Туризм в России – текущее состояние и перспективы развития |
|
1 ФГБУН «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа e-mail: trofimova_nv@list.ru 2 ФГБУН «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа e-mail: elvira.mamleeva@yandex.ru 3ФГБУН «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа e-mail: bolotovalv@isi-rb.ru |
Аннотация. Туризм является одним из важнейших направлений в развитии экономики как для страны в целом, так и для ее отдельных регионов. До пандемии коронавируса внутренний туризм в России в силу невысокого уровня сервиса, низкого качества или отсутствия необходимой инфраструктуры, уступал зарубежному. Но в настоящее время туристическая индустрия в России получила новый импульс для развития. Большая поддержка туристической отрасли осуществляется государством. Это субсидирование авиаперевозок, программа туристического кэшбека, гранты, в том числе на создание и развитие необходимой туристской инфраструктуры. Проводимые опросы населения показывают, что абсолютное большинство граждан, путешествующих по России, отмечают повышение качества предоставляемых услуг, расширение спектра туристических направлений. Помимо таких популярных туристических точек притяжения, как город Москва, город Санкт-Петербург, а также курорты Черного моря, активно стали развиваться и другие территории – Кавказ, Алтай, регионы Поволжья, Дальний Восток.
В статье проведен анализ динамики развития внутреннего туризма в России, выделены основные тренды, ключевые проблемы и ограничения в развитии индустрии, определены перспективы развития туризма в регионах России.
Ключевые слова: внутренний туризм, направления туризма, регионы, тренды, туристский потенциал.
Введение
Туристская отрасль многими странами рассматривается как одна из движущих сил экономического роста. Россия не является исключением. Решение вопросов развития внутреннего туризма, адаптации к значительному воздействию внешних факторов, достижения конкурентоспособности не только на национальном, но и международном рынке формирует тенденции развития отрасли на долгосрочную перспективу [1, с.2343].
Ключевыми мировыми трендами в развитии туризма становятся:
– приоритетность здоровья и безопасности;
– изменение в потребительском поведении – снижение доли спонтанных поездок;
– поиск уникального эмоционального опыта и эссенциализм;
– появление новых форматов занятости;
– цифровизация отраслей экономики;
– приоритет путешествий на природе, экотуризм.
Цель данного исследования – проведение анализа развития внутреннего туризма в России и выявление основных тенденций и ограничений в развитии индустрии, а также определение перспектив развития туризма в регионах России.
Методы исследования
При проведении исследования были использованы следующие методы: теоретические методы-операции (анализ; синтез; сравнение; абстрагирование; конкретизация; обобщение; формализация, индукция; дедукция); эмпирические методы – операции (изучение литературы, документов и результатов деятельности); и эмпирические методы-действия (методы отслеживания объекта: изучение и обобщение опыта); а также методы исследования объекта во времени (ретроспектива).
Результаты и обсуждения
Проанализируем динамику развития внутреннего туризма в России.
В табл. 1 представлена динамика количества отправленных российских туристов в туры по России и в зарубежные страны. В 2014 году количество туристов, посетивших зарубежные страны, превышало количество туристов, отдохнувших в турах по России в 3,3 раза, в последующие годы это соотношение снижалось, составив в 2015 году 2 раза, в 2017-2019 годах – около 1,7 раза. В 2020 году вследствие пандемийных ограничений и закрытия границ, значение соотношений резко изменилось. В частности, в 2020 году, за рубежом отдохнули только 36,1% россиян от общего количества российских туристов, отправленных в туры, в 2021 году это соотношение составило 42,7%, в 2022 году – 40,9%. Вследствие геополитической нестабильности, сложностями в получении виз, ростом курсов иностранных валют, сформировавшаяся тенденция сохранится.
Таблица 1
Число отправленных российских туристов в туры, тыс. человек
2014 |
2015 |
2016 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
tб, р. |
Тср, % |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего |
8487,1 |
7889,2 |
6706,3 |
8860,9 |
11825,8 |
6462,6 |
10458,1 |
11703,6 |
1,38 |
4,1 |
по России |
1974,2 |
2628,2 |
3284,2 |
3374,6 |
4373,1 |
4126,8 |
5994,7 |
6921,9 |
3,51 |
16,9 |
в зарубежные страны |
6512,9 |
5261,0 |
3422,1 |
5486,3 |
7452,7 |
2335,8 |
4463,4 |
4781,6 |
0,73 |
-3,8 |
Доля российских туристов, отдохнувших в России, в общем количестве российских туристов, отправленных в туры |
23,3 |
33,3 |
49,0 |
38,1 |
37,0 |
63,9 |
57,3 |
59,1 |
– |
– |
Доля российских туристов, отдохнувших за рубежом, в общем количестве российских туристов, отправленных в туры |
76,7 |
66,7 |
51,0 |
61,9 |
63,0 |
36,1 |
42,7 |
40,9 |
– |
– |
Соотношение количества отправленных российских туристов в туры в зарубежные страны к турам по России |
3,30 |
2,00 |
1,04 |
1,63 |
1,70 |
0,57 |
0,74 |
0,69 |
– |
– |
Построен авторами по [4]
tб — темп роста базисный, 2022 к 2014 году, раз
Тср — ежегодный прирост, %
Анализ динамики продаж пакетных туров для россиян позволил выявить следующие тенденции (рис. 1). За период 2014-2022 годов количество пакетных туров по России, реализованных россиянам, увеличилось в 3 раза (с 991,8 тыс. единиц до 3032,5 тыс. единиц), количество же проданных туров за рубеж имело не стабильную динамику, в 2014 году составило 3252,8 тыс. единиц, в 2020 году относительно 2019 года, вследствие введенных карантинных ограничений, количество реализованных зарубежных туров снизилось почти в 3 раза. С 2021 года началось постепенное восстановление международного сообщения и количество проданных туров за рубеж достигло 2236 тыс. единиц. При этом количество туров по России для иностранных граждан в 2012-2019 годах стабильно увеличивалось, резкое сокращение произошло в 2020 году, и к 2022 году объем реализованных туров по России для иностранных граждан составил лишь 8% от уровня 2014 года.
Внутренний туризм – туры по России, реализованные гражданам России
Выездной туризм – туры по зарубежным странам, реализованные гражданам России
Въездной туризм – туры по России, реализованные иностранным гражданам
Рис. 1. Динамика количества реализованных населению турпакетов по России, тыс. ед.
Составлено авторами по [4]
При этом стоимость реализованных гражданам России туристических пакетов, для путешествия за рубеж, в несколько раз превышает стоимость туров по России (рис.2).
Рис. 2. Динамика средней стоимости реализованного турпакета, тыс. руб.
Составлено авторами по [4]
В частности, в 2014 году средняя стоимость зарубежного тура превосходила среднюю стоимость тура по территории России более чем в 2 раза, в последующие годы данный тренд сохранился и даже из-за пандемийных ограничений тенденция не изменилась, более того, из-за роста стоимости заграничных туров, соотношение увеличилось до 2,5 раз в 2020 году и до 3,3 раз в 2021 году. В 2014 году средняя стоимость тура по России составляла 25,6 тыс. руб., зарубежного – 65,9 тыс. руб., к 2022 году в среднем стоимость российского тура достигла 44,8 тыс. руб., зарубежного – 137 тыс. руб. На протяжении анализируемого периода средний ежегодный прирост стоимости российских туров составлял 6,5%, зарубежных – 10% соответственно.
В структуре туристических направлений наибольший удельный вес приходится на Краснодарский край, хотя его доля с 2020 года по 2022 год снизилась с 45,2% до 32,1%, также резко снизилась доля Республики Крым с 17,2% в 2020 году до 4,4% в 2022 году, вследствие проведения специальной военной операции (рис.3). При этом увеличилась суммарная доля путешествий в город Москва, город Санкт-Петербург и Московскую область, на три перечисленных субъекта Российской Федерации к 2022 году приходилось почти четверть всех реализованных туров россиянам. Отметим рост популярности среди туристов Республики Татарстан и Омской области. Также увеличилась с 17,4% в 2020 году до 27% в 2022 году доля туристических поездок, приходящихся на другие субъекты РФ, что свидетельствует об увеличении интереса россиян не только к черноморским курортам, но и другим туристическим локациям.
Примечание. Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.
Рис. 3. Структура отправленных российских туристов в туры по Российской Федерации (в процентах от общего числа отправленных российских туристов по Российской Федерации)
Построен авторами по [4]
С началом пандемии увеличился интерес россиян к путешествиям по России, ежегодно растет количество поисковых запросов в интернете о возможных направлениях отдыха в России. Чаще всего потенциального туриста интересует куда можно поехать, чем интересна и привлекательна выбранная локация, и как можно сэкономить на поездке.
Наиболее активными туристами являются жители крупных городов – на долю города Москва, города Санкт-Петербург и Московской области приходится почти треть всех поисковых запросов на отдых (табл.2). Также активными туристами являются жители города Казань и города Новосибирск.
Таблица 2
География поисковых запросов о путешествиях по России,
2020-2022 годы, Yandex WordStat
Название субъекта |
Количество поисковых запросов |
Прирост количества поисковых запросов, 2022г./2020г., % |
Центральный федеральный округ |
84 321 |
136% |
Москва и Московская область |
58 537 |
145% |
Москва |
36 718 |
139% |
Приволжский федеральный округ |
29 707 |
99% |
Северо-Западный федеральный округ |
20 514 |
103% |
Санкт-Петербург и Ленинградская область |
14 525 |
109% |
Уральский федеральный округ |
13 154 |
96% |
Южный федеральный округ |
12 901 |
86% |
Санкт-Петербург |
11 477 |
107% |
Построен авторами по [3]
В экспертном докладе АНО «Национальные приоритеты» [2] о состоянии регионального и межрегионального туризма в России, авторы исследования обозначили актуальные тенденции развития отрасли, представили наиболее популярные направления для путешествий по стране, а также отметили недооцененные локации с большим потенциалом роста и регионы, которые пока остаются «невидимками» для туристов.
Регионы были поделены на несколько групп:
- Регионы, реализующие свой туристический потенциал. Направления, оцененные экспертами как интересные, и одновременно популярные у туристов.
– Очень популярные и перенасыщенные: г. Сочи, Краснодарский край, г. Москва, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, регионы Северного Кавказа.
– Очень популярные: Байкал, Карелия, Мурманская область, в т.ч. Кольский полуостров, г. Калининград, Приморский край, Республика Крым, Камчатка, Тюменская область, в т.ч. Тобольск.
– Достаточно популярные: Сахалин, Шерегеш, Нижегородская область, города Золотого кольца, Ленинградская область, Новгородская область, Самарская область, Ставропольский край, г. Пятигорск, г. Кисловодск, г. Ессентуки.
– Популярные: Московская область, Республика Башкортостан, Новосибирская область, Псковская область, Республика Саха (Якутия), Ростовская область, Свердловская область, Тверская область, Тульская область, Челябинская область.
2. Недооцененные регионы. Часто упоминаемые экспертами, как недооцененные: Сибирь (Байкал, Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Томская и Тюменская области); Дальний Восток (Камчатка, Курилы, Сахалин, Чукотка, Еврейская автономная область, Приморский край, Магаданская область); Поволжье (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Чувашия, Самарская область); Северные, арктические регионы (Республика Карелия, Республика Коми, Ямал, Таймыр, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа, Архангельская и Вологодская области).
Регионы «невидимки». Регионы, которые эксперты не вспомнили совсем:
– Центральный федеральный округ: Воронежская область, Смоленская область, Тамбовская область, Орловская область, Липецкая область.
– Приволжский федеральный округ: Кировская область, Пензенская область, Саратовская область, Ульяновская область.
– Уральский федеральный округ: Курганская область.
– Дальневосточный федеральный округ: Амурская область, Забайкальский край, Хабаровский край.
Ограничениями для развития внутреннего туризма следует признать:
– геополитическую нестабильность;
– снижение покупательной способности доходов россиян;
– рост стоимости железнодорожных и авиабилетов.
Указанные обстоятельства приводят к тенденциям, которые обнаруживаются при проведении опросов населения:
1) сокращение среднего времени отдыха – до четырех дней (здесь становятся востребованными туры выходного дня при длинных выходных, в том числе через усиление межрегионального взаимодействия субъектов РФ и формирования интересных туристических продуктов);
2) более месяца готовы отдыхать не более 4% россиян;
3) из соображений экономии многие туристы (до 80% по данным АТОР) самостоятельно организуют свои путешествия, также такой способ обеспечивает туристу большую свободы и вариативность;
4) пакетные туры россияне выбирают из-за удобства и экономии, ориентируясь на «горящие предложения»;
5) продажа пакетных туров для путешествий по России имеет тенденцию роста. В частности, если в 2014 году было реализовано населению 991,5 тыс. единиц, то в доковидном 2019 году 2111 тыс. единиц, в последующие годы уверенный рост продолжился, и количество реализованных туров в 2022 году достигло 3396 тыс. ед. Таким образом, прирост количества реализованных россиянам туров по России в 2022 году относительно 2014 года составил 300%;
6) сохраняется высокая доля граждан (порядка 20%), которые не выезжают на отдых за пределы своего региона;
7) наиболее популярными направлениями на текущий момент являются: город Москва, город Санкт-Петербург; Краснодарский край; регионы Северного Кавказа, Алтай, города Золотого Кольца, Урал и др.;
8) почти половина россиян путешествуют по России на личном автомобиле, 29% выбирают авиа, 20% жд перевозки;
9) при путешествиях внутри страны россияне в основном останавливаются в гостиницах (36%), у друзей и родственников (25%), в гостевых домах (19%), арендуют жилье (17%);
10) абсолютное большинство россиян предпочитает отдыхать семьями, на отдых без детей отправляется меньше 5% россиян;
11) растет интерес к гастротуризму, дальнейшее развитие которого требует целенаправленных действий по популяризации гастрономических брендов и отдельных туристических локаций;
12) популярен в России в настоящее время экотуризм, для продвижения которого необходимо активно развивать взаимодействие между глэмпеньерами и местными туристическими операторами. Глэмпеньерам необходима помощь в разработке бизнес-планов для понимания потенциала туристического проекта, его эффективности, а также поддержка в проработке вопросов по прокладке инженерных коммуникаций, что вызывает сложности у потенциальных инвесторов из-за расположения туристических мест в природоохранных зонах;
13) развивается горнолыжное направление, не только в уже известных туристических местах (Сочи-Красная Поляна, Шерегеш), но и в регионах. Туристы отмечают рост качества инфраструктуры и уровня сервиса, которые, в свою очередь, сопровождаются ростом уровня цен. Для развития данного направления, которое имеет большой потенциал, необходимо:
– производство отечественного горнолыжного снаряжения и оборудования;
– поддержка предприятий малого и среднего бизнеса по развитию региональных горнолыжных курортов;
– повышение степени информированности россиян, о туристических локациях в соседних регионах;
14) значительную роль в развитии туристической отрасли играет государственная поддержка. Наиболее эффективными мерами государственной поддержки туристической отрасли, по мнению представителей туристического бизнеса, стали программы туристического и детского кешбэков и субсидирование туристических авиачартеров по нацпроекту «Туризм». За счет использования данных инструментов, туристическая отрасль смогла с небольшими потерями пережить период пандемии и перевести туристический поток с внешнего на внутренний рынок.
Выводы
Опросы экспертного сообщества и потребителей показывают достаточно высокий уровень заинтересованности в отдыхе внутри России, а также определенную удовлетворенность со стороны потребителей, но признают необходимость совершенствования инфраструктуры и сервиса, а также отмечают несоответствие цены и качества услуг.
Наиболее привлекательным местом для отдыха в 2024 году был признан Кавказ – его указали 43% респондентов. Кроме того, повышается интерес россиян к регионам Дальнего Востока (28%). Растет популярность Русского Севера, Карелии, Сибири и Арктики.
Растет заинтересованность россиян к отдыху в соседних регионах. Но, регионам, находящимся в суровых климатических условия (ДВФО, СФО, УФО), присуща строгая сезонность, комфортными для большинства туристов становятся летние месяцы, но остальные федеральные округа более мобильны в этом отношении.
Таким образом, у внутреннего туризма в России значительный потенциал, однако, большая часть желающих отправиться в путешествие, не знает, куда именно ехать и даже будучи платежеспособными, стараются сэкономить в условиях нестабильности.
Основные барьеры для путешествий – сервис и цена, так как их уровень не соответствует друг другу.
Главными ограничениями для развития туристической отрасли, по мнению респондентов, являются:
- плохая инфраструктура в туристических локациях;
- некачественное жилье, низкий уровень сервиса;
- высокая стоимость отдыха в России при низкой покупательной способности доходов населения.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания АН РБ
Список литературы
- Русина А. Н., Карпычева, О. В., Якимова, Е. А., Лихман, Д. А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. Том 11. Номер 10. С.2343-2356.
- Туризм в России: идеи путешествий на каждые выходные. Доклад АНО «Национальные приоритеты». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/upload/turizm-doklad/Doklad.pdf (дата обращения: 10.03.2024г.)
- Как путешествия по России изменили туристические привычки: исследование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/u/1237743-slayers/464912-kak-puteshestviya-po-rossii-izmenili-turisticheskie-privychki-issledovanie (дата обращения: 10.03.2024г.)
- Туризм в России. Сборник [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm.
N. V. Trofimova1 E. R. Mamleeva2 L. V. Bolotova3 |
Life expectancy in the regions of the Russian Federation: factors and trends |
1Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan, Ufa e-mail: trofimova_nv@list.ru 2Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan, Ufa e-mail: elvira.mamleeva@yandex.ru 3Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan, Ufa e-mail: bolotovalv@isi-rb.ru |
Abstract. Tourism is one of the most important directions in the development of the economy both for the country as a whole and for its individual regions. Before the coronavirus pandemic, domestic tourism was inferior to foreign tourism due to the low level of service, poor quality or lack of necessary infrastructure. But currently, the tourism industry in Russia has received a new impetus for development. A lot of support for the tourism industry is provided by the state. These include subsidizing air transportation, a tourist cashback program, and grants, including for the creation and development of necessary tourist infrastructure. The conducted population surveys show that the absolute majority of citizens traveling in Russia note an increase in the quality of services provided, an expansion of the range of tourist destinations. In addition to such popular tourist destinations as trips to the city of Moscow, the city of St. Petersburg, as well as to the resorts of the Black Sea, other territories have received an impetus for development — the Caucasus, Altai, the Volga region, the Far East.
The article analyzes the dynamics of the development of domestic tourism in Russia, highlights the main trends, key problems and limitations in the development of the industry, and determines the prospects for the development of tourism in the regions of Russia.
Keywords: domestic tourism, tourism destinations, regions, trends, tourism potential.
References
- Rusina A. N., Karpycheva O. V., Yakimova E. A., Likhman D. A.. Prospects for the development of domestic tourism in modern conditions // Economics, Entrepreneurship and Law Volume 11. Number 10. pp.2343-2356.
- Tourism in Russia: travel ideas for every weekend. The report of the ANO «National Priorities». URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/upload/turizm-doklad/Doklad.pdf (date of reference: 03/10/2024)
- How travel in Russia has changed travel habits: a study. URL: https://vc.ru/u/1237743-slayers/464912-kak-puteshestviya-po-rossii-izmenili-turisticheskie-privychki-issledovanie (date of access: 03/10/2024)
- Tourism in Russia. Collection: URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm
Поступила в редакцию 29.03.2024 г.