Геополитика и экогеодинамика регионов
Том 11(21). Вып. 1. 2025 г. С. 36–43.
УДК 911.3:32
Роль БРИКС в международных отношениях
1,2 ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», г. Уфа
1e-mail: lenirovna29@mail.ru,
2e-mail: ziv7702@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается роль БРИКС в современных международных отношениях. Основное внимание уделяется значимости этой организации в укреплении сотрудничества между её участниками и координации их позиций по ключевым глобальным вопросам. Анализируются различные формы взаимодействия в рамках БРИКС, включая регулярные саммиты, встречи представителей Министерств иностранных дел и министров финансов.
Ключевые слова: БРИКС, международные отношения, геополитика, политико-географические аспекты.
Введение
БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) представляет собой межгосударственное объединение, возникшее в 2006 году. На экономическом форуме в Санкт-Петербурге лидеры этих пяти динамично развивающихся стран приняли решение объединить усилия для продвижения своих общих интересов на мировой арене.
- С момента своего основания БРИКС зарекомендовал себя как влиятельная сила в глобальной политике и экономике. Коллективная мощь стран-участниц, их общая численность населения и значительное влияние на международные отношения делают объединение ключевым игроком в формировании будущего мирового порядка.
- С 1 января 2025 года объединение увеличилось до 10 стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка, Египет, Эфиопия, Иран, Индонезия и Объединённые Арабские Эмираты.
В связи с усилением роли БРИКС значительно возрос научный интерес к данному объединению. Актуальной задачей изучения является выявление политико-географических аспектов создания БРИКС, механизмов его функционирования и значение данного объединения в мировой территориально-политической системе. Объединение БРИКС стало важным объектом исследований в мировой геополитике.
Материалы и методы
Материалами для написания статьи послужили данные международной сети TV BRICS, официального информационного портала БРИКС, Федеральной службы государственной статистики России и научных статей. В работе были использованы следующие научные методы: описательный, сравнительно-географический, графический и статистический.
Взаимодействие стран-участниц БРИКС осуществляется через регулярные саммиты, встречи министров иностранных дел и финансов, а также через различные формы сотрудничества на уровне государств и правительств (рис. 1).
Рис. 1. География стран-членов БРИКС
Составлено авторами
На последнем саммите БРИКС было объявлено о том, что число членов организации удвоилось. Последняя встреча состоялась в октябре 2024 года в Казани. В странах БРИКС проживает около 45% населения мира (табл. 1).
Таблица 1
ВВП и численность населения основных стран БРИКС
Страна | Валовой внутренний продукт, млрд долл. США | Население, млн человек | ||
2009* | 2022 | 2009 | 2022 | |
Россия | 1223 | 1704 | 142,7 | 146,7 |
Бразилия | 1666 | 1811 | 193,5 | 214,8 |
Индия | 1366 | 3250 | 1160,8 | 1379,0 |
Китай | 5066 | 18463 | 1331,3 | 1412,0 |
Южно-Африканская Республика | 297 | 435 | 50,1 | 60,6 |
- 2009 г. – год первого саммита БРИКС.
Составлено авторами по [3, 9].
На сегодняшний день БРИКС активно рассматривает возможность создания новой категории стран-партнеров, в которую входят 13 кандидатов на получение статуса партнера блока. По итогам саммита в Казани был составлен список стран-партнеров БРИКС, который включает: Беларусь, Алжир, Боливию, Вьетнам, Индонезию, Казахстан, Кубу, Малайзию, Нигерию, Таиланд, Турцию, Уганду и Узбекистан. С 1 января 2025 года Таиланд будет официально признан государством — партнёром БРИКС. Это сообщение было передано королевству Россией, которая занимает председательскую позицию в объединении в 2024 году.
Страны-участницы БРИКС руководствуются рядом ключевых принципов:
- невмешательство в внутренние дела друг друга;
- принцип равенства всех членов объединения;
- взаимная выгода от сотрудничества.
В состав БРИКС входят динамично развивающиеся страны, обладающие значительным экономическим потенциалом. Каждое из этих государств имеет свои уникальные ресурсы: Бразилия славится своими сельскохозяйственными продуктами, Россия – богатыми минеральными и энергетическими запасами, Индия предлагает доступные интеллектуальные ресурсы, Китай выделяется финансовыми резервами и недорогой рабочей силой, а Южно-Африканская Республика известна своим разнообразием природных богатств [1].
Индия и Бразилия считаются странами с огромным потенциалом, который, по мнению экспертов, может превзойти возможности России и Китая. Это связано с тем, что в этих двух странах снижение возраста, в котором население начинает трудовую деятельность, произойдет позднее, чем в России и Китае.
Государство выступает ключевым игроком на международной арене, обладая юридической силой и полномочиями представлять интересы своего народа. Современное понимание государства неразрывно связано с концепцией суверенитета, что подразумевает право каждой страны действовать в своих интересах, сохраняя при этом свою целостность, стабильность и независимость.
В контексте международных отношений суверенитет охватывает как внешние, так и внутренние аспекты. С одной стороны, это право государства самостоятельно определять свой путь развития, политическую систему и законодательство. С другой стороны, суверенитет требует от стран уважения к внутренним делам друг друга, соблюдая принципы независимости и равенства.
Участниками международных отношений являются не только государства, но и различные организации: как межправительственные, так и неправительственные, а также бизнесмены, частные лица и компании Их взаимодействие подчиняется международным нормам и правовым актам Прогнозирование международных отношений — это сложный процесс, так как множество неопределенных факторов усложняют анализ и предсказание будущего положения участников в глобальной системе Изучение международных связей стало самостоятельной областью научного знания от которой во многом зависит эффективность политических решений [2].
Результаты и обсуждение
По мнению экспертов, к 2050 году БРИКС может занять ведущие позиции среди мировых экономик, став девятью ключевыми игроками на глобальной арене. Участники альянса постепенно адаптируют свои политические структуры для более глубокой интеграции в мировую экономику. Сотрудничество между этими странами позволяет эффективно удовлетворять взаимные потребности: например, Бразилия и Россия выступают в роли поставщиков для Индии и Китая. Таким образом, БРИКС имеет все шансы стать серьезным конкурентом для известной «Большой семерки» (рис. 2) [4].
Рис. 2. Номинальный ВВП БРИКС и G7 («Большая семерка») за 2023 год, трлн долларов
Составлено авторами по [9]
Современные международные отношения становятся все более сложными, требуя инновационных подходов и решений, которые учитывают интересы всех участников глобальной политической сцены. Переход от биполярного к многополярному миру изменил расстановку сил, однако такие проблемы, как предпочтение блоковых форматов, игнорирование интересов партнеров, склонность к силовым методам, двойные стандарты и национальные амбиции, остаются актуальными. Основной причиной этого процесса является глобализация.
Необходимо выделить несколько ключевых факторов, определяющих национальную мощь:
-
-
- территория;
- численность населения;
- экономическое развитие;
- военная сила;
- научно-технический прогресс.
-
В начале 2000-х годов страны БРИКС демонстрировали более высокие темпы экономического роста по сравнению с развитыми государствами. Однако после глобального финансового кризиса наблюдалось замедление этого роста. К концу 2010-х годов Россия, Бразилия и Южная Африка столкнулись с заметным экономическим спадом, в то время как основными двигателями развития блока остались только Китай и Индия.
Что касается экономических показателей, эксперты Goldman Sachs предсказывают, что к 2050 году страны БРИКС смогут обойти G7 по объему номинального ВВП, в основном благодаря росту экономики Китая и Индии. Индия, в частности, имеет наибольший потенциал для дальнейшего экономического прогресса в течение следующих 30-50 лет, что связано с благоприятной демографической ситуацией, низкими затратами на рабочую силу
- относительно низким уровнем развития по сравнению с Китаем. Демографический аспект также играет важную роль. В странах БРИКС,
включая новых участников, проживает более 3,5 миллиарда человек, что составляет около 45% от общего числа населения планеты. Численность населения является ключевым фактором, способствующим потенциальному экономическому росту. Развитие внутриблоковой торговли может стать дополнительным стимулом для этого роста.
До недавнего расширения БРИКС объем взаимной торговли между его участниками составлял лишь около 6% от общего объема их внешнеэкономической деятельности. В 2022 году единственной страной БРИКС, вошедшей в первую десятку торговых партнеров Китая, была Индия, занявшая пятое место по объему товарооборота.
За период с 2017 по 2022 год товарооборот между основными пятью членами БРИКС вырос на 56%, достигнув 422 млрд долларов. Однако следует учитывать, что значительную часть этого роста составляет импорт Китаем сырья из России, ЮАР и Бразилии. Нет достаточных оснований полагать, что членство этих стран в БРИКС оказало существенное влияние на потребности китайской экономики в сырьевых ресурсах.
Таким образом, роль БРИКС как союза в экономическом развитии его членов следует оценивать с учётом ограниченного объёма взаимной торговли и преобладания сырьевого экспорта в её структуре (рис. 3).
Рис. 3. Товарооборот КНР с разными странами и блоками, млрд долларов Составлено авторами по [3, 9]
Несмотря на стремление укрепить внутренние торговые связи, экономические взаимоотношения БРИКС с западными странами остаются значительно более тесными. Китай, например, активно импортирует товары из США и ЕС, а страны БРИКС продолжают быть важными рынками для западных товаров и услуг. Западные инвестиции и технологии продолжают оказывать решающее влияние на экономическое развитие членов блока [7, 8].
В этой связи для стран БРИКС обеспечение глобальной финансовой стабильности и углубление экономической интеграции с G7 и другими государствами за пределами блока становится не менее значимым, чем развитие внутренней торговли [10]. Укрепление внешних связей остается ключевым фактором их экономического роста и процветания.
Сырьевая обеспеченность в расширенном альянсе БРИКС выросла. С расширением альянса БРИКС за счет присоединения пяти новых государств произошло значительное усиление его сырьевой базы. Страны-экспортеры с богатыми месторождениями, такие как Россия, Бразилия, ЮАР, Саудовская Аравия, ОАЭ и Иран, предоставляют ресурсы странам-потребителям, включая Китай и Индию.
Это четкое распределение ролей создает стабильную экономическую структуру в рамках альянса, менее подверженную внешним шокам.
Присоединение стран Персидского залива дополнительно укрепило позиции БРИКС на мировом энергетическом рынке, повысив долю блока в глобальной добыче нефти до 41%.
Богатые запасы природных ресурсов представляют значительный потенциал для экономического роста стран-участниц. Это создает возможности для расширения торговли в рамках блока и снижения зависимости от доллара США. Например, Саудовская Аравия выразила готовность принимать платежи за нефть в местных валютах, что подкрепляет тенденцию к дедолларизации.
Расширение БРИКС: перспективы и вызовы. Хотя БРИКС активно укрепляет свое присутствие на международной арене, с расширением блока могут возникнуть определенные сложности. В 2024-м году председателем в альянсе являлась Россия, и президент страны объявил, что около 30 государств выразили желание в той или иной форме присоединиться к деятельности организации.
Тем не менее, увеличение числа участников не обязательно приведет к укреплению блока. Текущие члены БРИКС демонстрируют значительные различия в политических, экономических и культурных аспектах. Расширение состава может вызвать разногласия и внутренние конфликты.
Ситуация с задержкой вступления Саудовской Аравии в БРИКС является ярким примером. Долгосрочное соперничество между Саудовской Аравией и Ираном только недавно начало восстанавливаться после семи лет разрыва в дипломатических отношениях.
В связи с вышеизложенным, некоторые аналитики предлагают вместо расширения основного состава БРИКС создать группу партнеров, аналогичную ОПЕК+, предложив название БРИКС+. Такой подход позволит объединению привлекать дополнительные ресурсы и углублять сотрудничество, минимизируя потенциальные риски, связанные с расширением основного состава.
Выводы
БРИКС является наглядным примером успешного международного сотрудничества, где все участники сохраняют свою независимость благодаря отсутствию обязательств по присоединению к каким-либо блокам. Каждая страна обладает значительным экономическим влиянием, что позволяет ей оставаться самостоятельной. Эта подчеркнутая независимость и составляет основу БРИКС.
С политической точки зрения страны БРИКС выступают в роли центров полицентрического мира, обладая значительным потенциалом для интеграции. Одним из главных факторов их воздействия на международные отношения является значительная степень взаимодополняемости их экономик, отсутствие конкуренции между ними и схожесть подходов к глобальным событиям.
Участники БРИКС выражают недовольство доминированием США и навязыванием своего мировоззрения. В условиях современности, чтобы эффективно противостоять американскому влиянию, необходимо объединить усилия. Развивающиеся страны, несмотря на свой значительный потенциал, все еще уступают развитым государствам, что делает совместные действия стратегически выгодными.
Страны БРИКС не согласны с текущими реалиями мировой политики и методами принятия решений. Укрепление своих позиций при сохранении независимости стало для них способом влияния на глобальную геополитическую ситуацию. Это объединение стремится изменить существующий порядок, предлагая альтернативные подходы и решения, которые учитывают интересы всех участников международных отношений.
БРИКС играет важную роль в формировании многополярного мира, способствуя развитию международного сотрудничества, экономической интеграции и политическому диалогу. Организация продолжает демонстрировать свою значимость и потенциал, становясь ключевым игроком в современных международных отношениях [5].
Литература
- БРИКС – единство в разнообразии: вклад в развитие принципа международного сотрудничества [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscongress.org/materials/briks-edinstvo-v-raznoobrazii-vklad-v-razvitie-printsipa-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva/
- БРИКС и глобальная политика: сотрудничество и влияние на международные отношения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tvbrics.com/news/brics-i-globalnaya-politika-sotrudnichestvo-i-vliyanie-na-mezhdunarodnye-otnosheniya/
- БРИКС. Совместная статистическая публикация 2015; Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР / Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2015. 235 с.
- БРИКС: как устроен один из крупнейших экономических блоков мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/guide/brics/
- Дегтерев Д. А. Российская политика в сфере СМР – контуры партнерства со странами БРИКС // Вестник РУДН. Сер. «Международные отношения». 2014.
- № 1. С. 5-12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-politika-v-sfere-sodeystviya-mezhdunarodnomu-razvitiyu-kontury-partnerstva-sostranami-briks/viewer.
- Куемжиева С. А., Складчиков С. В., Гончаров В. В., Брагин А. Г. Актуальные проблемы и перспективы развития БРИКС // Вопросы политологии. 2020. № 1. С. 80-85.
- Лисицкая М. В. Проблемы и тенденции взаимодействия группы БРИКС со странами Запада // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2013. № 2. С. 92-97.
- Пономарева Н. С., Закиров И. В. Социально-экономическое положение стран БРИКС в современном мире // Восьмая международная научно-практическая конференция: Философия и культура информационного общества: тезисы докладов (г. Санкт-Петербург, 2020 г.). Санкт-Петербург: ГУАП, 2020. С. 242-244.
- Россия и страны мира. 2024: Стат.сб. / Росстат. M., 2024. 391 c.
- Zakirov I. V., Sattarova G. A., Faronova Y. V., Khamadeeva Z. A., Suleymanova A. В. Foreign economic relations of Russia with Mongolia in the light of the concept of sustainable development // II International Conference on Environmental Sustainability Management and Green Technologies (ESMGT 2023). E3S conference network. 2023. Volume 451. P. 202345101003. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202345101003.
G. L. Safina1 I. V. Zakirov2
The role of BRICS in international relations
1,2 Ufa University of Science and Technology, Ufa
1e-mail: lenirovna29@mail.ru,
2e-mail: ziv7702@yandex.ru
Abstract. The article examines the role of BRICS in modern international relations. The main focus is on the importance of this organization in strengthening cooperation between its members and coordinating their positions on key global issues. The various forms of cooperation within the framework of the BRICS are analyzed, including regular summits, meetings of representatives of the Ministries of Foreign Affairs and Finance ministers.
Keywords: BRICS, international relations, geopolitics, political and geographical aspects.
References
- BRICS-unity in diversity: contribution to the development of the principles of the international community. URL: https://roscongress.org/materials/briks-edinstvo-v-raznoobrazii-vklad-v-razvitie-printsipa-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva/
- BRICS and global politics: society and attraction to international relations. URL: https://tvbrics.com/news/brics-i-globalnaya-politika-sotrudnichestvo-i-vliyanie-na-mezhdunarodnye-otnosheniya/
- BRICS. Combined statistical publication 2015; Brazil, Russia, India, China, South Africa / Rosstat. Moscow: IC «Statistics of Russia», 2015. 235 P.
- BRICS: as one of the largest economic blocks in the world. URL: https://journal.tinkoff.ru/guide/brics/
- Degterev D. A. Russian policy in the field of strategic partnership with the BRICS countries // Bulletin of the RUDN University. Ser. «World Relations». 2014. No. 1. 5-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-politika-v-sfere-sodeystviya-mezhdunarodnomu-razvitiyu-kontury-partnerstva-sostranami-briks/viewer.
- Kuemzhieva S. A., Skladchikov S. V., Goncharov V. V., Bragin A. G. Actual problems and prospects of BRICS development // Issues of Political Science 2020. No. 1. pp. 80-85.
- Lisitskaya M. V. Problems and trends in the interaction of BRICS groups with Western countries // Actual problems of modern international relations 2013. No. 2. 92-97.
- Ponomareva N. S., Zakirov. V. Socio-economic situation of the BRICS country in the modern world // International scientific and practical Conference: Philosophy and culture of information societies: abstracts of reports (St. Petersburg, 2020). St. Petersburg: GUAP, 2020. pp. 242-244.
- Russia and the outside world. 2024: Statistical collection / Russian. M., 2024. 391 p.
- Zakirov. V., Sattarova G. A., Faronova Yu. V., Khamadeeva Z. A., Suleymanova A.V. Foreign economic relations of Russia with Mongolia in the light of the concept of sustainable development // II International Conference on Environmental Sustainability Management and Green Technologies (ESMGT 2023). The E3S. 2023 conference network. Volume 451. page 202345101003. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202345101003.
Поступила в редакцию 16.01.2025 г.