ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС

27.12.2024 | by gudilin gudilin |
УДК 339.56
В. В. Побирченко1

Е. А. Шутаева2

Приоритеты развития внешней торговли товарами государств-членов ЕАЭС
1 ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферопольe-mail: viktoriya_crimea@list.ru 2 ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь

e-mail: shutaeva2003@mail.ru

Аннотация. В статье, на основе анализа данных официальной статистики, представлена товарная и географическая структура внешней торговли товарами государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Выделены основные товарные группы, составляющие ядро взаимной торговли, и обоснована необходимость диверсификации товарной структуры экспорта и импорта. Показано, что в настоящий момент географическая структура внешней торговли государств-членов ЕАЭС имеет внешне-ориентированный характер, с акцентом на сотрудничество с дружественными странами-партнерами, такими как Китай, Египет, Таджикистан, Турция, Индия, Узбекистан, Бразилия и Монголия. Отмечен тренд на углубление взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС. Сделан вывод о том, что развитие внешней торговли государств-членов ЕАЭС направлено на создание более интегрированного, конкурентоспособного и диверсифицированного экономического пространства. Авторами обозначены приоритеты во внешней торговле товарами государств-членов ЕАЭС, которые включают как внутренние меры по гармонизации и улучшению инфраструктуры, так и внешние инициативы по расширению торговых связей и поддержке экспортеров. Показано, что для достижения этих целей необходимы скоординированные усилия на национальном и наднациональном уровнях, а также адаптация к глобальным экономическим изменениям и вызовам.

Ключевые слова: внешняя торговля, евразийский экономический союз (ЕАЭС), интеграция, диверсификация, цифровизация внешнеэкономической деятельности.

Введение

В текущем столетии уровень экономического, социального, информационного взаимодействия отдельных стран настолько велик, что торговое взаимодействие достигло почти абсолютных значений, что в конечном итоге свидетельствует о глобализации мировой торговли. При этом именно мировая торговля ускорила процесс интернационализации факторов производства, способствуя региональной экономической интеграции стран и их регионов.

Формирование региональных интеграционных объединений создаёт предпосылки для достижения устойчивых темпов развития стран-участниц, динамичного роста взаимной торговли в виде расширения рыночного пространства, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов через увеличение масштабов производства. Взаимовыгодное партнерство между государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обусловлено исторической общностью связей, комплексом геоэкономических и геополитических факторов, схожим вектором экономического развития.

Глубокая интеграция государств-членов ЕАЭС представляет собой невиданную ранее возможность для увеличения объемов торговли, расширения рынков сбыта, повышения конкурентоспособности продукции и укрепления позиций стран союза на мировой арене. Дальнейшее развитие и расширение экономического сотрудничества государств-членов ЕАЭС обеспечит всестороннюю модернизацию, повышение конкурентоспособности национальных экономик и создаст условия для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Вопросы развития экономического и торгового сотрудничества стран в условиях расширяющегося интеграционного взаимодействия, в том числе в рамках ЕАЭС, исследуются в работах таких авторов, как: И.А. Аксенов [1], С.Ю. Глазьев [6], Н.Ю. Сопилко, О.Ю. Мясникова, Т.Е. Мигалева, Г.В. Подбиралина [18]. Г.О. Халова и О. Халов [20] и др.

Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных вопросам развития международной торговли как основной формы международных экономических отношений в рамках интеграционных объединений, остается достаточно актуальной тема изучения структурных приоритетов и перспектив развития внешней торговли товарами отдельных интеграций в современных условиях.

Цель исследования – анализ современного состояния внешней торговли товарами государств-членов ЕАЭС, выявление перспективных направлений внешнеторгового сотрудничества в условиях активизации интеграционного взаимодействия.

Материалы и методы

Исследование осуществлялось с использованием разнообразных методов научного познания – общенаучные (анализа и синтеза, восхождения от частного к общему, индукции и дедукции, системный, диалектический и др.), и специальные (формально-логический, структурно-логический, систематизации, статистический и другие). Комбинирование методов исследования позволило получить наиболее полное и всестороннее представление о современном состоянии внешнеторговой деятельности государств-членов ЕАЭС, выявить проблемы, наметить перспективы.

Информационную базу исследования составили фундаментальные положения теории мировой экономики и международных экономических отношений, публикации отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовые документы портала ЕАЭС, статистические данные, аналитические отчёты и обзоры Евразийской экономической комиссии и др.

Дальнейшее изучение данной темы актуально для Российской Федерации, т.к. развитие взаимовыгодных торгово-экономических отношений с государствами-членами ЕАЭС является исключительно важным фактором развития её экономики, содействует укреплению позиций страны в системе мирохозяйственных связей.

Результаты и обсуждение

Внешняя торговля является одним из основных факторов интеграции национальных экономик в мировой воспроизводственный процесс, приобретающий глобальные масштабы. Внешняя торговля способствует экономическому развитию отдельных регионов, стран в целом, также способствует расширению и углублению специализации и концентрации производства, и в конечном итоге, интеграции стран в систему мирохозяйственных связей.

Внешняя торговля играет ключевую роль в экономическом развитии и государств-членов Евразийского экономического союза [13]. Созданный для укрепления экономических связей между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией, ЕАЭС стремится к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. При этом важнейшим аспектом остается развитие внешней торговли, которая способна существенно влиять на экономическое благосостояние и конкурентоспособность союзных государств на мировом рынке.

Состояние внешнеторговых связей – один из важнейших показателей развития интеграционных процессов на территории Евразийского экономического союза. Масштабы и структура свободного обмена товарами, производимыми его участниками, свидетельствуют об интенсивности внешних экономических отношений. Интеграция в рамках Евразийского экономического союза в разы увеличила потенциал экономического развития и создала благоприятные перспективы для торгово-экономического сотрудничества с другими странами и региональными экономическими и интеграционными объединениями.

Несмотря на наличие единой товарной номенклатуры, проведение единой таможенной политики и мер, нацеленных на создание единого экономического пространства, между странами-членами ЕАЭС, существуют множественные торговые барьеры, препятствующие экономической интеграции и перемещению товаров, услуг, капитала, и движению рабочей силы. К основным причинам возникновения препятствий на внутреннем рынке относятся конкурентная борьба на внутреннем рынке ЕАЭС и стремление защитить национальных производителей, а также недостаточный уровень согласованности действий государств-членов [16] и др. По данным на 28 февраля 2024 г., на внутреннем рынке ЕАЭС зафиксировано 83 устраненных препятствия и 36 действующих препятствий (1 барьер и 35 ограничений) [8; 9]. «Более того, как утверждает Л.Б. Вардомский, экономические противоречия стран-участниц обусловлены необходимостью поддержки своих производителей, несовпадающими интересами в вопросах защиты общего рынка, неодинаковым режимом налогообложения, разным пониманием сути общего рынка и принципов ценообразования на нем» [10].

Анализируя структуру и долю государств-членов ЕАЭС в торговле внешней и внутриинтеграционной, можно сделать однозначный вывод о том, что торговля большинства стран интеграционного объединения, и как следствие всего ЕАЭС, имеет внешне-ориентированный характер, то есть в общей структуре объема внешней торговли преобладает ориентация на торговлю со странами вне ЕАЭС, удельный вес торговли ЕАЭС со странами вне ЕАЭС составляет более 88% (Рис.  1).

Рис. 1. Удельный вес внешней торговли государств – членов ЕАЭС, в среднем 2017 – 2022 гг.

Составлено авторами на основе [11; 19]

Как наглядно видно из рис. 1 удельный вес торговли России со странами вне ЕАЭС в общем объеме внешней торговли составляет в среднем 93,6%, в то время как на взаимную торговлю приходится всего около 6,4%.

Касательно торговли между странами-членами ЕАЭС, тренд на углубление внутриинтеграционной торговли усиливается с 2021 года [11]. Наблюдается увеличение как стоимостных, так и физических объемов взаимной торговли государств-членов ЕАЭС, что стало следствием не только низкой базы 2020 г., но и оживления деловой активности, о чем свидетельствует положительная динамика индекса физического объема взаимной торговли к уровню «доковидного» 2019 года.

Увеличение взаимной торговли наблюдаются в большинстве государств-членов. Высокие темпы прироста экспорта в ЕАЭС зафиксированы в 2023 году в Армении (87,0%), Казахстане (11,8%). Стоимостной объем экспорта товаров из Кыргызстана в другие государства-члены вырос на 3,5%, что также является значимым положительным результатом [16].

Географическая структура внешней торговли государств-членов ЕАЭС с каждым годом видоизменяется. На это влияет геополитическая, экономическая и торговая ситуация в мире. До 2022 года на внешнем рынке ключевыми торгово-экономическими партнерами ЕАЭС являлись страны Европейского союза, АТЭС, а также Китай.

В экспорте товаров ЕАЭС удельный вес Китая в 2022 году составил 13,3 %, а стран Азии в целом – 34,0 % [5]. Существенно выросли поставки в 2022 году Турцию (с 5,1% в 2021 году до 8,2%), Индию (с 1,9% в 2021 году до 4,6 %, соответственно). Импортные поставки направлялись преимущественно из Европейского союза (27,6 %) [12]. В целом европейские страны обеспечили в 2022 году 32,4% импорта государств – членов ЕАЭС, в то время как азиатские страны – 39,4 %. Удельный вес Китая в импорте ЕАЭС составил 22,3% [7].

После 2022 года, географическая структура внешней торговли ЕАЭС кардинально меняется, становится больше нацелена на сотрудничество с торговыми партнерами по ЕАЭС, а также с дружественными странами-партнерами (Китай, Египет, Таджикистан, Турция, Индия, Узбекистан, Бразилия, Монголия). Доля Китая во внешнеторговом обороте ЕАЭС заметно выросла, как по статьям экспорта, так и по статьям импорта и составила в 2023 году более 23% [19].

Такие изменения сигнализируют о более плотном интеграционном взаимодействии ЕАЭС-Китай, в большей степени Россия-Китай, а также открывает новые возможности для экономического роста и товарные рынки как для Китая, так и для стран-членов ЕАЭС в Китае.

в долгосрочной перспективе географическая структура внешней торговли [14] будет изменяться в соответствии с: 1) геополитической обстановкой в мире; 2) динамикой экономического развития стран в различных регионах мира; 3) изменением товарной структуры российского внешнеторгового оборота – снижением доли минеральных продуктов в экспорте и увеличением инвестиционного импорта; 4) модернизацией транспортной инфраструктуры в России, в первую очередь в восточной части страны, и граничащих странах, а также диверсификацией направлений транспортных потоков; 5) модернизацией производственной базы в России и соседствующих странах; 6) процессами преференциальных экономических отношений с основными странами – торговыми партнерами; 7) увеличением российского спроса на инвестиционную и более качественную потребительскую продукцию; 8) освоением новых рынков, а также рынков, на которых российская продукция остается представленной в недостаточной мере (прежде всего, рынков стран Азии, а также Африки и Латинской Америки) и др.

Колоссальное влияние на географическую структуру внешней торговли оказывает также расширение и развитие Единого экономического пространства, в том числе способствует дальнейшему расширению экономического сотрудничества государств – членов за счет качественно новых условий для ведения бизнеса – устранения барьеров и ограничений на пути движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Основными укрупненными товарными группами во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС являются следующие: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; древесина и целлюлознобумажные изделия; текстиль, текстильные изделия и обувь; металлы и изделия из них (Рис. 2). Значительная часть экспорта государств-членов ЕАЭС основана на сырьевых товарах и продукции с низкой добавленной стоимостью, что делает экономики стран уязвимой к колебаниям мировых цен на сырьевые товары и позволяет нам сделать вывод о необходимости диверсификации товарной структуры взаимной торговли государств-членов ЕАЭС.

Рис. 2. Товарная структура взаимной торговли государств – членов ЕАЭС, 2023 год, млрд долл. США

Составлено авторами на основе [19]

Например, резкое снижение цен на металлы может значительно сократить экспортные доходы стран ЕАЭС. Кроме того, преобладание товаров с низкой добавленной стоимостью в экспорте ограничивает потенциал экономического роста и доходов государств-членов. Включение в экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью, таких как готовая продукция и высокотехнологичные товары, может значительно увеличить доходы от внешней торговли. Текущая структура экспорта также ограничивает возможности для инновационного развития и технологического прогресса. Диверсификация экспорта в сторону высокотехнологичной продукции и услуг стимулирует научные исследования и разработки, повышает конкурентоспособность на мировом рынке.

Развитие экспорта продуктов с высокой добавленной стоимостью снижает зависимость от сырьевого сектора. Например, Казахстан активно работает над развитием экспортного потенциала в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Развитие экспорта продуктов с высокой добавленной стоимостью, таких как обработанное зерно и мясные изделия, снижает зависимость от сырьевого сектора. Россия стремится к диверсификации экспорта в области информационных технологий и программного обеспечения. Экспорт ИТ-услуг и программного обеспечения растет [20], предоставляя стране новые источники дохода и уменьшая зависимость от экспорта нефти и газа. Беларусь активно развивает химическую промышленность и производство удобрений, что позволяет расширить ассортимент экспортируемых товаров. Экспорт готовой химической продукции и удобрений способствует увеличению доходов от внешней торговли.

Таким образом, диверсификация внешней торговли является важным стратегическим направлением для государств-членов ЕАЭС. Это позволит уменьшить экономическую уязвимость, стимулировать инновационное развитие и обеспечить устойчивый экономический рост в условиях глобальных вызовов и изменений.

Для стимулирования участия малого и среднего бизнеса (МСБ) во внешней торговле государств-членов ЕАЭС создаются благоприятные условия и поддерживается развитие их экспортного потенциала. Важным элементом этой стратегии является предоставление доступа к информации о зарубежных рынках, обучение и консультации по вопросам экспортной деятельности. В рамках программы поддержки МСБ организуются специализированные семинары и тренинги, направленные на повышение компетенций предпринимателей в области международной торговли. Например, в 2023 году в Казахстане были проведены многочисленные обучающие мероприятия для представителей малого и среднего бизнеса, где рассматривались вопросы сертификации продукции, логистики и таможенного оформления.

Кроме того, правительствами стран ЕАЭС активно создаются экспортные инкубаторы и центры поддержки экспорта, которые оказывают всестороннюю помощь МСБ в выходе на международные рынки. В России, например, действует Российский экспортный центр [17], который предлагает широкий спектр услуг по поддержке экспорта, включая финансовую поддержку, страхование экспортных рисков и продвижение продукции на зарубежных выставках.

Снижение административных барьеров и упрощение процедур получения экспортных лицензий также играет ключевую роль. В Беларуси, например, введены упрощенные процедуры для регистрации экспортных контрактов и получения соответствующих разрешений, что значительно ускоряет процесс выхода продукции на внешние рынки.

Дополнительно, страны ЕАЭС разрабатывают и внедряют различные финансовые инструменты для поддержки экспортеров. Это включает в себя субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам, предоставление грантов на развитие экспортной деятельности и компенсацию затрат на участие в международных выставках. Например, в Армении действует программа субсидирования процентных ставок по кредитам для экспортеров, что позволяет малым и средним предприятиям получить доступ к более дешевому финансированию для реализации своих экспортных проектов.

Таким образом, создавая благоприятные условия и оказывая всестороннюю поддержку, государства-члены ЕАЭС активно способствуют развитию экспортного потенциала малого и среднего бизнеса, что в свою очередь способствует укреплению их позиций на международных рынках и увеличению объемов внешней торговли.

Еще одним важным аспектом является улучшение торговой инфраструктуры и логистических маршрутов. Эффективная транспортная и логистическая инфраструктура является основой успешной внешней торговли. В этой области государства-члены ЕАЭС стремятся к модернизации транспортных коридоров, развитию международных транспортных маршрутов и упрощению таможенных процедур. Например, проекты по модернизации железнодорожных путей и созданию мультимодальных транспортных узлов в Беларуси и России способствуют увеличению товарооборота между странами и ускорению доставки товаров.

Важным элементом развития внешней торговли является также активное участие в международных торговых соглашениях и интеграционных процессах. Страны ЕАЭС стремятся к заключению соглашений о свободной торговле с ключевыми партнерами, что открывает новые рынки и снижает торговые барьеры.

В связи с необходимостью формирования новых каналов экспорта и импорта по широкой номенклатуре товаров выросла потребность в увеличении объёмов операций с действующими ключевыми торговыми партнёрами [1], которые не ввели санкции против государств-членов ЕАЭС, а также в выстраивании партнёрских отношений со странами, объёмы торговли с которыми были ранее невелики. Заключение и реализация торговых соглашений будет способствовать диверсификации торговых потоков (Рис. 3).

Рис. 3. Прирост/снижение импорта ЕАЭС из стран вне ЕАЭС в 2022 году (в % к 2021 году)

Составлено авторами на основании [4; 5]

Таким актуальным, в настоящее время, трендом развития для ЕАЭС является налаживание торговых отношений с Монголией. Монголия является не просто соседом, но и важным партнером для стран Евразийского Экономического союза. Согласно Распоряжению №18 от 11 сентября 2020 года «О формировании совместной исследовательской группы по изучению вопроса о целесообразности заключения соглашения о свободной торговле с Монголией», была сформирована специальная исследовательская группа (СИГ) по изучению вопроса о свободной торговле с Монголией. На настоящий момент проведено два заседания СИГ и ряд экспертных консультаций, что свидетельствует о том, что этот вопрос находится на повестке дня и активно обсуждается, а также предполагается, что до конца 2024 года этот вопрос будет полностью урегулирован.

Монголия является одним из приоритетных партнеров ЕАЭС, расширению торгово-экономических связей с которым придается особое значение. ЕАЭС и Монголия обладают широким спектром возможностей как для повышения уровней конкурентоспособности национальных промышленных производств, так и для углубления двусторонней торговли, а также улучшения условий доступа на рынки друг друга [15].

Согласно официальной статистике, за 2017-2021 годы объем торговли между ЕАЭС и Монголией вырос на 34%, до 1,96 млрд долл. США (Рис. 4).

Рис. 4. Объем торговли между государствами-членами ЕАЭС и Монголией

Составлено авторами на основе [3]

Экспорт из ЕАЭС в Монголию в 2023 году составил 2,47 млрд долл. США (Рисунок 5).

Рис. 5. Торговля ЕАЭС с Монголией, 2021 – 2023 гг.

Составлено авторами на основе [3]

Большая часть экспорта пришлась на Российскую Федерацию (2,39 млрд долл. США). Так же некоторая доля экспорта пришлась на Беларусь и Казахстан (0,03 млрд долл. США и 0,05 млрд долл. США, соответственно) (Рис. 6).

Рис. 6. Географическая структура экспорта государств-членов ЕАЭС в Монголию, 2023

Составлено авторами на основе [3]

Структура импорта странами ЕАЭС из Монголии обстоит немного иначе: больше всего импортирует Российская Федерация – на сумму 0,11 млрд долл. США. Затем Кыргызстан – 0,02 млрд долл. США, и Кыргызстан 0,01 млрд долл. США. Армения не импортирует в Монголию и ничего не экспортирует из нее (Рисунок 7)

Рис. 7. Географическая структура импорта из Монголии, 2023

Составлено авторами на основе [3]

Заключение торгового соглашения с Монголией будет способствовать расширению доступа ее товаров сельскохозяйственного назначения на общий рынок ЕАЭС, упрощению торговли, в том числе посредством снижения и устранения тарифных и нетарифных барьеров, а также наращиванию внешнеторгового оборота. Для государств-членов ЕАЭС будут открыты новые перспективы для экономического развития, созданы новые цепочки поставок, предоставлен доступ на новые рынки сбыта и производства продукции.

Наконец, неотъемлемой частью стратегии развития внешней торговли является цифровизация и внедрение современных технологий. В современных условиях глобализации и стремительного развития технологий, цифровизация становится ключевым фактором повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Электронная коммерция, автоматизация таможенных процедур и развитие цифровых платформ для торговли играют важную роль в этом процессе [21].

Электронная коммерция обеспечивает удобство и доступность торговых операций для компаний всех размеров. По данным Евразийской экономической комиссии, объем электронной коммерции в странах ЕАЭС увеличивается ежегодно на 15-20% [21]. Это свидетельствует о значительном потенциале этого направления.

Развитие цифровых платформ для торговли обеспечивает прозрачность и эффективность внешнеэкономической деятельности. Такие платформы позволяют участникам рынка обмениваться информацией в режиме реального времени, что ускоряет процессы заключения сделок и снижает транзакционные издержки. Инициатива по созданию цифровой платформы ЕАЭС для упрощения торговли и обмена данными между участниками рынка является значимым шагом в этом направлении. В 2023 году было запущено несколько пилотных проектов в рамках данной инициативы, которые показали свою эффективность и позволили сократить время на выполнение торговых операций на 20-25%.

Примером успешного применения цифровых технологий в торговле является единая система таможенного транзита, которая обеспечивает интеграцию транспортных и логистических услуг между государствами-членами. Создание единой системы транзита стало возможным благодаря введению единой транзитной декларации в электронной форме, применению единого порядка обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, а также распространению специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов из Союза и третьих стран. Кроме того, для установления единой системы транзита использованы электронные навигационные пломбы, которые позволяют отслеживать груз на всем протяжении его пути. В перспективе будет введено взаимное признание решений, принятых таможенными органами ЕАЭС, и результатов таможенного контроля.

Автоматизация таможенных процедур значительно ускоряет процессы прохождения таможенных формальностей и снижает вероятность ошибок и коррупции. Введение системы электронного декларирования позволило сократить время оформления грузов на таможне на 30-40% [2]. В Казахстане, например, внедрение электронных таможенных деклараций сократило среднее время таможенного оформления с 24 до 4 часов.

Таким образом, цифровизация и внедрение современных технологий являются важными элементами стратегии развития внешней торговли государств-членов ЕАЭС. Это способствует увеличению эффективности, прозрачности и конкурентоспособности внешнеэкономической деятельности, что в конечном итоге приводит к устойчивому экономическому росту и развитию.

Выводы

Приоритеты развития внешней торговли товарами государств-членов Евразийского экономического союза основаны на стратегических целях экономического роста, укрепления интеграции и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.

Одним из основных направлений является расширение экспортных возможностей, что включает увеличение ассортимента экспортируемых товаров и поддержку экспорта высокотехнологичной продукции и товаров с высокой добавленной стоимостью.

Глубокая экономическая интеграция предполагает снятие торговых барьеров внутри ЕАЭС и гармонизацию таможенных процедур и стандартов. Важным приоритетом также является диверсификация внешнеторговых связей через расширение географии внешней торговли и установление новых торговых отношений с партнерами вне ЕАЭС.

Для стимулирования участия малого и среднего бизнеса во внешней торговле государств-членов ЕАЭС создаются благоприятные условия и поддерживается развитие их экспортного потенциала.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры и улучшение условий для транзитных перевозок являются ключевыми аспектами инфраструктурного развития.

Неотъемлемой частью стратегии развития внешней торговли является цифровизация и внедрение современных технологий. Электронная коммерция, автоматизация таможенных процедур, развитие цифровых платформ для торговли — все это способствует увеличению эффективности и прозрачности внешнеэкономической деятельности. В этом контексте инициатива по созданию цифровой платформы ЕАЭС для упрощения торговли и обмена данными между участниками рынка является значимым шагом в направлении повышения конкурентоспособности союзных государств.

Гармонизация законодательства направлена на обеспечение единых норм и правил для участников внешнеэкономической деятельности и снижение административных барьеров. Активное участие в международных организациях и инициативах, таких как ВТО, и заключение двусторонних и многосторонних торговых соглашений также входят в число приоритетов.

Таким образом, развитие внешней торговли государств-членов ЕАЭС направлено на создание более интегрированного, конкурентоспособного и диверсифицированного экономического пространства. Приоритеты включают как внутренние меры по гармонизации и улучшению инфраструктуры, так и внешние инициативы по расширению торговых связей и поддержке экспортеров. Достижение этих целей требует скоординированных усилий на национальном и наднациональном уровнях, а также адаптации к глобальным экономическим изменениям и вызовам.

Литература

  1. Аксенов И. А. Проблемы и перспективы развития торговой политики ЕАЭС // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-torgovoy-politiki-eaes (дата обращения: 01.04.2024).
  2. В ЕАЭС создадут единую систему транзита с третьими странами. URL: https://trans.ru/news/v-eaes-sozdayut-edinuyu-sistemu-tranzita-s-tretimi-stranami (дата обращения: 01.04.2024).
  3. Внешняя торговля ЕАЭС с Монголией по итогам 2021 года // Евразийская экономическая комиссия URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/c89/EAES_Mongoliya.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
  4. Внешняя торговля с третьими странами за 2021 год // Евразийская экономическая комиссия URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/tradestat/tables/extra/2021.php (дата обращения: 01.04.2024).
  5. Внешняя торговля с третьими странами за 2022 год // Евразийская экономическая комиссия URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/tradestat/tables/extra/2022.php (дата обращения: 01.04.2024).
  6. Глазьев С. Ю О стратегических направлениях развития ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. №1. URL: https://www.eijournal.ru/jour/article/view/772?locale=ru_RU (дата обращения: 16.06.2024).
  7. Годовой доклад за 2022 год / Об итогах и перспективах социально-экономического развития государств-членов Евразийского экономического союза, и мерах предпринятыми государствами-членами в области макроэкономической политики // Евразийская экономическая комиссия URL: https://dev.eurasiancommission.org/upload/medialibrary/95c/Annual_report_2022.pdf?ysclid=lvy205vun4503522810 (дата обращения: 07.05.2024).
  8. Карта реестра барьеров // Портал общих информационных ресурсов и открытых данных ЕАЭС URL: https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/obstacle-barriers.aspx (дата обращения: 01.04.2024).
  9. Карта реестра ограничений // портал общих информационных ресурсов и открытых данных ЕАЭС URL: https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/obstacle-limitations.aspx (дата обращения: 01.04.2024)
  10. Миронова В. Н. Экономическая интеграция в аспекте развития взаимной торговли государств-членов ЕАЭС // Экономика. Налоги. Право. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-integratsiya-v-aspekte-razvitiya-vzaimnoy-torgovli-gosudarstv-chlenov-eaes (дата обращения: 16.06.2024).
  11. О взаимной торговле товарами Евразийского экономического союза // Аналитический обзор 21 марта 2022 г. // Евразийская экономическая комиссия URL: https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/tradestat/analytics/Analytics_I_202201.pdf (дата обращения: 01.04.2024).
  12. Об итогах внешней и взаимной торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза / Экспресс-информация от 15 марта 2022 г. // Евразийская экономическая комиссия URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/express/January2022.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
  13. Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года // Евразийская экономическая комиссия URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_makroec_pol/oner2030.php?ysclid=lvwb496qq6359346539 (дата обращения: 01.04.2024).
  14. Побирченко В. В. Конкурентные преимущества стран ЕАЭС во внешней торговле / Интеграционные процессы в современном геоэкономическом пространстве: материалы научно-практической конференции (28 октября 2021г., г. Симферополь). Симферополь: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. 2021. С. 231-235.
  15. Работа над временным торговым соглашением между ЕАЭС и Монголией может быть завершена до конца текущего года // Евразийская экономическая комиссия URL: https://eec.eaeunion.org/news/rabota-nad-vremennym-torgovym-soglasheniem-mezhdu-eaes-i-mongoliey-mozhet-byt-zavershena-do-kontsa-t/?sphrase_id=281638 (дата обращения: 15.05.2024).
  16. Решение Коллегии ЕЭК №41 «Об утверждении Методологии квалификации препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза и признания барьеров и ограничений устраненными» от 28.03.2023 № 41 // Правовой портал Евразийского экономического союза. 2023.
  17. Российский экспортный центр. URL: https://www.exportcenter.ru (дата обращения: 16.06.2024).
  18. Сопилко Н. Ю., Мясникова О. Ю., Мигалева Т. Е., Подбиралина Г. В. Преимущества и проблемы интеграции рынков товаров и услуг государств-членов ЕАЭС // Международная торговля и торговая политика. 2020. №3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-problemy-integratsii-rynkov-tovarov-i-uslug-gosudarstv-chlenov-eaes (дата обращения: 26.04.2024).
  19. Торговля товарами // Евразийская интеграция в цифрах URL: https://eaeu.economy.gov.ru/trade_in_goods (дата обращения: 01.04.2024).
  20. Халова Г. О., Халов О. Перспективы цифровизации экономики государств ЕАЭС // Инновации и инвестиции. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-tsifrovizatsii-ekonomiki-gosudarstv-eaes (дата обращения: 02.05.2024).
  21. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года, перспективы и рекомендации. Обзор. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/413921522436739705/pdf/EAEU-Overview-Full-RUS-Final.pdf (дата обращения: 02.05.2024).
V. V. Pobirchenko1E. A. Shutaieva2 Development Priorities of Foreign Trade in Goods of the EAEU
1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopole-mail: viktoriya_crimea@list.ru 2 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

e-mail: shutaeva2003@mail.ru

Abstract: Based on the analysis of official statistical data, the article presents the commodity and geographical structure of foreign trade in goods of the member states of the Eurasian Economic Union (EAEU). The main commodity groups forming the core of mutual trade are identified, and the necessity for diversifying the commodity structure of exports and imports is substantiated. It is shown that the current geographical structure of foreign trade of the EAEU member states has an outward-oriented nature, with an emphasis on cooperation with friendly partner countries such as China, Egypt, Tajikistan, Turkey, India, Uzbekistan, Brazil, and Mongolia. A trend towards deepening mutual trade among the EAEU member states is noted. It is concluded that the development of foreign trade of the EAEU member states is aimed at creating a more integrated, competitive, and diversified economic space. The authors outline the priorities in the foreign trade of goods of the EAEU member states, which include internal measures for harmonization and infrastructure improvement, as well as external initiatives for expanding trade ties and supporting exporters. It is shown that achieving these goals requires coordinated efforts at both national and supranational levels, as well as adaptation to global economic changes and challenges.

Keywords: foreign trade, Eurasian Economic Union (EAEU), integration, diversification, digitalization of foreign economic activity.

References

  1. Aksenov I. A. Problemy i perspektivy razvitiya torgovoy politiki YEAES // Vestnik BGU. Ekonomika i upravleniye. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-torgovoy-politiki-eaes (data obrashcheniya: 04.01.2024). (in Russian)
  2. YEAES sozdast yedinuyu tranzitnuyu sistemu s tret’imi stranami. URL: https://trans.ru/news/v-eaes-sozdayut-edinuyu-sistemu-tranzita-s-tretimi-stranami (data obrashcheniya: 04.01.2024). (in Russian)
  3. Vneshnyaya torgovlya YEAES s Mongoliyey po itogam 2021 goda // Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/c89/EAES_Mongoliya.pdf (data obrashcheniya: 15.05.2024). (in Russian)
  4. Vneshnyaya torgovlya s tret’imi stranami za 2021 god // Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya URL: https://eec.eaeunion.org/commission/department/dep_stat/tradestat/tables/extra/2021.php (data obrashcheniya: 04.01.2024). (in Russian)
  5. Vneshnyaya torgovlya s tret’imi stranami za 2022 god // Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya URL: https://eec.eaeunion.org/commission/department/dep_stat/tradestat/tables/extra/2022.php (data obrashcheniya: 04.01.2024). (in Russian)
  6. Glaz’yev S. Yu. O strategicheskikh napravleniyakh razvitiya YEAES // Integratsiya Yevrazii: ekonomika, pravo, politika. 2020. № 1. URL: https://www.eijournal.ru/jour/article/view/772?locale=ru_RU (data obrashcheniya: 16.06.2024). (in Russian)
  7. Godovoy doklad za 2022 god / Ob itogakh i perspektivakh sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya gosudarstv-chlenov Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i merakh, prinimayemykh gosudarstvami-chlenami v oblasti makroekonomicheskoy politiki // Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya URL: https:///dev.eurasiancommission.org/upload/medialibrary/95c/Annual_report_2022.pdf?ysclid=lvy205vun4503522810 (data obrashcheniya: 07.05.2024). (in Russian)
  8. Karta reyestra bar’yerov // Portal otkrytykh dannykh i obshchey informatsii YEAES. URL: https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/obstacle-barriers.aspx (data obrashcheniya: 01.04.2024). (in Russian)
  9. Karta reyestra ogranicheniy // Portal obshchey informatsii i resursov otkrytykh dannykh YEAES URL: https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/obstacle-limitations.aspx (data obrashcheniya: 04.01.2024). (in Russian)
  10. Mironova V. N. Ekonomicheskaya integratsiya v aspekte razvitiya vzaimnoy torgovli gosudarstv-chlenov YEAES // Ekonomika. Nalogi. Verno. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomichesky-integratsiya-v-aspekte-razvitiya-vzaimnoy-torgovli-gosudarstv-chlenov-eaes (data obrashcheniya: 16.06.2024). (in Russian)
  11. O vzaimnoy torgovle tovarami Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza // Analiticheskiy obzor 21 marta 2022 g. // Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya URL: https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/tradestat/analytics/ Analytics_I_202201.pdf (data obrashcheniya: 04.01.2024). (in Russian)
  12. Ob itogakh vneshney i vzaimnoy torgovli tovarami gosudarstv-chlenov Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza / Ekspress-informatsiya ot 15 marta 2022 goda // Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec /dep_stat/tradestat/analytics/Documents/express/January2022.pdf (data obrashcheniya: 15.05.2024). (in Russian)
  13. Osnovnyye napravleniya ekonomicheskogo razvitiya YEAES do 2030 goda // Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya URL: https://eec.eaeunion.org/commission/department/dep_makroec_pol/oner2030.php?ysclid=lvwb496qq6359346539 (data obrashcheniya: 01.04.2030). 2024). (in Russian)
  14. Pobirchenko V. V. Konkurentnyye preimushchestva stran YEAES vo vneshney torgovle / Integratsionnyye protsessy v sovremennom geoekonomicheskom prostranstve: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii (28 oktyabrya 2021 g., Simferopol’). Simferopol’: Krymskiy federal’nyy universitet imeni V.I. Vernadskiy. 2021. 231-235 s. (in Russian)
  15. Rabota nad vremennym torgovym soglasheniyem mezhdu YEAES i Mongoliyey mozhet byt’ zavershena do kontsa etogo goda // Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya URL: https://eec.eaeunion.org/news/rabota-nad-vremennym-torgovym -soglashheniem -mezhdu-eaes -i-mongoliey-mozhet-byt’-zavershena-do-kontsa-t/?sphrase_id=281638 (data obrashcheniya: 15.05.2024). (in Russian)
  16. Resheniye Soveta YEEK ot 28 marta 2023 g. № 41 «Ob utverzhdenii Metodiki kvalifikatsii prepyatstviy na vnutrennem rynke Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i priznaniya bar’yerov i ogranicheniy ustranennymi» // Pravovoy portal Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza. Ekonomicheskiy soyuz. 2023. (in Russian)
  17. Rossiyskiy eksportnyy tsentr. URL: https://www.exportcenter.ru (data obrashcheniya: 16.06.2024). (in Russian)
  18. Sopilko N. Yu., Myasnikova O. Yu., Migaleva T. Ye., Podbiralina G. V. Preimushchestva i problemy integratsii rynkov tovarov i uslug gosudarstv-chlenov YEAES // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2020. № 3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-problemy-integratsii-rynkov-tovarov-i-uslug-gosudarstv-chlenov-eaes (data obrashcheniya: 26.04.2024). (in Russian)
  19. Torgovlya tovarami // Yevraziyskaya integratsiya v tsifrakh URL: https://eaeu.economy.gov.ru/trade_in_goods (data obrashcheniya: 01.04.2024). (in Russian)
  20. Khalova G. O., Khalov O. Perspektivy tsifrovizatsii ekonomiki gosudarstv YEAES // Innovatsii i investitsii. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-tsifrovizatsii-ekonomiki-gosudarstv-eaes (data obrashcheniya: 02.05.2024). (in Russian)
  21. Tsifrovaya povestka Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza do 2025 goda, perspektivy i rekomendatsii. Obzor. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/413921522436739705/pdf/EAEU-Overview-Full-RUS-Final.pdf (data obrashcheniya: 02.05.2024). (in Russian)

Поступила в редакцию 02.07.2024 г.

Interwin Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 LINK ALTERNATIF INTERWIN LOGIN Link Slot Hoki Gacor Maxwin Hari Ini Slot Depo Qris Resmi Terpercaya INTERWIN Link Login Situs Big Slot Resmi INTERWIN Mega Slot Gacor Maxwin Cherry188 Daftar Cherry188 Login INTERWIN Login Link Hoki Pola Slot Toto 4D Sensasional Hari Ini INTERWIN Login Link Hoki Interwin.id Interwin official slot qris rtp interwin starwin88 raja starwin88 thailand ibet44 official ibet44 slot royalslot official royal slot login macaoslot vip login 2025 macaoslot official cherry188 official cherry188 pusat gacor isport365 official isport365 link

Kunjungi:interwin

interwin

Lapak Game Berhadiah Uang Terbaik

interwin bet vip interwin link alternatif interwin indonesia interwin login rtp interwin interwin indonesia Link Slot Bonus 100% di Awal T.O Terendah macaoslot login macaoslot link alternatif rtp macaoslot daftar macaoslot macaoslot indonesia interwin slot mahjong hitam Interwin Link Gacor Interwin Link Gacor macaoslot login RTP interwin ibet44 login link alternatif interwin login STARWIN88 Official Situs Slot Online Scatter Hitam Mahjong Thailand INTERWIN Link Interwin # Login Situs Slot Gacor Hoki Slot Interwin Mudah Jackpot Interwin Aplikasi Slot Yang Mudah Digunakan Interwin The Best Gaming Site Online Ez Win No Dark System Only Black Scatter Daftar Situs Slot Deposit Qris 2025 Tanpa Potongan Interwin Interwin Bonus Slot Gacor Melimpah Special Untuk Kaum Deadwood Pemburu Scatter Hitam Interwin: Raja Slot Gacor untuk Kemenangan Maksimal Interwin: Rumahnya Slot Gacor dan Jackpot Menggoda INTERWIN Link Slot Demo Game Terlengkap Server Luar Thailand Interwin Slot - Situs Slot Akun Resmi Indonesia Terpercaya 2025 INTERWIN Official Link Situs Slot Casino online Tergacor INTERWIN Game Slot Penghasil Uang Langsung ke Dana Terbukti Membayar Interwin Link Slot Hoki Asia Terpercaya Pragmatic Play Interwin Slot | Situs Slot Gacor Gampang Menang Terbaru Hari ini INTERWIN Link Slot Hoki Gacor Deposit Qris dijamin crot scatter INTERWIN Slot Hoki Gacor Server Thailand Pasti Jackpot Interwin Official Link Situs Anti Phising & Scam Hanya Disini Slot Depo Dana Hari Ini Tanpa Potongan Interwin Official Slot Deposit Kripto Usdt Rate Tertinggi Interwin Official Interwin Login interwin link alternatif Rtp Interwin Interwin Info Gampang Maxwin Interwin Situs Resmi untuk Maxwin Gampang dan RTP Tinggi Interwin Cek RTP Situs Slot Online Tertinggi Hari Ini Interwin Slot Thailand Terbaik 2025 INTERWIN Link Slot Demo Anti Rungkad Kemenangan Maxwin 2025 Interwin Official Link Situs Interwin Gacor Malam ini Terbaru dan Website Interwin Resmi Terpercaya Interwin 愛 Login Website Pencari Cuan Tergampang Di Indonesia Interwin: Situs Judi Slot Online Gacor Terpercaya Link Slot88 INTERWIN Gacor Pusat Game Online Penghasil Uang Terpercaya 2025 Interwin Official The King of Slot Games with the Highest Winning Rate & Rtp Live Interwin Login slot Interwin daftar interwin link Interwin Login alternatif rtp Interwin STARWIN88 Link Alternatif Resmi Slot Hoki Gacor deposit Qris ROYALSLOT Login Akun Situs Slot Resmi dengan Game Terlengkap 2025 ROYALSLOT Link Alternatif Slot Qris Depo 25k Server Thailand Terbaik IBET44 Login Link Alternatif IBET44 Link Alternatif Situs Bandar Slot TOTO deposit Qris 25k Terbaik ISPORT365 Slot Login Link Alternatif Scatter Hitam Mahjong 2025 ISPORT365 Official High Quality Slot Online Games best profit recommended RTP MACAOSLOT Login Link Alternatif Game Slot Persentase Kemenangan Tertinggi 2025 MACAOSLOT Link Alternatif Slot Hoki Gacor Depo 25k gampang Maxwin STARWIN88 Login Hoki INTERWIN Link Alternatif Login slot hoki gacor deposit qris terbaik INTERWIN Official INTERWIN Login Heylink Situs Slot Gacor Ultimate Gaming Terbaik 2025 STARWIN88 login slot resmi 88 2025