ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В МОЛДО-ПРИДНЕСТРОВСКОМ РЕГИОНЕ

Геополитика и экогеодинамика регионов.

Том 9 (19). Вып. 1. 2024 г. С. 93–100.

УДК 314.15: 378

О. И. Казанцева1 А. Н. Коростылева2 Л. А. Ожегова3

Особенности образовательной миграции в Молдо-Приднестровском регионе

1ГОУ ВО Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Молдова (Приднестровье)

e-mail: okazantseva56@gmail.com

2,3ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация

e-mail: 2nickolaewna.anast@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются тенденции образовательной миграции на мировом уровне, постсоветском пространстве,в Молдове и Приднестровье. Анализируются тенденции развития и особенности миграционных процессов в регионе и перспективы образовательной миграции в Приднестровье на основе социологического опроса.

Ключевые слова: миграция, образовательная миграция, социологический опрос, Молдо-Приднестровский регион.

Введение

В условиях глобализации страны ведут активную борьбу за различные ресурсы. Одним из самых ценных на данном этапе развития науки и техники является человеческий капитал. А одной из самых ценных категорий человеческих ресурсов являются образовательные мигранты. Обычно именно эта категория мигрантов может нести наибольше положительные моменты для принимающей страны, так как в широкой массе образовательные мигранты – это молодежь, которая может наиболее легко ассимилироваться в принимающей стране. Образовательные мигранты – это залог развития регионов и стран, они несут с собой демографические, социальные, экономические и политические эффекты [1].

C увеличением потоков образовательной миграции растет число исследователей, уделяющих ей все большее место в своих публикациях. Д.Н. Митин выделяет образовательную миграцию в отдельное направление и объясняет ее как вид социальной миграции с целью получения образования на различных уровнях [1]. Также автор не ограничивает образовательную миграцию исключительно получением высшего образования, включая в нее еще и различные стажировки, обмен студентами, научные миграции, языковые курсы и курсы повышения квалификации.

По длительности пребывания образовательная миграция может быть, как временной, так и постоянной. По признаку пересечения границы выделяют внутреннюю и международную учебную миграцию. В отечественных и зарубежных исследованиях довольно широко представлена именно внутренняя образовательная миграция и ее закономерности [2, 3]. Ряд работ носит общетеоретический характер либо посвящен региональным аспектам внешней образовательной миграции [1, 4, 5].

Исследований, посвященных образовательной миграции в Молдо-Приднестровском регионе, не проводилось, хотя для данного региона характерна молодежная миграция, в частности, с целью получения образования. Чаще всего она невозвратная, что имеет негативные последствия для социально-экономического развития республик.

Целью проведенного исследования является попытка выявить основные тенденции образовательной миграции в мире, на постсоветском пространстве и в Молдо-Приднестровском регионе, сформулировать основные причины и определить направления образовательной миграции в Республике Молдова и Приднестровской Молдавской Республике.

Материалы и методы

Работа выполнена на основе использования источников нормативно-законодательного и общенаучного характера по вопросам развития миграции в виде монографий, научных статей и учебной литературы, данных Государственной службы статистики Приднестровской Молдавской Республики, Интернет-ресурсов и проведенного авторами исследования социологического опроса.

Опрос проводился в 2021 и 2022 году среди учащихся 9-11-ых классов Тираспольских средних школ и студентов «Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко».

В оде исследования использовались методы изучения и анализа научной литературы, научного анализа и синтеза, статистические методы, картографический метод и метод социологического опроса.

Практическая значимость полученных результатов исследования связана с возможностью их использования в практике принятия решений по социально-экономическому развитию Приднестровской Молдавской Республики.

Результаты и обсуждение

Образовательная миграция – это перемещение людей внутри страны и за ее пределами для получения образования или повышения уровня квалификации. Она является видом социальной миграции, основная цель которой состоит в удовлетворении потребности в получении образования.

На современном этапе наблюдается несколько тенденций в развитии международной образовательной миграции.

Во-первых, увеличивается объем образовательной миграции. В 2000 г. количество образовательных мигрантов составляло чуть более 2 млн. человек, а к 2020 г. увеличилось до 6 млн.

Во-вторых, увеличивается и доля образовательных мигрантов, и темпы прироста. В 2000 г. доля образовательных мигрантов в общей численности международных мигрантов составила 1,1%, в 2010 г. – около 1,6%, в 2020 г. – 2,3%.

В-третьих, четко прослеживается тенденция перемещения студентов из развивающихся стран в экономически развитые страны. Более половины образовательных мигрантов принимают всего лишь 6 стран: США, Великобритания, Австралия, Франция, Германия и Российская Федерация.

Основными поставщиками учебных мигрантов являются Китай, Индия, Республика Корея, Нигерия, Франция, Саудовская Аравия и некоторые страны Центральной Азии [6] (рис.1).

Рис. 1. Страны-лидеры, поставляющие и принимающие образовательных мигрантов, 2021 г.

Составлено авторами по [6]

Во внутренней учебной миграции единственно устойчивой тенденцией является перемещение студентов из периферийных районов в районы точек роста. В некоторых странах в силу высокоразвитой системы высшего образования внутренняя образовательная миграция незначительна [4]. В других странах она является достаточно значительной и является силой, перераспределяющей капитал [5]. На такое различие внутреннего миграционного поведения влияют такие факторы как развитость системы высшего образования, менталитет, социально-экономическое состояние регионов и т.д.

Постсоветское пространство существенно выделяется на мировом рынке образовательных услуг и в основных потоках образовательных мигрантов. На постсоветском пространстве многие миграционные процессы получили свою специфику. На это повлияло несколько факторов.

Во-первых, долгое время образовательные потоки «периферия-центр» сдерживались достаточно жестким отбором.

Во-вторых, после обучения выпускники, в том числе и из центральных вузов, перераспределялись между регионами Советского Союза. Тем более перераспределение поддерживалось системой компенсаций при изменении места жительства.

В-третьих, параллельно создавалась сеть региональных вузов, ориентированных на подготовку кадров для регионов. Региональные вузы не привыкли конкурировать за лучшую молодежь. Переход на рыночные отношения,

формирование внутреннего образовательного рынка и слабая конкурентоспособность региональных вузов лишь усугубили имеющиеся разрывы между регионами. К примеру, в России сформировался так называемый «западный дрейф студентов» [2].

В-четвертых, те образовательные потоки, которые ранее считались внутригосударственными, с распадом Советского Союза стали международными, но от этого отнюдь не сократились. Например, большинство иностранных студентов Белоруссии, Казахстана и России прибывают из стран бывшего СССР. Это объясняется и общим языком обучения, и качественным образованием по сравнительно невысокой цене, и поддержкой принимающей страны в виде квотного обучения, иногда и наличием двойного гражданства, что облегчает проблему дальнейшего трудоустройства [3].

В Молдо-Приднестровском регионе процесс образовательной миграции имеет свою специфику. Деление региона на две части прослеживается и в образовательной миграции, хотя есть общие черты. Главная особенность состоит в том, что регион является донором образовательных мигрантов: достаточно большая доля собирается мигрировать или для получения образования, или сразу после выпуска. Главное различие заключается в направлении образовательных потоков.

В Молдове исходящие потоки превышают входящие потоки почти в 3 раза. Для получения высшего образования в Молдову приезжают студенты из Румынии, Израиля, Индии, Украины, Турции, Азербайджана, Италии и т.д. (рис.2). Причем, количество абитуриентов из Румынии составляет чуть более половины общего числа образовательных мигрантов. На это влияет, возможно, общий язык общения и обучения, сравнительно дешевое обучение.

Рис. 2. Страны, из которых приезжают
студенты в Молдову, 2021г.
Составлено авторами по [7]
Рис. 3. Страны, в которые уезжают студенты
из Молдовы, 2021г.
Составлено авторами по [7]

В исходящей миграции основными направлениям являются Румыния, Германия, Украина, Франция, Турция, Болгария, США, Дания, Италия, Чехия [7] (рис.3). Прослеживается также преобладание Румынии над всеми остальными странами (около 2/3 молдавских образовательных мигрантов). Наличие европейских стран объясняется близостью Молдовы к Европе и Болонской образовательной системой, основной целью которой является студенческая мобильность. Появление в списке Турции и Болгарии, скорее всего, объясняется образовательной миграцией соотечественников для получения образования на родном языке (гагаузская автономия и деятельность болгарской общины). Несовершенство этого подсчета состоит в том, что статистика по Приднестровью не отделена от Молдовы. Достаточно много студентов в Молдове являются гражданами Приднестровской Молдавской Республики, однако со стороны Молдовы они рассматриваются как внутренние образовательные мигранты.

В Приднестровье картина несколько иная. Численность студентов вузов неоднократно менялась, но до 2010 года был устойчивый тренд на увеличение числа студентов. После 2010 г. и до 2018 г. количество студентов значительно уменьшалось и только в последнее время зафиксирован некоторый рост (рис.4). Возможно, это связано со снижающейся рождаемостью после 1992 года или с почти полным входом в российскую образовательную систему [8]. Что интересно, выросла доля студентов заочного обучения [9] (рис.5).

Рис. 4. Динамика численности обучающихся и принятых на обучение в высшие учебные заведения в ПМР в 1998-2020 гг.
Составлено авторами по [9]
Рис. 5. Соотношение обучающихся на дневном и заочном отделениях в высших учебных заведениях в ПМР в 1998-2020 гг.
Составлено авторами по [9]

По результатам социологического опроса выявились следующие закономерности. Среди будущих абитуриентов ответы на вопрос «Собираетесь ли Вы поступать в Приднестровские вузы?» мнения разделились примерно поровну (35% собираются поступать в Приднестровские вузы, 31% собирается уезжать). При сравнении с ответами на другие вопросы примерно треть респондентов твердо намерена уезжать за пределы республики.

Среди основных направлений «молодежной образовательной миграции» преобладают Россия и Молдова. В российские вузы в 2022 году собиралось поступать 30% будущих абитуриентов (31% в 2021 году). Это обусловлено общим языком общения, наличием квот для иностранных абитуриентов, единым образовательным полем, схожим менталитетом, вполне возможно, наличием родственников в России и уровнем образования в российских вузах. В молдавские вузы, по сравнению с российскими, собирается поступать почти вдвое меньше (17%). Это связано с потерей года при обучении в 12 классе, сдачей экзаменов при выпуске и знанием молдавского (румынского) языка.

Среди иностранных студентов в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко в 2021 году можно выделить граждан Молдовы, Украины и России. Среди иностранных студентов велика доля студентов гагаузской национальности [10]. Это обусловлено тем, что гражданам Гагаузии выделено определенное количество бюджетных место (это прописано в Правилах приема в Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко). Приднестровье становится одним из главных центров высшего образования на русском языке по сравнительно невысокой цене в регионе. На данный момент в Приднестровском государственном университете обучается 289 иностранных студентов [11].

Многие участники опроса рассматривают поступление в приднестровские вузы (сузы) как запасной вариант – своеобразную «подушку безопасности». При этом, доля поступающих в Приднестровье при первой неудачной попытке сократилась с 53% в 2021 году до 42% — в 2022 году, несмотря даже на более выгодные условия.

Безуспешная первая попытка молодежи закрепиться за рубежом не может гарантировать, что они останутся в республике после завершения образования. Согласно результатам опросов 2021 и 2022 годов подавляющее большинство опрашиваемых (66%) собирается покинуть республику.

Продолжается отток молодежи из родных городов и сел. Доля отрицательно ответивших на вопрос «Собираетесь ли Вы вернуться (остаться) в родном городе/селе/районе после окончания обучения?» увеличилась с 57% в 2021 году до 59% — в 2022 году. В родные населенные пункты собираются остаться/вернуться около трети респондентов.

Выводы

Для Молдо-Приднестровского региона увеличивающаяся исходящая миграция – это серьезная проблема, тормозящая социально-экономическое развитие стран.

Деление региона на две части прослеживается и в образовательной миграции, хотя есть общие черты. Главная особенность – это то, что регион является донором образовательных мигрантов: достаточно большая доля собирается мигрировать или для получения образования, или сразу после выпуска. Главное различие заключается в направлении образовательных потоков.

Данные по образовательной миграции достаточно разрозненные. Это связанно, в том числе, с неоднозначностью определения понятий «мигрант» и «образовательный мигрант», а также с проблемами, возникающими со сбором статистических данных по странам, регионам и миру.

В Молдове несовершенство подсчета состоит в том, что статистика по Приднестровью не отделена от Молдовы. Достаточно много студентов Молдовы являются гражданами Приднестровской Молдавской Республики, однако со стороны Молдовы они рассматриваются как внутренние образовательные мигранты.

Несмотря на возникшие трудности, в т.ч. технического характера, данная тема является чрезвычайно актуальной и требует дальнейшего исследования.

Литература

  1. Митин Д. Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2010. №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-uchebnaya-migratsiya-ponyatie-problemy-i-puti-resheniya
  2. Курбатова М. В., Донова И. В., Кранзеева Е. А., Леухова М. Г. Образовательная миграция в регионах ресурсного типа // Мир России. Социология. Этнология. 2022. №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-migratsiya-v-regionah-esursnogo-tipa
  3. Тихонова Л. Е., Фокеева Л. В., Кормильчик Н. А. Экспорт образовательных услуг Беларуси: тенденции развития и география потоков // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2017. №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-obrazovatelnyh-uslug-belarusi-tendentsii-razvitiya-i-geografiya-potokov.
  4. Faggian A. (2006) Human Capital Flows and Regional Knowledge Assets: A Simultaneous Equation Approach // Oxford Economic Papers, vol. 58, no 3, pp. 475-500.
  5. Ciriaci D. (2014) Does University Quality Influence the Interregional Mobility of Students and Graduates? // The Case of Italy, Regional Studies, vol. 48, no 10, pp. 1592-1608.
  6. Black, J., 2021. Global migration indicators 2021., International organization for migration (IOM), Geneva.
  7. Global Flow of Tertiary-Level Students, 2021, UNESCO Institute of Statistics [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow
  8. Глава Минпроса ПМР: В 2009 году ЕГЭ в Приднестровье пройдет по российским тестам, 2008, ИА REGNUM. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/1098586.html
  9. Статистические ежегодники ПМР (2003, 2006, 2010, 2013, 2014, 2016, 2017, 2019, 2020, 2021)
  10. Приднестровский университет стал местом притяжения для гагаузской молодежи, 2012, Информационное агентство REX. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iarex.ru/news/28992.html
  11. Информация о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, 2022, ПГУ им. Т.Г. Шевченко. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spsu.ru/education/study

I. Kazantseva1 A. N. Korostyleva2 L. A. Ozhegova 3

Features of educational migration in the Moldo-Pridnestrovian region

1Pridnestrovian State University Shevchenko, Tiraspol, Moldova (Transnistria).

e-mail: okazantseva56@gmail.ru

2,3 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation

e-mail: 2nickolaewna.anast@yandex.ru

Abstract. This article examines the trends of educational migration at the global level, in the post-Soviet space and in Moldova and Pridnestrovie. The trends of development and features of migration processes in the region and the prospects of educational migration in Pridnestrovie are analyzed on the basis of a sociological survey.

Keywords: migration, educational migration, sociological survey, Moldo-Pridnestrovian region.

References

  1. Mitin D. N. Obrazovatel’naya (uchebnaya) migratsiya: ponyatiye, problemy i puti resheniya // Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-uchebnaya-migratsiya-ponyatie-problemy-i-puti-resheniya. (in Russian)
  2. Kurbatova M. V., Donova I. V., Kranzeyeva Ye. A., Leukhova M. G. Obrazovatel’naya migratsiya v regionakh resursnogo tipa // Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-migratsiya-v-regionah-esursnogo-tipa. (in Russian)
  3. Tikhonova L. Ye., Fokeyeva L. V., Kormil’chik N. A. Eksport obrazovatel’nykh uslug Belarusi: tendentsii razvitiya i geografiya potokov // Vestnik RUDN. Seriya: Ekonomika.2017.№1.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-obrazovatelnyh-uslug-belarusi-tendentsii-razvitiya-i-geografiya-potokov. (in Russian)
  4. Faggian A. (2006) Human Capital Flows and Regional Knowledge Assets: A Simultaneous Equation Approach // Oxford Economic Papers, vol. 58, no 3, pp. 475-500.
  5. Ciriaci D. (2014) Does University Quality Influence the Interregional Mobility of Students and Graduates? // The Case of Italy, Regional Studies, vol. 48, no 10, pp. 1592-1608.
  6. Black, J., 2021. Global migration indicators 2021., International organization for migration (IOM), Geneva.
  7. Global Flow of Tertiary-Level Students, 2021, UNESCO Institute of Statistics [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow
  8. Glava Minprosa PMR: V 2009 godu YEGE v Pridnestrov’ye proydet po rossiyskim testam, 2008, IA REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/society/1098586.html
  9. Statisticheskiye yezhegodniki PMR (2003, 2006, 2010, 2013, 2014, 2016, 2017, 2019, 2020, 2021) (in Russian)
  10. Pridnestrovskiy universitet stal mestom prityazheniya dlya gagauzskoy molodezhi, 2012, Informatsionnoye agentstvo REX. URL: https://iarex.ru/news/28992.html. (in Russian)
  11. Informatsiya o chislennosti obuchayushchikhsya po realizuyemym obrazovatel’nym programmam Pridnestrovskogo gosudarstvennogo universiteta im. T.G. Shevchenko, 2022, PGU im. T.G. Shevchenko. URL: http://spsu.ru/education/study. (in Russian)

Поступила в редакцию 10.11.2023 г.

Interwin Slot Deposit Qris Tanpa Potongan 2024 Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar Slot188 Terbaru Gampang Maxwin CHERRY188 Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 jackpotslot.website Interwin Slot