelLine в 2022 и 2023 году произвела оценку доли бронирования в подключенных к системе средствах размещения. К платформе подключено более 12 тыс. объектов размещения, как в России, так и за рубежом. В 2023 году позиции лидера занял сервис «Яндекс Путешествия» — как часть экосистемы, сервис имеет больше возможностей для продвижения и для получения потенциальных клиентов с точки зрения бронирований. Причинами увеличения доли бронирования сервиса «Яндекс Путешествий» являются запуск в феврале 2022 года мобильного приложения по бронированию отелей и авиабилетов, создание собственной платформы для отельеров и 10% кешбэком баллов «Яндекс Плюс» для оплаты на других сервисах «Яндекса». Количество отелей, подключенных к платформе «Яндекс Путешествия» увеличилось в 2,5 раза в 2023 году, по сравнению с 2022 годом. Агрегатор опередил лидера 2022 года — сервис Ostrovok.ru (его доля снизилась до 14,5%). Ostrovok.ru продает в России 92 000 объектов, помимо Travelline сервис работает с еще 17 менеджерами каналов, данные каждого из которых покрывают только часть рынка (рисунок 2).
Рис.2. Доля бронирования на туристических сайтах
Составлено авторами
В соответствии с диджитал-статистикой сервиса «Яндекс. Путешествия» объем рынка коллективных средств размещения в 2023 году составляет 785 млрд. рублей (на 10% больше, по сравнению с 2022 годом). К 2027 году е увеличение объемов рынка может достигнуть 1 трлн. рублей за счет активного развития внутреннего туризма. Цифровизация сферы туризма и гостеприимства в первую очередь связана с улучшением пользовательского опыта и удобством процесса бронирования, доля доступных для онлайн-бронирования объектов размещения в России с 2019 года выросла на 75%.
Цифровые экосистемы оказывают непосредственное влияние на внутренний рынок страны путем установления связи через платформу с гаджетами, платежными системами. Развитию рынка сферы туризма и гостеприимства уделяют внимание и крупные банки, которые имея базу клиентов, начинают создавать цифровые платформы для оказания туристических услуг, таким экосистемам относятся: экосистема Сбербанка, ВТБ, «Тинькофф».
Основные стратегии продвижения цифровых платформ — применение сетевых эффектов, бесплатное предложение ключевых ценностей, проведение актиний рекламной деятельности. Туристские платформы имеют перекрестный сетевой эффект, чем больше туристских объектов представлено на сайте, тем больше у сайта посетителей (рисунок 3).
Рис.3. Количество посещений в месяц на туристических сайтах
Составлено авторами
Цифровая экосистема обеспечивает условия клиентоориентированности — на ее базе происходит сбор аналитической информации о потенциальных потребителях и осуществляется прогнозирование. Цифровые платформы обеспечивают увеличение масштабов ведения бизнеса, путем наличия обратной связи и гибкого реагирования на новые требования. Онлайн-платформы повышают возможности туристических предприятий и объектов, привлекают внимание потенциальных туристов. Цифровые платформы имеют преимущества, которые связаны с автоматизацией деятельности туристических предприятий и средств размещения. Обеспечивают эффективное управление базами данных и информационных сервисов для бронирования билетов. Так, в 2014 г. начинает функционировать российская платформа динамического пакетирования туристских услуг Bookinna туроператора «Инна Тур», которая обеспечивает продажу билетов авиакомпании на свободные места по цене ниже опубликованной. Так же, цифровые платформы используют мультимедийные технологии: виртуальные экскурсии, электронные каталоги и др. [5, 6].
Онлайн-сервисы в России при бронировании отеля дают возможность туристам сэкономить до 20–50% денежных средств, благодаря предоставляемым скидкам либо бальным программам формирования лояльности потребителей на последующие поездки. В Российской Федерации в 2013 году был создан туристический портал Russia Travel на котором представлена информация об особенностях и достопримечательностях регионов России. Через десять лет, в 2023 году портал объединили с инфраструктурой московской цифровой платформы RussPass.
В 2024 году в рамках создания федеральных круглогодичных курортов, президент Пунин В.В. поручил создать в России единую цифровую платформу в сфере туризма, которая будет содержать информацию о гостиничных предприятиях, предприятиях общественного питания, транспортно-логистических услугах, гидах. Для формирования безопасного рынка туристских услуг требуется идентификация их участников, применение единой биометрической системы. Платформа будет хранить обезличенные персональные данные и данные из Национальной системы платежных карт, кредитных организаций. На платформе предусматривается доступ к сведениям, чтобы создавать программное обеспечение, позволяющее формировать комплексные предложения о путешествиях по запросам пользователей, на базе технологий искусственного интеллекта.
Выводы
Индустрия туризма и гостеприимства требует создания экосистемы, которая будет создавать инновационную среду, формировать приоритетные направление развития туристических продуктов, перенося фокус внимания на потребности клиентов, повышая эффективность и увеличивая туристические потоки, повышая инвестиционную привлекательность туристических регионов.
Литература
- Черевичко Т. В., Темякова Т. В. Цифровизация туризма: формы проявления // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-turizma-formy-proyavleniya (дата обращения: 19.06.2024).
- Webcanape [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2023-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/?ysclid=lxlemwu4do853903496
- Боголюбов В. С., Боголюбова С. А. Потенциал использования цифровых платформ в туризме // Вестник Алтайской академии экономики и права.2023. № 4. С. 156-162. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://s.vaael.ru/pdf/2023/4-2/2778.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
- Сердюков С. Д., Сердюкова Н. К. Развитие цифровых экосистем и платформ в туризме и сфере услуг // Креативная экономика. 2023. Том 17. № 8. С. 2887-2908. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1economic.ru/lib/118525 (дата обращения: 19.06.2024).
- Дмитриева Т. С., Глушанок Т. М., Шевченко В. И. Моделирование экологической платформы туризма: выбор и оценка региона // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 6. С. 1155-1170. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1economic.ru/lib/110507 (дата обращения: 19.06.2024).
- Вишневская Е. В. Влияние цифровых технологий на развитие туристского рынка // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2019. №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovyh-tehnologiy-na-razvitie-turistskogo-rynka (дата обращения: 19.06.2024).
- Официальный сайт Президента России. Перечень поручений по итогам совещания по вопросу создания федеральных круглогодичных курортов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/74137 (дата обращения: 19.06.2024).
N. D. Stakhno, О. Е. Pochupaylo |
Development of digital ecosystems and platforms in the field of tourism and hospitality |
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь e-mail: snd.snd70@mail.ru |
Abstract. Digital technologies are becoming a resource potential today, without which sustainable development of tourism and hospitality is impossible. Digital platforms and ecosystems unite tourism enterprises and consumers of tourist services, form a digital infrastructure and environment that ensures the exchange of information flows in real time, ecosystem entities carry out economic activities, ensure the sustainable development of tourism and hospitality.
Keywords: digital platforms, digital ecosystems, digital technologies, tourism, tourism services, hospitality.
References
1. CHerevichko T. V., Temyakova T. V. Cifrovizaciya turizma: formy proyavleniya // Izv. Sarat. un-ta Nov. ser. Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-turizma-formy-proyavleniya (data obrashcheniya: 19.06.2024). (in Russian)
2. Webcanape URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2023-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/?ysclid=lxlemwu4do853903496. (in Russian)
3. Bogolyubov V. S., Bogolyubova S. A. Potencial ispol’zovaniya cifrovyh platform v turizme // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava.2023. № 4. S. 156-162. URL: https://s.vaael.ru/pdf/2023/4-2/2778.pdf (data obrashcheniya: 13.06.2024). (in Russian)
4. Serdyukov S. D., Serdyukova N. K. Razvitie cifrovyh ekosistem i platform v turizme i sfere uslug // Kreativnaya ekonomika. 2023. Tom 17. № 8. S. 2887-2908. URL: https://1economic.ru/lib/118525 (data obrashcheniya: 19.06.2024). (in Russian)
5. Dmitrieva T. S., Glushanok T. M., SHevchenko V. I. Modelirovanie ekologicheskoj platformy turizma: vybor i ocenka regiona // Kreativnaya ekonomika. 2020. Tom 14. № 6. S. 1155-1170. URL: https://1economic.ru/lib/110507 (data obrashcheniya: 19.06.2024). (in Russian)
6. Vishnevskaya E. V. Vliyanie cifrovyh tekhnologij na razvitie turistskogo rynka // Nauchnyj rezul’tat. Tekhnologii biznesa i servisa. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovyh-tehnologiy-na-razvitie-turistskogo-rynka (data obrashcheniya: 19.06.2024). (in Russian)
7. Oficial’nyj sajt Prezidenta Rossii. Perechen’ poruchenij po itogam soveshchaniya po voprosu sozdaniya federal’nyh kruglogodichnyh kurortov. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/74137 (data obrashcheniya: 19.06.2024). (in Russian)
Поступила в редакцию 19.04.2024 г.