К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Геополитика и экогеодинамика регионов.

Том 9 (19). Вып. 2. 2023 г. С. 171–183.

УДК 379.846

В. В. Анисимова1 Д. В. Максимов Т. А. Волкова

К вопросу о современном состоянии развития гостиничной инфраструктуры в сельской местности: региональный аспект

ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, г. Краснодар

e-mail: viktoriya23.84@mail.ru

Аннотация. Роль индустрии туризма за последнее десятилетие значительно возросла, поскольку туризм – это не только способ отдыха и досуга, но и значительный источник пополнения муниципальных бюджетов. Для многих стран туризм является приоритетной сферой национальной экономики. Одной из форм туризма с возрастающей популярностью является сельский туризм, открывающий возможности для решения множества проблем развития сельских районов. Научные исследования и опыт зарубежных стран показывают, что ускоренное развитие сельского туризма может сыграть роль катализатора экономической реструктуризации, демографической стабильности и решения острых социальных и экономических проблем в сельской местности.

Цель проведенного исследования – анализ современного состояния гостиничной инфраструктуры в сельской местности (на примере Краснодарского края). Объектом исследования является гостиничная инфраструктура в составе российского туризма. Предметом исследования выступает состояние развития гостиничной инфраструктуры в сельской местности.

Итогами исследования явились комплексные выводы о важности развития, функционирования и поддержке гостиничной инфраструктуры в сельской местности, о многоаспектной роли развития туризма и гостиничной инфраструктуры в сельских населенных пунктах Краснодарского края.

Ключевые слова: сельский туризм, сельские населенные пункты, гостиничная инфраструктура, муниципальные районы, Краснодарский край, государственно-частное партнерство (ГЧП).

Введение

Актуальность темы исследования обусловила необходимость постановки цели, которая заключается в анализе современного состояния развития гостиничной инфраструктуры в сельской местности РФ (на примере Краснодарского края).

Туризм является одной из современных отраслей национальной экономики, которая имеет социально-экономическое значение и связана с предоставлением туристических услуг, удовлетворяющих потребности клиентов туристического рынка. В современных условиях экономического развития России структура туристической отрасли меняется в связи с развитием специфических видов туризма, в том числе сельского туризма. Это перспективная форма отдыха в сельской местности, которая имеет широкие возможности для использования природного и культурного потенциала определенных регионов.

Прежде всего развитие сферы туризма способствует расширению занятости сельского населения, особенно женщин, возможности для фермеров получать дополнительный доход; расширение возможностей трудоустройства для фермеров не только в производственном секторе, но и в сфере услуг. Однако, развитие сельского туризма требует создания экономических и организационных предпосылок, в том числе формируется необходимость в создании развитой гостиничной инфраструктуры, которая способна обеспечить удовлетворение клиентских потребностей туристов. Среди научных трудов не обнаружено комплексного исследования влияния гостиничной инфраструктуры на состояние развития сельского туризма, имеющейся проблематики и перспектив направления. Это говорит о том, что существует настоятельная необходимость дальнейшего исследования проблемы.

Материалы и методы

Теоретическую основу исследования составили общетеоретические положения о состоянии сельского туризма и развитии гостиничной сферы, которые представлены в научных трудах таких авторов как Е. А. Бортниковой, Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцовой, Ю. О. Иванова, Е. В. Кулагина, Д. Г. Мамраева, Т. А. Мирошниченко, М. С. Оборина, М. В. Петрова, А. В. Шмытковой и др.

Для проведения исследования наиболее важным методом послужил теоретический (формально-логический) метод научного исследования, включающий систематизацию, обобщение, а также сравнение полученной информации. Помимо этого, использовался метод сбора текущей информации, проведён анализ современного состояния гостиничной инфраструктуры в сельской местности Краснодарского края. Для получения статистических данных, отражённых в иллюстративном материале, использовался метод математической сборки и обработки информации.

Результаты и обсуждение

В период с начала 2000-х гг. наблюдается постоянный рост количества коллективных средств размещения – отрицательная тенденция наблюдалась только в 2020 г., когда численность подобных элементов туристической индустрии снизилась на 3,4% (Рис. 1) [1]. Сейчас в России наблюдается активный рост сферы туризма, сопровождающийся развитием гостиничных услуг, который показал существенный рост в 2021 г. в сравнении с предыдущими годами.

Формирование гостиничной инфраструктуры в сельской местности сопряжено с активным развитием сельского туризма в России. В 2021 г. АНО «Агентство развития сельских инициатив» было проведено исследование состояния развития сельского туризма и соответствующей инфраструктуры, в том числе были рассмотрены основные потребительские предпочтения туристов.

Исследование показало, что сельский туризм в России не имеет широкого распространения. В основе выбора сельского туризма отдыхающими лежит потребность в тихом месте, рекреации. Наиболее предпочтительным вариантом размещения является база отдыха, гостиницы востребованы только у каждого пятого опрошенного. Основные группы туристов, высказывающие желание в туристическом отдыхе в сельской местности слабо заинтересованы в размещении в гостиницах, поскольку молодежь предпочитает базы отдыха (53%), а население в возрасте 35‒44 лет – размещение в кемпинге или палатках (34%) [2].

Рис. 1. Число коллективных средств размещения в России в период
с 2002 по 2021 гг., ед. [1]

Для выявления специфики функционирования сельских объектов размещения авторами были выделены основные четыре модели организации сельского туристического бизнеса в России.

Первая модель предполагает развитие бизнеса на базе небольших семейных отелей, агротуристических усадеб и существующих туристических ресурсов в сельской местности без существенных изменений в социокультурной среде региона. Например, агротуристические фермы организуются на базе крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств, которые осуществляют сельскохозяйственное производство, имеют животных, землю, что дает возможность туристам приобщиться к сельскохозяйственному труду.

Вторая модель направлена на воссоздание социокультурной среды исторического поселения – «исторической деревни», «национальной деревни», различных исторических объектов, таких как дворянские и купеческие усадьбы, монастыри. Существует два основных типа функционирующих туристических деревень: ожидается, что первый тип сохранит архитектуру, быт и удобства русской деревни, где гостям предлагаются традиционные русские развлечения (традиционные ритуалы, маршруты по бездорожью, конные туры различной продолжительности и анимационные программы). Туристические деревни второго типа имеют современные здания из натуральных материалов и предлагают как традиционные русские развлечения, так и современные. Эта модель требует значительных инвестиций, разработки специальных комплексных проектов, обширных исследований, инновационного менеджмента, создания соответствующей нормативной базы, а также разработки и внедрения маркетингового плана. Такие бизнес-модели в настоящее время действуют на базе государственных музейных комплексов (Ясная Поляна в Тульской области, Хмелита в Смоленской области и некоторые др.).

Третья модель предполагает строительство крупных и средних специализированных частных агротуристических объектов в сельской местности, которые работают в рамках индустрии туризма. Для успешной реализации модели требуются, прежде всего, большие инвестиционные ресурсы – как местные, так и внешние, разработка соответствующих комплексных проектов и обеспечение их поддержки со стороны властей на региональном и местном уровнях.

Четвертая модель предполагает создание государственных или (реже) частных агропромышленных парков (агропарков), функционирующих как крупные, многофункциональные туристические, выставочные, рекламно-экспозиционные,

культурно-пропагандистские, научно-исследовательские и инновационно-производственные комплексы.

Российский опыт формирования инфраструктуры для размещения туристов в сельской местности, чаще всего, состоит из:

  • сдачи в аренду небольших коттеджей или комнат в сельской местности, приспособленных для размещения туристов;
  • организации проживания в сельском доме;
  • организация комбинированных спортивных, экологических и образовательных туров, включающих в свои программы 3‒5-дневное пребывание в гостевом доме;
  • организация рыбалки и охоты с проживанием в сельской местности [3].

Сельские гостевые дома могут включать в себя мини-отели, агротуристические фермы, дома рыбаков и охотников, бунгало, загородные усадьбы и другие небольшие объекты размещения.

Основной фактор, влияющий на качество обслуживания клиентов – организация домашней атмосферы, а также чистота, местоположение и оснащение номеров, ‒ все они существенно влияют на качество обслуживания клиентов.

Объекты размещения сельского типа являются инструментом сохранения исторического наследия, традиций, народных ремесел и промысел и оказывают многогранное влияние на окружающую местность. С экономической точки зрения сельские объекты размещения обеспечивают дополнительный доход за счет самозанятости сельских жителей, повышая инвестиционную привлекательность сельских территорий. Социальная роль развития сельского жилья заключается в создании рабочих мест для населения, особенно для молодежи. Работа в сельском гостевом доме может стать фактором, который удержит молодежь от переезда в город, обезопасит население и сохранит сельские районы. Гостевой дом на базе фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств обеспечивает туристов экологически чистыми продуктами, которые не всегда доступны в городских условиях. Обустройство дома и прилегающих территорий позволяет сохранить самобытность русской деревни и облагораживает окружающий ландшафт.

Ряд российских регионов, опираясь на свою уникальную природу, богатое культурное и материальное наследие и традиции сельского населения, успешно реализуют проекты в области сельского туризма. К таким регионам относятся Калужская, Вологодская и Ярославская области, Республика Алтай, Бурятия и Хакасия и многие др. Целевыми потребителями этого вида туризма являются жители крупных промышленных городов с неблагоприятными экологическими условиями, а также иностранцы, интересующиеся культурой, фольклором и ритуалами.

Расширение географии сельских объектов размещения, открытие новых и стандартных туристско-гостиничных комплексов, мини-отелей и расширение

перечня предоставляемых ими дополнительных услуг будут способствовать развитию инфраструктуры сельского туризма в регионе.

Основной проблемой создания гостиничной инфраструктуры является не отсутствие спроса со стороны потребителей гостиничных услуг, а недостаточность денежных средств на формирование такой инфраструктуры. В основе развития туристического кластера, создания туристической инфраструктуры именно строительство гостиниц и средств размещения является наиболее значимой статьей затрат. При этом в значительном количестве муниципалитетов определенная инфраструктура, которая может обеспечивать оказание иных туристических услуг, уже сложилась, например, присутствуют производители вин, сувенирной продукции, места развлечений, транспортная и дорожная инфраструктура.

Современная система государственного управления туристической деятельностью и, в частности, строительство новых гостиниц и средств размещения туристов в сельской местности требует реализации государственных и региональных проектов при поддержке туристических операторов и туристических агентств, поскольку доходная часть муниципального бюджета не обладает необходимым финансовым потенциалом. Государство в данном случае логичным образом будет выступать в качестве спонсора, а турагентство – в качестве разработчика туристического продукта в рамках сельской местности, которые будут одобрены государством. Такая схема взаимодействия является неким аналогом государственно-частного партнерства, однако, не требует существенных затрат и предоставляет выгоды всем участникам взаимоотношений.

Краснодарский край является одним из лидеров по развитию сельского туризма в России, при этом активность наблюдается как на уровне субъекта в целом, так и в границах отдельных районных муниципальных образований. Следует отметить, что лидерские позиции определяются объективно установленными предпосылками – сектор туризма и рекреации и сельское хозяйство являются основными отраслями специализации региональной экономики.

В Краснодарском крае преобладают индивидуальные средства размещения, на их долю приходится более 55% всех средств размещения. Гостиничная инфраструктура распространена в формате городских отелей – на их долю приходится более 31%. В то же самое время удельный вес загородных отелей и курортных отелей невелик – в общей совокупности составляет чуть менее 6%. Большая часть гостиниц и средств размещения не проходили классификацию и не обладают каким-либо количеством звезд (в том числе отсутствием звезд как классификационным критерием) – на долю таких средств размещения приходится почти 70% всей гостиничной инфраструктуры и средств размещения [1].

В целом в Краснодарском крае развита инфраструктура гостиниц и средств размещения. Однако, преобладающими все же выступают индивидуальные средства размещения (35,5%), а также городские отели (21,1%), базы отдыха (14,7%) (Рис. 2).

 

Рис. 2. Структура средств размещения по видам, ед. и процент от всех средств размещения Составлено авторами

Наибольшее количество средств размещения располагается на территории Ейского района (23%), Темрюкского района (17,2%) и Туапсинского района (31,1%). Комфортабельные гостиницы и отели расположены крайне неравномерно – только в 11 районах региона из 37 существующих. Единственное пятизвездочное средство размещения в сельской местности имеет статус пансионата – курортный комплекс Hotel Family & Spa TIZDAR, который расположен в Темрюкском районе [4].

Основная проблема развития гостиничной инфраструктуры в Краснодарском крае заключается в неравномерности относительно территорий. В настоящее время гостиницы в сельской местности размещаются преимущественно в приморских районах, в то время как отдаленные от побережья местности не имеют возможности создания подобных гостиничных комплексов (Рис. 3).

Рис. 3. Географическое распределение средств размещения по сельской территории Краснодарского края, ед. Составлено авторами

На рисунке 4 рассмотрим общую структуру имеющихся в сельской местности гостиниц и средств размещения туристов.

Рис. 4. Структура средств размещения, расположенных в сельской местности Краснодарского края, по видам, ед. и процент от всех рассматриваемых средств размещения Составлено авторами

В общей структуре средств размещения в сельской местности преобладают индивидуальные средства размещения (35,5%), городские отели (21,1%), базы отдыха (14,7%) [1].

Аналогично общему количеству гостиниц и средств размещения, большая часть объектов не проходили классификацию (Рис. 5).

Как можно видеть, гостиницы, которым присвоено какое-либо количество звезд, находятся в меньшинстве (6,9% от всех рассмотренных объектов), что говорит о малом количестве комфортабельных средств размещения в сельской местности региона, которые обеспечивают высокий уровень качества оказываемых услуг.

Таким образом, можно говорить о том, что в целом в Краснодарском крае развита инфраструктура гостиниц и средств размещения. Однако, преобладающими все же выступают индивидуальные средства размещения. Это утверждение справедливо и для всего региона в целом, и для средств размещения, расположенных в сельской местности. При этом нельзя говорить о равномерности развития гостиничной инфраструктуры – преимущественно гостиницы расположены на территории Темрюкского и Туапсинского районов Краснодарского края, которые расположены на побережье Черного моря наряду с крупными городами региона. Выгодное географическое положение обеспечивает существенное преимущество для указанных районов с точки зрения туристического потока и, соответственно, более высокого дохода от туристической деятельности. В свою очередь, рост туристической активности стимулирует развитие крестьянских и личных подсобных хозяйств, создание соответствующей инфраструктуры, предоставляет возможности районным муниципалитетам привлекать дополнительные средства в местные бюджеты.

Рис. 5. Классификация гостиниц и средств размещения, расположенных в сельской местности Краснодарского края
Составлено авторами

В курортных зонах Азово-Черноморского побережья наблюдается выраженная сезонная занятость предприятий туристско-рекреационной сферы, обусловленная исключительно природно-климатическими условиями (курортный сезон длится 4‒5 месяцев в году). В связи с этим преимуществом развития сельского туризма в Краснодарском крае является его меньшая зависимость от климатических и сезонных факторов по сравнению с пляжным отдыхом. Кроме того, жилой фонд, находящийся преимущественно в частной собственности, потенциально может быть использован для проживания и отдыха туристов в непосредственном контакте с семьей сельского жителя (принимающей стороны). В результате развития сельского туризма незанятое или частично занятое население будет вовлечено в процесс общественного производства и предоставления туристско-рекреационных услуг за счет расширения самозанятости, будет сформирован дополнительный спрос и решена проблема сбыта продукции подсобных хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий непосредственно на месте. Кроме того, развитие сельского (аграрного) туризма позволит решить существующие социально-экономические проблемы сел Краснодарского края:

‒развитие местной инфраструктуры;

‒благоустройство сельских усадеб, улиц, клубов, магазинов, рынков и других элементов инфраструктуры;

‒поддержание местных памятников ‒ культурного наследия и т.д.

Это позволит сбалансировать качество и уровень жизни местного населения в аграрных районах равнинной части Краснодарского края по сравнению с курортными зонами Азово-Черноморского побережья.

Развитие сельского (аграрного) туризма может обеспечить ряд системных эффектов, в частности экономический, который выражен в:

  • развитии инфраструктуры несельскохозяйственного производства;
  • увеличении доходов крестьянских семей;
  • улучшении бюджета районных муниципальных образований;
  • оживление местной торговли и сферы услуг;
  • активизация личного подсобного хозяйства.

Также социально-демографический эффект, который характеризуется:

  • повышением общего уровня культуры жизни и труда в сельских поселениях региона;
  • развитие социальной инфраструктуры;
  • увеличением количества рабочих мест и повышением уровня занятости;
  • сокращением миграционных процессов и сохранение сельского населения.

Наконец, эффект экологический в виде улучшения экологической ситуации в отношении почвенных и водных ресурсов, уменьшения загрязнения химическими веществами для сельскохозяйственных целей; увеличения доли экологически чистых технологий в строительстве, энергетике, управлении окружающей средой и т.д., а также сохранении и реставрации природных объектов. Развитие и поддержка предпринимательской деятельности в сфере сельского (аграрного) туризма является эффективным средством диверсификации сельской экономики Краснодарского края, способствует внедрению все большего числа несельскохозяйственных функций в сельское пространство, активизирует движение от монофункциональной экономики к многофункциональной, и улучшает занятость и качество жизни. Сельское население равнинной части Краснодарского края сопоставимо с районами Азово-Черноморского побережья.

Мировая практика доказывает, что инвестиции в индустрию туризма и гостеприимства сопоставимы по доходности с инвестициями в добычу нефти. Экономический анализ гостиничного сектора указывает на эффективность инвестиций в гостиничные сети, а не в отдельные гостиничные объекты. Однако, как показывает анализ практики создания гостиничной инфраструктуры в сельской местности в России, она в меньшей степени востребована среди инвесторов даже несмотря на приоритетность отрасли в рамках государственного управления.

На текущем этапе целесообразно повысить интенсивность применения инструментов ГЧП в рамках развития гостиничной инфраструктуры. Создание системы государственно-частного партнерства в организации гостиничных комплексов является всесторонне эффективным направлением. Это приведет к развитию внутреннего туризма в регионах за счет развития создания условий для оказания туристических услуг.

Выводы

Туризм, являясь как социальным, так и экономическим явлением, может положительно повлиять на структуру экономики. С одной стороны, его развитие стимулирует рост производства в смежных секторах экономики, с другой – оказывает значительное влияние на занятость населения. Повышенное внимание к государственно-частному партнерству на современном этапе развития России объясняется возросшей потребностью российской экономики в поддержке со стороны государства на фоне мирового финансового кризиса.

В современных условиях отели вынуждены бороться за привлекательность для туристов, и по возможности им следует стремиться расширять свой бизнес – развитие гостиничной инфраструктуры в сельской местности позволит расширить рынок и привлечь новых потребителей. В последнее время конкурентная борьба в индустрии гостеприимства резко усилилась. Выживание и рост деловой активности являются наиболее важными направлениями деятельности гостиничных предприятий во всех странах мира, конечно же и в России.

Основными задачами в индустрии гостеприимства являются создание конкурентных преимуществ и конкурентоспособности, создание стабильной клиентуры за счет умения находить клиента, поиск и создание новых путей развития, постоянное обновление собственной политики с учетом динамично развивающегося рынка гостиничных услуг. Все эти факторы необходимо учитывать в том числе и при развитии гостиничной инфраструктуры в сельской местности, для которой комфортабельность и качественный сервис будут формировать существенные конкурентные преимущества, а ориентиры на качество сервиса на уровне города обеспечат стабильный клиентский поток.

Мировая практика доказывает, что инвестиции в индустрию гостеприимства сопоставимы по доходности с инвестициями в добычу нефти. Экономический анализ гостиничного сектора указывает на эффективность инвестиций в гостиничные сети, а не в отдельные гостиничные объекты. Однако, как показывает анализ практики создания гостиничной инфраструктуры в сельской местности в России, она в меньшей степени востребована среди инвесторов даже несмотря на приоритетность отрасли в рамках государственного управления.

Литература

  1. Туризм // Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm.
  2. Исследование потребителей услуг сельского туризма в России : аналитический отчет / Лебедева И.В., Копылова С.Л., Лебедева Т.А. Москва: АНО «АРСИ», 2021.
  3. Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП 2022. Аналитический обзор // Центр Государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pppcenter.ru/upload/iblock/59e/59e99c63fe1b0558340251ab897b3409.pdf
  4. Новые реалии гостиничного рынка России. Июнь 2022 г. // Консалтинговая компания CORE.XP. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rentnow.ru/analytics/novye-realii-gostinichnogo-rynka-rossii-iyun-2022-g.
  5. Бортникова Е. А., Моцкус О. А. Особенности развития гостиничной инфраструктуры восточной части Калининградской области // Проблемы и перспективы развития индустрии гостеприимства Калининградской области глазами молодых ученых: Материалы научно-практической конференции молодых ученых, проведенной по результатам научно-практических семинаров студентов и магистров (Калининград, 2019). Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2019. С. 39-47.
  6. Восколович Н. А., Жильцов Е. Н. Специфика развития сельского туризма в России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. №. 2. С. 14-18.
  7. Иванова Ю. О., Аверин А. В., Кобиашвили Н. А. Изучение потребительской ценности сельского туризма в Европе и Юго-Восточной Азии // Креативная экономика. 2019. Т. 13. №. 5. С. 1027-1040.
  8. Кулагина Е. В., Карасев Е. И., Солодовникова Ю. Р. Гостиничная и туристская инфраструктура агро-туристского-рекреационного комплекса Омской области // Современное состояние и потенциал развития туризма в России : Материалы XV Международной научно-практической конференции (Омск, 2018). Омск: Омский государственный технический университет, 2018. С. 106-115.
  9. Мамраева Д. Г., Борбасова З. Н., Ташенова Л. В. Мировой опыт развития сельского туризма // Проблемы агрорынка. 2019. №. 2. С. 108-115.
  10. Мирошниченко Т. А., Подгорская С. В. Современные тенденции и перспективы развития сельского туризма в России // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27. №. 3. С. 119-126.
  11. Оборин М. С. Системное развитие сельского туризма как фактор социально-экономического развития сельских территорий России // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т. 14. №. 1 (88). С. 117-126.
  12. Петрова М. В. Отечественный и зарубежный опыт развития сельских территорий на основе общественного самоуправления и сельского туризма // Экономические исследования и разработки. 2020. №. 7. С. 38-45.
  13. Шмыткова А. В. Сельский туризм: учебное пособие. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. 116 с.

V. V. Anisimova 1 D. V. Maksimov T. A. Volkova

On the issue of the current state of hotel infrastructure development in rural areas: regional aspect

  1. Kuban State University, Krasnodar e-mail: viktoriya23.84@mail.ru

Abstract. The role of the tourism industry has increased significantly over the past decade, since tourism is not only a way of recreation and leisure, but also a significant source of replenishment of municipal budgets. For many countries, tourism is a priority area of the national economy. One of the forms of tourism with increasing popularity is rural tourism, which opens up opportunities for solving many problems of rural development. Scientific research and the experience of foreign countries show that the accelerated development of rural tourism can play the role of a catalyst for economic restructuring, demographic stability and solving acute social and economic problems in rural areas.

The purpose of the study is to analyze the current state of the hotel infrastructure in rural areas (using the example of the Krasnodar Territory). The object of the study is the hotel infrastructure as part of Russian tourism. The subject of the study is the state of development of hotel infrastructure in rural areas.

The results of the study were comprehensive conclusions about the importance of the development, functioning and support of hotel infrastructure in rural areas, about the multidimensional role of tourism and hotel infrastructure development in rural settlements of the Krasnodar Territory.

Keywords: rural tourism, rural settlements, hotel infrastructure, municipal districts, Krasnodar Territory, public-private partnership (GHP).

 

References

  1. Turizm // Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm. (in Russian)
  2. Issledovanie potrebitelej uslug sel’skogo turizma v Rossii : analiticheskij otchet / Lebedeva I.V., Kopylova S.L., Lebedeva T.A. Moskva: ANO «ARSI», 2021. (in Russian)
  3. Investicii v infrastrukturu i GCHP 2022. Analiticheskij obzor // Centr Gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. URL: https://pppcenter.ru/upload/iblock/59e/59e99c63fe1b0558340251ab897b3409.pdf. (in Russian)
  4. Novye realii gostinichnogo rynka Rossii. Iyun’ 2022 g. // Konsaltingovaya kompaniya CORE.XP. URL: https://rentnow.ru/analytics/novye-realii-gostinichnogo-rynka-rossii-iyun-2022-g. (in Russian)
  5. Bortnikova E. A., Mockus O. A. Osobennosti razvitiya gostinichnoj infrastruktury vostochnoj chasti Kaliningradskoj oblasti // Problemy i perspektivy razvitiya industrii gostepriimstva Kaliningradskoj oblasti glazami molodyh uchenyh: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, provedennoj po rezul’tatam nauchno-prakticheskih seminarov studentov i magistrov (Kaliningrad, 2019). Kaliningrad: Baltijskij federal’nyj universitet im. Immanuila Kanta, 2019. S. 39-47. (in Russian)
  6. Voskolovich N. A., ZHil’cov E. N. Specifika razvitiya sel’skogo turizma v Rossii // Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2022. №. 2. S. 14-18. (in Russian)
  7. Ivanova YU. O., Averin A. V., Kobiashvili N. A. Izuchenie potrebitel’skoj cennosti sel’skogo turizma v Evrope i YUgo-Vostochnoj Azii // Kreativnaya ekonomika. 2019. T. 13. №. 5. S. 1027-1040. (in Russian)
  8. Kulagina E. V., Karasev E. I., Solodovnikova YU. R. Gostinichnaya i turistskaya infrastruktura agro-turistskogo-rekreacionnogo kompleksa Omskoj oblasti // Sovremennoe sostoyanie i potencial razvitiya turizma v Rossii : Materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Omsk, 2018). Omsk: Omskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet, 2018. S. 106-115. (in Russian)
  9. Mamraeva D. G., Borbasova Z. N., Tashenova L. V. Mirovoj opyt razvitiya sel’skogo turizma // Problemy agrorynka. 2019. №. 2. S. 108-115. (in Russian)
  10. Miroshnichenko T. A., Podgorskaya S. V. Sovremennye tendencii i perspektivy razvitiya sel’skogo turizma v Rossii // Vestnik Zabajkal’skogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. T. 27. №. 3. S. 119-126. (in Russian)
  11. Oborin M. S. Sistemnoe razvitie sel’skogo turizma kak faktor social’no-ekonomicheskogo razvitiya sel’skih territorij Rossii // Servis v Rossii i za rubezhom. 2020. T. 14. №. 1 (88). S. 117-126. (in Russian)
  12. Petrova M. V. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt razvitiya sel’skih territorij na osnove obshchestvennogo samoupravleniya i sel’skogo turizma // Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. 2020. №. 7. S. 38-45. (in Russian)
  13. SHmytkova A. V. Sel’skij turizm: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu; Taganrog: Izdatel’stvo YUzhnogo federal’nogo universiteta, 2019. 116 s. (in Russian)

Поступила в редакцию 01.07.2023 г.