НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЕДИНСТВА «ПРОСТРАНСТВО – ТЕРРИТОРИЯ» (НА ПРИМЕРЕ ТИХООКЕАНСКОЙ РОССИИ)

Геополитика и экогеодинамика регионов

Том 9 (19). Вып. 4. 2023 г. С. 60–66.

УДК 551.4:911.2(571.6)

Г. П. Скрыльник

Новые подходы в исследовании единства «пространство – территория» (на примере Тихоокеанской России)

ФГБУН Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Владивосток

e-mail: skrylnik@tigdvo.ru

Аннотация. В ходе изменения геосистем Тихоокеанской России выделяются динамические стадии их развития, в рамках соответствующих Пространства и Территории:

  1. Спокойного поступательного, стадийно-циклического, при типичных процессах;
  2. Возвратно-поступательного, при воздействии критических процессов;
  3. Прерывисто-поступательного, при ведущем вкладе кризисных процессов;
  4. Динамически взрывного и разрушительного, при господстве катастрофизма. Естественный комплекс «Пространство – Территория» представляет собой общее понятие неразрывного образования, неповторимого единства.

В сравнении составляющих указанного комплекса просматривается известная парадоксальность. Они внешне во многом близки, но в целом разнородны. Основное их отличие состоит в неодинаковой размерности – пространство всегда 3-х мерно и без границ, а территория 2-хмерна и с границами.

Территория, по мнению автора – это видимая часть пространства в линейно-плоскостном восприятии. Но это образ не только ее первого, явного адекватного отражения пространственно-временного состояния зримого объекта, но существующего и второго – как внешнего пространственного выражения внутреннего исконного содержания почвенно-грунтового субстрата и коренных пород. Более того, при сравнении пространства и территории ярко прослеживается 2 начала – отталкивающего и притягивающего одновременно, т.к. пространство вокруг является единым силовым полем.

В эволюционном изменении пространства и территории четко просматривается выраженность принципа конвергенции – в сходных природных условиях в их структуре возникает сближение и(или) приобретение сходных или совпадающих признаков. Так, в ходе тесного взаимодействия территории в пространстве кратковременно происходит в них некоторый взаимообмен свойствами: пространство на отдельных участках приобретает выраженность границ, а территория объемно-пространственные очертания. Таким образом, пространство и территория в ходе развития обогащаются, будучи взаимосвязаны в своем сложном единстве. Поэтому, хотя нами и учитываются их различия, но это единство нами принимается как одно общее понятие неразрывного ”пространства-территории”.

Применение рассмотренных подходов в практике мониторинга территории Тихоокеанской России помогает обозначить здесь оптимальные варианты рационального природопользования.

Ключевые слова: пространство, территория, единство, геосистемы, стадии развития, Тихоокеанская Россия.

Введение

Естественный комплекс «Пространство – Территория» представляет собой общее понятие неразрывного образования, неповторимого единства.

Выявление особых подходов, как одних из возможных, в его изучении важно для продуктивного тематического рассмотрения общего развития геосистем (ГС).

Материалы и методы

Материалы – данные исследований автора (1957-2018 г.г.) и литературные источники (Бич, 2002; Горелик, 1983; Скрыльник, 2019; и др.).

Методы – сравнительно-географический.

Результаты и обсуждение

Пространство – Территория. В их сравнении просматривается известная парадоксальность. Они внешне во многом близки, но внутренне разнородны. Основное их отличие состоит в неодинаковой размерности – пространство всегда 3-х мерно и без границ, а территория 2-хмерна и с границами.

При этом Территория Тихоокеанской России, по мнению автора – это видимая часть Пространства в линейно-плоскостном восприятии. Но это образ не только ее первого, явного адекватного отражения пространственно-временного состояния зримого объекта, но существующего и второго – как внешнего пространственного выражения внутреннего исконного содержания почвенно-грунтового субстрата и коренных пород. Более того, при сравнении пространства территории ярко прослеживается 2 начала – отталкивающего и притягивающего одновременно, т.к. пространство вокруг является единым силовым полем.

В эволюционном изменении здесь Пространства и Территории четко просматривается выраженность принципа конвергенции – в сходных природных условиях в их структуре возникает сближение и (или) приобретение сходных или совпадающих признаков. Так, в ходе тесного взаимодействия Территории в Пространстве кратковременно происходит некоторый взаимообмен свойствами: пространство на отдельных участках приобретает выраженность границ, а территория объемно-пространственные очертания. Таким образом, Пространство

  • Территория в ходе развития обогащаются, будучи взаимосвязаны в своем сложном единстве. Поэтому, хотя и учитываются их различия, но это единство нами принимается как одно общее понятие неразрывного ”Пространства-Территории”.

Особенности развития геосистем (ГС) Тихоокеанской России. Развитие геосистем наиболее ярко отмечается при участии континентальности (К; в основном зимней) и океаничности (О; из-за муссонности). На Территории региона ему присуща четкая пространственно-временная дифференциация интенсивности: в континентальных областях она имеет минимальные значения; в прибрежных (в полосе переплетения К и О, в пределах островных дуг и мегапобережий) – максимальные (Skrylnik, 2021). Это зримо просматривается в случае 2-х вариантов асимметрии склонов долин малых рек – стабильного северного и южного во внутриконтинантальных территолриях против крайне динамичного в прибрежных районах (таблица 1).

Таблица 1

Климатическая асимметрия склонов долин малых рек (экспозиционная встречаемость крутых и пологих склонов в разных типах асимметрии и модификация)

Модификации асимметрии
Тип асимметрии Континентальная Океаническая
Крутые склоны Пологие Крутые склоны Пологие
склоны склоны
Северный (склоны северной Восточная Западная Западная Восточная
экспозиции, крутые; склоны
экспозиция экспозиция экспозиция экспозиция
южной экспозиции, пологие)
Южный (склоны северной Западная Восточная Западная Восточная
экспозиции, пологие; склоны
экспозиция экспозиция экспозиция экспозиция
южной экспозиции, крутые

Составлена автором

В ходе изменения геосистем Тихоокеанской России выделяются динамические стадии их развития, в рамках соответствующих Пространства и Территории (рис. 1):

  1. Спокойного поступательного, стадийно-циклического, при типичных процессах;
  2. Возвратно-поступательного, при воздействии критических процессов;
  3. Прерывисто-поступательного, при ведущем вкладе кризисных процессов;
  4. Динамически взрывного и разрушительного, при господстве катастрофизма.

Рис. 1. Схема динамических соотношений пространства, времени и типов

развития, устойчивости и устойчивого развития геосистем Составлен автором

Последняя из указанных стадий дополнительно проиллюстрирована (рис. 2).

Изменение территориальных геосистем (ГС) происходит по спирали, занимая по ходу все более и более высокое положение в пространстве с более высоким запасом потенциальной энергии. Таким образом, процесс развития геосистем постоянно обновляется.

А Б

Рис. 2. Бухта Зеркальная (Кавалеровский р-н, юго-восток Приморья). Общая панорама трансформации пляжа, до (А) и после (Б) прошедшего цунами в 1993 г.

Фото А.М. Короткого, 1993 г.

Автором прослежено, что развитие ГС здесь протекает во Времени (Бич, 2002) и Пространстве (Бич, 2002; Горелик, 1983) одновременно и непрерывно (неравномерно и прерывисто), по 2 путям – эволюционному и катастрофическому (Скрыльник, 2019; Тимофеев, 1974). При этом необходимо учитывать, что среда обитания (как фактор Места–Территории) и географическое положение Пространства относительно Солнца и сторон света, являясь разделительными средоформирующими факторами, контролируют и направляют указанное саморазвитие Пространства-Територии и взаимосвязанного с ним Времени. В результате и возникает одновременно поступательное и непрерывное (неравномерное и прерывистое) развитие Пространства и Времени. Разделение Пространства и Времени по способу функционирования и средоощущения формирует их неповторимую специфику как Двуединства. Эти пространственно-временные состояния, в конечном счете, отличаются космической предопределенностью, одновременно и приверженностью метахронности (Марков, 1965), цикличности и ритмичности. В отношении развития природных объектов (в том числе и рельефа, как наиболее для этого показательного), наиболее полно прослеживаемого только при учете неравномерности и прерывистости (из-за катастрофичности) проявления эндогенных и экзогенных сил, можно объяснить природу специфики объектов. Последняя объясняется тем, что создание все более сложных и совершенных форм есть имманентное свойство живой природы (Берг, 1922) и не только живой.

ГС, развиваясь в рамках «от Прошлого через Настоящее к Будущему» (в соответствии с аксиомой векторности развития – Стрелой времени Эддингтона-Пригожина), подчиняется общему Закону Усложнения – самому фундаментальному закону развития Вселенной (Шпаковский, 2014). При этом развитие ГС все время усложняется, а уровень усложнения постоянно направленно повышается.

Выводы

Выше выявленные структурные и динамические составляющие в общей организации Пространства и Территории Тихоокеанской России помогают в разработке и применении особых подходов для иллюстративности качества ее тематического анализа.

Такими подходами являются:

а) Территория принимается, с одной стороны, как видимое пространственно-временное состояние зримого объекта, а с другой – внешнее пространственное выражение внутреннего исконного содержания почвенно-грунтового субстрата и коренных пород. Такое единство выступает как одно общее понятие неразрывного ”Пространства-Территории”.

б) Пространство и Территория испытывают одновременно отталкивающее и притягивающее притяжение. Это «укрепляет» их единство.

в) в организации Пространства и Территории в сходных природных условиях существует, хотя и кратковременное, отражение сближения и (или) приобретения сходных или совпадающих признаков – Пространство на отдельных участках приобретает выраженность границ, а Территория объемно-пространственные очертания. В результате Пространство и Территория взаимно обогащаются и приобретают черты общего единства.

г) комплексный подход по вскрытию внутренней сущности единого образования Пространства и Территории основан на сочетании возрастающего суммарного эффекта указанных отдельных подходов.

Учет вышеперечисленных особых подходов при изучении специфики развития Пространства и Территории приводит к более глубокому вскрытию пространственно-временного состояния ГС.

Их использование оказывает помощь при разработке оптимальных вариантов рационального природопользования в ходе природного мониторинга на Территории Тихоокеанской России.

Литература

  1. Бич А. М. Природа времени: Гипотеза о происхождении и физической сущности времени. М.: OOO Астрель, 2002. 288 с.
  2. Горелик Г. Е. Размерность пространства: Историко-методологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1983. 216 с. С. 197-205.
  3. Скрыльник Г. П. Пространство-время в развитии геосистем и природные риски // Арктика и Антарктика. 2019. № 1. С. 1-14.
  4. Тимофеев Д. А. Неравномерность рельефообразования во времени и пространстве // Проблемы регионального геоморфологического анализа. П.: изд-во Геогр. об-ва СССР, 1974. С. 16-19.
  5. Марков К. К. Пространство и время в географии // Природа. 1965. № 5. С. 56-61.
  6. Берг Л. С. Номогенез, или Эволюция на основе закономерностей. Петербург: Гос. изд-во, 1922. 306 с.
  7. Шпаковский Р. П. О термодинамической “стреле времени // Современные проблемы науки и образования. Технические науки. 2014. № 6. C.70-79.
  8. Skrylnik G. P. Far-Eastern specificity of the relief forms’ asymmetry (by the example of the russian Far East) // Chronos. 2021. Т. 6. №3(53). P. 8-13.

G. P. Skrylnik

New approaches in research Unity “space – territory”

(based on the example of Pacific Russia)

Pacific Institute of Geography FEB RAS, Vladivostok e-mail: skrylnik@tigdvo.ru

Abstract. In the course of changes in the geosystems of Pacific Russia, dynamic stages of their development are distinguished, within the corresponding Space and Territory: 1) Calm progressive, stage-cyclic, with typical processes; 2). Reciprocating, when exposed to critical processes; 3). Intermittent-progressive, with the leading contribution of crisis processes; 4). Dynamically explosive and destructive, with the dominance of catastrophism.

The natural complex “Space – Territory” represents the general concept of an inextricable formation, unique unity.

In comparing the components of this complex, a certain paradox is visible. They are outwardly similar in many ways, but internally heterogeneous. Their main difference is their unequal dimensions — space is always 3-dimensional and without boundaries, and territory is 2-dimensional and with boundaries.

Territory, according to the author, is the visible part of space in linear-planar perception. But this is an image of not only its first, obvious adequate reflection of the spatio-temporal state of a visible object, but the existing and second one — as an external spatial expression of the internal primordial content of the soil-soil substrate and bedrock. Moreover, when comparing space and territory, two principles are clearly visible — repulsive and attractive at the same time, because the space around is a single force field.

In the evolutionary change of space and territory, the expression of the principle of convergence is clearly visible — in similar natural conditions, a convergence and (or) acquisition of similar or coinciding characteristics occurs in their structure. Thus, during the close interaction of a territory in space, a certain interchange of properties briefly occurs in them: the space in certain areas acquires pronounced boundaries, and the territory acquires volumetric-spatial outlines. Thus, space and territory become enriched during development, being interconnected in their complex unity. Therefore, although we take into account their differences, we accept this unity as one general concept of an inextricable “space-territory”.

The application of the considered approaches in the practice of monitoring the territory of Pacific Russia helps to identify the optimal options for rational environmental management.

Keywords: space, territory, unity, geosystems, stages of development, Pacific Russia.

References

  1. Bich A. M. Priroda vremeni: Gipoteza o proiskhozhdenii i fizicheskoj sushchnosti vremeni. M.: OOO Astrel’, 2002. 288 s. (in Russian)
  2. Gorelik G. E. Razmernost’ prostranstva: Istoriko-metodologicheskij analiz. M.: Izd-vo MGU, 1983. 216 s. S. 197-205. (in Russian)
  3. Skryl’nik G. P. Prostranstvo-vremya v razvitii geosistem i prirodnye riski // Arktika i Antarktika. 2019. № 1. S. 1-14. (in Russian)
  4. Timofeev D. A. Neravnomernost’ rel’efoobrazovaniya vo vremeni i prostranstve // Problemy regional’nogo geomorfologicheskogo analiza. P.: izd-vo Geogr. ob-va SSSR, 1974. S. 16-19. (in Russian)
  5. Markov K. K. Prostranstvo i vremya v geografii // Priroda. 1965. № 5. S. 56-61. (in Russian)
  6. Berg L. S. Nomogenez, ili Evolyuciya na osnove zakonomernostej. Peterburg: Gos. izd-vo, 1922. 306 s. (in Russian)
  7. SHpakovskij R. P. O termodinamicheskoj “strele vremeni // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Tekhnicheskie nauki. 2014. № 6. C.70-79. (in Russian)
  8. Skrylnik G. P. Far-Eastern specificity of the relief forms’ asymmetry (by the example of the russian Far East) // Chronos. 2021. T. 6. №3(53). P. 8-13. (in Russian)