REGIONAL ASPECT OF SOCIAL POLICY ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
JOURNAL: « GEOPOLITICS AND ECOGEODYNAMICS OF REGIONS» Volume 6 (16) issue 4, 2020
Section 1. Practical aspects of geopolitics and ecogeodynamics
Publication text (PDF):Download
UDK: 316.42:323
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
- E. S. Nesterenko, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
- I.N. Primyshev, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
TYPE: Article
DOI: 10.37279/2309-7663-2020-6-4-251-260
PAGES: from 251-260
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: social policy, social development, level of development of society, Republic of Crimea, Sevastopol.
ABSTRACT (ENGLISH): In this article, the authors have studied the main factors affecting the level of social development of the state. The analysis of the state of social policy of the Crimea and the Russian Federation on the main demographic indicators is carried out. Indicators of crime, inequality, and poverty were studied. The dynamics of indicators of older generations is considered. Indicators of a special category of the population — citizens with a disability group-are analyzed. Employment of the population in modern conditions is studied. Based on the analysis, current problems are identified and priority directions for the development of social policy in the region are proposed. It is concluded that the level of social development in the Russian Federation and Crimea is not at a high enough level, which, in turn, determines the need for additional development of social aspects of the state’s activities.
Введение
Социальное развитие государства представляет собой важнейший элемент государственной политики, направленный на установление высокого уровня качества процесса обеспечения защиты труда и социальной защиты граждан. Уровень социальной защиты — это ключевой фактор определения уровня жизни населения страны, который является одним из приоритетных целей его существования.
Целью научной статьи является проведение анализа состояния социальной политики Республики Крым для выявления актуальных проблем и предложения приоритетных направлений развития социальной политики региона.
Весомый вклад в разработку общих вопросов социальной политики внесли Н. А. Волгин, Е. Ш. Гонтмахер, В. Б. Зотов, В. Ф. Майер, Б. В. Ракитский, В. А. Торлопов, Е. И. Холостова, О. И. Шкаратан, В. Н. Ярская и др. При этом следует отметить, что, несмотря на большой интерес ученых к проблемам социальной политики, не все ее аспекты в полной степени разработаны. Также следует отметить недостаточную изученность социальной политики на региональном уровне.
Материалы и методы
Эмпирическую базу исследования составляют официальные статистические данные Росстата, Комитета статистики Республики Крым, материалы Министерства труда и социальной защиты РФ и РК, социальная отчетность, публицистическая информация.
В процессе исследования применялись следующие методы научного познания: общенаучные (анализ, синтез, группировка), логическое обобщение, сравнительный и статистический анализы, приемы финансового и экономического анализа, сравнение.
Результаты и обсуждение
За счёт непрерывного социального развития государство обеспечивает соблюдение прав и свобод населения, обеспечение повышения уровня жизни, роста потенциала страны и её выхода на более устойчивые позиции на международной арене.
Необходимо учесть, что на уровень социального развития государства оказывает определяющее влияние ряд факторов внешней и внутренней среды (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, влияющие на уровень социального развития государства
Факторы внешней среды |
Факторы внутренней среды |
Внешнеполитическая ситуация |
Наличие внутренних конфликтов |
Состояние мировой экономики |
Демографические показатели |
Отношения с другими странами |
Особенности политического режима |
Уровень военной зависимости |
Финансовая обеспеченность |
Внешние долги перед другими государствами |
Время существования государства |
Глобальные проблемы человечества |
История государства |
Зависимость национальной валюты и т.д. |
Уровень социально-экономического и нравственного развития |
Составлено по [1]
Уровень социального развития государства, как показано в таблице 1, зависит от множества факторов, которые в комплексе образуют платформу для развития уровня социального развития граждан.
Говоря о Российской Федерации, и, в частности, Республике Крым, следует отметить, что одним из наиболее влиятельных факторов являются именно исторически обусловленные параметры развития социальных аспектов жизни социума.
После распада СССР, 90-е годы XX столетия стали для России отправной точкой снижения показателей и эффектов социального развития общества. Социальная сфера претерпевала массу деградационных явлений, в том числе повышение показателей безработицы, снижение актуальности образования, нарастание социальной напряженности [2]. Такой поворот исторического развития способствовал некоторому торможению развития социальных аспектов жизнедеятельности общества, что отразилось на особенностях формирования стратегических политических решений.
Говоря о Республике Крым, следует упомянуть события 2014 года, результатом которых стало вхождение Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерацией, что также определило формирование новой социальной политики на территории региона. Вследствие событий 2014 года также произошли коренные изменения в области финансовой политики и распределения денежных средств между регионами России, что также является важным фактором определения вектора социального развития государства.
Рассмотрим актуальные данные уровня социального развития Республики Крым и г. Севастополя с 2015-2019 гг. для выявления общей характеристики показателей и выявления положительных и отрицательных аспектов.
Для анализа состояния уровня социального развития полуострова следует проанализировать основные демографические показатели, провести анализ показателей преступности, изучить показатели неравенства и бедности, рассмотреть динамику показателей старших поколений и др.
Проанализировав данные, представленные на рисунке 1, можно сделать вывод, что динамика численности населения остается сравнительно стабильной, незначительно увеличившись, очевидно, за счет переселенцев из других регионов Российской Федерации. При этом если сравнивать количество сельских и городских жителей, то необходимо отметить, что количество их примерно равное. В городе проживает на едва ли на 5000 жителей больше, чем в сельской местности. Это достаточно небольшая разница.
Рис. 1. Анализ численности и распределения населения в Республики Крым и г. Севастополь за 2015–2019 гг.
Составлено по [3]
С целью анализа динамики уровня жизни населения в Республике Крым следует также изучить показатели прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда в РФ за 2015–2019 гг. (табл. 2). Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в 2019 г. относительно 2015 года возросла на 14%, минимальный размер оплаты труда увеличился в 2019 г. на 4 650 руб. (70%).
Таблица 2
Динамика размеров показателей МРОТ и прожиточного минимума
по категориям населения в 2015–2019 гг.
Годы |
МРОТ, руб. |
Прожиточный минимум, руб. |
|||
На душу населения |
Трудоспособное население |
Пенсионеры |
Дети |
||
Республика Крым |
|||||
2015 г. |
6 621 |
8 925 |
9 535 |
7 345 |
9 282 |
2016 г. |
7 346 |
9 678 |
10 347 |
7 965 |
10 190 |
2017 г. |
7 800 |
9 602 |
10 214 |
7 901 |
10 138 |
2018 г |
11 163 |
9 703 |
10 389 |
7 990 |
10 271 |
2019 |
11 280 |
10 258 |
10 982 |
8 440 |
10 729 |
2019/2015, % |
170 |
114 |
115 |
114 |
115 |
Составлено по [3, 4]
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что, и МРОТ и прожиточный минимум стремятся к росту, однако, реальное соотношение минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом было достигнуто только лишь в 2018 году.
Статистическое сопоставление динамики показателей минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума необходимо дополнить динамикой показателей численности граждан, чей доход находится на уровне ниже прожиточного минимума. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума (так называемый уровень бедности) в Крыму в 2019 г. составила 17,2% от всего населения против 23,1% в 2015 г., в г. Севастополь в 2019 г. — 11,6%; в 2015 г. — 23,1% [4].
В рамках исследования показателей уровня бедности следует также отметить наличие корреляционного соотношения данных показателей с уровнем преступности в Республике Крым (табл. 3). В 2019 г. на территории России зарегистрировано 2 024 337 преступлений, что на 32 805 больше, чем за аналогичный период прошлого года (+1,6 %). В 2019 г. на территории Республики Крым зарегистрировано 20 979 преступлений, что меньше на 1435 за предыдущий период (-7%) [3, 4].
Таблица 3
Анализ криминогенной обстановки в Российской Федерации и
Республике Крым в 2014–2018 гг.
Количество правонарушений |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Российская Федерация, тыс. ед |
2 388,5 |
2 160,1 |
2 058,5 |
1 991,5 |
2 024,3 |
Республика Крым, тыс. ед. |
27,8 |
23,7 |
21,7 |
22,4 |
20,9 |
Составлено по [3, 4]
Согласно данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что в Крыму криминогенная обстановка в сравнении с 2015 годом улучшилась. В целом, с 2015 года в Крыму наблюдается сокращение количества преступлений, что может быть связано с повышением МРОТ и прожиточного минимума.
Следующим приоритетным элементом состояния социальной политики в стране и регионе является пенсионное обеспечение [5]. Рассмотрим пенсионное обеспечение пенсионеров Российской Федерации, Республики Крым и г. Севастополь (рис. 2).
Рис. 2. Средний размер назначенных пенсий в Российской Федерации,
Республике Крым и г. Севастополь в 2015–2019 гг.
Составлено по [3, 4]
Исходя из данных, представленных на рисунке 2, можно сделать вывод, что обеспеченность пенсионеров Республики Крым находится на более низком уровне по сравнению с общероссийскими показателями. Пенсии в г. Севастополь на порядок выше чем в Республике Крым, также размер пенсий в г. Севастополь намного ближе к среднему размеру назначенных пенсий в Российской Федерации. Однако, следует отметить, что наблюдается положительная динамика касательно размера пенсий — показатели среднего их размера с каждым годом увеличиваются.
В рамках рассмотрения процесса социального развития России, следует также рассмотреть особую категорию населения — граждане, имеющие группу инвалидности. Данная категория населения остро нуждается в повышении уровня социального обеспечения. Рассмотрим статистику общей численности граждан-инвалидов в России и на полуострове (табл. 4).
Таблица 4
Динамика показателей численности граждан-инвалидов в
Российской Федерации и Республике Крым в 2015–2019 гг.
Год |
Российская Федерация, тыс. чел |
Республика Крым тыс. чел |
г. Севастополь |
2015 |
12924 |
113 |
16 |
2016 |
12751 |
132 |
21 |
2017 |
12261 |
129 |
21 |
2018 |
12111 |
130 |
21 |
2019 |
11947 |
130 |
21 |
Составлено по [3, 4]
Таким образом, за последние 5 лет наблюдается динамика снижения показателей численности граждан-инвалидов в Российской Федерации. В Республике Крым и г. Севастополь наблюдаем резкий подъем численности инвалидов в 2016 г., которая до сих пор не уменьшилась до численности 2015 г. Следует отметить, что преимущественное большинство граждан-инвалидов — пенсионеры. В соотношении со средним размером пенсии в России и в частности в Крыму следует отметить, что средний размер пенсий для данной категории граждан достаточно низок.
Средний размер пенсий в Республике Крым на 2019 год составил 12 099,3 рублей. Такая сумма денег не в полной мере определяет возможность покрытия расходов на лекарственные средства и уход за пенсионером в сопоставлении с размеров прожиточного минимума на данный период [4].
Основной проблемой остается трудоустройство инвалидов. По данным мониторинга Министерства труда, численность инвалидов в России, трудоустроенных при посредничестве органов службы занятости, за январь — сентябрь 2019 г. составила 66,8 тыс. человек, что на 4,1 тыс. человек больше, чем за соответствующий период 2018 г. Республика Крым остаётся лидером среди регионов России по числу официально трудоустроенных людей с ограниченными физическими возможностями. За 10 месяцев 2019 года в территориальные отделения службы занятости обратилось в целях поиска работы 1 764 инвалида, из них было трудоустроено и сейчас работают 1 399 человек [6].
Необходимо отметить, что в стране и на полуострове, остается нерешенной проблема полного трудоустройства граждан с ограниченными возможностями, однако, данная тенденция может быть обусловлена не только потребностями в дополнительном заработке, но и нежеланием работодателей принимать на работу работников с инвалидностью. Учитывая показатели пенсионного обеспечения, можно сделать вывод, что вероятнее всего у данной категории населения отсутствует возможность работать за приемлемую оплату труда. Таким образом, можно сделать вывод, что требуется дополнительная разработка мероприятий по финансовому обеспечению граждан-инвалидов.
Помимо исследования уровня обеспеченности граждан отдельных категорий, следует рассмотреть такое явление как занятость населения в России и Республике Крым, и изучить её тенденции в условиях современности. По данным отчета о социально-экономическом положении, средний уровень безработицы по стране составил в августе 2019 года 4,3% (без исключения сезонного фактора). Причем молодежь до 25 лет среди безработных составляет 24,0%, а люди возрастной категории 50 лет и старше — 18,1% [7]. Уровень безработицы среди сельских жителей (6,9%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (3,9%) [3].
В республике Крым в декабре 2019 года потребность в работниках снизилась на 6,2% по сравнению с ноябрем: работодатели заявили 13 166 вакансий, из них по рабочим профессиям — 6 712. В январе-феврале 2019 г. территориальными отделениями ГКУ «Центр занятости населения» признан безработным 2 721 человек, что на 51,8% больше, чем в прошлом году — 1 793 человека. Увеличение числа признанных безработных отмечается во всех регионах, кроме Судака. Значительное количество безработных признано в Евпатории — 211 чел., Ленинском районе — 210 чел., Сакском регионе — 191 чел. Из числа безработных 57,2% составляют женщины, 63,7% — жители сельской местности, 15,5% — молодежь в возрасте 16–29 лет, 26,2% — граждане, испытывающие трудности в поиске работы [8].
Также необходимо акцентировать внимание на том, что общая численность безработных в стране превысила 4,5 млн человек в 2020 г. С марта 2020 г. число официально зарегистрированных безработных выросло более чем в четыре раза и уже превысило 2,8 млн человек. Более половины (51%) — это молодые люди в возрасте от 25 до 40 лет [4]. В среднем по регионам безработица выросла за время карантина на 30%. Данный спад, в первую очередь, связан с масштабной пандемией коронавируса и многие ученые считают, что постепенно рынок труда восстановится по многим направлениям.
Такая ситуация говорит об остром недостатке рабочих мест для категории молодых специалистов. Причиной данной проблемы может стать несоответствие запросов работодателя и уровня / качества /специфики текущего /среднего / специального и высшего образования России. Также, следует отметить, что в силу такого дефицита рабочих мест наблюдается стремительное повышение конкуренции среди молодых специалистов в расчете на одно вакантное рабочее место. Необходимо также учесть, что со стороны государства наблюдается сложность в поиске программ по трудоустройству молодёжи и стабилизации показателей безработицы молодых специалистов.
Так, Минтруд РФ запустил программу «Содействие занятости населения», в рамках которой государство за счёт финансирования ряда микропрограмм обеспечивает стабилизацию уровня безработицы категории молодых специалистов [9]. Также, сотрудничество образовательных учреждений с Центрами Регионального трудоустройства в перспективе может послужить фактором снижения уровня безработицы среди молодёжи.
В рамках стабилизации показателей уровня трудоустройства молодёжи в республике Крым в 2018 году стартовала «Государственная программа труда и занятости населения Республики Крым 2018–2020 годы», где все Министерства, в т. ч. Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым принимают активное участие. В рамках данной программы одной из приоритетных целевых установок является «проведение комплекса мер по расширению активных направлений политики занятости, направленных на снижение длительности и уровня безработицы путем содействия организации и проведению профориентационной работы среди молодежи, особенно школьников, с целью профессионального самоопределения и выбора профессий, востребованных на рынке труда» [10].
Но, следует отметить то, что на полуострове одной из проблем является недостаточная информированность граждан о возможных мерах предоставления различных видов социальной помощи. Крым занимает весьма не малую территорию, на которой проживают большое количество населения различных наций, исходя из этого особенно важно оповещать каждую из наций о возможной социальной помощи.
Выводы
После проведенного исследования, необходимо выделить приоритетные направления совершенствования социального политики региона:
– реализация государственной политики в сфере занятости населения, труда, трудовых и иных связанных с ними отношений;
– участие в реализации государственной политики в области социальной поддержки граждан льготных категорий;
– повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, а также граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, путём организации и предоставления социального обслуживания.
– организация работы по выявлению и учету престарелых граждан, ветеранов, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании.
– оптимизация и развитие сети государственных учреждений, отнесенных к ведению Министерства, а также развитие негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг.
– развитие системы социальной поддержки отдельных категорий граждан Республики Крым, нуждающихся в социальной защите на принципах адресности предоставления социальных услуг.
– обеспечение социального обслуживания и поддержки пожилых граждан, ветеранов войны, инвалидов, семей с детьми, малообеспеченных и иных групп населения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Крым;
– развитие социальной инфраструктуры и координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований по организации безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных граждан.
Подытожив все вышеуказанные исследования, следует сделать вывод, что уровень социального развития в Российской Федерации и Крыму находится не на достаточно высоком уровне. Однако, постепенно масштабы государственной деятельности в социальной сфере начнут наращиваться и в скором времени можно будет свидетельствовать о начале реализации активного направления социальной политики.
REFERENCES
- Kibardina L. N. Faktory formirovaniya social’nogo gosudarstva v Rossii // ONV. 2010. № 2 (86). S. 111–114. (in Russian)
- Bojkov V. E. Reformy 90-h gg. HKH stoletiya v sociologicheskom izmerenii // Sociologiya vlasti. № 2. S. 3–49. (in Russian)
- Federal’naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki RF. URL: https://www.gks.ru/. (in Russian)
- URL: https: http://crimea.old.gks.ru/. (in Russian)
- Paramonova S. V., Paramonov L. E. Pensionnoe obespechenie — indikator social’noj politiki gosudarstva // Issledovano v Rossii. 2005. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pensionnoe- obespechenie-indikator-sotsialnoy-politiki-gosudarstva. (in Russian)
- Mintrud nazval chislo invalidov v Rossii. URL: https://www.interfax.ru/russia/686454. (in Russian)
- Rosstat: kazhdyj chetvertyj bezrabotnyj v Rossii — molodoj chelovek do 25 let. URL: https://rvs.su/novosti/2019/rosstat-kazhdyy-chetvertyy-bezrabotnyy-v-rossii-molodoy-chelovek-do-25-let. (in Russian)
- Rynok truda Respubliki Krym v yanvare-fevrale 2019 goda. URL: http://czrk.ru/o-rynke-truda/2637-rynok-truda-respubliki-krym-v-yanvare-fevrale-2019-goda.html. (in Russian)
- Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Sodejstvie zanyatosti naseleniya». URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/3/1. (in Russian)
- Gosudarstvennaya programma truda i zanyatosti naseleniya Respubliki Krym na 2018-2020 g. URL: https://mtrud.rk.gov.ru/file/mtrud12.pdf. (in Russian)