Геополитика и экогеодинамика регионов
Том 9 (19). Вып. 2. 2023 г. С. 33–41.
УДК 331.5
Н. И. Резникова1 И. В. Цыганкова2
Институт социального страхования как базовый институт социальной защиты населения – основное условие воспроизводства рабочей силы
- ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь
e-mail: os@crimea.com
- Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Санкт-Петербург
е-mail: icygankova@list.ru
Аннотация. Исследованию проблем, связанных с поиском наиболее оптимальных и эффективных моделей построения системы социальной защиты посвящено значительное количество трудов зарубежных и отечественных теоретиков.
Модель социального государства неизменно достигла своего доминирования в большинстве развитых стран, как фундаментальная составляющая социальной рыночной экономики, лежащей в основе их экономического развития.
Поэтому содержательные характеристики сути социальной защиты и определяют характер и принципы организации основных ее институтов. Система социальной защиты является базовой и одновременно одной из важнейших, противоречивых и сложных систем социальных гарантий, касающейся жизненно важных обязательств государства перед нетрудоспособным населением России, составляющим свыше одной трети жителей страны.
В статье дан анализ моделей социально ориентированной экономики. Представлена структура институтов и механизмов реализации системы социальной защиты России, на основе функций системы социальной защиты. Исходя из опыта отечественных и зарубежных исследований, авторами выделены наиболее существенные характеристики, составляющие социальную защиту и социальные гарантии населения. Все выше перечисленное является как основой воспроизводства рабочей силы.
Ключевые слова: социальное страхование, социальное обеспечение, социальные гарантии, воспроизводство рабочей силы.
.
Введение
Мировая и отечественная практики, а также теоретические исследования доказывают, что социальное страхование до сих пор является безальтернативной доминирующей формой социальной защиты населения, инструментом реализации которой являются именно услуги, в той или иной форме предоставляемые населению государственными внебюджетными фондами.
Сегодня институт социального страхования охватывает практически все стадии воспроизводственного процесса – производство, распределение (перераспределение), обмен и потребление – являя собой крупнейший источник приращения валового национального продукта, формирования совокупного спроса и основного условия воспроизводства рабочей силы. Иначе говоря, воспроизводственная функция социального страхования приобретает все более значимый характер для целей реализации расширенного воспроизводства. При этом инструментами реализации воспроизводственной функции системы социального страхования являются государственные фонды социального страхования – пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования, формирующиеся как часть национального дохода, концентрируемого в государственных внебюджетных фондах.
Анализ структуры, институтов, механизмов и моделей реализации, источников финансирования системы социальной защиты в различных странах представленные в работах А. В. Бабошкина [1], Э.Я. Вафина [2], Х. Ламперта [3], Людвиг фон Мизес [4], В.Д. Роика [7], и др. позволяет глубже понять специфику реализации социальной защиты, а также выявить приоритеты в механизмах организации социальной защиты в социально ориентированных экономиках различных стран.
Материалы и методы
Использованные материалы включают информацию, содержащуюся в законодательных, нормативно-правовых актах РФ, исследованиях современных ученых, а также официальных источниках, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой проблематике.
Инструментально-методическую основу исследования обеспечили следующие общенаучные методы: метод обобщений; системный анализ (исследование процессов социальной защиты); сравнительно-аналитический (изучение и анализа социальной защиты); процессный (обеспечение единства направлений усилий государства по обеспечению социальных гарантий) и другие.
Результаты и обсуждение
Определение понятие «социальной защиты» рассматривается и как, совокупность институтов, и как деятельность государства, и как система гарантий, и как система мер, и как совокупность мероприятий [2, С. 162].
Целью Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» является повышение уровня социального обеспечения граждан – получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости [5].
В связи с чем, представляется возможным классифицировать общепринятые модели государственной социально ориентированной экономики, которые представлены на рисунке 1.
Модель социального государства неизменно достигла своего доминирования в большинстве развитых стран, как фундаментальная составляющая социальной рыночной экономики, лежащей в основе их экономического развития.
Однако следует признать, что разнообразие моделей социально ориентированной экономики и точек зрения дефиниции «социальной защиты» свидетельствуют о том, что процесс исследования моделей еще очень далек от завершения [2, С. 161].
Рис. 1. Основные модели государственной социально ориентированной экономики Составлено автором по [1, 3]
Как показывает анализ представленной выше классификации основных моделей государственной социально ориентированной экономики, где основной целью которых является социальная защита населения, везде с разной степенью активности используется механизм социального страхования.
Анализируя представленную классификацию необходимо отметить, что она является в определенной степени условной, так как зависит от конкретных условий и стадии развития каждой страны. При этом классификация Россия не представлена, однако, в современных условиях развития социальных процессов наиболее адекватной является скандинавская модель социально ориентированной экономики.
Отечественная модель социального страхования в значительной степени отличается от международных норм и зарубежных аналогов. Основная причина этих отличий наследуема практикой социальной защиты советского периода, в которой абсолютно доминировали солидарные принципы и инструменты перераспределения.
В официальных нормативных правовых актах Российской Федерации определение понятия «социальная защита», как таковая, вообще отсутствует. Его можно встретить лишь в отношении конкретных категорий граждан, либо в качестве набора перечислений конкретных мер, разбросанных по различным правовым актам. Так, согласно Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [8].
Использование специфических инструментов социальной защиты в ранге национального приоритета являются государственные или негосударственные институты социального страхования.
К специфическим характеристикам обязательного социального страхования советского периода нужно отнести, прежде всего, абсолютное доминирование
государственного бюджета в финансировании системы, бесплатное здравоохранение, дотационный характер системы пенсионного обеспечения, широкая практика предоставления денежных дотаций, услуг и товаров в натуральном выражении (бесплатное предоставление жилья, различных ссуд на строительство жилья и многое другое), государственное регулирование цен на товары и услуги массового спроса.
Социальную защиту необходимо определять, прежде всего, как приоритетную политику государства, реализуемую посредством институтов, законов, организационно-экономических механизмов и инструментов, призванных, с одной стороны, обеспечивать концентрацию целевых финансовых ресурсов в специализированных фондах, с другой стороны, обеспечивать через систему государственных услуг реализацию конституционных прав граждан и их семей, подвергшихся негативному воздействию социально значимых рисков.
В отечественном законодательстве в соответствие в Федеральным законом №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [9] – «Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам» [9]. Как видим, законодатель отводит социальному страхования доминирующую роль в государственной системе социальной защиты населения.
Так, в основе формирования и развития института социального страхования В.Д. Роик видит социальный риск, который «представляет собой вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или иного трудового дохода по объективным, социально значимым причинам…..» [7, С. 8].
Это определение позволяет вычленить и основные функции, выполняемые системой социальной защиты, к которым необходимо отнести следующие укрупненные группы функций, которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Укрупненная функциональная структура системы социальной защиты Составлено автором по [7]
Главным преимуществом института социального страхования является поддержка государства.
Для государства система социального страхования является базовым инструментом реализации своей социальной политики, в котором в равной степени заинтересованы как работодатели, так и работники, потому что страховые фонды формируются за счет средств, зарабатываемых непосредственно самими работниками посредством системы налогообложения или обязательных страховых взносов.
Исходя из логики, проводимого исследования функции системы социальной защиты в социально ориентированных экономиках формируют и ее институциональную структуру. Широко применяемая структура институтов системы социальной защиты в России представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Структура институтов и механизмов реализации системы социальной защиты России Составлено автором по [7]
При этом необходимо учитывать тот факт, что в институциональной системе социальной защиты главным механизмом реализации ее функций является государственная система услуг, обеспечивающая не только реализацию функций институтов социальной защиты, но и обеспечение конституционных прав граждан, как главной проблемно-ориентированной установкой этих институтов.
К важнейшим предпосылкам возникновения социального страхования относятся:
– рост численности наемных работников; – рост численности престарелых граждан;
– ослабление значимости семьи и корпоративных структур, как источников материального поддержания жизнеспособности престарелых граждан;
– возрастающая цифровая, технологическая вооруженность труда, приводящая к сокращению доли ручного труда и росту производительности и
интенсивности труда, с одной стороны. Одновременно ведет к росту профессиональных заболеваний, травматизму и преждевременной потере трудоспособности.
На сегодняшний день, институт социального страхования, являет собой основное условие воспроизводства рабочей силы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 года № 431-р утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года.
Основными целями указанной концепции являются повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки гражданам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также повышение эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на реализацию указанных мер.
По оценке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, такая система позволит охватить указанными мерами поддержки около 10 миллионов человек, общий объем расходов на ее финансирование составит около 1,2 трлн рублей ежегодно.
Эффективным способом реализации мер социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, признано оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2021 году было заключено 282 тыс. социальных контрактов, которыми охвачены 981 тысяча граждан. У 52,5 % граждан, заключивших социальный контракт, зафиксирован рост доходов, при этом 22,5 % граждан преодолели границу бедности.
Выводы
Вместе с тем, происходящие в современной политической и экономической жизни России изменения дают все основания для того, чтобы интегрировать нашу страну в передовые модели социальной защиты, учитывающие при этом всю специфику отечественного пути социального развития, сохраняя при этом критериальные принципы организации социальной защиты.
Обоснование того, что институт социального страхования, включая пенсионное, медицинское и непосредственно социальное страхование необходимо рассматривать как базовый институт социальной защиты населения, который основывается на сочетании рыночных страховых принципов и механизмов с социальной направленностью их деятельности, что позволило создать институт социального страхования, который сегодня занимает доминирующее место в структуре институтов социальной защиты населения практически во всех развитых странах мира. При этом именно степень доминирования рыночных механизмов или государственного регулирования всецело определяет конкретные формы социального страхования, в том числе и систему пенсионного обеспечения, базирующуюся на принципах социального страхования и реализуемую через механизм государственной системы услуг.
Таким образом, институт социального страхования вполне обоснованно можно рассматривать как доминирующий институт в системе социальной защиты социально ориентированной рыночной экономики. Это связано, прежде всего, с тем, что в рамках института социального страхования на практике
реализуются базовые постулаты социальной рыночной экономики, заключающиеся в сосуществовании рыночных механизмов и государственного регулирования. При этом именно степень доминирования рыночных механизмов
или государственного регулирования всецело определяет конкретные формы социального страхования, в том числе и систему пенсионного обеспечения, базирующуюся на принципах социального страхования.
Литература
- Бабошкин А. В. Социально-экономические проблемы долгосрочного прогнозирования развития пенсионной системы РФ // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2006. №4. С.257–259.
- Вафин Э. Я. Концептуальный анализ подходов к исследованию принципов организации системы социальной защиты населения // Экономика и предпринимательство. 2017. №12 (ч.1). С. 160–163.
- Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. Москва: Дело, 1994. 640 с.
- Мизес, Людвиг фон Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. Москва: Экономика, 2000. 876 с.
- Постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № 1540 Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс]: Режим доступа. https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/2.
- Приказ Минтруда России № 228 от 9 апреля 2021 г. «Об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»» [Электронный ресурс]: Режим доступа. https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1858.
- Роик В. Д. К формированию в стране современного института обязательного пенсионного страхования // Российский экономический журнал. ]2009. ] №1-2.
- Федеральный закон от 15 ноября 1995 № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Режим доступа. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/.
- Федеральный закон “Об основах обязательного социального страхования” от 16.07.1999 N 165-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]: Режим доступа. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4059/
N. I. Reznikova1 I. V. Tsygankova 2
The Institute of Social Insurance as a basic institution of social protection of the population is the main condition for the reproduction of the labor force
1 V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
e-mail: os@crimea.com
2 North-Western Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg
е-mail: icygankova@list.ru е-mail: icygankova@list.ru
Abstract. The study of problems associated with the search for the most optimal and effective models of building a system of social protection is devoted to a significant number of works of foreign and domestic theorists. The model of the welfare state has invariably achieved its dominance in most developed countries as a fundamental component of the social market economy underlying their economic development. Therefore, the content characteristics of the essence of social protection determine the nature and principles of organization of its main institutions. The social protection system is the basic and at the same time one of the most important, controversial and complex systems of social guarantees relating to the vital obligations of the state to the disabled population of Russia, which makes up more than one third of the country’s inhabitants. The article analyzes the models of socially oriented economy. The structure of institutions and mechanisms for the implementation of the social protection system in Russia is presented, based on the functions of the social protection system. Based on the experience of domestic and foreign studies, the authors have identified the most significant characteristics that make up social protection and social guarantees for the population. All of the above is the basis for the reproduction of the labor force.
Key words: social insurance, social security, social guarantees, reproduction of the labor force.
References
1. Baboshkin A. V. Social’no-ekonomicheskie problemy dolgosrochnogo prognozirovaniya razvitiya pensionnoj sistemy RF // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. 2006. №4. S.257–259. (in Russian)
2. Vafin E. YA. Konceptual’nyj analiz podhodov k issledovaniyu principov organizacii sistemy social’noj zashchity naseleniya // Ekonomika i predprinimatel’stvo. 2017. №12 (ch.1). S. 160–163. (in Russian)
3. Lampert, H. Social’naya rynochnaya ekonomika. Germanskij put’. Moskva: Delo, 1994. 640 s. (in Russian)
4. Mizes, Lyudvig fon CHelovecheskaya deyatel’nost’. Traktat po ekonomicheskoj teorii. Moskva: Ekonomika, 2000. 876 s. (in Russian)
5. Postanovleniya Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 1 sentyabrya 2022 g. № 1540 Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Social’naya podderzhka grazhdan» URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/2.
6. Prikaz Mintruda Rossii № 228 ot 9 aprelya 2021 g. «Ob utverzhdenii detal’nogo plana-grafika realizacii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Social’naya podderzhka grazhdan» na 2021 god i na planovyj period 2022 i 2023 godov»» URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1858 . (in Russian)
7. Roik, V.D. K formirovaniyu v strane sovremennogo instituta obyazatel’nogo pensionnogo strahovaniya / V.D. Roik // Rossijskij ekonomicheskij zhurnal. 2009. – №1-2. (in Russian)
8. Federal’nyj zakon ot 15 noyabrya 1995 № 181-FZ «O social’noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/. (in Russian)
9. Federal’nyj zakon “Ob osnovah obyazatel’nogo social’nogo strahovaniya” ot 16.07.1999 N 165-FZ (poslednyaya redakciya) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4059/. (in Russian)
Поступила в редакцию 13.03.2023г.