СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТУРИЗМА

Геополитика и экогеодинамика регионов.

Том 9 (19). Вып. 1. 2023 г. С. 141–150.

УДК 338.48

В. В. Верна1,2 С. С. Скараник3 А. В. Сорока4

Современные аспекты развития научно-популярного туризма

1ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма», г. Симферополь, Российская Федерация 2Севастопольский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Севастополь, Российская Федерация

e-mail: nica2605@rambler.ru

3г. Симферополь, Российская Федерация e-mail: stanislava1307@mail.ru

4ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Российская Федерация

e-mail: steisia@inbox.ru

Аннотация. В статье рассмотрены современные аспекты развития научно-популярного туризма в контексте реализации задач Десятилетия науки и технологий в РФ. Определена сущность категории «научно-популярный туризм». Проанализированы основные направления развития научно-популярного туризма России. Рассмотрены мероприятия, стимулирующие развитие детского и молодежного научно-популярного туризма. Уделено внимание информационной среде научно-популярного туризма.

Ключевые слова: научно-популярный туризм, молодежный туризм,

образовательный туризм, научно-исследовательская инфраструктура, информационная среда

Введение

2022 год в России официально стал началом реализации новых целевых ориентиров в науке и просвещении. Соответствующим Указом Президента РФ период 2022-2031 гг. объявлен Десятилетием науки и технологий, к числу основных задач которого можно отнести привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, а также повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для широкой общественности [1].

Одним из возможных способов решения поставленных задач является развитие такого направления молодежного туризма как научно-популярный туризм, который предполагает посещение молодежью, а также туристами других возрастных групп объектов инфраструктуры организаций, связанных с научной, образовательной, инновационной и другими видами деятельности, стимулирующими развитие науки и технологий.

С учетом того, что, по данным ВЦИОМ, наукой в настоящее время интересуется до 60% россиян, актуальность вопросов развития научно-популярного туризма не вызывает сомнений [2].

Целью данной статьи является определение сущности научно-популярного туризма и современных тенденций его развития. В ходе исследования авторы предполагают решить следующие задачи:

– определить сущность категории «научно-популярный туризм»;

– охарактеризовать современные аспекты развития различных направлений научно-популярного туризма в России;

– проанализировать информационную среду развития научно-популярного туризма в России.

Материалы и методы

В современной научной литературе на данный момент еще не сформирован единый подход к определению понятия «научно-популярный туризм» в силу того, что данная категория является новой и недостаточно исследованной. Тем не менее, попытки раскрыть сущность и особенности данного понятия предприняты в научных статьях А. Ю. Барановой [3], Е. А. Крыловой [4], И. Ю. Пономаревой [5], В. Ю. Савинова [5].

До недавнего времени отечественными учеными для характеристики разновидности туризма, связанной с получением новых знаний, полезного опыта, совершенствованием навыков самообразования и удовлетворением познавательных интересов, широко применялись термины «образовательный» и «научный туризм». Теоретические и практические аспекты развития образовательного и научного туризма изучались в научных трудах М. С. Оборина [6], А. В. Ханиной [7], Ю. А. Матюхиной, С. И. Селивановой, Ю. Е. Холодилиной, Р. Н. Ивановой и др.

В работе над данной статьей использовались методы анализа и синтеза, сравнительный метод, методы обобщения, системный подход, что позволило авторам охарактеризовать сущность, основные направления и современные тенденции развития научно-популярного туризма в России.

Информационную базу исследования составили программные документы Минобрнауки России, регламентирующие развитие научно-популярного и молодежного туризма в РФ (в частности, «Концепция развития научно-популярного туризма в РФ на период до 2035 года», «Программа молодежного и студенческого туризма»), а также информационные материалы, размещенные на официальном сайте Десятилетия науки и технологий, цифровых платформах Science ID, Студтуризм.рф и Sciencetourism.ru.

Результаты и обсуждение

Как было отмечено выше, в современной научной литературе понятие «научно-популярный туризм» (далее – НПТ) является относительно новым. Так, Е. А. Крылова акцентирует внимание на том, что научно-популярный туризм представляет собой новое туристическое направление в экономике России, находящееся на пересечении туристического бизнеса и науки, под которым понимаются «тематические путешествия, включающие в себя не только посещение научных, образовательных и иных учреждений, достопримечательностей, связанных с наукой и ее историей, но и культурную программу» [4, с. 1840].

В научной статье И. Ю. Пономаревой, В. Ю. Савинова отмечено, что научно-популярный туризм является активно развивающимся «видом туризма, направленным на популяризацию науки в доступном и интересном формате, совмещающим путешествие с исследованиями окружающего мира, знакомством с уникальными научными объектами, передовыми учеными и их научными школами» [5].

А.Ю. Баранова рассматривает научно-популярный туризм в тесной взаимосвязи с научным туризмом, определяя его как «собирательное понятие, включающее в себя деловой, экологический, культурно-познавательный, промышленный, образовательный, сельский виды туризма» [3, с. 238].

В государственных программных документах, регламентирующих развитие сферы туризма в РФ, также закреплен понятийный аппарат видов туризма, связанных с популяризацией науки и научных исследований. Так, в частности, в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» дано определение научного туризма как «путешествия без извлечения туристом материальной выгоды в целях сбора научной информации, проведения научных исследований, посещения научных мероприятий» [8].

Перспективы развития научно-популярного туризма, как одной из инициатив Десятилетия науки и технологий, обозначены в «Концепции развития научно-популярного туризма в РФ на период до 2035 года», утвержденной Минобрнауки России в январе 2023 года. Научно-популярный туризм определен в Концепции как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, профессионально-деловых и иных целях, осуществляющиеся по утвержденным маршрутам с посещением объектов инфраструктуры организаций, сопряженных с научной, инновационной, образовательной, просветительской деятельностью, с соблюдением требований безопасности и режима охраны указанных объектов, способствующие популяризации достижений российской науки и технологий» [9].

На наш взгляд, более емким и в тоже время содержательным является определение НПТ, приведенное в Положении о программе молодежного и студенческого туризма, где под научно-популярным туризмом подразумевается «путешествие с научно-образовательными целями, включая участие в событиях научной и образовательной направленности, посещение и/или получение доступа к значимым объектам научно-исследовательской и образовательной инфраструктуры» [10]. При этом к событиям научной и образовательной направленности Программой молодежного и студенческого туризма отнесены мероприятия, которые ориентированы на приобретение новых знаний, умений и компетенций, а также обмен опытом между обучающимися (конференции, симпозиумы, круглые столы, лекции и др.) [10]. К объектам научно-исследовательской и образовательной инфраструктуры относятся научно-исследовательские центры, институты, лаборатории, уникальные установки и др.

В рамках данного исследования считаем возможным определить научно-популярный туризм как вид туризма, направленный на стимулирование интереса к различным областям науки и научной деятельности путем посещения объектов научно-исследовательской и образовательной инфраструктуры и участия в научно-образовательных мероприятиях.

Как было указано выше, развитие научно-популярного туризма, способствующего вовлечению молодежи в исследовательскую среду и участию в научно-просветительских мероприятиях, является одной из инициатив, предусмотренных планом проведения в нашей стране Десятилетия науки и технологий. Основные задачи развития НПТ в соответствии с Концепцией развития научно-популярного туризма в РФ представлены на рис. 1 [9].

 

Рис. 1. Основные задачи развития научно-популярного туризма

Составлено авторами

Важным условием для популяризации научно-популярного туризма является наличие развитой информационной среды. С этой целью на специализированных информационных ресурсах размещается информация об объектах и маршрутах НПТ. Так, например, на портале Science ID представлена доступная информация о научно-популярных турах по 3 направлениям:

развитие научно-популярного туризма в регионах;
развитие НПТ на традиционных туристических направлениях;
развитие детского и молодежного туризма [11].

В рамках первого направления туристы получают возможность попасть на уникальные объекты научно-исследовательской инфраструктуры, которые ранее не были доступны для посещения широкой аудитории. На данный момент предлагается 14 разработанных маршрутов в разных регионах страны: Санкт-Петербург, Москва, Калужская, Иркутская, Калининградская, Оренбургская область, Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и др. Например, в рамках научно-популярного тура «Путешествие в науку: Нижний Новгород» можно ознакомиться с лабораториями Нижегородского государственного университета, посетить «секретную базу» ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева и уникальный подземный музей в гипсовой шахте. Путешествие в науку по маршруту «Обнинск – Калуга» включает в себя посещение первой в мире Атомной электростанции, а также ознакомление с этапами становления космических технологий. В регионах РФ есть и другие не менее популярные маршруты НПТ по разным научным направлениям, представляющим интерес для молодых исследователей [11].

Развитие НПТ на традиционных туристических направлениях предполагает организацию экскурсий в научные центры, расположенные на популярных курортах. Например, использование курортно-рекреационного и научного потенциала Крыма позволяет организовать научно-познавательные экскурсии в Никитский ботанический сад и Государственный природный заповедник «Карадагский», а также уникальные маршруты по природным объектам полуострова – «Сады и парки Крыма», «Пещеры Крыма» и др. [11].

Развитие детского научно-популярного туризма связано с организацией научных смен в детских оздоровительных лагерях, а также проведением научных путешествий для школьников и старшеклассников. В этой связи отметим, что в 2023 году Правительство РФ планирует выделить 1 млрд. руб. на организацию туристической программы для школьников, что позволит компенсировать затраты на разработку специальных турпакетов для детей школьного возраста. Такая мера господдержки детского туризма предоставит возможность для более чем 200 тысяч школьников совершить путешествия с целью получения новых знаний, ознакомления с историей, культурой и традициями разных регионов России [2].

В таблице 1 обобщены инициативы – тематические социально значимые направления и проекты, которые согласно плану мероприятий Десятилетия науки и технологий (сайт наука.рф) направлены на развитие детского научно-популярного туризма в России.

Таблица 1

Инициатива Направленность Мероприятия
«Наука рядом» вовлечение школьников в исследовательскую деятельность через знакомство с учеными и их изобретениями – проведение учеными открытых уроков в школах;
– организация научных экскурсий;
– создание лекционных площадок для информирования о научных достижениях
«Школьники в научно-технической деятельности» систематизация действующих и создание новых форматов детской проектной деятельности и научно-технического творчества – кружки и центры научно-технического творчества, факультативы;
– мероприятия и образовательные программы для профориентации, мастер-классы;
– сезонные научные школы и смены в детских лагерях;
– фестивали, конференции и др. научно-популярные мероприятия для школьников;
– онлайн-проекты (курсы и образовательные программы)
«Научные детские площадки» создание инфраструктуры развивающего досуга для детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей – строительство в регионах страны детских площадок с игровыми объектами, демонстрирующими работу основных законов науки (физики, биологии, химии и др.)

Направления и проекты, стимулирующие развитие детского научно-популярного туризма в РФ

Составлено по [2]

В соответствии с Концепцией развития научно-популярного туризма в РФ, молодежный научно-популярный туризм – это туризм по маршрутам НПТ лиц в возрасте от 18 до 35 лет [9].

Развитие молодежного научно-популярного туризма, также как и детского, в настоящее время активно поддерживается государством и является одним из основных направлений реализуемой в Российской Федерации Программы молодежного и студенческого туризма. Ее цель – создание единого пространства для культурного, профессионального и личностного развития молодежи в РФ [12]. В рамках Программы молодежь может путешествовать по регионам России для участия в научно-образовательных и просветительских мероприятиях, написания научных работ, стажировок и практической подготовки.

В соответствии с условиями Программы молодежного и студенческого туризма ее участниками могут быть:

– обучающиеся университета;

– аспиранты или молодые ученые до 35 лет;

– победители или активисты конкурсов или программ платформы «Россия – страна возможностей»;

– молодые специалисты до 35 лет [12].

Программа молодежного и студенческого туризма имеет свой информационный ресурс – специализированную платформу Студтуризм.рф, которая интегрирует всю актуальную информацию, связанную с организацией молодежных путешествий различной направленности – научно-популярной, профориентационной и культурно-познавательной. Посредством сервиса платформы Студтуризм.рф для туристов молодого возраста предоставляется удобный и простой формат подачи и оформления заявок с использованием фильтра поиска. В тематическом разделе «Наука» размещена информация о более чем 150 молодежных и студенческих путешествиях научно-популярной направленности. Так, например, молодежь может посетить:

– «Технопарк универсальных педагогических компетенций» – современное технологически оснащенное образовательное пространство на базе ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», где сможет приобрести опыт педагогического проектирования и исследовательской деятельности;

– Научно-исследовательскую лабораторию «РобоТСМиД», созданную при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства для получения навыков выполнения фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ;

– Лабораторию интеллектуальных робототехнических систем (ЛИРС) Казанского (Приволжского) федерального университета, занимающуюся исследованиями в области автономных роботов (компьютерное зрение, медицинская робототехника, беспилотные летательные аппараты и пр.), а также другие интересные с научной точки зрения объекты [12].

В соответствии с планом мероприятий Десятилетия науки и технологий развитие научно-популярного туризма в РФ сопровождается осуществлением ряда других инициатив научной направленности. Например, инициатива «Конгресс молодых ученых и мероприятия – спутники Конгресса» нацелена на оказание всесторонней поддержки молодым ученым, а также создание для российского научного сообщества регулярных площадок для взаимодействия, как на федеральном, так и на региональном уровнях (в формате круглых столов, сессий и дискуссий по вопросам научно-исследовательской деятельности). В рамках реализации инициативы «Наука побеждать» запланированы олимпиады, конкурсы, чемпионаты, турниры различных уровней по разделам: «Стартапы и инженерные состязания», «Молодежные премии», «Мероприятия для педагогов» и другие [2].

В настоящее время особая роль в популяризации научно-исследовательской деятельности отводится такому социально значимому направлению, как научное волонтерство, которое предполагает вовлечение граждан в масштабные исследовательские проекты, в том числе по сбору и анализу научных данных (рис.2) [2].

 

Рис. 2. Значение научного волонтёрства

Составлено авторами

Как было акцентировано выше, развитие научно-популярного туризма невозможно без развитой информационной среды. В этой связи отметим, что в 2022 году Фондом президентских грантов в области науки, образования, просвещения был поддержан проект «Карта научного туризма Science Slam», целью которого являлась разработка и создание единого цифрового портала с интерактивной картой научно-популярного туризма в России.

В настоящее время на карте НПТ (сайт Sciencetourism.ru) размещено 816 объектов (музеи, технопарки, планетарии, природные объекты и др.), которые интересны для посещения с точки зрения развития различных областей науки и инновационных технологий [13]. Объекты научно-популярного туризма из более чем 40 регионов России подобраны таким образом, чтобы турист смог получить не только научные знания, но и имел возможность провести мини-наблюдение или исследование [14, 15].

Таким образом, интерактивная карта НПТ одновременно выполняет две важных функции: с одной стороны, предоставляет информацию об уникальных объектах научно-исследовательской сферы, находящихся в разных регионах РФ, а другой – способствует развитию внутреннего туризма в стране.

Выводы

В рамках данного исследования научно-популярный туризм определен авторами как вид туризма, направленный на стимулирование интереса к различным областям науки и научной деятельности путем посещения объектов научно-исследовательской и образовательной инфраструктуры и участия в научно-образовательных мероприятиях.

Научно-популярный туризм предполагает не только способ организации досуга в интересном формате, но и личностное развитие молодежи через познание окружающего мира, ознакомление с историей, культурой разных регионов страны. НПТ тесно взаимосвязан с другими видами туризма: культурно-познавательным, образовательным, деловым, экологическим и др.

Программа молодежного и студенческого туризма в РФ в развитии НПТ большую роль отводит вузам и научно-исследовательским институтам, которые могут являться базой для проведения научных мероприятий в форме конференций, симпозиумов, круглых столов, а также стажировок для студентов, аспирантов и молодых ученых.

Научно-популярный туризм в настоящее время активно поддерживается на уровне государства и является одним из социально значимых направлений Десятилетия науки и технологий в РФ. Развитие НПТ способствует не только привлечению талантливой молодежи в научно-исследовательскую сферу, но и стимулирует развитие внутреннего туризма в стране.

Литература

  1. Указ Президента РФ № 231 от 25.04.2022 г. «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404436068/.
  2. Десятилетие науки и технологий / официальный сайт наука.рф [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://наука.рф/.
  3. Баранова А. Ю. Научно-популярный туризм: структура и методы финансирования // Управленческий учет. 2022. № 4-2. С. 237-243.
  4. Крылова Е. А. Научно-популярный туризм как новое туристическое направление в экономике России // Креативная экономика. 2022. Том 16. № 5. С. 1829-1848.
  5. Пономарева И. Ю., Савинов В. Ю. Исторические предпосылки развития научно-популярного туризма в Тульской области // Российские регионы: взгляд в будущее. 2022. Том 9. № 3-4. С. 64-74.
  6. Оборин М.С. Образовательный туризм как перспективное направление молодежных путешествий в России // Сервис в России и за рубежом. 2020. Том 14. № 3 (90). С. 86-96.
  7. Ханина А. В. Современный студенческий туризм: особенности и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. 2022. Том 16. № 4 (101). С. 18-27.
  8. Распоряжение Правительства РФ № 2129-р от 20.09.2019 г. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» (в редакции распоряжения Правительства РФ № 187-р от 07.02.2022 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/123838/.
  9. «Концепция развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» (утв. Минобрнауки России 25.01.2023 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=63453.
  10. Положение о программе молодежного и студенческого туризма (утв. Минобрнауки России 04.07.2022 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://студтуризм.рф/polozhenie.pdf.
  11. Путешествие в науку / Информационный портал Science ID [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceid.net/tourism.
  12. Программа молодежного и студенческого туризма / Специализированная цифровая платформа Студтуризм.рф [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://студтуризм.рф/news.
  13. Карта научного туризма Science Slam / Интерактивный сайт Sciencetourism.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sciencetourism.ru/.
  14. Павленко И. Г. Стратегические направления развития рекреационного комплекса АР Крым // Экономика Крыма. 2008. № 23. С. 73.
  15. Мурава-Середа А. В., Цёхла С. Ю., Павленко И. Г. Вейвлет-анализ в форсайтинге инновационно-обусловленного экономического роста трансграничных регионов // Проблемы современной экономики. 2015. № 4(56). С. 204-210.
  1. V. Verna1,2 S. S. Skaranik3 A. V. Soroka4

Modern aspects of the development of popular science tourism

  1. Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Simferopol, Russian Federation
  2. Sevastopol branch of Plekhanov Russian University of Economics, Sevastopol, Russian Federation e-mail: nica2605@rambler.ru
  3. Simferopol, Russian Federation e-mail: stanislava1307@mail.ru
  4. Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation e-mail: steisia@inbox.ru

Abstract. The article considers modern aspects of the development of popular science tourism in the context of the implementation of the tasks of the Decade of Science and Technology in the Russian Federation. The essence of the category «popular science tourism» is defined. The main directions of the development of popular science tourism in Russia are analyzed. The activities stimulating the development of children’s and youth popular science tourism are considered. Attention is paid to the information environment of popular science tourism.

Keywords: popular science tourism, youth tourism, educational tourism, research infrastructure, information environment

References

  1. Ukaz Prezidenta RF № 231 ot 25.04.2022 g. «Ob ob«yavlenii v Rossijskoj Federacii Desyatiletiya nauki i texnologij» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404436068/. (in Russian)
  2. Desyatiletie nauki i texnologij / oficial`ny`j sajt nauka.rf URL: https://nauka.rf/. (in Russian)
  3. Baranova A. Yu. Nauchno-populyarny`j turizm: struktura i metody` finansirovaniya // Upravlencheskij uchet. 2022. № 4-2. S. 237-243. (in Russian)
  4. Kry`lova E. A. Nauchno-populyarny`j turizm kak novoe turisticheskoe napravlenie v e`konomike Rossii [// Kreativnaya e`konomika. 2022. Tom 16. № 5. P.1829-1848. (in Russian)
  5. Ponomareva I.Yu., Savinov V.Yu. Istoricheskie predposy`lki razvitiya nauchno-populyarnogo turizma v Tul`skoj oblasti // Rossijskie regiony`: vzglyad v budushhee. 2022. Tom 9. № 3-4. P. 64-74. (in Russian)
  6. Oborin M.S. Obrazovatel`ny`j turizm kak perspektivnoe napravlenie molodezhny`x puteshestvij v Rossii // Servis v Rossii i za rubezhom. 2020. Tom 14. № 3 (90). S. 86-96. (in Russian)
  7. Xanina A. V. Sovremenny`j studencheskij turizm: osobennosti i perspektivy` razvitiya // Servis v Rossii i za rubezhom. 2022. Tom 16. № 4 (101). S. 18-27. (in Russian)
  8. Rasporyazhenie Pravitel`stva RF № 2129-r ot 20.09.2019 g. «Strategiya razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda» (v redakcii rasporyazheniya Pravitel`stva RF № 187-r ot 07.02.2022 g.) URL: http://government.ru/docs/all/123838/. (in Russian)
  9. «Koncepciya razvitiya nauchno-populyarnogo turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda» (utv. Minobrnauki Rossii 25.01.2023 g.) URL: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=63453. (in Russian)
  10. Polozhenie o programme molodezhnogo i studencheskogo turizma (utv. Minobrnauki Rossii 04.07.2022 g.) URL: https://studturizm.rf/polozhenie.pdf. (in Russian)
  11. Puteshestvie v nauku / Informacionny`j portal Science ID URL: https://scienceid.net/tourism. (in Russian)
  12. Programma molodezhnogo i studencheskogo turizma / Specializirovannaya cifrovaya platforma Studturizm.rf URL: https://studturizm.rf/news. (in Russian)
  13. Karta nauchnogo turizma Science Slam / Interaktivny`j sajt Sciencetourism.ru URL: https://sciencetourism.ru/.(in Russian)
  14. Pavlenko I. G. Strategicheskie napravleniya razvitiya rekreacionnogo kompleksa AR Krym // Ekonomika Kryma. 2008. № 23. S. 73. (in Russian)
  15. Murava-Sereda A. V., Cekhla S. Yu., I. G. Pavlenko Vejvlet-analiz v forsajtinge innovacionno-obuslovlennogo ekonomicheskogo rosta transgranichnyh regionov // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2015. № 4(56). S. 204-210. (in Russian)

Поступила в редакцию 10.03.2023 г.