МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОКАЗАТЕЛЯХ РОЖДАЕМОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Геополитика и экогеодинамика регионов

Том 9 (19). Вып. 3. 2023 г. С. 26–32.

УДК 314.3

В. А. Рубцов1 М. В. Рожко2Н. М. Биктимиров3

Межрегиональные различия в показателях рождаемости сельского населения Российской Федерации

ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный

университет, Институт управления, экономики и финансов, г. Казань

e-mail: 3niyaz825@mail.ru

Аннотация. В работе исследованы регионы России, имеющие высокие показатели рождаемости. Основная цель проведенного исследования – выявить причины высокой рождаемости сельского населения, наблюдаемой в ряде регионов. В отдельных регионах имеется значительное расхождение показателей рождаемости между городским и сельским населением, в пользу сельского населения. В статье определены новые подходы для выявления факторов, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на демографические показатели.

Ключевые слова: сельское население, рождаемость, суммарный коэффициент рождаемости, факторы рождаемости, регионы России, городское население.

Введение

Учет факторов, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на демографические показатели, позволяют понять истинные причины, обеспечивающие высокие показатели по рождаемости. Это в свою очередь открывает возможности для использования накопленного опыта при составлении прогнозов по демографическому поведению населения.

При принятии социально-экономических решений необходимо учитывать, демографическое будущее неопределенно по своей сути.

Основная цель проведенного исследования – выявить причины высокой рождаемости сельского населения, наблюдаемой в ряде регионов.

Сельские территории играют важнейшую роль практически в любом государстве. Они являются гарантом сохранения аутентичности государства. Также сельские территории выступают гарантом продовольственной безопасности. Выделяю внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие сельского населения. Урбанизация и процессы глобализации отразились на развитии практически всех регионов мира [1]. При этом общемировой проблемой является разрыв уровня жизни в сельской и городской местности. В настоящее время данный разрыв продолжает увеличиваться не только в России, но и во многих других государствах мира.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день имеется сильная поляризация сельских территорий. Наиболее сильно выделяются пригородные и периферийные районы [2].

В демографическом энциклопедическом словаре дается следующее определение сельского населения: «жители всей совокупности сельских поселений страны, области, района» [3].

Теоретическому аспекту исследования демографической ситуации посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей Б. Ц. Урланиса, А. Я. Кваши, Л. Е. Дарского, А. И. Антонова, Б. С. Хорева, которые затрагивают различные аспекты развития народонаселения [4].

Материалы и методы

Важнейшим элементом изучения воспроизводства населения и расселения является демографический анализ. Он связан с разработкой принципов применения различных методов. В первую очередь необходимо применение математико-статических, социологических и картографических методов [5].

В работе применяются методы сравнительного анализа и методы структурного анализа.

В качестве основного источника статистической информации о сельском населении выступают данные Федеральной службы государственной статистики [6].

Важнейшей задачей является выявление взаимосвязей между демографическими процессами и социально-экономическими процессами, а также природными особенностями территорий.

При изучении особенностей показателей рождаемости на сельских территориях использовались психологические и философские подходы.

Благодаря статистически достоверной информации, использованию межпредметных научных связей, предложена авторская методика для получения ответа на интересующий многих вопрос, который образует парадокс, почему «население с низким уровнем социально-экономического благополучия даёт самые высокие показатели рождаемости?».

Результаты и обсуждение

В Российской Федерации регионы с самыми лучшими позициями по основным показателям, применяемым для характеристики рождаемости – это Ненецкий автономный округ, Чеченская Республика, Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Дагестан. Все это национально-территориальные образования.

Согласно данным государственной статистики [6], в ряде регионов показатели рождаемости сельского населения в несколько раз выше, по сравнению с городским населением (за исключением Чеченской Республики). За последние несколько лет регионы России, имеющие самую высокую рождаемость, значительно сдали свои позиции. Сократилась и разница в показателях рождаемости между городским и сельским населением [7].

Максимальная разница по данным 2019 г между городским (1,16) и сельским (5,56) населением образовалась в Чукотском автономном округе (4,8 раза). В 2019 году данное национально-территориальное образование имело один из самых высоких показателей не только в России, но и в мире. Так в 2019 г. по суммарному коэффициенту рождаемости в мире самыми высокими показателями обладали такие государства как: Нигер (6,824), Сомали (5,978), ДР Конго (5,819), Мали (5,785), Чад (5,649), Ангола (5,442), Бурунди (5,321), Нигерия (5,317), Гамбия (5,154), Буркина-Фасо (5,109).

По данным 2022 г. в данном регионе суммарный коэффициент рождаемости составил у городского населения (1,52), у сельского – (1,82).

Получается, суммарный коэффициент рождаемости сельского населения по данным 2019 г. в ряде регионах России, таких как: Чукотский (5,56) и Ненецкий автономные округа (5,28), Архангельская область без автономии (5,0), Республика Тыва (4,32) можно было сравнивать с мировыми лидерами в области «рождаемости». По данным государственной статистики за 2022 год таких высоких показателей уже нет.

Во всем мире исследуют неоднородность и постоянство темпов роста городов [8]. Население из сельских районов стремится в городские центры, где в настоящее время сосредоточены возможности трудоустройства и богатства [9] соответственно этот фактор будет оказывать сильнейшее воздействие на репродуктивное поведение населения в будущем. Во всем мире население перешло к проживанию в городских районах, и в странах с низким и средним уровнем дохода ожидается, что доля людей, живущих в городах, продолжит увеличиваться [10].

В целом регионы, выделяющиеся по суммарному коэффициенту рождаемости, исходя из демографического поведения городского и сельского населения по данным 2019 г. мы раздели на три группы:

  1. группа. Регионы, где суммарный коэффициент рождаемости между городским и сельским населением значительно отличается в пользу сельского: Республика Дагестан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Иркутская область, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Забайкальский край, Сахалинская область, Еврейская автономная область.
  2. группа. Регионы, где различия по суммарному коэффициенту рождаемости между городским и сельским населением незначительны, в пользу городского населения. В данную группу входят республики, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе (Чечня и Северная Осетия – Алания).
  3. группа. С очень высоким показателем суммарного коэффициента рождаемости у сельского населения которая несколько раз больше, чем у городского (Чукотский автономный округ, Республика Тыва, Ненецкий автономный округ, Республика Алтай) [11].

Как показывают официальные источники информации, качество жизни в существующих регионах на довольно низком уровне, исключение составляет лишь Тюменская область и автономные округа, расположенные на территории данной области

Рассматриваемые регионы в целом объединяет, в первую очередь, низкий уровень урбанизации, более ранний возраст вступления в брак, устойчивость брака и упор на ценность семейных отношений, сохранение традиций многодетности. Бытующие брачные обычаи во многом определяются, исходя от

этнической специфики. Многие регионы, возглавляющие общие коэффициенты рождаемости демонстрируют пример закономерности, «чем выше рождаемость, тем соответственно ниже разводимость населения или наоборот, чем ниже рождаемость, тем выше разводимость». В северокавказских республиках традиционное отношение к безбрачию, а именно осуждение отказа создания семьи тоже играет большое значение.

Ряд взаимосвязанных проблем и вызовов, вызванных быстрым ростом населения и изменениями в его возрастной структуре, требуют неотложных мер социальной и экономической политики [12], в число важнейших задач входит использование полученных данных при прогнозировании населения. Демографическое будущее невозможно однозначно спрогнозировать, и этот факт следует учитывать при принятии социально-экономических, маркетинговых, финансовых и других решений.

Благодаря статистически достоверной информации, межпредметным научным связям, предложена авторская методика как попытка для получения ответа на вечный вопрос, почему «население с низким уровнем социально-экономического благополучия даёт самые высокие показатели рождаемости?». Многие причины кроются в психологии человека, в философском и биологических законах, в особенностях воспитания, здесь с изменением условий и образа жизни начинают воздействовать множество других факторов, позволяющие лучше понять движущих сил в жизни человека.

Учет факторов, оказывающих существенное воздействие на демографические показатели, позволил определить предполагаемые причины, обеспечивающие высокую рождаемость населения в определенных регионах страны:

  1. У каждого человека есть потребность в воздействии на других, самовыражении, а также у многих в управлении другими людьми. Высокая рождаемость характерна именно для тех территорий, где население (в данном случае взрослые люди с детьми) имеет низкую степень самореализации и слабое продвижение по социальной лестнице. Рождение большого количества детей, на наш взгляд, позволяет им занять верхнюю ступень иерархии внутри семьи, т.е. родители, которые занимали низшую ступень в общественной иерархии, создают свою иерархическую систему в рамках семьи, где данная система имеет следующие ступени: истинный глава семьи – это «отец», который находится в высшей ступени, на следующей ступени находится «мать», более старшие дети на третьей ступени, а младшие на четвертой и т.д.
  2. Как гипотезу выдвигаем, что сильнейшей движущей и стимулирующей силой человека, помогающей ему «жить», энергией для его психоэмоционального обогащения, является фактор «новизны». Семьи, практически изолированные от цивилизации, привязанные к своей территории, испытывают «дефицит» новизны, а дети «обогащают» жизнь семьи «новизной». Новизна имеет несколько измерений. Например, человек имеющий власть, возможности для проявления таланта, воздействия на других, способен ощутить новизну в нескольких измерениях, но за это он должен «платить», он теряет «дикую энергетику», являющуюся также «горючим» для жизни. «Обычный» человек, исходя из сложившихся обстоятельств, как правило, может это пройти только в одном измерении, с протеканием времени он осознает, что уже практически нет шансов на самореализацию, т.е. подсознательно понимает, что практически уже невозможно ощутить новизну в нескольких измерениях. Необходимо выделить различные «объемы новизны», она может содержать небольшие элементы, быть средним и крупным, или сверхкрупным, которому мы даем название «новейторы». Новейторы направлены на удовлетворение такой важной потребности человека, которая дает большую порцию энергии жизни и путь, к которому идет через любопытство. Появление некоторых из них нужно ждать годами, например, каким родился ребёнок, на кого похож ребенок, это и есть проявление «новизны» сверхкрупного размера.
  3. Высокую рождаемость в России имеют в основном национально-территориальные образования. Согласно теории этногенеза Гумилева Л. Н., этносы проживающие в России, находятся на различных этапах в своем развитии и, соответственно, это отражается и в процессах воспроизводства населения.
  4. Дети, воспитанные на территориях, где семьи испытывают социально-экономические трудности, более приспособлены к трудностям, не боятся их. На данных территориях есть уважение и «подчинение», родители и дети удачно вписываются в данную иерархическую систему, где родители занимают самую верхнюю ступень. В тех же системах, где дети сильно зависимы от родителей, избалованы, имеет место вседозволенность, иерархия имеет другой вид, что в определенной степени возможно приведет к такому сценарию, когда родители являются рабами своих детей. Следовательно родители, понимая, что их ждёт, отказываются иметь новых «властителей», т.е. рожать детей.
  5. Группы людей, живущих относительно изолированно от остальных, образуя низкую плотность населения, максимально приближаясь к образу жизни «древних предков», спасаются от рефлекторной заблокировки каналов (заблокировать может роскошь, власть, интересные занятия). Человек за все должен «платить», в данном случае человек за те привилегии, которые дают деньги, власть и признание, должен «платить», и наоборот, человек, лишенный этих возможностей, получает «компенсацию», человек, лишенный привилегий, получает большее удовольствие от тех вещей, за которые не надо платить.

Таким образом, люди, лишенные роскоши, власти и самореализации, получают «компенсацию» в других областях, одним из проявлений этого является рождение большого количества детей.

Выводы

В Российской Федерации регионами с самыми лучшими позициями по основным показателям, применяемым для характеристики рождаемости являются национально-территориальные образования. Для большинства данных регионов характерно значительное расхождение показателей рождаемости между городским и сельским населением, в пользу сельского населения.

За последние несколько лет регионы России, имеющие самую высокую рождаемость, значительно сдали свои позиции. Сократилась и разница в показателях рождаемости между городским и сельским населением. Тем не менее влияние сельского населения на демографические процессы в данных регионах остается значительным и требует анализа.

Многие причины высокой рождаемости на территориях с невысоким уровнем жизни кроются в психологии человека, в философском и биологических законах, в особенностях воспитания, здесь с изменением условий и образа жизни начинают воздействовать множество других факторов, позволяющие лучше понять движущих сил в жизни человека.

Учет факторов, оказывающих существенное воздействие на демографические показатели, позволяет определить предполагаемые причины, обеспечивающие высокую рождаемость населения в отдельных регионах страны.

Литература

  1. Мухаметов А. Р., Биктимиров Н. М. Динамика численности сельского населения Республики Татарстан в сравнение с общероссийскими и мировыми показателями // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2021. Т. 7. № 2. С. 157-165.
  2. Панасюк М. В., Робер-Бёф К. Потенциал развития пригородной зоны крупного города // Геополитика и геоэкодинамика регионов, 2018. Том 4 (14). Вып. 4.С. 34–44.
  3. Демографический энциклопедический словарь / глав ред. Д. И. Валентей. М.: Советская энциклопедия,1985. 608 с.
  4. Габдрахманов Н. К., Рубцов В. А., Ахунзянова Г. Р. Геодемографический потенциал Республики Татарстан. Казань: Отечество, 2014. 124 с.
  5. Рубцов В. А., Рожко М. В., Биктимиров Н. М. Межнациональные браки и их влияние на этнодемографические процессы (на примере Республики Татарстан) // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2020. Т. 6. № 3. С. 51-57.
  6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/.
  7. Суммарный коэффициент рождаемости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31517.
  8. Davis M. A., Fisher J.D.M. & Veracierto M. Migration and urban economic dynamics // Journal of Economic Dynamics and Control. 2021. Volume 133, 104234.
  9. Zhao J., Xiao Y., Sun S., Sang W., & Axmacher J.C. Does China’s increasing coupling of ‘urban population’ and ‘urban area’ growth indicators reflect a growing social and economic sustainability? // Journal of Environmental Management. 2022. 301, 113932.
  10. Menashe-Oren A., & Bocquier P. Urbanization Is No Longer Driven by Migration in Low- and Middle-Income Countries (1985–2015) // Population and Development Review. 2021. 47(3), pp. 639-663.
  11. Демографический доклад-2020. Демографическое самочувствие Республики Татарстан: статистический мониторинг и рефлексии населения. Монография / Под ред. д.с.н. Ч.И. Ильдархановой. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2020. 578 с.
  12. Avdeev A. A., Troitskaya, I. A. Features and factors of demographic dynamics in the Kyrgyz Republic // Population and Economics. 2021. 5(2), pp. 29-54.

A. Rubtzov1 M. V. Rozhko1 N. M. Biktimirov1

Interregional differences in the birth rate of the rural population of the Russian Federation

1Kazan Federal University, Institute of Management, Economics and Finance, Kazan

e-mail: niyaz825@mail.ru

Abstract. The paper examines the regions of Russia with high birth rates. The main purpose of the study is to identify the causes of the high birth rate of the rural population observed in a number of regions. In some regions, there is a significant discrepancy in fertility rates between urban and rural populations, in favor of the rural population. The article defines new approaches to identify factors that have a positive and negative impact on demographic indicators.

Keywords: rural population, fertility, total fertility rate, fertility factors, regions of Russia, urban population.

References

  1. Muxametov A. R., Biktimirov N. M. Dinamika chislennosti sel`skogo naseleniya Respubliki Tatarstan v sravnenie s obshherossijskimi i mirovy`mi pokazatelyami // Ucheny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya. 2021. T. 7. № 2. S. 157-165. (in Russian)
  2. Panasyuk M. V., Rober-Byof K. Potencial razvitiya prigorodnoj zony` krupnogo goroda // Geopolitika i geoe`kodinamika regionov, 2018. Tom 4 (14). Vy`p. 4.S. 34–44. (in Russian)
  3. Demograficheskij e`nciklopedicheskij slovar` / glav red. D. I. Valentej. M.: Sovetskaya e`nciklopediya,1985. 608 s. (in Russian)
  4. Gabdraxmanov N. K., Rubczov V. A., Axunzyanova G. R. Geodemograficheskij potencial Respubliki Tatarstan. Kazan`: Otechestvo, 2014. 124 s. (in Russian)
  5. Rubczov V. A., Rozhko M. V., Biktimirov N. M. Mezhnacional`ny`e braki i ix vliyanie na e`tnodemograficheskie processy` (na primere Respubliki Tatarstan) // Geopolitika i e`kogeodinamika regionov. 2020. T. 6. № 3. S. 51-57. (in Russian)
  6. Federal`naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki URL: https://www.gks.ru/. (in Russian)
  7. Summarny`j koe`fficient rozhdaemosti URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31517. (in Russian)
  8. Davis M.A., Fisher J.D.M. & Veracierto M. Migration and urban economic dynamics // Journal of Economic Dynamics and Control. 2021. Volume 133, 104234.
  9. Zhao J., Xiao Y., Sun S., Sang W., & Axmacher J.C. Does China’s increasing coupling of ‘urban population’ and ‘urban area’ growth indicators reflect a growing social and economic sustainability? // Journal of Environmental Management. 2022. 301, 113932.
  10. Menashe-Oren A., & Bocquier P. Urbanization Is No Longer Driven by Migration in Low- and Middle-Income Countries (1985–2015) // Population and Development Review. 2021. 47(3), pp. 639-663.
  11. Demograficheskij doklad-2020. Demograficheskoe samochuvstvie Respubliki Tatarstan: statisticheskij monitoring i refleksii naseleniya. Monografiya / Pod red. d.s.n. Ch.I. Il`darxanovoj. – Kazan`: Izd-vo Akademii nauk RT, 2020. 578 s. (in Russian)
  12. Avdeev A. A., Troitskaya I. A. Features and factors of demographic dynamics in the Kyrgyz Republic // Population and Economics. 2021. 5(2), pp. 29-54.

Поступила в редакцию 02.08.2023 г.