УДК 502.15 | |
М. И. Спирин1 | Анализ и подходы к оптимизации методики определения норматива образования твердых коммунальных отходов (на примере Московской области) |
1 ФГБОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы», г. Москваe-mail: 1142220082@pfur.ru,2 ФГБОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы», г. Москваe-mail: kharlamova-md@rudn.ru |
Аннотация. В статье рассматривается проблема низкой экономической эффективности деятельности одного из региональных операторов по обращению с твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Московской области и причины недополучения прибыли. Проанализирована существующая система используемых нормативов накопления ТКО и некорректности при их расчете. В работе представлены фактические данные о накоплении отходов на территории одной из семи зон (кластеров) Московской области. Выявлены и проанализированы проблемные места влияющие на эффективность работы системы обращения с отходами, а именно: сезонные корреляции и закономерности накопления твердых коммунальных отходов, неточность в расчете коэффициента уплотнения отходов. Выявлена зависимость накопления отходов от типа жилого фонда. Даны методические предложения для решения сложившихся проблем при расчете норматива накопления твердых коммунальных отходов.
Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, норматив образования отходов, вывоз отходов, система обращения с отходами.
Введение
В связи с постоянным ростом численности населения и объемов потребления, решение проблем в области эффективного управление твердыми коммунальными отходами (ТКО) становится остро актуальным для крупных городских агломераций.
Начиная с 2017 года, в России началась реформа системы обращения с отходами, этапы которой зафиксированы в ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления». Одним из ключевых изменений являлось появления в 2019 году понятия «региональный оператор», основной функцией которого является сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО), на территории отдельно взятого субъекта РФ [ст.24.6. ФЗ №89]. Иными словами, региональный оператор – связующее звено между образователями (различные формы субъектов РФ) и утилизаторами (комплексы по переработке) отходов [1].
Однако в ходе деятельности региональных операторов стало очевидным, что существующая нормативно-правовая и методическая базы неидеальны для эффективного управления отходами. Региональные операторы ежегодно теряют прибыль из-за некорректно рассчитанных нормативов. Так, при формировании нормативов накопления никак не учитывается сезонность, поэтому в летний сезон возникает проблема сверхнормативного образования отходов, что, в свою очередь, сказывается на эффективности объектов обработки/утилизации. Коэффициент уплотнения отходов, установленный в действующих нормативах, не соотносится с реальными значениями, что также приводит к снижению эффективности деятельности региональных операторов и неправильному планированию мощностей объектов по обработке и утилизации отходов. Кроме того, не учитываются отходы, образующиеся на территориях ИЖС вне жилых помещений.
Материалы и методы
В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области №431-РВ от 20.09.2021 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области» установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов (за исключением крупногабаритных отходов (КГО) для такого вида жилого фонда как «многоквартирные дома» в размере 0,086 м3 в год на 1 м2 жилой площади и 0,114 м3 в год на 1 м2 общей площади (включая КГО – 0,028 м3). [2]
В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области №735-PB от 20.12.2019 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории Московской области», с учётом изменений, внесённых распоряжениями Министерства ЖКХ МО № 337-РВ от 18.09.2020 и №202-РВ от 13.05.2021, для такого вида жилья, как индивидуальные жилые строения (ИЖС) в Московской области, установлены «плавающие» нормативы накопления в зависимости от площади ИЖС. [3,4,5]. Например, если площадь ИЖС менее 50 м2, то норматив составляет 0,114 м3 в год на 1 м2 (включая КГО 0,027 м3 в год на 1 м2), а если площадь от 501 м2 и более, то норматив составляет 0,0248 м3 в год на 1 м2 (включая КГО 0,0059 м3 в год на 1 м2). Также могут применяться понижающие коэффициенты. Этот коэффициент (К1) зависит от площади жилого помещения, области деятельности регионального оператора и доступности контейнера для разделения отходов на ближайшей контейнерной площадке. Кроме того, если у домовладельца имеется договор с региональным оператором (РО) о раздельном сборе ТКО, то применяется понижающий коэффициент К2, равный 0.8. Пример использования уменьшающих коэффициентов представлен в табл. 1.
Таблица 1
Пример применения понижающего их коэффициента К1 к нормативам накопления ТКО для индивидуальных жилых строений (ИЖС) на территории МО в зависимости от их площади [3]
Зоны деятельности региональных операторов по обращению с ТКО | |||||||
Площадь ИЖС, кв.м. | Рузская зона | Алексинская зона | Каширская зона | Сергиево-Посадская зона | Чеховская зона | Воскресенская зона | Ногинская зона |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
с 1 до 41 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 |
42 | 0,6071 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 |
43 | 0,5929 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 |
44 | 0,5795 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 |
45 | 0,5666 | 0,6023 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 |
46 | 0,5543 | 0,5892 | 0,6009 | 0,6077 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 |
47 | 0,5425 | 0,5767 | 0,5881 | 0,5948 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 |
48 | 0,5312 | 0,5647 | 0,5758 | 0,5824 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 |
49 | 0,5203 | 0,5532 | 0,5641 | 0,5705 | 0,6143 | 0,6143 | 0,6143 |
50 | 0,5099 | 0,5421 | 0,5528 | 0,5591 | 0,6079 | 0,6143 | 0,6143 |
51 | 0,4999 | 0,5315 | 0,5420 | 0,5481 | 0,5960 | 0,6030 | 0,6143 |
52 | 0,4903 | 0,5213 | 0,5315 | 0,5376 | 0,5845 | 0,5914 | 0,6143 |
Составлено авторами
При отсутствии договора с РО о раздельном сборе ТКО, расчет платы за вывоз ТКО с территории жилого фонда ИЖС, производится по следующей формуле: [3]
Pi=Si·(NHi·K1)/12·TOTX
При наличии договора с РО о раздельном сборе ТКО – по формуле:
Pi=Si·(NHi·K1·K2)/12·TOTX –,
где:
• Si – общая площадь жилого помещения
• NHi – норматив накопления ТКО
• K1 – понижающий коэффициент к нормативам накопления ТКО
• K2 – понижающий коэффициент 0,8, при наличии договора с РО на раздельный сбор ТКО
• TOТX – цена на коммунальную услугу по обращения с ТКО, определенная в пределах утвержденного тарифа на услугу РО по обращения с ТКО
На основании расчетов и в соответствии с приведенными нормативно-правовыми и методическими документами, органы местного самоуправления (далее – ОМСУ) принимают решение об утверждении нормативов образования отходов на территориях, находящихся под их юрисдикцией.
На текущий момент сложилась проблемная ситуация, когда рассчитанный в соответствии с нормативами накопления и реальный объем вывозимых твердых коммунальных отходов не совпадают. В результате региональный оператор недополучает оплату за осуществляемый фактический вывоз сверхнормативного объема ТКО.
Такая ситуация складывается из-за того, что предлагаемая методика расчета норматива накопления отходов не учитывает ряд факторов, и, как результат, ОМСУ неправильно рассчитывают (занижают) нормативы образования отходов.
Для подтверждения, в табл. 2 – 4 представлены объемы вывозимых ТКО (Vфакт) и утвержденные ОМСУ нормативы их накопления (Vнорм), а также разница в объемах вывозимых отходов: ΔV= Vфакт – Vнорм.
Таблица 2
Фактический объем вывозимых ТКО за 2023 г.
Vфакт по г.о., м3 | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек |
Д1 | 15 431 | 13 788 | 15 728 | 15 647 | 16 586 | 16 157 | 16 093 | 15 926 | 16 563 | 16 808 | 16 391 | 15 694 |
Д2 | 91 988 | 83 443 | 95 713 | 109931 | 120247 | 12155 | 120157 | 122370 | 124178 | 116740 | 107898 | 96 326 |
З | 10 725 | 9 941 | 10 885 | 14 723 | 16 083 | 15 629 | 16 324 | 16 905 | 16 696 | 15 777 | 14 320 | 12 319 |
К1 | 22 443 | 20 506 | 22 914 | 24 895 | 27 429 | 27 129 | 26 735 | 27 592 | 26 286 | 26 375 | 24 655 | 22 169 |
К2 | 78 742 | 73 208 | 82 112 | 98 146 | 102434 | 95 912 | 94 284 | 99 423 | 98 436 | 97 410 | 87 112 | 79 329 |
К3 | 24 571 | 22 422 | 25 518 | 25 493 | 26 965 | 26 203 | 26 285 | 25 770 | 26 173 | 26 794 | 26 174 | 26 857 |
Л1 | 107 382 | 97 874 | 111 000 | 110 728 | 115 757 | 110 866 | 114 475 | 117 592 | 116 734 | 120 602 | 116 169 | 117 481 |
Л2 | 20 037 | 18 436 | 20 167 | 23 193 | 26 816 | 26 078 | 25 715 | 25 676 | 24 521 | 24 549 | 22 121 | 20 853 |
Л3 | 16 714 | 15 697 | 17 636 | 18 123 | 18 415 | 18 356 | 19 087 | 19 089 | 18 439 | 18 706 | 17 768 | 16 637 |
С1 | 7 135 | 6 617 | 7 519 | 11 607 | 14 435 | 13 528 | 14 201 | 14 275 | 13 757 | 13 685 | 11 938 | 9 947 |
С2 | 40 949 | 39 430 | 42 219 | 47 847 | 57 268 | 55 066 | 58 996 | 56 636 | 55 012 | 52 464 | 44 753 | 39 342 |
Общий итог, м3 | 436 117 | 401 361 | 451 411 | 500 333 | 542 437 | 526 378 | 532 352 | 541 254 | 536 796 | 529 908 | 489 299 | 456 953 |
Составлено авторами
Обозначения в таблицах «г.о.», «Д1», «Д2» и так далее – сокращенное название городских округов, данные которых анализируются в работе. Конкретные названия городских округов авторами не указываются умышленно, во избежание конфликта интересов.
Цвета в данной таблице и далее в работе отображают визуальный градиент изменения показателей от минимальных значений к максимальным. Использованы для более удобного восприятия распределения объемов по месяцам в разрезе городских округов.
Таблица 3.
Норматив образования отходов, утвержденный ОМСУ за 2023 г.
Vнорм, м3 | Vнорм.мес., м3 | Vнорм.год, м3 |
Д1 | 15 500 | 186 000 |
Д2 | 85 600 | 1 027 200 |
З | 16 300 | 195 600 |
К1 | 23 400 | 280 800 |
К2 | 78 200 | 938 400 |
К3 | 34 300 | 411 600 |
Л1 | 81 600 | 979 200 |
Л2 | 24 700 | 296 400 |
Л3 | 16 100 | 193 200 |
С1 | 12 900 | 154 800 |
С2 | 54 200 | 650 400 |
Общий итог, м3 | 442 800 | 5 313 600 |
Составлено авторами
Таблица 4.
Разница в объемах вывозимых ТКО и утвержденных ОМСУ нормативах их накопления за 2023 г.
ΔV, м3 | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек |
Д1 | -69 | -1712 | 228 | 147 | 1086 | 657 | 593 | 426 | 1063 | 1308 | 891 | 194 |
Д2 | 6388 | -2157 | 10113 | 24331 | 34647 | 35855 | 34557 | 36770 | 38578 | 31140 | 22298 | 10726 |
З | -5575 | -6359 | -5415 | -1577 | -217 | -671 | 24 | 605 | 396 | -523 | -1980 | -3981 |
К1 | -957 | -2894 | -486 | 1495 | 4029 | 3729 | 3335 | 4192 | 2886 | 2975 | 1255 | -1231 |
К2 | 542 | -4992 | 3912 | 19946 | 24234 | 17712 | 16084 | 21223 | 20236 | 19210 | 8912 | 1129 |
К3 | -9729 | -11878 | -8782 | -8807 | -7335 | -8097 | -8015 | -8530 | -8127 | -7507 | -8126 | -7443 |
Л1 | 25782 | 16274 | 29400 | 29128 | 34157 | 29266 | 32875 | 35992 | 35134 | 39002 | 34569 | 35881 |
Л2 | -4663 | -6264 | -4533 | -1507 | 2116 | 1378 | 1015 | 976 | -179 | -151 | -2579 | -3847 |
Л3 | 614 | -403 | 1536 | 2023 | 2315 | 2256 | 2987 | 2989 | 2339 | 2606 | 1668 | 537 |
С1 | -5765 | -6283 | -5381 | -1293 | 1535 | 628 | 1301 | 1375 | 857 | 785 | -962 | -2953 |
С2 | -13251 | -14770 | -11981 | -6353 | 3068 | 866 | 4796 | 2436 | 812 | -1736 | -9447 | -14858 |
Общий итог | -6683 | -41439 | 8611 | 57533 | 99637 | 83578 | 89552 | 98454 | 93996 | 87108 | 46499 | 14153 |
Исходя из данных табл. 2, была рассчитана разница между фактически вывезенным суммарным объемом ТКО и рассчитанным (в соответствии с утвержденными нормативами) ОМСУ за 2023 год, которая составила 630 999 м3. В соответствии с решением комитета по ценам и тарифам Московской области, на территории кластеров устанавливаются цены за услугу по обращению с отходами за 1 м3. В среднем по Московской области эта сумма составляет 921,02 рублей за 1 м3. Учитывая этот факт, недополученная региональным оператором выгода составляет: 630 999 м3 · 921,02 руб./м3 = 581 162 339 рублей.
Недоучет отходов, образующихся на территории ИЖС вне жилых помещений
В распоряжении 735-РВ от 20.12.2019 “Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории Московской области”, прописано, что расчет нормативов накопление твердых коммунальных отходов на территории Московской области производится «… для индивидуальных жилых домов в зависимости от их площади,…» (п. 3 Распоряжения 735-РВ), но при расчете норматива накопления никак не учитываются отходы, образующиеся вне жилых помещений. Анализ фактических данных по образования твердых коммунальных отходов с территории ИЖС (табл. 6), показывает, что из-за недоучета в нормативе накопления отходов, образующихся вне жилых помещений (например: органических отходов от частного сельского хозяйства, спил, смет, доски, бревна и так далее), происходит дополнительное образование отходов (особенно в летний/дачный сезон). [3]
Для подтверждения данного тезиса, представим данные по распределению образованных видов отходов в разрезе городских округов в табл. 5.
Таблица 5.
Распределение образования отходов по видам, м3.
ТКО | РСО | КГМ | Смет | Несанкция | Итого | |
Д1 | 152 941 | 7 405 | 25 587 | 4 861 | 18 | 190 811 |
Д2 | 992 269 | 35 936 | 115 522 | 11 988 | 154 732 | 1 310 447 |
З | 125 447 | 16 981 | 16 285 | 9 610 | 2 003 | 170 327 |
К1 | 244 476 | 21 159 | 30 583 | 1 693 | 1 215 | 299 126 |
К2 | 742 574 | 56 726 | 232 396 | 18 770 | 36 081 | 1 086 548 |
К3 | 251 884 | 8 303 | 43 545 | 1 659 | 3 836 | 309 226 |
Л1 | 1 180 027 | 44 984 | 129 949 | 1 694 | 5 | 1 356 659 |
Л2 | 213 729 | 17 941 | 44 237 | 1 525 | 732 | 278 163 |
Л3 | 175 683 | 12 673 | 24 096 | 2 000 | 215 | 214 667 |
С1 | 103 471 | 16 160 | 8 199 | 3 783 | 7 031 | 138 644 |
С2 | 492 377 | 24 917 | 61 900 | 10 788 | – | 589 981 |
Итого | 4 674 878 | 263 185 | 732 298 | 68 370 | 205 867 | 5 944 599 |
Составлено авторами
Также рассчитаем рост образования отходов в разрезе городских округов помесячно. Полученные данные сопоставим с данными по распределению образованию отходов в разрезе видов жилого фонда:
1) ,
2) ,
3) ,
где j – городской округ, i – месяц года
Для визуализации данных, составим диаграмму (рис. 1.)
Рис. 1. Сопоставление роста образования отходов в разрезе городских округов и соотношения между типами жилого фонда.
Составлено авторами
Анализируя рис. 1 можно выделить прямую зависимость между ростом образования отходов в отдельно заданном городском округе и соотношением между типами жилого фонда (при уменьшении доли МКД в распределении, фиксируется рост образования отходов – и наоборот). Данный факт подтверждает выдвинутый ранее тезис.
Фактор сезонности при расчете норматива накопления
Одной из проблем, с которыми сталкивается региональный оператор в своей деятельности, является отсутствие учета сезонных колебаний в нормативах образования твердых коммунальных отходов. Постановление Правительства РФ от 26 августа 2023 г. № 1390 “О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, внесении изменений в Правила направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций Российского экологического оператора (РЭО) при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” предписывает проводить замеры по каждому виду отходов каждый сезон в течение семи дней. Формулы для расчета среднесуточных нормативов за сезон также определены в этом документе. [6]
В распоряжении №431-РВ от 20.09.2021 (для МКД) и №735-РВ от 20.12.2019 (для ИЖС) не указывается методика, в соответствии с которой был рассчитан норматив накопления ТКО. На основании этого, проблема сверхнормативного образования отходов в летний сезон и образование отходов ниже нормативного в зимний сезон продолжает существовать, что сказывается на эффективности работы всей системы обращения с отходами в целом.
На рис. 2 представлена диаграмма, построенная на основе данных об объемах фактически вывезенных отходов из различных городских округов кластера в Московской области в период с января по декабрь 2023 года (данные от РО), которая иллюстрирует динамику образования отходов в зависимости от сезона.
На основе представленных данных об удалении отходов и рассчитанных нормативов образования отходов ОМСУ, была создана матрица (табл. 6), отражающая динамику избыточного образования отходов относительно нормативов образования отходов РО за 2023 год.
Рис. 2. Динамика образования ТКО РО Московской области за 2023 год
Составлено авторами
Таблица 6.
Динамика образования отходов (в % от норматива накопления отходов) РО за 2023 г.
Г.О. | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек |
Д1 | 0% | -11% | 1% | 1% | 7% | 4% | 4% | 3% | 7% | 8% | 6% | 1% |
Д2 | 7% | -3% | 12% | 28% | 40% | 42% | 40% | 43% | 45% | 36% | 26% | 13% |
З | -34% | -39% | -33% | -10% | -1% | -4% | 0% | 4% | 2% | -3% | -12% | -24% |
К1 | -4% | -12% | -2% | 6% | 17% | 16% | 14% | 18% | 12% | 13% | 5% | -5% |
К2 | 1% | -6% | 5% | 26% | 31% | 23% | 21% | 27% | 26% | 25% | 11% | 1% |
К3 | -28% | -35% | -26% | -26% | -21% | -24% | -23% | -25% | -24% | -22% | -24% | -22% |
Л1 | 32% | 20% | 36% | 36% | 42% | 36% | 40% | 44% | 43% | 48% | 42% | 44% |
Л2 | -19% | -25% | -18% | -6% | 9% | 6% | 4% | 4% | -1% | -1% | -10% | -16% |
Л3 | 4% | -3% | 10% | 13% | 14% | 14% | 19% | 19% | 15% | 16% | 10% | 3% |
С1 | -45% | -49% | -42% | -10% | 12% | 5% | 10% | 11% | 7% | 6% | -7% | -23% |
С2 | -24% | -27% | -22% | -12% | 6% | 2% | 9% | 4% | 1% | -3% | -17% | -27% |
Составлено авторами
Как видно из рис. 2 и табл. 6, значительное увеличение объемов образования отходов происходит в летнее время – с июня по август. Это объясняется большим притоком населения в дачный сезон. Эта тенденция наиболее очевидно проявляется в тех городских районах, где высока доля индивидуальных жилых строений (ИЖС). Для подтверждения, в табл. 7 приведены данные о распределении типов жилья – многоквартирных домов (МКД) и индивидуальных жилых строений (ИЖС) в городских округах кластера Московской области, а в табл. 8 – данные о минимальных и максимальных объемах (соответственно) вывозимых отходов (в куб. м) за февраль и август. Как видно из сравнения данных таблиц, в городских округах с высокой долей ИЖС (40-45%) летом объем образующихся отходов увеличивается более, чем в два раза, по сравнению с зимними месяцами (округа). В городских округах, где доля ИЖС незначительна, такого эффекта не наблюдается, количество образующихся отходов либо уменьшается, либо увеличивается равномерно.
Таблица 7
Распределение жилого фонда по городским округам кластера Московской области
Г.О. | МКД, % | ИЖС, % | Прочее, % |
Д1 | 80 | 0 | 20 |
Д2 | 45 | 28 | 26 |
З | 46 | 37 | 17 |
К1 | 65 | 25 | 10 |
К2 | 58 | 23 | 19 |
К3 | 86 | 3 | 11 |
Л1 | 74 | 13 | 13 |
Л2 | 51 | 34 | 15 |
Л3 | 82 | 0 | 18 |
С1 | 45 | 38 | 18 |
С2 | 57 | 28 | 14 |
*В жилом секторе не учитываются производственные и коммерческие предприятия, объекты социальной инфраструктуры и некоторые садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ). Эти организации самостоятельно ведут учет объемов образующихся отходов и производят оплату по факту удаления отходов.
Составлено авторами
Таблица 8
Объем образующихся отходов в многоквартирных домах (МКД) и в индивидуальном жилом секторе (ИЖС) за 2023 г.
Г.О. | Февраль (зима), м3 | Август (лето), м3 | Разница, % | |||
ИЖС | МКД | ИЖС | МКД | МКД | ИЖС | |
Д1 | – | 11 341 | – | 13 115 | 0% | 16% |
Д2 | 20 192 | 45 946 | 30 520 | 50 869 | 51% | 11% |
З | 3 154 | 5 690 | 6 518 | 6 948 | 107% | 22% |
К1 | 4 172 | 14 279 | 6 841 | 17 099 | 64% | 20% |
К2 | 13 975 | 48 627 | 22 434 | 54 585 | 61% | 12% |
К3 | 390 | 20 280 | 656 | 23 272 | 68% | 15% |
Л1 | 10 880 | 73 232 | 14 596 | 86 661 | 34% | 18% |
Л2 | 5 733 | 10 511 | 8 420 | 12 506 | 47% | 19% |
Л3 | – | 13 294 | – | 15 507 | 0% | 17% |
С1 | 2 177 | 3 548 | 5 165 | 5 661 | 137% | 60% |
С2 | 7 902 | 25 615 | 12 396 | 29 124 | 57% | 14% |
Составлено авторами
Таким образом, очевидно, что проблема накопления избыточного объема отходов, по сравнению с нормативами их образования, особенно остро стоит в летний период. Это приводит к постоянному переполнению контейнерных площадок общего пользования и, как следствие, к увеличению объема фактически вывозимых отходов по сравнению с рассчитанными нормативами. В зимний период наблюдается обратная картина: из-за недостаточных объемов отходов контейнеры оказываются недогруженными и вывозятся не полностью заполненными, что приводит к необоснованному расходу топлива мусоровозами и снижению рентабельности перевозок в целом.
Недоучет коэффициента уплотнения
В настоящий момент сложилась проблемная ситуация, связанная с утверждённым коэффициентом средней плотности твердых коммунальных отходов. В распоряжении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области №301-РВ от 20.08.2020 «Об утверждении коэффициента плотности твердых коммунальных отходов на территории Московской области», утверждается коэффициент плотности в размере 7,3 м3 на 1 тонну. [7]
В соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028, «…учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов», при этом «..все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются». [8]
При отсутствии возможности прямого измерения фактического количества отходов, применяется расчетный метод, основанный, в том числе, на использовании данных о вместимости места (площадка, емкость и пр.) накопления отхода. В этом случае количество отходов определяется, как правило, в объемных единицах (м3). Для перевода в массовые единицы необходимы данные о плотности отхода. Однако, приведенные в нормативно-методических материалах показатели плотности для одного и того же вида отхода могут существенно отличаться (в 2 и более раз), а условия применения часто не регламентированы. С учетом данного обстоятельства степень достоверности данных об образовании и накоплении отходов может быть недостоверной.
В данном исследовании было проведено сравнение нормативного (рассчитанного в соответствии с данными утвержденной территориальной схемы и рекомендуемого коэффициента уплотнения) и фактического количества (объема, м3) вывезенных отходов на территории кластера Московской области за 2023 год. (см. табл. 9).
Таблица 9
Сравнение рассчитанных и фактически вывезенных РО объемов отходов на территории кластера Московской области в 2023 году.
Г.О | Данные Тер. схемы МО, т | Расчет Тер. схема МО, м3 (коэф 7,3) | Фактически вывезенный объем, м3 (МКД+ИЖС) | Образование отходов по сравнению с Тер. схемой, м3 |
Д1 | 26 690 | 194 839 | 153 592 | – 41 247 |
Д2 | 90 128 | 657 937 | 964 647 | 306 710 |
З | 21 357 | 155 904 | 141 620 | – 14 284 |
К1 | 33 117 | 241 751 | 269 730 | 27 979 |
К2 | 122 216 | 892 180 | 878 393 | – 13 787 |
К3 | 24 371 | 177 910 | 274 442 | 96 532 |
Л1 | 99 068 | 723 196 | 1 174 099 | 450 903 |
Л2 | 38 667 | 282 270 | 237 729 | – 44 541 |
Л3 | 33 833 | 246 981 | 176 794 | – 70 187 |
С1 | 15 971 | 116 587 | 114 078 | – 2 509 |
С2 | 74 519 | 543 988 | 504 927 | – 39 061 |
Итого | 579 937 | 4 233 544 | 4 890 051 | 656 507 |
Составлено авторами
Важно отметить, что данные по фактически вывезенному объему отходов, берутся по таким типам жилого фонда как МКД и ИЖС. Как видно из табл. 9, годовое образование отходов, относительно данных территориальной схемы с учетом рекомендуемого переводного коэффициента, превысил на 656 507 м3, что как следствие негативно сказывается на эффективности работы регионального оператора.
Рассмотрим возможные пути корректировки нормативно правовой базы основываясь на описанных выше проблемных местах.
Методические предложения
Расчет с учетом фактора сезонности
Для решения данной проблемы есть необходимость введения в формулу расчета нормативов образования отходов, коэффициента сезонности (Ксез) (с учетом особенностей каждого кластера) и внесения соответствующих дополнений к Постановлению Правительства РФ № 1390 от 16.08.2023 года, либо к Распоряжением Министерства ЖКХ Московской области №431-РВ от 21.09.2021 и №735-РВ от 21.12.2019.
На основании представленных в работе данных был проведен расчет коэффициента сезонности (Ксез) тремя возможными способами (варианты 1-3), результаты расчетов были проанализированы и сопоставлены с данными, полученными с использованием существующих методик.
В первом варианте был рассчитан суммарный объем образующихся отходов за теплый сезон (∑Vт) – с марта по август, который разделили на суммарный объем образующихся отходов за холодный сезон (∑Vх) – с сентября по февраль:
Во втором варианте брали данные за месяц с максимальным объемом образования (Vтmax) за август и делили на объем с минимальным объемом образованных отходов (Vхmin) за февраль:
В третьем варианте брали утвержденный норматив образования отходов за год и делили на двенадцать, чтобы получить норматив образования за месяц (Vнорм.мес.). Далее фактически вывезенный объем за заданный месяц (Vi), поделили на норматив образования за месяц:
1) ,
2) , где i – месяц года (данные таблицы 2).
Результаты, рассчитанные на основе данных по Московскому кластеру, приведены в табл. 10 – 12.
Таблица 10
Результаты расчета коэффициента сезонности, вариант 1
Вариант 1 | Vх | Vт | Ксез | Проверка | Vнорм.год. | Vнорм.год. * Ксез | V факт | Ошибка | |
Д1 | 94 674 | 96 137 | 1,02 | Д1 | 186 000 | 188 873 | 190 811 | -1% | |
Д2 | 620 574 | 689 873 | 1,11 | Д2 | 1 027 200 | 1 141 907 | 1 310 447 | -15% | |
З | 79 778 | 90 548 | 1,13 | З | 195 600 | 222 006 | 170 327 | 23% | |
К1 | 142 433 | 156 693 | 1,10 | К1 | 280 800 | 308 913 | 299 126 | 3% | |
К2 | 514 236 | 572 312 | 1,11 | К2 | 938 400 | 1 044 380 | 1 086 548 | -4% | |
К3 | 152 990 | 156 236 | 1,02 | К3 | 411 600 | 420 332 | 309 226 | 26% | |
Л1 | 676 242 | 680 418 | 1,01 | Л1 | 979 200 | 985 247 | 1 356 659 | -38% | |
Л2 | 130 518 | 147 645 | 1,13 | Л2 | 296 400 | 335 296 | 278 163 | 17% | |
Л3 | 103 961 | 110 706 | 1,06 | Л3 | 193 200 | 205 734 | 214 667 | -4% | |
С1 | 63 079 | 75 565 | 1,20 | С1 | 154 800 | 185 441 | 138 644 | 25% | |
С2 | 271 949 | 318 032 | 1,17 | С2 | 650 400 | 760 612 | 589 981 | 22% | |
Итого | 2 850 435 | 3 094 164 | 1,09 | Итого | 5 313 600 | 5 767 944 | 5 944 599 | -3% |
Составлено авторами
Как видно из полученных результатов, при применении данного расчета общая ошибка составляет ± 3%, что является допустимым при нормировании, однако в разрезе городских округов достигает показателей -38% и +26%, что является недопустимым, поэтому данный вариант расчёта не является оптимальным.
Таблица 11
Результаты расчета коэффициента сезонности, вариант 2
Вариант 2 | Фев. | Авг. | Ксез | Проверка | Vнорм.год. | Vнорм.год. * Ксез | V факт | Ошибка | |
Д1 | 13 788 | 15 926 | 1,16 | Д1 | 186 000 | 214 850 | 190 811 | 11% | |
Д2 | 83 443 | 122 370 | 1,47 | Д2 | 1 027 200 | 1 506 393 | 1 310 447 | 13% | |
З | 9 941 | 16 905 | 1,70 | З | 195 600 | 332 626 | 170 327 | 49% | |
К1 | 20 506 | 27 592 | 1,35 | К1 | 280 800 | 377 828 | 299 126 | 21% | |
К2 | 73 208 | 99 423 | 1,36 | К2 | 938 400 | 1 274 436 | 1 086 548 | 15% | |
К3 | 22 422 | 25 770 | 1,15 | К3 | 411 600 | 473 075 | 309 226 | 35% | |
Л1 | 97 874 | 117 592 | 1,20 | Л1 | 979 200 | 1 176 473 | 1 356 659 | -15% | |
Л2 | 18 436 | 25 676 | 1,39 | Л2 | 296 400 | 412 798 | 278 163 | 33% | |
Л3 | 15 697 | 19 089 | 1,22 | Л3 | 193 200 | 234 952 | 214 667 | 9% | |
С1 | 6 617 | 14 275 | 2,16 | С1 | 154 800 | 333 934 | 138 644 | 58% | |
С2 | 39 430 | 56 636 | 1,44 | С2 | 650 400 | 934 210 | 589 981 | 37% | |
Итого | 401 361 | 541 254 | 1,35 | Итого | 5 313 600 | 7 165 628 | 5 944 599 | 17% |
Составлено авторами
Как видно из полученных результатов, при применении данного расчета общая ошибка составляет 17%. В разрезе городских округов, ошибка варьируется в значениях от -15 до 49%. Такие погрешности недопустимы в нормировании образования отходов, в результате чего, данный вариант расчета, так же не может быть использован в качестве коэффициента сезонности.
Таблица 12
Результаты расчета коэффициента сезонности, вариант 3
Г.О. | Vнорм.год. | Кс. янв | Кс. фев | Кс. мар | Кс. апр | Кс. май | Кс. июн | Кс. июл | Кс. авг | Кс. сен | Кс. окт | Кс. ноя | Кс. дек | Кс. общ |
Д1 | 15 500 | 1,00 | 0,89 | 1,01 | 1,01 | 1,07 | 1,04 | 1,04 | 1,03 | 1,07 | 1,08 | 1,06 | 1,01 | 1,03 |
Д2 | 85 600 | 1,07 | 0,97 | 1,12 | 1,28 | 1,40 | 1,42 | 1,40 | 1,43 | 1,45 | 1,36 | 1,26 | 1,13 | 1,28 |
З | 16 300 | 0,66 | 0,61 | 0,67 | 0,90 | 0,99 | 0,96 | 1,00 | 1,04 | 1,02 | 0,97 | 0,88 | 0,76 | 0,87 |
К1 | 23 400 | 0,96 | 0,88 | 0,98 | 1,06 | 1,17 | 1,16 | 1,14 | 1,18 | 1,12 | 1,13 | 1,05 | 0,95 | 1,07 |
К2 | 78 200 | 1,01 | 0,94 | 1,05 | 1,26 | 1,31 | 1,23 | 1,21 | 1,27 | 1,26 | 1,25 | 1,11 | 1,01 | 1,16 |
К3 | 34 300 | 0,72 | 0,65 | 0,74 | 0,74 | 0,79 | 0,76 | 0,77 | 0,75 | 0,76 | 0,78 | 0,76 | 0,78 | 0,75 |
Л1 | 81 600 | 1,32 | 1,20 | 1,36 | 1,36 | 1,42 | 1,36 | 1,40 | 1,44 | 1,43 | 1,48 | 1,42 | 1,44 | 1,39 |
Л2 | 24 700 | 0,81 | 0,75 | 0,82 | 0,94 | 1,09 | 1,06 | 1,04 | 1,04 | 0,99 | 0,99 | 0,90 | 0,84 | 0,94 |
Л3 | 16 100 | 1,04 | 0,97 | 1,10 | 1,13 | 1,14 | 1,14 | 1,19 | 1,19 | 1,15 | 1,16 | 1,10 | 1,03 | 1,11 |
С1 | 12 900 | 0,55 | 0,51 | 0,58 | 0,90 | 1,12 | 1,05 | 1,10 | 1,11 | 1,07 | 1,06 | 0,93 | 0,77 | 0,90 |
С2 | 54 200 | 0,76 | 0,73 | 0,78 | 0,88 | 1,06 | 1,02 | 1,09 | 1,04 | 1,01 | 0,97 | 0,83 | 0,73 | 0,91 |
Итого | 442 800 | 0,98 | 0,91 | 1,02 | 1,13 | 1,23 | 1,19 | 1,20 | 1,22 | 1,21 | 1,20 | 1,11 | 1,03 | 1,12 |
Составлено авторами
Результаты, полученные в результате корректировки расчета приведены в табл. 13
Таблица 13
Результаты применения коэффициента сезонности, вариант 3
Г.О. | Vнорм.год. | Vнорм.год. * Ксез | V факт | Ошибка |
Д1 | 186 000 | 190 811 | 190 811 | 0% |
Д2 | 1 027 200 | 1 310 447 | 1 310 447 | 0% |
З | 195 600 | 170 327 | 170 327 | 0% |
К1 | 280 800 | 299 126 | 299 126 | 0% |
К2 | 938 400 | 1 086 548 | 1 086 548 | 0% |
К3 | 411 600 | 309 226 | 309 226 | 0% |
Л1 | 979 200 | 1 356 659 | 1 356 659 | 0% |
Л2 | 296 400 | 278 163 | 278 163 | 0% |
Л3 | 193 200 | 214 667 | 214 667 | 0% |
С1 | 154 800 | 138 644 | 138 644 | 0% |
С2 | 650 400 | 589 981 | 589 981 | 0% |
Итого | 5 313 600 | 5 944 599 | 5 944 599 | 0% |
Составлено авторами
Как видно из полученных результатов, применение коэффициента в соответствии с данным вариантом расчета, приводит норматив к фактическим значениям. Таким образом, чтобы скорректировать норматив накопления отходов, необходимо ввести коэффициент сезонности Ксез, который может быть рассчитан, как отношение фактического суммарного объема образования в регионе отходов (V) к установленному нормативу накопления. В Московском кластере коэффициент сезонности Ксез=1,12.
Преимущество варианта 3, перед вариантами 1 и 2, заключается в том, что он не предусматривает экстраполяции значений, а рассматривается по каждому месяцу отдельно, что увеличивает степень достоверности конечного результата.
Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) «Отходы», региональный оператор имеет возможность предоставлять данные о вывезенных объемах отходов «день в день», поэтому алгоритм использования коэффициентов сезонности очень простой и выглядит следующим образом: в конце года региональный оператор совместно с ОМСУ рассчитывает коэффициент сезонности, основываясь на данных предыдущего года, и ОМСУ устанавливает помесячные нормативы на следующий год. Пример расчета на 2024 г. смотреть в табл. 12.
Важно отметить, что пересчет коэффициентов сезонности необходимо производить ежегодно.
Использование в Методике предлагаемого коэффициента будет способствовать снижению затрат на вывоз отходов и, следовательно, снижению затрат РО, а также верному планированию образования отходов, в соответствии с установленными коэффициентами плотности, при проектировании объектов обращения с отходами, а именно – мусороперегрузочные станции (МПС) и комплексы по переработке отходов (КПО).
Расчет коэффициента уплотнения
Вычислим фактический коэффициент уплотнения отходов на территории рассматриваемого кластера московской области. Для этого достаточно разделить фактически вывезенный объем на тоннаж, указанный в территориальной схеме:
4 890 051 м3 /579 937 тонн = 8,43
Таким образом, фактический коэффициент уплотнения ТКО на территории кластера московской области в 1,16 раза превышает коэффициент, рекомендованный в распоряжении №301-РВ от 20.08.2020, и это приводит к существенной ошибке при оценке нормируемого количества накапливаемых и вывозимых отходов на комплексы по переработке отходов.
Используя данные табл. 9 – вычислим фактический коэффициент уплотнения ТКО на территории кластера в разрезе городских округов, Результаты расчета представлены в табл. 14.
Таблица 14
Фактический коэффициент уплотнения для городских округов рассматриваемого кластера на 2023 год
Г.О. | Данные Тер. схемы МО, т | Фактически вывезенный объем, м3 | Коэффициент уплотнения отходов |
Д1 | 26 690 | 153 592 | 5,75 |
Д2 | 90 128 | 964 647 | 10,70 |
З | 21 357 | 141 620 | 6,63 |
К1 | 33 117 | 269 730 | 8,14 |
К2 | 122 216 | 878 393 | 7,19 |
К3 | 24 371 | 274 442 | 11,26 |
Л1 | 99 068 | 1 174 099 | 11,85 |
Л2 | 38 667 | 237 729 | 6,15 |
Л3 | 33 833 | 176 794 | 5,23 |
С1 | 15 971 | 114 078 | 7,14 |
С2 | 74 519 | 504 927 | 6,78 |
Итого | 579 937 | 4 890 051 | 8,43 |
Составлено авторами
Основываясь на полученных данных (табл. 14), можно сделать вывод о фактическом коэффициенте уплотнения отходов. Пересмотр коэффициентов уплотнения, следует утвердить в действующей нормативно правовой базе, а именно в Распоряжении №301-РВ от 20.08.2020, а также в территориальной схеме московской области на ежегодной основе в соответствии с фактическими данными за прошедший год.
Утверждение данного коэффициента, а также принципа расчета, основанного на ежегодной актуализации, в перспективе, позволит корректнее планировать проектные мощности объектов обработки и утилизации отходов на территории РФ, что как следствие скажется на эффективности работы системы обращения с отходами, во всех рассматриваемых регионах.
Выводы
Проведенный в работе анализ фактических данных по объемам образования ТКО на территории одного из кластеров Московской области , их состава и мест образования – показал, что основное влияния на сверхнормативное образование отходов, оказывает отсутствие учета ряда факторов в нормативе образования ТКО. Факторами, влияющими на сверхнормативное образование, являются: отсутствие учета фактора сезонности, отсутствие учета образованных отходов в индивидуальном жилом секторе вне жилых помещений, а также неточно определенная плотность отходов при переводе из массовых единиц в объемные и наоборот.
Данные факторы оказывают негативное воздействие на эффективность работы региональных операторов, в частности, и всей системы обращения с отходами в совокупности. Важно отметить, что все эти факторы так же пагубно влияют на проектирование объектов обращения с отходами, такими как мусороперегрузочные станции (МПС), комплексов по переработке отходов (КПО) и иных объектов обработки и утилизации отходов в отдельно взятом регионе.
Благодаря проведенным в работе расчетам, была предложена оптимизированная методика расчета коэффициента сезонности и коэффициента уплотнения в нормативах накопления, а также подтвержден тезис о образовании отходов вне жилых помещения на территории ИЖС. Важно отметить, что для каждого городского округа данные коэффициенты должен устанавливаться отдельно, в независимости от общих показателей по кластеру.
Литература
- Федеральный закон №89 “Об отходах производства и потребления” от 24.06.1998.
- Распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области №431-РВ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области» от 20.09.2021 года.
- Распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области №735-PB «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории Московской области» от 20.12.2019.
- Распоряжение от 18.09.2020 № 337-РВ «О внесении изменений в распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области №735-РВ «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории Московской области» от 20.12.2019.
- Распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области №202-РВ «О внесении изменений в некоторые распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» от 13.05.2021.
- Постановление Правительства РФ от 26 августа 2023 г. № 1390 “О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, внесении изменений в Правила направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”
- Распоряжение №301-РВ «Об утверждении коэффициента плотности твердых коммунальных отходов на территории Московской области» от 20.08.2020.
- Приказ Минприроды России №1028 “Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами” от 08.12.2020. (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 №61782).
M. I. Spirin1M. D. Kharlamov2 | Analysis and approaches to Optimization of the Methodology for Determining the standard for the Formation of Solid Municipal Waste (on the example of the Moscow Region) |
1 P. Lumumba Peoples’ Friendship University of Russia, Moscowe-mail: 1142220082@pfur.ru,2 P. Lumumba Peoples’ Friendship University of Russia, Moscowe-mail: kharlamova-md@rudn.ru |
Abstract. The article deals with the problem of low economic efficiency of one of the regional operators for solid municipal waste management in the territory of Moscow region and the reasons for under-receipt of profit. The existing system of used norms of solid waste accumulation and incorrectness in their calculation is analysed. The paper presents actual data on waste accumulation on the territory of one of seven zones (clusters) of the Moscow region. Problem places affecting the efficiency of the waste management system are identified and analysed, namely: seasonal correlations and patterns of solid municipal waste accumulation, inaccuracy in the calculation of the waste compaction factor. The dependence of waste accumulation on the type of housing stock is revealed. Methodological proposals for solving the existing problems in the calculation of solid municipal waste accumulation norms are given.
Keywords: solid municipal waste, waste generation norms, waste disposal, waste management system.
References
- Federal Law No. 89 “On Production and Consumption Waste” dated 24.06.1998. (in Russian)
- Order of the Municipal Housing and Communal Services of the Moscow Region No. 431-RV “On approval of the standards for the accumulation of municipal municipal waste in the Moscow Region” dated 20.09.2021. (in Russian)
- Order of the Municipal Housing and Communal Services of the Moscow Region No. 735-PB “On approval of the standards for the accumulation of organic municipal waste for individual residential areas in the Moscow Region” dated 20.12.2019. (in Russian)
- Order of 18.09.2020 No. 337-RV “On Amendments to Sections of Housing and Public Utilities of the Moscow Region No. 735-RV “On Approval of Standards for the Accumulation of Solid Municipal Waste for Designated Residential Areas in the Moscow Region” dated 20.12.2019. (in Russian)
- Order of the Ministry of Housing and Public Utilities of the Moscow Region No. 202-RV “On Amendments to Certain Orders of the Ministry of Housing and Public Utilities of the Moscow Region in the Sphere of Solid Municipal Waste Management” dated 13.05.2021. (in Russian)
- Resolution of the Russian Federation of August 26, 2023 No. 1390 “On the procedure for determining the standards for the collection of municipal solid waste, amending the Rules for sending to the constituent entities of the Russian Federation and consider the recommendations of the Russian environmental operator when approving or adjusting the regional program in the field of waste management, including municipal solid waste, as well as when establishing or adjusting the standards for the collection of municipal solid waste and recognizing as invalid certain acts of the leadership of the Russian Federation” (in Russian)
- Order No. 301-RV “On approval of the density coefficient of municipal solid waste in the Moscow region” dated 08/20/2020. (in Russian)
- Order of the Ministry of Natural Resources of Russia No. 1028 “On approval of the Procedure for accounting in the field of waste management” dated 12/08/2020. (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 12/24/2020 No. 61782). (in Russian)
Поступила в редакцию 30.08.2024 г.