МИГРАЦИОННЫЙ АТЛАС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОБЩЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Геополитика и экогеодинамика регионов.

Том 9(19). Вып. 2. 2023 г. С. 200–212.

УДК 314.122

И. Н. Воронин1 А. Б. Воронина2

Миграционный атлас Российской Федерации: общественно-географический обзор

1,2ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь

e-mail: 1voronin.igor53@yandex.ru , 2voronina-simf@rambler.ru

Аннотация. В статье дан общественно-географический анализ новому изданию – Миграционному атласу Российской Федерации, включающего текстовую аналитическую, картографическую и графическую визуализацию миграционных процессов за период 1991–2022 годов. В Атласе характеризуется место России в глобальной миграции, а также источники информации о миграции,

количественные характеристики миграционных потоков, социально-демографическая структура миграций в России.

Ключевые слова: миграция, миграционный процесс, эмиграция, иммиграция, демография, этнос, Российская Федерация.

Введение

В 2022 г. вышел в свет Миграционный атлас Российской Федерации [1], который стал результатом трехлетней совместной работы ученых демографов, социологов, географов и картографов научных коллективов Института демографических исследований ФНИСЦ РАН (Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук), Северо-Кавказского федерального университета, Научного совета по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений РАН и Научного совета при отделении общественных наук РАН «Демографические и миграционные проблемы России».

Издание было подготовлено в рамках проекта «Влияние миграции на этнодемографические процессы в Российской Федерации и подходы к совершенствованию миграционной политики в части стимулирования интеграции мигрантов в российское общество» (научный руководитель акад. Тишков В. А.) (Поручение Президента РФ №ПР-71 от 16.01.2020 г.), который, в свою очередь, является частью Программы фундаментальных и прикладных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» (научный руководитель чл.-корр. РАН Рязанцев С. В.).

Материалы и методы

Информационной базой Атласа стали открытые данные более десятка разнообразных федеральных ведомств, а также международных организаций, таких как: Федеральная служба государственной̆ статистики РФ (Росстат); Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ (ГУВМ МВД России); Пограничная служба Федеральной̆ службы безопасности (ПС ФСБ) РФ; Министерство труда и социальной̆ защиты населения РФ (Минтруд России); Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки России); Министерство иностранных дел РФ (МИД России); Пенсионный фонд России (ПФР); Верховный Суд РФ; Центральный банк РФ (ЦБ РФ); Отдел ООН по народонаселению; Международная организация по миграции (МОМ); Управление Верховного Комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН); Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА); Международная организация труда (МОТ); Программы ООН по развитию (ПРООН); Всемирный банк.

В структуре Атласа выделено 10 разделов: «Россия в глобальной и региональной миграции», «Показатели и статистика миграции», «Миграционная и дипломатическая инфраструктура», «Миграция и демографическое развитие», «Внутрироссийская миграция», «Иммиграция в Россию», «Этнические миграции и диаспоры», «Эмиграция из России и русскоязычные сообщества за рубежом», «Паспортно-визовые отношения» и «Глобальное управление миграцией».

Атлас включает большой объем текстовой аналитической информации, картографическую и графическую визуализацию миграционных процессов за тридцатилетний период (1991–2021 гг.), т.е., с момента распада Советского Союза по сегодняшний день.

По мнению авторов, Атлас дает комплексное представление о масштабах, направлениях, социально-демографической структуре миграции в России, в т.ч., в региональном разрезе. Атлас призван в наглядной форме показать тренды, структуру и последствия миграционных процессов в Российской Федерации, а также в её регионах.

Авторы адресовали данный Атлас государственным служащим, работникам социальной сферы, ученым, преподавателям, аспирантам, студентам, а также всем, кто интересуется миграционными процессами в мире и России.

Результаты и обсуждение

Проведем краткий обзор данного Атласа с позиций общественной географии.

Первый раздел посвящен месту России в глобальной миграции.

По данным ООН в период 2000-2020 гг. количество мигрантов в мире выросло в 1,6 раза (с 172,7 до 280,6 млн чел.). Основные потоки мигрантов были направлены из развивающихся и слаборазвитых стран Юга в экономически развитые страны Севера (здесь и далее [2]).

На сегодняшний день Россия входит в число стран-лидеров по приему иммигрантов. Так, по данным ООН, в 2020 г. по миграционному приросту Россия занимала 7 место в мире (11,6 млн иммигрантов или 8% населения). Однако, по доле иммигрантов в структуре населения Россия значительно уступает многим высокоразвитым странам: более трети (36%) иммигрантов мира приходится на страны «Большой семерки». В тоже время Россия относится к странам-лидерам и по количеству эмигрантов. По оценке ООН, в 2020 г. численность российских эмигрантов составила 10,7 млн чел. По этому показателю Россия занимает 3 место в мире после Индии и Мексики.

Самые мощные миграционный потоки сформировались между Россией и странами бывшего СССР. Россия как наиболее крупная и развитая экономика Евразийского экономического союза (ЕАЭС) долгое время остаётся привлекательной для мигрантов из Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Армении. Так, за 1991-2021 гг. в Россию прибыло около 15,2 млн иммигрантов, а эмигрировало из России – 7,6 млн, т.е. сальдо миграции положительное и составляло около 7,6 млн чел.

На протяжении постсоветского периода масштабы, география и социально-демографические показатели миграционных потоков значительно трансформировались. Если в первые годы после распада СССР миграционный прирост возрастал: в 1993 г. он составил 553,8 тыс. чел. (23% миграционного прироста приходилось на Казахстан, 38% – на республики Центральной Азии, 24% – на республики Южного Кавказа), то уже в 2020 г. ещё и в условиях пандемии COVID-19 миграционный прирост в России значительно сократился и составил 112 тыс. чел. (47% приходилось на Украину, 41% – на республики Центральной Азии).

Пандемия COVID-19 очень серьезно повлияла на мировые миграционные процессы. В большинстве стран были введены миграционные ограничения, прерывались миграционные связи, во многих странах максимально снизилась мобильность населения.

При характеристике данного процесса в Атласе, к сожалению, отсутствуют данные по РФ.

Во втором разделе Атласа авторы уделили большое внимание многочисленным показателям миграции.

Для анализа миграционных потоков авторы выделяют следующие блоки. Блок 1. Показатели абсолютного объема миграционных потоков: контингент

мигрантов, число прибывших мигрантов, число выбывших мигрантов, т.н. «чистая» миграция (она же нетто-миграция, сальдо миграции, миграционный прирост / убыль), валовая миграция (брутто-миграция, миграционный оборот).

Блок 2. Коэффициенты интенсивности миграции: коэффициент интенсивности миграции по прибытию, коэффициент интенсивности миграции по выбытию, коэффициент миграционного прироста, коэффициент миграционного оборота.

Блок 3. Показатели структуры миграционных потоков (количество прибывших (выбывших) мигрантов или миграционный прирост): территориальная структура, возрастная структура, половая (гендерная) структура, образовательная структура, структура по гражданству, этническая структура, структура по причинам (целям).

Далее дается очень подробная характеристика статистики миграций, ее источникам и проблемам её сбора.

В настоящее время информация о миграции России представлена разнообразными источниками, аккумулируемыми первично, а также обработанными вторично различными федеральными министерствами и ведомствами. Их подробный перечень уже упоминался выше. В работе приводится анализ статистических данных и существующих проблем, которые ограничивают возможности исследовательской деятельности в сфере миграции по основным федеральным ведомствам.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Конечно же, наиболее полные и систематизированные за достаточно продолжительный период времени сведения собирает и публикует Росстат. Он публикует несколько статистических сборников, включающих данные по миграции: «Численность и миграция населения Российской Федерации», «Россия и страны мира», «Российский статистический ежегодник», «Демографический ежегодник России» (общая миграция, вынужденная миграция), «Труд и занятость в России» (трудовая миграция). А также публикуются достаточно подробные данные Переписей населения. В Российской Федерации (с 1991 г.) переписи проводились в 2002, 2010, 2021 гг. и в каждой из них собирались данные о внутрироссийской и международной миграции.

До 2011 г. в данные, публикуемые Росстатом, не попадали сведения о трудовых мигрантах, а также образовательных мигрантах. Кроме того, с середины 2011 г. были внесены изменения в правила учета иностранных граждан в РФ, что нашло отражение и в соответствующей статистической отчетности. Подобные статистические неувязки в отношении учета эмиграции из России привели к тому, что традиционный список стран эмиграции россиян стал внешне выглядеть совершенно иначе. Если в 2010 г. среди лидеров находились Казахстан, Украина, Германия, Беларусь, США, то в 2014 г. новыми направлениями «эмиграции» российских граждан вдруг стали Узбекистан, Таджикистан, Украина, Армения, Китай. В связи с чем, уже де-факто авторы Атласа приходят к выводу, что список стран эмиграции фактически стал зеркальным отражением списка стран-доноров трудовых мигрантов для России.

Данные Пограничной службы (ПС ФСБ) публикуются Росстатом в сборнике «Численность и миграция населения» за год в разрезе стран и включают не мигрантов, а факты пересечения границы.

В период 2006-2008 гг. Федеральной миграционной службой (ФМС России)

выпускался сборник «Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции». Данный сборник включал как аналитический материал, так и табличный материал о числе иностранных трудовых мигрантов в разрезе стран-доноров, отраслей занятости мигрантов, в разрезе регионов России. Кроме того, в сборнике содержались данные о численности, профессиональной структуре, странах-реципиентах российских граждан, выбывающих за рубеж с целью трудоустройства. К сожалению, в настоящее время подобные бюллетени (мониторинги) больше не выпускаются.

Главное управление по вопросам миграции МВД РФ (ГУВМ МВД России),

правопреемник ФМС. Несмотря на сформировавшийся за долгие годы образ «закрытой» структуры, на сегодняшний день большой массив информации по миграциям представлен на Интернет-ресурсах данного ведомства.

Так, существенной проблемой остается отсутствие возможности для значительной части мигрантов зарегистрироваться по месту реального пребывания в России. Многие рабочие-мигранты регистрируются в других местах или вовсе имеют фальшивую регистрацию (явление так называемых «резиновых» квартир). Так, в 2021 г. было зарегистрировано 13 393 тыс. иностранцев, в т.ч.: 502 тыс. постоянно (4%) и 12 891 тыс. временно (96%), 9 530 тыс. с указанием цели «работа» (74% всех первичных временных регистраций).

Статистика регистрации иностранцев показывает, что основная масса мигрантов в России – мигранты временные. Основную часть их составляют временные трудовые мигранты. Однако, часто временные мигранты получают документы на временное или постоянное проживание в России, используя регистрацию по месту жительства и переходя в категорию постоянных мигрантов.

Что интересно, пандемия COVID-19 сократила приток мигрантов в целом и трудовых мигрантов в частности, но при этом практически не изменилось количество иностранных граждан, которые получили регистрацию по месту пребывания повторно (5 654 тыс. в 2019 г. и 5 621 тыс. в 2020 г.). Это означает, что сформировался стабильный контингент трудовых мигрантов, которые не выехали во время пандемии COVID-19, а остались в России. Зачастую иностранцы с временной регистрацией по месту пребывания переходят в более стабильное положение и получают документы на временное и долгосрочное проживание, а затем и вовсе натурализуются (т.е. получают гражданство Российской Федерации).

Основными получателями российского гражданства в последние годы являются граждане Украины, максимальное количество которых отмечалось в 2020 г. – 409 422 чел. С 2020 г. на 2 месте – граждане Республики Таджикистан. Максимальное количество таджикистанцев стали российскими гражданами в 2021 г. – 103 681 чел. На 3 месте находятся граждане Республики Казахстан – максимум был достигнут в 2019 г. – 50 492 чел. На 4 месте – граждане Республики Армения – максимум 46 931 чел.

С недавнего времени в миграционной статистке появились новые категории мигрантов – соотечественники и вынужденные мигранты (беженцы).

С 2007 г. в России действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, которая нацелена на возможность переезда и получения в упрощенном порядке российского гражданства бывшим гражданами СССР и их родственниками. По состоянию на 01.01.2022 г. в реализации данной Госпрограммы принимали участие 80 субъектов Российской̆ Федерации в 8 федеральных округах. За годы действия Госпрограммы Россия приняла около 1 млн соотечественников. Больше всего переселенцев прибыло из стран СНГ (Казахстан, Украина, Таджикистан, Армения, Молдова), а также некоторых стран «дальнего зарубежья» (Германия, Израиль, США, страны Латинской Америки).

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России). МИД России через консульские учреждения за границей также осуществляет регистрацию в российских консульских учреждениях временно или постоянно проживающих российских граждан за границей. Однако консульский учет граждан РФ за рубежом проводится на добровольной основе. И, согласно оценкам российских дипломатов, лишь 10-15% россиян встают на консульский учет, что делает статистику МИД России не совсем объективной.

Высокие позиции в рейтинге стран «классической» эмиграции для россиян длительное время удерживают Израиль, Германия и США. В то же время среди европейских стран появляются новые направления эмиграции россиян. Здесь можно отметить, например, Австрию, Чехию, Нидерланды, Испанию, Норвегию, которые характеризуются высоким уровнем и качеством жизни, а Чехия при этом также остается страной с достаточно низкой стоимостью жизни по сравнению с той же Австрией или Германией. В последние годы популярными направлениями трудовой эмиграции становятся страны Азии, Латинской Америки, Австралия, Новая Зеландия.

В третьем разделе описана миграционная и дипломатическая инфраструктура. В частности перечислены и описаны все пограничные пункты пропуска и пограничные переходы. По состоянию на 01.01.2022 г. в Российской Федерации насчитывалось 316 пунктов пропуска через государственную границу, в т.ч., автомобильных – 110, железнодорожных – 56, воздушных – 82, морских – 58, речных – 3, смешанных – 6, пешеходных – 1. Также на территории Российской Федерации работает 78 международных аэропортов.

Дипломатическая инфраструктура Российской Федерации представлена дипломатическими миссиями (посольствами и генеральными и почетными консульствами), а также представительствами государственных структур (МВД, Россотрудничество).

В четвертом разделе дана достаточно подробная характеристика демографической ситуации в России на сегодняшний день.

Российская Федерации на протяжении длительного периода своей новейшей истории живет в режиме депопуляции. За 30 лет естественная убыль населения составила 14,4 млн чел., однако миграция компенсировала примерно 2/3 естественной убыли. В результате население страны сократилось лишь на 4,8 млн чел. Так, присоединение Крыма в 2014 г. уменьшило эту величину до 2,5 млн чел. Худшим периодом в демографическом развитии России были 1996-2005 гг. На сегодняшний день наблюдается 2-я волна депопуляции. Принципиальным отличием данного этапа демографического развития страны является то, что величина естественной убыли определяется исключительно сокращением числа родившихся, а смертность продолжает снижаться.

Пандемия COVID-19 значительно увеличила смертность населения в России. По итогам 2020 г. число умерших возросло до 2 124,5 тыс. чел., т.е., на 18% больше, чем в 2019 г. Общее число умерших с COVID-19, для которых коронавирус стал либо основной, либо косвенной причиной смерти, за 2020 г. составило 163,3 тыс. чел.

В этом же разделе Атласа дана оценка демографической ситуации применительно к субъектам Российской Федерации. Данная оценка дана на основе 5 параметров и данных демографической статистики.

Динамика численности населения. Если в 2019-2020 гг. к демографически благополучным регионам можно было отнести 19 регионов (22%), то уже в 2020-2021 гг. – только 18 субъектов Российской Федерации (21% от общего числа регионов страны). Наиболее благополучными (т.е., имеющие положительную динамику) в демографическом отношении можно считать город Севастополь (рост населения в 2021 г. по сравнению с 2020 г. составил 7,6%), Республику Ингушетию (1,7%), Чеченскую Республику (1,3%), Республику Саха (Якутия) (1,0%), Ленинградскую область (0,9%), Ханты-Мансийский автономный округ (0,8%), Республику Тыва (0,8%), Калининградскую область (0,7%), Ямало-Ненецкий автономный округ (0,7%) и Республику Дагестан (0,7%). В остальных 66 субъектах Российской Федерации отмечалось сокращение населения, т.е. регионы были демографически неблагополучными.

Естественный и миграционный прирост. По критерию – положительный общий прирост населения за счет естественного и миграционного прироста – демографически благополучными в 2020 г. могли считаться только 6 регионов страны (или 7% от их общего количества). К этому числу относились Республика Саха (Якутия) (+12,7 тыс. чел.), Тюменская область (+5,1 тыс. чел.), Ханты-Мансийский автономный округ (+13,7 тыс. чел.), Ненецкий автономный округ (+293 чел.), Республика Ингушетия (+8,9 тыс. чел.) и Республика Алтай (+869 чел.).

Рождаемость. По третьему критерию – суммарному коэффициенту рождаемости близкому к простому воспроизводству населения (2,14–2,15 ребенка на 1 женщину репродуктивного возраста) – к демографически благополучным в 2020 г. можно было отнести только Республику Тыву (2,97), Чеченскую Республику (2,57) и Ненецкий автономный округ (2,25). Самый низкий уровень суммарного коэффициента рождаемости был характерен для регионов Европейской России с преобладанием русского населения и высокой долей численности городского населения. К их числу относились Орловская (1,27), Пензенская (1,23), Саратовская (1,23), Смоленская (1,15), Тамбовская (1,28) и Тульская области (1,25).

Смертность. Четвертый критерий – структура смертности по причинам. Среднее значение показателя смертности в трудоспособном возрасте по России в 2020 г. составляло 497 смертей на 100 тыс. чел. Ниже всего уровень смертности среди трудоспособного населения отмечался в республиках Северного Кавказа: Ингушетии (200,1), Дагестане (222,7), Карачаево-Черкесии (326,8), Кабардино-Балкарии (336,1), а также в городе Москве (331,8). Высокая смертность в трудоспособном возрасте в 2020 г. наблюдалась в Чукотском автономном округе (780,1), Амурской области (736,4), Республике Тыве (730,5), Иркутской области (685,8) и Еврейской автономной области (680,3).

Половозрастная структура населения. По пятому критерию – сбалансированности половозрастной структуры населения, наиболее благополучная ситуация в 2020 г. была в 4 субъектах Российской Федерации, в их числе Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), Республика Алтай, Республика Ингушетия.

Пятый раздел посвящен внутрироссийской (межрегиональной) миграции. Межрегиональная миграция в России оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на социально-экономические и демографические процессы, характер расселения в регионах. Миграционный поток распределяется по территории Российской Федерации неравномерно. Подавляющее число регионов России теряет население в ходе межрегиональных миграций и лишь в некоторых субъектах наблюдается миграционный прирост.

В 2020 г. миграционный прирост населения наблюдался в 25 регионах. При этом наиболее привлекательными для мигрантов были город Севастополь (18,8‰), Ленинградская (14,6‰) и Калининградская (8,1‰) области, Республика Адыгея (5,1‰). При этом миграционный прирост в Московской области сократился почти в 2,5 раза, а в городах Москва и Санкт-Петербург прирост составил менее 1 чел. на 1 000 чел. населения.

Во внутрироссийских миграциях внутрирегиональные потоки преобладают над межрегиональными. Наиболее активные миграции внутри регионов отмечаются в Кировской области, Пермском и Приморском краях, республиках Татарстан, Башкортостан, Удмуртия и Бурятия.

Выделяются следующие виды временной трудовой миграции между регионами.

Маятниковая миграция в агломерациях. Так, в Московской агломерации ежедневно 3,2 млн чел. (около 75% трудоспособного населения) из Московской области приезжают на работу в Москву. Портрет среднестатистического маятникового мигранта в Московском регионе выглядит как неплохо зарабатывающий молодой человек, который ежедневно ездит на работу в Москву из Ногинска.

Вахтовая трудовая миграция. Вахтовый метод применяется на удаленных территориях с суровыми климатическими условиями и плохой транспортной доступностью, а часто и опасными условиями труда. Согласно данным рекрутинговой компании «HeadHunter», в 2021 г. в России наибольший спрос на вахтовых работников отмечался в сфере строительства и металлургии, производстве промышленного оборудования, тяжелом машиностроении, автобизнесе. На сегодняшний день повышается спрос в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса, жилищно-коммунальной сферы, товаров народного потребления. Дефицит кадров после пандемии COVID-19 подтолкнул работодателей из данных сфер максимально расширять географию поиска и приглашать вахтовых работников. Основная масса вахтовых мигрантов сосредоточена в следующих регионах России: Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Красноярском и Забайкальском краях, Мурманской, Иркутской, Магаданской, Амурской, Сахалинской областях, Республике Саха (Якутия), а также в городе Москве. В последние годы множество вахтовых вакансий открывается в Республике Татарстан, Калужской области и городе Санкт-Петербург. Об объемах вахтовой миграции свидетельствуют экспертные оценки и результаты выборочных обследований. По данным Центра стратегических разработок Центра экономики инфраструктуры, численность вахтовых работников, которые трудятся за пределами муниципалитета проживания, в 2020 г. составила 2,6 млн чел. По результатам же выборочного обследования рабочей силы Росстатом, численность вахтовых мигрантов в стране определялась в объеме 1,6-1,8 млн чел.

Шестой раздел посвящен иммиграции в Россию. В Атласе дана оценка масштабам иммиграции. Так, по данным ООН, в 2020 г. в России насчитывались 11,6 млн иммигрантов, или около 8% населения страны. По предварительным данным Всероссийской переписи населения 2021 г., численность контингента иммигрантов составляла не менее 10 млн чел., а также насчитывалось около 350 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории России. Наибольшее количество иммигрантов находилось в городе Москве, Московской области, Приморском крае, Амурской области и Республике Татарстан.

После распада СССР Российская Федерация стала крупнейшим в Евразии принимающим мигрантов государством. В настоящее время иммиграция является важным источником пополнения численности населения и трудовых ресурсов России и ее отдельных регионов. В стране преобладают потоки временных трудовых мигрантов, а также отмечается значительный приток мигрантов на постоянное место жительства. В 1992-2019 гг. иммиграция компенсировала более 75% естественной убыли населения России: суммарный миграционный прирост составил 9,8 млн чел. На сегодняшний день авторы признают, что иммиграция для России стала своеобразной «подушкой демографической безопасности».

С конца 1990-х по начало 2000-х в России наблюдается активная возвратная миграция. С 2007 г. это явление получило государственную поддержку – была разработана, уже упомянутая ранее, Государственная программа по оказанию

содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая была нацелена на возможность переезда и получения в упрощенном порядке российского гражданства бывшими гражданами СССР и их родственниками. С начала реализации этой программы численность переселившихся в Россию соотечественников составило около 1 млн чел. Больше всего соотечественников прибыло из стран СНГ (Казахстан, Украина, Таджикистан, Армения, Молдова) и некоторых государств «дальнего зарубежья» (Германия, Израиль, США, страны Латинской Америки).

Самой распространенной формой иммиграции в Россию стала трудовая миграция. Ежегодно на российском рынке труда работают от 2 до 3 млн трудящихся-мигрантов, главным образом, из стран бывшего СССР. В 2021 г. было выдано 2 222 тыс. патентов гражданам Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины (76% иностранной рабочей силы на российском рынке труда). Также в 2021 г. было оформлено 93 тыс. разрешений на право работы в России на основе квоты. Кроме того, на российском рынке труда присутствуют трудящиеся-мигранты из стран ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана), которым не требуется разрешительных документов на работу в России (17% иностранной рабочей силы). Это наглядно продемонстрировано в Атласе на 14 картах, где представлена доля трудовых мигрантов в разрезе стран выбытия в общей численности трудовых мигрантов. Основными регионами трудоустройства трудовых мигрантов в России являются крупные города и их окружение с развитыми рынками труда: города Москва (1 800 тыс.) и Санкт-Петербург, Ленинградская (720 тыс.) и Московская области (400 тыс.), Краснодарский край (130 тыс.), Свердловская (120 тыс.) и Самарская (100 тыс. чел.) области. По экспертным оценкам трудовые мигранты производят до 8% ВВП России.

Образовательная миграция. Россия является также важным экспортером образовательных услуг. Максимальных объемов масштабы образовательной миграции достигли в 2019 г. – около 682 тыс. чел. В 2017 г. начал работу государственный проект «Экспорт российского образования». Реализация данного проекта ставит целью повышение привлекательности российских вузов и образовательных программ для иностранных граждан. Правительством России для обучения иностранцев в университетах страны за счет бюджета в 2020 г. было выделено 15 тыс. мест. Основными регионами происхождения иностранных студентов являются страны Центральной Азии (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан), Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии (Китай, Вьетнам, Индия), а также некоторые соседние, некогда входившие в состав СССР (Беларусь, Украина, Азербайджан). Около 70% иностранных студентов в России приходится на граждан стран СНГ.

С целью государственного регулирования миграционных процессов в Российской Федерации проводится миграционная политика. На сегодняшний день это выражается в принятии таких основных нормативных актов в сфере миграционной политики, как:

— Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. Была утверждена в 2007 г. Указом Президента РФ. В данном документе миграция рассматривается уже как ресурс для развития демографических процессов в стране, не как угроза национальной безопасности.

— Концепция государственной миграционной политики РФ до 2025 г. Утверждена в 2012 г. Основной посыл данной концепции заключался в рассмотрении миграции как вспомогательного компонента социально-экономического и демографического развития страны. В 2018 г. Президентом РФ утверждена новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2018-2025 гг. В новой Концепции иммиграция также определяется как дополнительный источник роста населения и недостающих трудовых ресурсов.

— Закон об упрощении получения гражданства Российской Федерации для некоторых категорий иностранцев, подписанный Президентом РФ в апреле 2020 г.

Седьмой раздел посвящён этнической миграции и диаспорам. В данном разделе дана очень подробная характеристика этнического состава населения РФ.

 

Раздел максимально иллюстрирован и представлен большим графическим и картографическим материалом.

В частности на 56 картах, представлены доли некоренных народов в общей численности населения РФ по субъектам федерации (по данным Переписей населения 1979, 1989, 2002, 2010 гг.).

На 34 круговых диаграммах представлен этнический состав миграционного прироста России и ареалы их расселения по территории России (14 карт).

В разрезе стран происхождения наибольшая доля этнических русских прибывает в Россию из Казахстана – 87% и Туркменистана – 53% всего миграционного потока. К сожалению, с 2008 г. разработка данных по этнической принадлежности мигрантов в России перестала производиться.

Восьмой раздел посвящен эмиграции из России и русскоязычным сообществам за рубежом. Авторы обозначают основные тренды эмиграции из России и вводят понятие «русскоязычной экономики».

Ежегодная численность эмигрантов из Российской Федерации по данным Росстата состоит из 2 ключевых миграционных потоков – эмиграции на постоянное место жительство и временной трудовой миграции за границу по трудовым контрактам. Эти потоки неравнозначны по масштабам, но весьма значительны. По трудовым контрактам в последние годы выезжали ежегодно за границу от 45 до 60 тыс. россиян. Цифры эмиграции на постоянное место жительство в последние годы составляют от 300 до 500 тыс. чел. Эмиграция в постсоветский период существенно увеличила численность русскоговорящих общин и сформировала новый феномен «русскоязычной экономики» во многих странах мира. По оценке ООН, Российская Федерация относится к странам-лидерам по количеству эмигрантов, находящихся за рубежом – в 2020 г. около 10,7 млн чел. Это 3 место в мире после Индии и Мексики. Русскоязычные за рубежом составляют третью по численности этнокультурную группу населения, после китайцев и индийцев, проживающую за пределами этнической родины. И хотя русских нельзя назвать классической диаспорой, их социально-экономический и демографический ресурс являются значимыми для принимающих стран.

По мнению авторов, в новейшей истории России следует выделить 4 волны эмиграции, разделительными различными кризисами.

Первая волна (1991-1998 г.). Эмигранты из России стремились в США, Канаду, Европу. Важным каналом эмиграции стала репатриация немцев в Германию, евреев в Израиль, греков в Грецию, которая стимулировалась политикой стран приема.

Вторая волна (1998-2008 гг.). Одним из немногих факторов, признававшихся западными странами в качестве условия предоставления этого статуса, являлся исход из зоны военных действий в Чечне. В связи с этим существенно вырос поток жителей Чечни и Северного Кавказа в целом, претендовавших на статус беженца. В результате эмиграции сформировались достаточно большие по численности чеченские диаспоры в ряде стран Евросоюза (например, в Германии, Австрии, Бельгии, Франции). Усилилась инвестиционная эмиграция: обеспеченные россияне активно покупали недвижимость, открывали бизнес за границей, перевозили детей и семьи за рубеж (Китай, Таиланд, Болгария, Вьетнам).

Третья волна (2008-2021 гг.). Значимыми факторами этой волны стали более высокий уровень оплаты труда, возможность реализации своих профессиональных возможностей, получение интересной и престижной работы, возможность путешествий, дешевизна жизни, больший комфорт, благоприятные климатические условия за рубежом. В этой волне основными странами приема стали страны с мягким климатом и невысокой стоимостью жизни – Таиланд, Вьетнам, Болгария, Черногория, а также страны с возможностью упрощенного предоставления вида на жительства и гражданства через инвестиции в бизнес и недвижимость – Италия, Испания, Чехия и др.

Четвертая волна (с 2022 г.) обусловлена событиями на Украине и частичной мобилизацией в России. Основными странами эмиграции стали соседние и близлежащие государства с визовым и безвизовым режимами, прежде всего, Казахстан, Грузия, Армения, Кыргызстан, Таджикистан, Турция, а также Финляндия и страны Балтии (до закрытия границ в сентябре-октябре 2022 г.). По разным оценкам за 2022 г. из России эмигрировали от 300 до 700 тыс. чел.

Авторами Атласа предлагается методика идентификации русскоговорящего населения, проживающего за рубежом.

Первый̆ подход – этнокультурная идентификация, которая обычно используется в переписях и опросах, т.е. людям предлагается идентифицировать себя с какой-то этнической̆ группой̆ (принцип самоидентификации ).

Второй̆ подход – географическая идентификация, которая определяется в ходе переписей̆ на основе вопроса:«В какой̆ стране Вы родились?».

Третий̆ подход – языковая идентификация. Определяется в переписях или опросах на основе владения или использования в быту русского языка. В мире владеют русским языком за пределами России около 127 млн чел. Например, в США в 2010 г. 881 тыс. чел. говорило дома на русском.

Четвёртый̆ подход – гражданская идентификация, она определяется на основе наличия российского гражданства.

Пятый̆ подход– административная идентификация. Определяется на основе регистрации в российских консульских учреждениях граждан России, проживающих за границей̆.

Шестой̆ подход – религиозная идентификация, которая может фиксироваться переписях на основе самоидентификации или оценок численности прихожан русских православных церквей.

Феномен «русскоязычной экономики». Под русскоязычной экономикой понимается система экономических институтов и отношений, в основе которых лежит русский язык, выступающий основным интеграционным фактором и основной опорой развития её элементов. Цель её функционирования – удовлетворение потребностей русскоговорящего населения, постоянно проживающего и временно пребывающего за рубежом, а также обслуживание торгово-экономических связей и туризма страны пребывания мигрантов с Россией. Драйверами русскоязычной экономики выступают русскоговорящие мигранты и их сообщества.

По мнению авторов основными местами концентрации русскоговорящей экономики в мире стали следующие территории.

Брайтон-бич (США) – классическое направление русскоговорящей эмиграции. По данным национальной̆ переписи населения, в 2010 г. в США насчитывалось около 3,2 млн выходцев из России. Примерно 40% русских американцев живёт в северо-восточной части страны. Больше всего – в крупнейшем городе США Нью-Йорке. Кроме этого, около 25% русских проживает на западном побережье, прежде всего в городах Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сан-Диего и Сиэтл. Новым местом для современной̆ русской эмиграции стала высокотехнологичная Силиконовая долина, где сконцентрировались русские высококвалифицированные IT-специалисты. Ещё примерно 20% русских сконцентрировано в юго-восточных штатах с благоприятным климатом – прежде всего, во Флориде и Майями.

Паттайя и Пхукет (Таиланд) – новые направления русскоговорящей эмиграции. Реальное число российских граждан и русскоговорящего населения в Таиланде на сегодня может достигать 250 тыс. чел.

Начанг (Вьетнам) – возрождающееся направление русскоговорящей миграции. Численность временно пребывающих и постоянно проживающих российских граждан здесь составляет около 60 тыс. чел.

В данном разделе определены также последствия эмиграции для России. Методика оценки последствий эмиграции включает, по мнению авторов, 3 вида оценок: прямые демографические потери, вклад в демографическое развитие и прямые экономические потери.

В девятом разделе достаточно подробно описаны паспортно-визовые отношения: разновидности паспортов, выдаваемые в России, сроки пребывания иностранных граждан на территории нашего государства, порядок оформления виз.

Десятый заключительный раздел посвящен глобальному управлению миграцией.

ООН признает миграцию важным инструментом развития, в т.ч. обращает внимание как на международных, так и на внутренних мигрантов. Основные проблемы миграций и пути их решения изложены в известной программе ООН «Повестка – 2030», которая конкретизируется в 17 Целях устойчивого развития, принятых в 2015 г. всеми членами ООН. Выделяется 3 задачи хорошо продуманной миграционной политики: упорядоченная миграция, законная миграция и безопасная миграция.

В разделе дана краткая характеристика международным организациям в сфере регулирования миграции и механизмы межгосударственных консультаций по миграциям как платформы для диалога. Среди организаций это Международная организация по миграции (МОМ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН), Международная организация труда (МОТ), Отдел ООН по народонаселению, Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Международный центр развития миграционной политики. Среди диалоговых платформ это Форум Западного Средиземноморья или Диалог 5+5 (The Western Mediterranean Forum or 5+5 Dialogue), Диалог Абу-Даби (Abu Dhabi Dialogue),

Арабский региональный консультативный процесс по вопросам миграции и беженцев (Arab regional consultative process, ARCP), Алматинский процесс по защите беженцев и международной миграции, Западноафриканский миграционный диалог (Migration Dialogue for West Africa, MIDWA), Будапештский процесс (Budapest Process) и еще 12 образований.

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что данное издание достаточно уникально. Во-первых, присутствует новизна, поскольку подобное системное изложение картографического материала, посвященного миграционным процессам, в формате атласа, по нашему мнению, публикуется впервые. До этого отдельными ведомствами публиковались лишь некоторые карты, картосхемы, затрагивающие в той или иной степени миграционные явления и процессы. Во-вторых, данный Атлас выполнен уже в соответствии с современными тенденциями в оформлении атласов, которые расширяют круг пользователей за счет наглядности. В частности, картографический материал дополняется графическим и обширным текстовым наполнением. При этом упрощается и картографический инструментарий, который делает карту более понятной не только специалисту, но и широкому кругу читателей. В-третьих, издание данного Атласа – своевременно. В период, когда в силу изменения политической ситуации миграционные процессы становятся одним из главных факторов формирования нового мироустройства, подобные издания должны удовлетворять ожидаемый информационный спрос со стороны как экспертного сообщества, так и со стороны обычного обывателя с целью формирования у него правильного мировоззрения и восприятия окружающей его современной геополитической действительности.

Литература

  1. Миграционный̆ атлас Российской̆ Федерации / С. В. Рязанцев, В. С. Белозеров, Н. А. Щитова [и др.];ФНИСЦ РАН. М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2022. 232с.: ил.
  2. Миграционный̆ атлас Российской̆ Федерации Электронный[ ресурс]. Режим доступа: испи.рф/wp-content/uploads/2023/02/Обновленный-Атлас-Полный.pdf.

N. Voronin1 A. B. Voronina2

The Migration Atlas of the Russian Federation: socio-geographic overview

1,2V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol e-mail: 1voronin.igor53@yandex.ru , 2voronina-simf@rambler.ru

Abstract. In the article there is a socio-geographical analysis of the new edition — The Migration Atlas of the Russian Federation, which includes textual analytical, cartographic and graphical visualization of migration processes for the period 1991– 2022. The Atlas characterizes Russia’s place in global migration, sources of information on migration, quantitative characteristics of migration stream and the socio-demographic structure of migration in Russia.

Keywords: migration, migration process, emigration, immigration, demography, ethnos, Russian Federation.

References

  1. Migracionniĭ atlas Rossiiskoĭ Federacii / S. V. Ryazancev, V. S. Belozerov, N. A. Schitova [i dr.]; FNISC RAN. M._ ITD «PERSPEKTIVA». 2022. 232 s., il. (in Russian)
  2. Migracionniĭ atlas Rossiiskoĭ Federacii. URL: испи.рф/wp-content/uploads/2023/02/Обновленный-Атлас-Полный.pdf. (in Russian)

Поступила в редакцию 27.05.2023 г.