Геополитика и экогеодинамика регионов.
Том 8 (18). Вып. 2. 2022 г. С. 37–49.
УДК 911.3
Р. Р. Асмятуллин1 У. С. Самойленко2
Инвестиционное сотрудничество Китая с арабскими странами
1 2 ФГБУ ВО «Российский университет дружбы народов», г. Москва, Российская Федерация
e-mail: 1 asmyatullin-rr@rudn.ru
Аннотация. Китай и арабский мир имеют давние тесные отношения. В течение последних двадцати лет Китай стал одним из важнейших торгово-экономических партнеров для арабских стран, укрепив свою роль и присутствие
- регионе. Целью данного исследования является анализ особенностей китайских инвестиций в арабские страны. Инвестиции Китая, в особенности инициатива «Один пояс – один путь», каждой страной рассматриваются с точки зрения собственных национальных интересов. Тем не менее, каждая страна извлекает выгоду от стратегического сотрудничества с Китаем не только в реализации инфраструктурных проектов, но и в других отраслях экономики. Укрепление роли Китая должно внести вклад в улучшение благосостояния стран арабского мира и повышение стабильности в регионе. Более того для ряда стран, в частности для ССАГПЗ, которые являются важным перекрестком торговых сухопутных и морских путей, данная инициатива привнесет дополнительные экономические выгоды.
Ключевые слова: Китай, арабский мир, арабские страны, шелковый путь; один пояс – один путь, ССАГПЗ, Ближний Восток, иностранные инвестиции.
Введение
Экономика Китая в настоящее время играет важную роль в системе международных экономических отношений. С 2017 года Китай занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности, по номинальному объему валового внутреннего продукта экономика Китая занимает второе место, уступая лишь Соединенным Штатам Америки. С 2013 года Китай занимает первое место по объему экспорта товаров и услуг.
- 2020 году Китай занял первое место среди стран мира по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций. Общий объем прямых иностранных инвестиций в Китай увеличился на 35% и достиг более 253 миллиардов долл. США в текущих ценах. В 2019 году Китай занимал 43 место в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса, а в 2020 году поднялся на 31 место [1]. Китай играет большую роль в мировой экономике посредством также прямого иностранного инвестирования в другие страны. В 2019 году накопленный объем прямых иностранных инвестиций из Китая составлял более двух триллионов долл. США. Иностранные инвестиции оказывают положительное влияние на экономику Китая. ПИИ влияют на рост ВВП Китая и объемы реализуемых иностранных проектов [2].
Модель участия Китая в международном движении капитала заметно отличается от модели развитых стран [3], характеризуясь, в частности, высокой
37
Асмятуллин Р. Р., Самойленко У. С.
долей государственной собственности, что не оказывает отрицательного влияния на эффективность использования инвестиций.
Китай стремится диверсифицировать внешнеэкономические отношения. Расширяются сферы приложения китайских инвестиций, затрагиваются интересы многих отраслей экономики, в том числе добыча полезных ископаемых, машиностроение, энергетика, легкая промышленность, недвижимость и другие
- Расширяется и география инвестиционных отношений. В течение последних десятилетий Китай стал крупнейшим торгово-экономическим партнером для стран арабского мира, особенно для Персидского залива, в частности Саудовской Аравии и ОАЭ. Доля Китая в импорте страна арабского мира заметно выросла с 4,4% в 2000 г. до 14% в 2021 г. При этом основная часть товарооборота приходится на страны ССАГПЗ [5]. Тем не менее на сегодняшний день для большинства арабских стран Китай является первым партнером по объемам торговли. Арабский мир также стремится извлечь выгоду от потенциала сотрудничества, учитывая экономический рост и влияние Китая в мировой экономике.
Более того, для Ближнего Востока Китай стал одним из основных источников притока инвестиций. Подход Китая к выстраиванию отношений с другими странами строится на политике партнерства: от простого до всеобъемлющего стратегического партнерства [6]. Первый уровень всестороннего стратегического партнерства в арабском мире включает отношения Китая с Саудовской Аравией и ОАЭ. Второй уровень стратегического партнерства включает отношения с Ираком, Кувейтом, Оманом и Катаром.
-
- этом контексте важным фактором наращивания отношений между регионами является политика Китая невмешательства в региональные конфликты. Благодаря географическому положению страны ССАГПЗ являются стратегическим партнером Китая в реализации проекта «Один пояс – один путь». Данный проект является важнейшим фактором, влияющим на международное движение капитала, учитывая имеющийся высокий спрос принимающих стран на строительство и развитие инфраструктуры [7].
Данная инициатива касается первостепенно развития транспортной инфраструктуры. Тем не менее, исследования подчеркивают, что «Один пояс – один путь» – это еще и единый путь социально-экономического, системного развития стран, участвующих в данном проекте [8].
Материалы и методы
- исследовании использованы статистические данные международных организаций, как Всемирный Банк, ЮНКТАД, а также национальная статистическая служба Китая. Методологическую базу исследования составляют общенаучные и эмпирические методы: системного анализа и синтеза, индукции и дедукции, экономико-статистические методы.
Результаты и обсуждение
Взаимоотношения Китая с некоторыми странами региона обусловлены в первую очередь торговлей энергоресурсами. Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Египет, Иран и Саудовская Аравия являются одними из основных
38
Инвестиционное сотрудничество Китая с арабскими странами
поставщиков энергоресурсов для Китая. Эти страны имеют по отношению к Китаю статус стратегических партнеров. Китай импортирует около 70% энергоресурсов из стран ССАГПЗ, Китай же расширяет экспорт в данный регион [9]. В соответствии с этим, сфера энергетики является приоритетным направлением и в инвестиционном сотрудничестве: более половины объема прямых иностранных инвестиций Китая в экономики стратегических партнеров во второй половине прошлого десятилетия были направлены на увеличение темпов развития энергетического сектора. Страны, которые не являются поставщиками энергоресурсов, рассматриваются Китаем, преимущественно, в качестве рынков сбыта товаров [10].
Интерес Китая к странам Арабского государств обусловлен не только энергетическими ресурсами некоторых членов региона, но и в первую очередь их географическим расположением. Китай, как страна с самым большим объемом экспорта товаров, 90% которого транспортируются морскими путями заинтересован
- развитии международных транспортных путей. Стратегически важными регионами для Китая являются судоходные каналы и морские порты стран. Китай имеет непосредственный интерес в создании и развитии морских портов и железнодорожных путей [11]. Таким образом Китай заинтересован в сотрудничестве со странами Персидского Залива и Юго-Восточным регионом Средиземноморья.
Развитие взаимоотношений Китая и стран Арабского мира характеризуется увеличением торгового оборота между ними: с 1990 по 2018 год объем экспорта Китая в страны Лиги Арабских государств увеличился с десяти миллиардов долл. почти в двадцать пять раз. В 2016 году объем прямых иностранных инвестиций Китая в страны Арабского мира достиг почти тридцати миллиардов долл. США (32% от всего объема входящих инвестиций), что является наибольшим показателем среди всех стран [12]. В 2018 году инвестиционный поток Китая в Арабские страны составил около 177 млрд долл., при этом темпы роста объема инвестиционного потока были постоянными до 2020 года, в котором последовало резкое снижение объема инвестиций из-за ограничений на фоне пандемии коронавируса.
Среди Арабских стран у Китая действуют двусторонние инвестиционные договоры с 14 странами: Королевство Бахрейн, Катар, Йемен, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Алжир, Египет, Марокко, Тунис и Судан. С Иорданией и Ливией у Китая существуют подписанные двусторонние инвестиционные договоры, которые не вступили в силу. С Ираком, Палестиной, Джибути, Коморскими островами, Мавританией и Сомали двусторонних договоров у Китая не существует [13].
Практические все страны Арабского мира присоединились к инициативе Китая «Один пояс и один путь». Среди первых, подписавших соглашения с Китаем в 2015 г., были Ирак, Сомали и Ливан. Последней в январе 2022 года к этой инициативе присоединилась Сирия.
Таблица 1
Экономические интересы Китая в арабском регионе в рамках проекта «Один пояс – один путь»
Страна | Год | Ключевые направления сотрудничества. |
присоединения | Интересы Китая | |
к инициативе | ||
Ирак | 2015 | Железная дорога между г. Басра и иранским |
городом Шаламче, связывающая Китай с Сирией |
39
Асмятуллин Р. Р., Самойленко У. С.
и Средиземным морем | ||||||||
Ливан | 2015 | Восстановление | железной | дороги | между | |||
Бейрутом и Триполи. | ||||||||
Развитие | порта | Триполи | (специальная | |||||
экономическая зона Триполи). | ||||||||
Сомали | 2015 | Сомали – точка входа в восточноафриканский | ||||||
регион. | ||||||||
Инфраструктурные проекты: больницы, стадионы | ||||||||
и дороги. | ||||||||
Египет | 2016 | Зона Суэцкого канала. | ||||||
Доступ к зарубежным рынкам благодаря | ||||||||
развитию Египтом соглашений о свободной | ||||||||
торговле с ЕС, ЕАСЭ, арабскими и африканскими | ||||||||
странами. | ||||||||
Йемен | 2017 | Помощь для послевоенного восстановления. | ||||||
БезопасностьАденскогозалива,Баб-эль- | ||||||||
Мандебского пролива. Строительство трех | ||||||||
электростанций, работающих на природном газе. | ||||||||
Разведка и добыча нефти. | ||||||||
Марокко | 2017 | Строительство моста | между | Рабатом и | Сале | |||
(самый длинный мост в Африке). | ||||||||
Автомобилестроительный завод. | ||||||||
Алжир | 2018 | Развитие | Центрального порта | Эль-Хамдания | ||||
(крупнейший и первый глубоководный порт в | ||||||||
Алжире). Скоростная магистраль, соединяющая | ||||||||
Алжир через Нигер с Нигерией и Чадом. | ||||||||
Бахрейн | 2018 | Синергия с бахрейнской стратегией Vision 2030. | ||||||
ПортХалифабинСалман.Жилищное | ||||||||
строительство. Расширение зон свободной | ||||||||
торговли. Сеть 5G. | ||||||||
Джибути | 2018 | Баб-эль-Мандебский пролив. Порт Дорале. | ||||||
Железная | дорога | Джибути | – | Аддис-Абеба | ||||
(Эфиопия). | Строительство | Джибутийской | ||||||
международной зоны свободной торговли. | ||||||||
Коморы | 2018 | Побережья Индийского океана. Борьба с | ||||||
малярией. Специи, рыболовство. | ||||||||
Кувейт | 2018 | Синергия с кувейтской стратегией Vision 2035. | ||||||
Развитие островов, порт Мубарак аль-Кабир, | ||||||||
свободная зона Шелковый город (Silk city) к | ||||||||
северу от Кувейта. | ||||||||
Цифровизация, | энергетика, | финансы, | ||||||
информационные технологии. | ||||||||
Ливия | 2018 | Послевоенное урегулирование. Нефтяные и | ||||||
портовые сооружения. | ||||||||
Мавритания | 2018 | Строительствопортов,добычаполезных | ||||||
ископаемых, рыболовство. | ||||||||
ОАЭ | 2018 | Порты и аэропорты (крупнейшие в Персидском | ||||||
заливе), | свободные | экономические | зоны, |
40
Инвестиционное сотрудничество Китая с арабскими странами
промышленные зоны. Оффшорные юрисдикции | |||||
Дубая и Абу-Даби. | |||||
Дубайский рынок трейдеров | |||||
Сотрудничество в области образования, науки, | |||||
технологий,культуры,туризма,космоса, | |||||
цифровизации и т.д. | |||||
Оман | 2018 | Синергия с оманской стратегией Vision 2040: | |||
увеличение | вклада | сельского | хозяйства, | ||
современной | промышленности, | туризма, | |||
рыболовства | и | горнодобывающей | |||
промышленностивВВПисодействие | |||||
строительству аэропортов, морских портов и | |||||
индустриальных парков. | |||||
Саудовская | 2018 | Саудовская Аравия – центральный узел, | |||
Аравия | соединяющий Азию, Африку и Европу. Синергия | ||||
с саудовской стратегией Vision 2030. | |||||
30 крупных соглашений о сотрудничестве, | |||||
охватывающих такие области, как энергетика, | |||||
финансы, инвестиции, недвижимость, водные | |||||
ресурсы, контроль качества, наука, технологии, | |||||
культура, почтовые услуги, телекоммуникации и | |||||
средства массовой информации. | |||||
Судан | 2018 | Строительство железной дороги из города Порт- | |||
Судан на Красном море в столицу Чада | |||||
Нджамену | |||||
Тунис | 2018 | Развитие порта Зарзис. Железнодорожный | |||
проект, соединяющий Габес и Меденин с | |||||
Зарзисом. Мост, соединяющий Джурф и Аджим | |||||
на Джербе. | |||||
Катар | 2019 | Синергия с катарской стратегией Vision 2030. | |||
Дороги, мосты, порты, стратегические запасы | |||||
воды. | |||||
Сеть 5G, искусственный интеллект, умные | |||||
технологии, энергетика, финансы. Стадион | |||||
Лусаил. | |||||
Сирия | 2022 | Послевоенное восстановление Сирии. Порты | |||
Латакия и Тартус. | |||||
Возможность связать Каспийское, Черное, | |||||
Средиземное и Красное моря с Персидским | |||||
заливом. |
Составлено авторами на основе открытых источников
Китай активно участвует в организации создания особой экономической зоны в ливанском Триполи. Компания China Harbor Engineering Company заявляла о планах по увеличению масштабов порта Триполи, чтобы расширить возможность размещения в нем крупных грузовых судов.
Египет при присоединении к инициативе «Один пояс и один путь» в 2016 году подписал с Китаем более двадцати соглашений о совместных проектах, сумма
41
Асмятуллин Р. Р., Самойленко У. С.
которых составила 15 млрд долл. США. Компания China Harbor Engineering организовывает в Египте совместные с местными предприятиями проекты по созданию новых логистических зон и промышленных объектов в районе Суэцкого канала. Корпорация China National Building Material занимается организацией нового проекта в районе Каира по созданию административного центра, который в будущем обеспечит более глубокую интеграцию страны в деятельность в рамках инициативы «Один пояс и один путь» [14].
Саудовская Аравия в 2019 году подписала с Китаем несколько соглашений о совместных проектах, общая сумма которых достигла 28 млрд долл. США. Так корпорация Саудовской Аравии Saudi Aramco заключила соглашение на строительство предприятия по нефтепереработке в Китае на сумму десять миллиардов долл. В Объединенных Арабских Эмиратах Китай планирует создание китайского центра, который станет крупнейшим на Ближнем Востоке. В Кувейте осуществляют деятельность десятки китайских компаний в таких областях как добыча и переработка нефти, строительство и создание инфраструктуры. Кувейт осуществлял инвестирование в суверенный фонд Китая. Более двухсот китайских компаний осуществляют деятельность в Катаре в таких сферах, как торговля, строительство, развитие технологий и инженерия. В 2018 году между Китаем и Катаром было заключено более 10 соглашений о сотрудничестве в различных сферах деятельности. Компании Китая, которые осуществляют деятельность в Бахрейне, работают в таких сферах, как информационно-коммуникационные технологии, высокотехнологичное производство, защита окружающей среды, инженерии и так далее. Так китайская компания Huawei расширяет сотрудничество в сфере коммуникации, а China Machinery Engineering Corporation обсуждает проект социального жилья с Министерством жилищного строительства Бахрейна. В Омане китайские компании реализуют проекты в области добычи и переработки нефти, а также области коммуникаций.
Со странами ССАГПЗ ведутся переговоры по созданию зоны свободной торговли, а также о потенциальном переходе на китайский юань в торговле нефтью. Кроме того, важным направлением является развитие Цифрового шелкового пути. Каждая из стран ССАГПЗ реализует инициативы по цифровизации экономик, что является общим интересом и для Китая [15].
По данным Американского института предпринимательства в 2021 году объем инвестиционных сделок Китая в странах Арабского мира составил 2210 млн долл. Это инвестиционные потоки в Египет: инвестиции компании China National Building Material на 340 млн долл. и инвестиции компании China Three Gorges на 350 млн долл. Инвестиционные потоки в Саудовскую Аравию определялись инвестициями компании State Administration of Foreign Exchange (SAFE) на 1220 млн долл. и инвестициями компании China Ocean Shipping (COSCO) на 140 млн долл. Также в 2021 году были совершены инвестиционные вложения компании China Three Gorges на 160 млн долл. на территории Иордании.
За период с 2011 года по 2021 год было зарегистрировано инвестиций на суммы: пять миллиардов долл. США в Египет, 700 млн долл. в Джибути, более 4 млрд долл. в Ирак, почти 2 млрд долл. в Иорданию, 650 млн долл. в Кувейт, более 6 млрд долл. в Саудовскую Аравию и более 7,7 млрд долл. в Объединенные Арабские Эмираты. За этот период наибольшие потоки инвестиций в арабские страны организовали такие компании Китая, как China Petroleum and Chemical (Sinopec) (6810 млн долл. США), China National Petroleum Corp. (CNPC) (5085 млн долл.), State
42
Инвестиционное сотрудничество Китая с арабскими странами
Administration of Foreign Exchange (SAFE) (3110 млн долл.), China International Trust and Investment (CITIC) (1100 млн долл.), China National Off-shore Oil (CNOOC) (1105 млн долл.), Guangdong Province, Huaneng Power (950 млн долл.), China National Building Material (940 млн долл.), China North Industries (Norinco) (890 млн долл.), China Ocean Shipping (COSCO) (810 млн долл.) [16].
По данным Ежегодного отчета Китайского правительства, вышедшего в 2021 году, среди всех стран Арабского мира наибольший поток инвестирования, средства которого фактически используются, из Китая приходился на Объединенные Арабские Эмираты Помимо этого только в инвестиционной позиции шести стран в 2020 году наблюдались увеличения или появления потоков инвестиций: Египет, Мавритания, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и Сирия. Для Катара, Кувейта
- Туниса характерно снижение объема фактически используемых инвестиций, до нулевого уровня. Страны, которых нет в таблице, на протяжении рассматриваемого периода демонстрировали только нулевые объемы фактически используемых инвестиций.
Таблица 2
Прямые иностранные инвестиции, фактически используемые арабскими странами, десятки тыс. долл. США
Страна | 2018 год | 2019 год | 2020 год |
Алжир | 0 | 50 | 25 |
Египет | 88 | 10 | 139 |
Ирак | 36 | 38 | 7 |
Иордания | 394 | 104 | 43 |
Кувейт | 443 | 742 | 0 |
Ливан | 167 | 36 | 5 |
Мавритания | 0 | 0 | 146 |
Оман | 0 | 0 | 190 |
Катар | 5 | 0 | 0 |
Саудовская Аравия | 8694 | 1170 | 97 |
Тунис | 0 | 92 | 0 |
Объединенные | |||
Арабские Эмираты | 2568 | 2141 | 2802 |
Йемен | 1536 | 168 | 155 |
Сирия | 898 | 65 | 306 |
Составлено по данным [17]
Внешние портфельные инвестиции тоже в большей степени направлены на Объединенные Арабские Эмираты, среди стран Арабского мира, а также относительно значительные объемы приходятся на такие страны, как Саудовская Аравия, Катар, Оман и Египет.
- 2004 году, когда председатель Китайской Народной республики посетил штаб-квартиру Лиги Арабских государств, был создан Форум сотрудничества Китая и Арабских государств (CASCF). Этот форум предполагает поддержание официальной инициативы сотрудничества между Китайской Народной Республикой и государствами Арабского мира. Лига Арабских государств представляет собой международную организацию, объединяющую страны Арабского мира, созданную в 1945 год.
43
Асмятуллин Р. Р., Самойленко У. С.
Таблица 3
Внешние портфельные инвестиционные активы Китая в странах Арабского мира в конце 2021 года, сотни млн долл.
Страна | Всего портфельных | Долевые ценные | Долговые | |
инвестиций | бумаги | ценные бумаги | ||
Бахрейн | 0,12 | 0,00 | 0,12 | |
Джибути | 0,14 | 0,00 | 0,14 | |
Египет | 1,05 | 0,51 | 0,54 | |
Ирак | 0,12 | 0,00 | 0,12 | |
Иордания | 0,07 | 0,00 | 0,07 | |
Кувейт | 0,18 | 0,05 | 0,14 | |
Марокко | 0,35 | 0,00 | 0,35 | |
Оман | 1,00 | 0,00 | 1,00 | |
Катар | 4,21 | 0,26 | 3,95 | |
Саудовская | 6,35 | 0,35 | 6,00 | |
Аравия | ||||
ОАЭ | 15,90 | 0,17 | 15,73 | |
Составлено по данным [18]
Впервые предложение о создании форума внесли представители Лиги Арабских государств в 2000 году. После создания форума в начале 2004 года, первая встреча Министров иностранных дел стран-участниц форума произошла в сентябре 2004 года. Первая встреча прошла в столице Египта, Каире, где была определена Декларация Форума сотрудничества Китая и Арабских государств. Последующие министерские встречи были посвящены таким вопросам, как охрана окружающей среды, стратегическое сотрудничество участников форума, стимулирование общего развития и так далее.
Своими целями страны-участницы форума определяют стремление к поддержанию и стимулированию сотрудничества в различных сферах жизни: политическое сотрудничество, развитие торговых отношений, поддержание культурного обмена, развитие технологий, сотрудничество в вопросах международных отношений. Также деятельность в рамках форума направлена на содействие миру и международному развитию.
Ху Цзиньтао, который в 2004 году являлся председателем Китайской Народной Республики, при создании форума определил четыре основных принципа, определяющих взаимоотношений Китая и стран Арабского мира: в основе политических отношений между участниками форума, должно быть взаимное уважение; сотрудничество в достижении общего экономического развития должно достигаться путем стимулирования торгово-экономического взаимодействия; рост темпов развития всех участников форума должен обеспечиваться посредством взаимного культурного обмена; сотрудничество участников форума должно быть направлено на предотвращение международных конфликтов и поддержание мира, а также обеспечивать общее развитие.
Сущность Форума сотрудничества Китая и Арабских государств заключается в проведении министерских встреч. Это постоянные встречи, которые проходят каждые два года, в которых принимают участие министры иностранных дел стран-участниц Лиги Арабских государств, министр
44
Инвестиционное сотрудничество Китая с арабскими странами
иностранных дел Китайской Народной республики, а также Генеральный секретарь Лиги Арабских государств. Министерские конференции проводились поочередно либо в Китае, либо в одной из стран Лиги. В 2020 году из-за ограничений в связи с пандемией коронавируса министерская конференция проходила в онлайн-формате. Конференции министров иностранных дел участников форума посвящены решению международных и региональных вопросов, имеющих непосредственный интерес со стороны участников, обсуждению ранее предложенных и реализованных мер в решении определенных вопросов. Также на министерских встречах обсуждаются будущие шаги в решении общих проблем и определяются условия проведения следующей встречи.
Также ежегодно проводится совещание старших должностных лиц. Проведение этих встреч направленно на обсуждение предстоящей министерской встречи, обсуждение выполненных мер, принятых ранее, а также организация консультаций между Китаем и странами Арабского мира в вопросах международных политических отношений.
-
- каждой стороны форума существует группа связи со второй стороной. Эти группы ответственны за исполнение решений, принятых на министерских встречах и совещаниях старших должностных лиц, а также за обеспечение коммуникации всех членов форума. Со стороны Китая группой связи выступает посольство Китайской Народной республики в Египте, а группой связи Лиги Арабских государств являются Представительство Арабских государств и Комитет Лиги Арабских стран в Китае.
Деятельность форума также включает более десяти конференций и встреч, которые направлены на взаимодействие участников в определенных сферах. Проводятся форумы по сотрудничеству в энергетической сфере, которые направлены укрепление взаимодействия участников форума в области энергетики
- поддержание устойчивого развития. Встречи по отношениям между Китаем и странами Арабского мира направлены на проведение цивилизационного диалога, который способствует стремлению к равенству, выражению солидарности, поддержанию взаимного общения, ведущих к возможности мирного существования. Конференции в сфере международного культурного обмена направлены на обеспечение более глубокого понимания культурных особенностей стран-участниц путем проведения различных культурных мероприятий, таких как художественные фестивали и выставки. Проводятся конференции в области развития науки и техники, а также развития систем образования, которые направленны на укрепление сотрудничества в этой сфере. Форум новостного сотрудничества способствует развитию кооперации в сфере средств массовой информации. Также проводятся форумы по сотрудничеству в области охраны окружающей среды и повышении квалификации государственных должностных лиц.
Что касается экономических взаимоотношений участников форума, существует конференция предпринимателей, которая направлена на обсуждение развития предприятий, укрепление торгово-экономических отношений Китая и Арабских государств в системе международных отношений. Специальный торгово-экономический семинар проводится в случае необходимости для предоставления возможности обсуждения отдельных экономических проектов
45
Асмятуллин Р. Р., Самойленко У. С.
или актуальных вопросов торговых взаимоотношений между участниками форума.
Разрабатываемые на министерских встречах планы сотрудничества Китая и Лиги Арабских государств включают вопросы сотрудничества в сфере инвестирования, способствования их привлечению, создания благоприятной среды для экономического взаимодействия членов форума. Экономические отношения Китая и стран Арабского мира развиваются, политика Китая в сфере экономического сотрудничества с Арабскими государствами направлена на инвестирование в нефтегазовую область, совместное инвестирование с членами Лиги арабских государств в направлении развития технологий по добыче нефти, её транспортировке и переработке.
Также экономические отношения Китая со странами Арабского мира поддерживаются такими проектами, как Суэцкая зона торгово-экономического сотрудничества Китая и Египта, совместный Индустриальный парк Китая и Омана, Парк сотрудничества в области промышленного потенциала Китая и Объединенных Арабских Эмиратов.
Выводы
Китай однозначно является страной с растущим влиянием, повышающей свою долю в экономике арабского региона и стремящейся укрепить свои экономические интересы. Китай среди всех стран является крупнейшим инвестором для стран Арабского мира. Стоит отметить, что Китай стремится стать в первую очередь крупнейшим экономическим игроком в арабском регионе, и в меньшей степени – политическим, стараясь избегать участия в региональных конфликтах. Интерес Китая к арабскому региону обусловлен не только энергетическими ресурсами некоторых стран, но и в первую очередь их географическим расположением. В частности, страны ССАГПЗ и Египет являются стратегическими партнерами при реализации инициативы «Один пояс – один путь». Особенно важно отметить, что Китай – страна с самым большим объемом экспорта товаров, 90% которого транспортируются морскими путями. Стратегически важными регионами для Китая являются судоходные каналы и морские порты стран. Строительство инфраструктуры обеспечивает Китаю безопасное движение товаров в страны Европы и Африки через территорию Ближнего Востока.
Инициативы в ряде стран реализуются крайне медленно или заморожены в связи с нестабильной ситуацией или военными конфликтами (Ливия, Сирия, Йемен). Тем не менее, Китай поддерживает урегулирование конфликтов в данных странах для возможности продолжить работу над проектом «Один пояс – один путь». Это будет способствовать как достижению глобальных целей Китая, так и внесет вклад в восстановление экономик пострадавших стран.
- целом стратегия Китая не фокусируется лишь на обеспечении транспортной инфраструктуры. Специфика сотрудничества с арабским миром, который экономические является очень разнородным, зависит от уровня экономического развития страны и ее стабильности. Для менее развитых стран первостепенным является строительство дорог, железных дорог, развитие портов. Что касается более богатых стран, то китайско-арабское сотрудничество выходит за рамки лишь инфраструктурных проектов: сотрудничество в технологических сферах, цифровизация, образование, телекоммуникации, туризм, финансы и многое другое.
46
Инвестиционное сотрудничество Китая с арабскими странами
Актуальным является и цифровизация Шелкового пути. В странах ССАГПЗ китайский проект «Один пояс – один путь» согласуется с национальными стратегиями («видениями») арабских стран.
Литература
- Doing Business. Официальный сайт Всемирного банка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.doingbusiness.org/en/data/doing-business-score
- Гуаньюй В., Тыркба Х.В. Анализ влияния прямых иностранных инвестиций на экономический рост Китая //Инновации. Наука. Образование. 2021. № 47. С.
514-520.
- Ali U. et al. Dynamics of outward FDI and productivity spillovers in logistics services industry: Evidence from China //Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. 2021. Т. 148. С. 102-258.
- Синьюй Л. Перспективы развития международных инвестиций Китая //Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27. №. 10. С. 103-113.
- Официальный сайт ЮНКТАД [Электронный ресурс]. Режим доступа: unctadstat.unctad.org/
- Quan, L., & Min, Y. China’s emerging partnership network: What, who, where, when and why. International Trade, Politics and Development, 3(2), 66-81.
- Liu Y. et al. The determinants of China’s outward foreign direct investment: a vector error correction model analysis of coastal and landlocked countries // Economic Change and Restructuring. 2022. С. 1-28.
- Шкваря Л. В. Инициатива «Один пояс, один путь»: обзор концептуальных подходов и задачи для России //Геополитика и экогеодинамика регионов. 2021. Т. 7. №. 2. С. 355-364.
- Гудзенко А. Е. Развитие торгово-экономических отношений между Китаем и Объединенными арабскими эмиратами //Российский внешнеэкономический вестник. 2021. №. 8. С. 86-95.
- Тимакова О. А. Отношения Китая со странами Средиземноморья: военные и политические аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021. Т. 21. № 4. С. 700—711.
- Савичева Е. М., Бребдани А. М., Рыжов И. В. Китай и страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива: от экономических сделок к стратегическому партнерству // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22. №1. C. 180-196.
- China’s ‘Marshall Plan’ for the Arab world [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.arabnews.com/node/1338856
- Навигатор международных инвестиционных соглашений. ЮНКТАД
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/countries/42/china
- West Asia transforms: Twenty Arab states in China’s BRI sights [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://thecradle.co/Article/investigations/6144
47
Асмятуллин Р. Р., Самойленко У. С.
- Aidrous I. A., Asmyatullin R. R., Glavina S. G. The Development of the Digital Economy: GCC Countries Experience // Lecture Notes in Networks and Systems.
2021. Т. 280. С. 163-169.
- China Global Investment Tracker. American Enterprise Institute [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aei.org/china-global-investment-tracker/
- China statistical yearbook 2021. Национальное бюро статистики Китая
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2021/indexeh.htm
- China‘s External Portfolio Investment Assets [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.safe.gov.cn/en/ChinasExternalPortfolioInvestm/index.html
R. R. Asmyatullin1 U. S. Samoylenko2
China’s Investment Cooperation with Arab States
1 2 Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia
e-mail: 1 asmyatullin-rr@rudn.ru
Abstract. China and the Arab world have a longstanding close relationship. Over the past twenty years, China has become an important trade and economic partner for the Arab countries. China has strengthened its role and presence in MENA region. The aim of this study is to analyze the features of Chinese investment in Arab countries. China’s investment, especially the Belt and Road Initiative, is considered by each country’s national interests. However, each country benefits from strategic cooperation with China not only in the implementation of infrastructure projects, but also in other sectors of the economy. Strengthening the role of China should contribute to improving the welfare of the countries of the Arab world and increasing stability in the region. Moreover, for a number of countries, in particular for the GCC, which are an important crossroads of land and sea trade routes, this initiative will bring additional economic benefits.
Keywords: China, Arab world, arab countries, Silk Road, Belt and Road Initiative, GCC, Middle East, foreign investment
References
1. Doing Business. Th World Bank. URL:
https://archive.doingbusiness.org/en/data/doing-business-score
- Guan`yuj V., Ty`rkba X.V. Analiz vliyaniya pryamy`x inostranny`x investicij na e`konomicheskij rost Kitaya //Innovacii. Nauka. Obrazovanie. 2021. № 47. Р. 514-520. (in Russian)
- Ali U. et al. Dynamics of outward FDI and productivity spillovers in logistics services industry: Evidence from China //Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. 2021. Т. 148. Р. 102-258.
- Sin`yuj L. Perspektivy` razvitiya mezhdunarodny`x investicij Kitaya //Vestnik Zabajkal`skogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. T. 27. №. 10. Р. 103-113. (in Russian)
- UNCTAD. URL: unctadstat.unctad.org/
48
Инвестиционное сотрудничество Китая с арабскими странами
- Quan, L., & Min, Y. China’s emerging partnership network: What, who, where, when and why. International Trade, Politics and Development, 3(2), 66-81.
- Liu Y. et al. The determinants of China’s outward foreign direct investment: a vector error correction model analysis of coastal and landlocked countries //Economic Change and Restructuring. 2022. Р. 1-28.
- Shkvarya L. V. Iniciativa «Odin poyas, odin put`»: obzor konceptual`ny`x podxodov
- zadachi dlya Rossii //Geopolitika i e`kogeodinamika regionov. 2021. T. 7. №. 2. Р. 355-364. (in Russian)
- Gudzenko A. E. Razvitie torgovo-e`konomicheskix otnoshenij mezhdu Kitaem i Ob«edinenny`mi arabskimi e`miratami //Rossijskij vneshnee`konomicheskij vestnik. 2021. №. 8. Р. 86-95. (in Russian)
- Timakova O. A. Otnosheniya Kitaya so stranami Sredizemnomor`ya: voenny`e i politicheskie aspekty` // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby` narodov. Seriya:
Mezhdunarodny`e otnosheniya. 2021. T. 21. № 4. Р. 700-711. (in Russian)
- Savicheva E. M., Brebdani A. M., Ry`zhov I. V. Kitaj i strany` Soveta sotrudnichestva arabskix gosudarstv Persidskogo zaliva: ot e`konomicheskix sdelok
- strategicheskomu partnerstvu // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby` narodov. Seriya: Mezhdunarodny`e otnosheniya. 2022. T. 22. №1. Р. 180-196. i Russian)
- China’s ‘Marshall Plan’ for the Arab world. URL: https://www.arabnews.com/node/1338856
- International Investment Agreements Navigator. UNCTAD. URL: https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/countries/42/china
- West Asia transforms: Twenty Arab states in China’s BRI sights. URL: https://thecradle.co/Article/investigations/6144
- Aidrous I. A., Asmyatullin R. R., Glavina S. G. The Development of the Digital Economy: GCC Countries Experience // Lecture Notes in Networks and Systems.
2021. Т. 280. P. 163-169.
- China Global Investment Tracker. American Enterprise Institute. URL: https://www.aei.org/china-global-investment-tracker/
17. | China | statistical | yearbook | 2021. | URL: | |
http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2021/indexeh.htm | ||||||
18. | China‘s | External | Portfolio | Investment | Assets. | URL: |
https://www.safe.gov.cn/en/ChinasExternalPortfolioInvestm/index.html |
Поступила в редакцию 21.07.2022 г.
49