МИГРАЦИОННЫЙ ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА

MIGRATION FACTOR OF TRANSFORMATION OF THE POLITICAL LANDSCAPE IN THE EU COUNTRIES

JOURNAL: « GEOPOLITICS AND ECOGEODYNAMICS OF REGIONS» Volume 6 (16) issue 3, 2020

Section  2. Theoretical aspects of geopolitics and ecogeodynamics

Publication text (PDF):Download

UDK: [911.3+314.74](339.9)

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. M. M. Agafoshin, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2309-7663-2020-6-3-116-125

PAGES: from 116-125

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: anti-migrant parties, the European Union, the European Parliament, migration, Islam, parallel societies.

ABSTRACT (ENGLISH):  The paper considers the impact of the European migration crisis, expressed in the intensification of migration flows from the Middle East (Syria and Iraq), on the change EU member States populations’ electoral preferences. The study reviews the elections to the European Parliament in 2009–2019. In addition, the article surveys the attitude of residents of EU countries to immigration and, in particular, to immigration from Muslim countries. The paper proves a tendency to increase the representation of anti-migrant parties, both at the European level and at the countries level.

Введение

В современных условиях глобализации и нарастания социально-экономической и демографической диспропорции между странами и регионами мира наблюдается стремительный рост числа международных мигрантов. В странах Европейского Союза (ЕС), ставшем одним из наиболее привлекательных регионов мира для иммиграции, происходит резкий приток иммигрантов. Так, если их численность в 2000 г. составляла 35 млн чел., то к началу 2020 г. она достигла почти 60 млн чел. [1]. Увеличение миграционной нагрузки в регионе в совокупности с проводимой большинством стран ЕС политикой мультикультурализма [2] становится своего рода триггером роста политической и социальной напряженности в странах региона.

Несомненно, к росту критики мультикультурализма, антимигрантским настроениям и ксенофобии, даже в странах, считающихся оплотом толерантности, приводят различного рода теракты и погромы, устраиваемые иммигрантами, убийства видных общественных деятелей, карикатурные скандалы и т. д. В связи с этим уже, до начала Европейского миграционного кризиса в 2011 г., ряд европейских лидеров, среди которых А. Меркель [3], Д. Кэмерон [4], Н. Саркози [5] признали провал концепции мультикультурализма

В этом немаловажную роль сыграли культурные и религиозные отличия прибывающих мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки от местного населения, которые в своём большинстве являются приверженцами ислама [6]. В результате всё чаще принимающие общества сталкиваются с трудностями адаптации инокультурных мигрантов, что зачастую приводит к их социальной, культурной, географической изоляции и, таким образом, формированию в странах ЕС параллельных мигрантских сообществ [7]. Наиболее остро проблема формирования параллельных мигрантских сообществ проявлена в странах Европы, принявших наибольшее количество мигрантов из мусульманских стран, прежде всего, из Сирии и Ирака.

В этой связи, миграционная тематика занимает одну из ключевых позиций в программах правых партий Европы в новейший период, обеспечивая возможность получать значительное количество политических очков на росте и взвинчивании уровня социальной напряженности. На фоне миграционного кризиса происходит заметное укрепление политических позиций партий правой, антимигрантской и евроскептицистской направленности, став ответной реакцией общества на неспособность властей и институтов ЕС быстро реагировать на проблемы, вызванные миграцией.

Материалы и методы

Информационной базой исследования послужили общеевропейские статистические источники, содержащие сведения о результатах выборов в Европейский парламент за 2009, 2014 и 2019 гг., на базе которых проведён анализ изменения доли представительства популистских антимигрантских партий в Европейском парламенте, а также трансформация электоральных предпочтений выборщиков в ряде стран ЕС на фоне миграционного кризиса.

Опираясь на материалы статистического агентства ЕС (Eurostat) проанализированы объёмы миграционных потоков из стран продуцентов максимального количества мигрантов и беженцев (Сирия, Ирак) в страны ЕС, а также их пространственное размещение по региону. Крайне важным показателем роста антимигрантских настроений в обществе являются культурные и конфессиональные отличия иммигрантов от принимаемого социума. Анализ социологических и статистических исследований, проводимый исследовательской группой Pew Research Center и социологической службой Европейской комиссии (Евробарометр), позволяет проследить изменение численности иноконфессионального (мусульманского) населения в регионе и выявить изменение отношения к миграции, исламу и мусульманам со стороны населения стран ЕС.

Результаты и обсуждение

Одной из причин роста антимигрантских, а зачастую и националистических партий в ЕС становится само несовершенство общеевропейской и суверенной миграционной политики стран, которая основана на принципах мультикультурализма, предполагающая создание и содействие интеграции мигрантов в принимающее общество, направленная не на ассимиляцию мигрантов, а на идеи культурного плюрализма. В целом концепцию мультукультурализма стоит понимать, как стратегию согласия и социальной стабильности в полиэтнических государствах и поликультурных национальных обществах, построенных на равноправии культурных традиций всех составляющих его этносов, в том числе, и некоренных [8]. Политика мультикультурализма подвергается существенной критике в самых широких кругах европейского общества, поскольку не приводит к социальной и культурной интеграции мигрантов по причине отсутствия диалога различных культурных групп. Мультикультурализм, особенно в периоды экономических кризисов, провоцирует этнические и религиозные меньшинства на проживание в замкнутых анклавах, которые зачастую не контролируются государственными властями. Как правило, в таких этнических анклавах, пришлое население не желает интегрироваться в принимающее общество, отказывается учить язык и уважать культуру принимающей страны, не демонстрирует желания работать, живя на социальном пособии или за счёт криминальной деятельности, в результате чего происходит формирование параллельных сообществ [9; 10].

Результаты социологических опросов демонстрируют крайне неоднозначное отношение граждан ЕС к вопросу иммиграции из-за пределов региона, лишь 20% заявляют о том, что такого рода иммиграция является хорошей возможностью для развития, в то время как 38% заявляют о своем негативном к ней отношении. Примечательным остаётся факт того, что европейцы видят наибольшую опасность именно в увеличении нелегальной миграции, о чём заявляют 46% респондентов [11]. Одними из наиболее значимых тем, связанных с миграционной проблематикой, являются: влияние фактора иммиграции на повышение уровня преступности, ухудшение ситуации на рынке труда, повышение социальных расходов на мигрантов, превышающее налоговые поступления, негативное влияние на функционирование национальных систем социального обеспечения и т. д. В последнее десятилетие происходит обострение отношения европейцев к инокультурным элементам их общества, и в частности, к мусульманам [12], которых большинство европейцев считают, наиболее склонными к насилию [13].

Сформированная после Второй мировой войны партийно-политическая модель в большинстве стран ЕС, основывалась на доминирование двух крупных коалиций: правоконсервативной и левоцентристской ориентации, при скромном участие в политических процессах либеральных партий [14]. В то время как на периферии политических систем располагались маргинальные партии различного толка: праворадикальные, коммунистические, экологические, национал-патриотические и др., фактически не влиявшие на формирование правительств своих стран и имевших низкую поддержку на общеевропейских выборах в Европейский парламент.

Начавшаяся с 2011 г. интенсификация потоков, в первую очередь, вынужденных мигрантов из охваченных гражданскими войнами Сирии и Ирака, выдвинула на первый план политической повестки отношение к вопросу о миграции. Так только из этих двух стран в период 2011–2019 гг. было подано более 1,6 млн заявок на предоставление статуса беженца в одной из 28 стран ЕС [15]. Помимо этого, стоит отметить, что государствами ЕС за данный период было предоставлено более 1 млн разрешений на пребывание в странах региона для граждан Сирии и 260 тыс. иракцам по другим причинам миграции (образование, работа, воссоединение с семьей и т. д.) [16]. Важным результатом миграционного кризиса, охватившего страны региона, стала трансформация конфессионального и культурного пространства, выраженная в увеличение численности мусульман, так только за период 2010–2016 гг. их количество выросло с 18,3 до 25 млн, что соответствовало 4,9% населения стран ЕС [17]. Пришлое инокультурное население оказалось не готово к принятию европейских демократических ценностей и продолжает ориентироваться на традиционные ценности своего сообщества. Данная политическая ситуация показала неспособность властей ЕС быстро и адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, в то время как лозунги популистских антимигрантских партий в глазах электората стали значительно более привлекательными.

Миграционный кризис, в совокупности с влиянием экономико-финансовых кризисов, кризисом демократической легитимности [18], привёл не только к росту правых антимигрантских популистских партий, но и значительной трансформации риторики по отношению к ужесточению миграционной политики со стороны «классических» партий. Учитывая настроения определённой части европейского электората правительства ряда стран формируют коалиции с участием антимигрантски ориентированных партий, а зачастую и сами в борьбе за политический рейтинг используют скептические заявления по отношению к текущей миграционной политике.

Анализ результатов выборов в Европейский парламент до начала миграционного кризиса (2009 г.), и последующих выборов (2014 и 2019 гг.) указывают на резкий, почти двукратный, рост популярности антимигрантских популистских партий (табл. 1).

Таблица 1

Изменение представительства партий антимигрантской ориентации по результатам выборов в Европейский парламент, 2009-2019 гг.

2009 г. 2014 г. 2019 г. 2019 г.

(пост Брексит)

Количество депутатов, представляющих антимигрантские партии 101 156 192 176
Доля антимигрантских партий, % 13,7 20,8 25,6 25,0

Составлено и рассчитано автором по: [19].

Однако, что касается общеевропейских выборов, партии, выступающие за ужесточение миграционной политики или за запрет миграции из-за пределов ЕС, не выступают единым альянсом. Антимигрансткие партии входят в альянс крайне правых популистов и националистов «Идентичность и демократия» (бывшая «Европа наций и свобод») — Национальное Объединения (Франция), Альтернатива для Германии, Лига Севера (Италия), Датская народная партия, Шведские демократы, Партия свободы (Нидерланды) и др. Значительное число партий входит в альянс «Европейские консерваторы и реформисты» — Новый фламандский альянс, Братья Италии, Голос (Испания), Право и справедливость (Польша) и др. Антимигрансткие партии представлены и среди независимых депутатов — Движение пяти звёзд (Италия), Золотая заря (Греция), Живая стена (Хорватия). В последние годы, происходит определённое «размывание» идеологии «традиционных» партий. Так, о своём негативном восприятии миграции заявляют представители правоцентристкого альянса «Европейской народной партии», являющиеся как правящими партиями в своих странах — Народная австрийская партия, Фидес (Венгрия), Новая демократия (Греция), так и оппозиционерами — Умеренная коалиционная партия (Швеция). Ещё более неожиданной становится предвыборная антимигрантская риторика от партии левого толка. Такую стратегию в Дании выбрали сформировавшие правительство Социал-демократы. Однако сделали они это после победы на выборах, изменив свое отношение к миграционной проблематике [20].

Тенденция увеличения популярности партий антимигрансткой риторики имеет пространственные особенности, которые прослеживаются в территориальной дифференциации миграционных потоков вынужденных мигрантов, оказавших наибольшую миграционную нагрузку на страны ЕС. Именно масштабные потоки вынужденных мигрантов окончательно пошатнули основы общеевропейской миграционной политики, ключевую роль в которых играют переселенцы из Сирии и Ирака, чья доля в этом потоке составляет более 25% (2010–2019 гг.). В суммарном же потоке мигрантов только из Сирии и Ирака вынужденные переселенцы составляют 85% [21]. Превалирующей направленностью данных потоков являются наиболее экономически развитые страны Северной и Западной Европы, а также пограничные страны ЕС (Венгрия, Греция). Наибольшей интенсивностью выделяются миграционные потоки в Германию, Швецию, Венгрию, Австрию, Нидерланды, Бельгию, Великобританию и Грецию, на которые приходится 90% количества прибывших мигрантов из Сирии и Ирака (табл. 2).

Таблица 2

Количество прошений о предоставлении убежища гражданами Сирии и Ирака в странах ЕС 2010–2019 гг., тыс. чел.

Страна Число заявок граждан Ирака Число заявок граждан Сирии Всего
Германия 216,9 636,1 853,0
Швеция 37,2 126,6 163,7
Греция 30,1 72,9 103,0
Венгрия 14,6 78,3 92,9
Австрия 22,2 58,5 80,6
Нидерланды 15,8 43,5 59,4
Бельгия 22,7 27,4 50,1
Франция 13,4 24,8 38,3
Болгария 16,3 21,9 38,2
Великобритания 20,5 13,8 34,3
Финляндия 29,7 3,0 32,7
Всего в ЕС 463,2 1 184,3 1 647,5

Составлено и рассчитано автором по: [15].

Прошедшие выборы в Европарламент 2014 г., ещё до пика кризиса в 2015 г. показали, что многие правые националистические и антимигрантские партии стали пользоваться более широкой поддержкой электората. Например, стоит отметить, что во Франции выборы выиграла консервативно националистическая партия «Национальный Фронт» с результатом 24,9%, в Великобритании победу одержала правая консервативная «Партия независимости Соединённого Королевства», набрав 27% голосов, в Австрии большой популярностью пользуется правая «Австрийская партия свободы», а правящая «Австрийская народная партия» набрала популярность, во многом, благодаря своей антимигрантскойой направленности. Так помимо представленных стран, широкую поддержку правым политическим партиям оказывается в Венгрии (Фидес, Йоббик), Греции (Золотая заря), Италии (Движение пяти звёзд, Лига Севера), Дании (Датская народная партия), Нидерландах (Партия свободы), а также Швеции (Шведские демократы). В целом прослеживается закономерность роста поддержи правых и антимигрантских сил в странах, испытывающих на себе наибольшие последствия от миграционного кризиса (табл. 3).

Таблица 3

Доля голосов за антимигрантские партии в некоторых странах ЕС на выборах в Европарламент, 2009-2019 гг.

Страна 2009 г., % 2014 г., % 2019 г., %
Венгрия 71,1 66,1 61,9
Италия 10,2 31,0 57,8
Австрия 42,7 46,7 51,8
Греция 39,9 34,8 42,2
Швеция 21,0 23,3 32,2
Великобритания 22,0 26,6 30,8
Бельгия 16,0 14,9 26,2
Франция 3,5 24,8 23,3
Нидерланды 17,0 13,3 14,5
Финляндия 9,8 12,8 13,8
Германия 0 7,1 11,0

Составлено автором по: [19].

На фоне продолжившегося миграционного кризиса, и его пика в 2015 г., принятия решения о предоставлении национальных квот беженцам в Европе, выборы в Европарламент 2019 г. продолжили сложившуюся тенденцию увеличения доли антимигрантских партий в Европейском парламенте и роста поддержи данных партий в странах принявших большую часть мигрантов и беженцев из ближневосточных государств. Помимо государств, на которые пришлась наибольшая доля миграционного потока, рост антимигрантских настроений охватил и страны несогласные с принятым квотирование беженцев и нежелающих обременять себя интеграцией тысяч сирийцев и иракцев. Это характерно для восточноевропейских членов ЕС, таких как Польша, Хорватия, Словения, Словакия, Чехия и др. [22].

Характерной чертой минувших выборов стало резкое повышение электоральной активности населения внутри региона [23]. Так общая явка повысилась с 42,6% в 2014 г, до 50,6% в 2019 г., в первую очередь за счёт западно- и североевропейских стран: Бельгия — 88,5%, Дания — 66,1%, Германия — 61,4%, Испания — 60,8%, Австрия — 59,8, Швеция — 55,3%, Италия — 54,5%, Швеция — 55,3%, Франция — 50,1%. Объяснение повышения электоральной активности населения видится в общем кризисном состоянии политики ЕС. Безусловно, и миграционная проблематика стимулировала значительную часть населения к более активному участию не только в национальной, но и в общеевропейской политической жизни.

Выводы

Европейский миграционный кризис поставил под сомнение такие общепризнанные европейские ценности как солидарность и ответственность. Лавинообразное увеличение численности мигрантов (в том числе и нелегальных) и беженцев из мусульманских стран Ближнего Востока стало спусковым рычагом интенсификации миграционной повести на общеевропейской политической сцене. Рост численности инокультурного населения усугубляет существующие в странах ЕС противоречия между традиционным светским либерализмом и ценностями ислама, увеличивая напряженность в европейском обществе. Серьёзной проблемой становится и провал политики мультикультурализма, в результате чего происходит не интеграция в европейское общество мигрантов, а их сегрегация, проявляющая в формировании «параллельных» сообществ, сегрегированных городских районах, криминализация и маргинализация иммигрантов.

Отсутствие согласованной позиции относительно проведения общей миграционной и интеграционной политики приводит к повышению евроскептицизма электората и росту среди него поддержки популистских антимигрантских партий. Миграционная риторика становится всё более актуальной для стран, принявших наибольшее количество мигрантов из ближневосточных стран, охваченных гражданскими войнами. На основе данных выборов в Европейский парламент, в данных странах (Германия, Италия, Швеция, Австрия и др.) происходит значительный правый и антимигрантский поворот электоральных предпочтений населения, на фоне повышения его электоральной активности.

REFERENCES

  1. International Migration 2019: Wall Chart. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division. URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/publications/wallchart/docs/MigrationStock2019_Wallchart.pdf
  2. Malakhov V. S. Kul’turnye razlichiya i politicheskie granitsy v epokhu global’nykh migratsii. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 232 p. (in Russian).
  3. Merkel’ zayavila o provale mul’tikul’turalizma // BBC news. Russkaya sluzhba. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2010/10/101016_merkel_shtml (in Russian).
  4. Kemeron prizyvaet zabyt’ o politike mul’tikul’turnosti // BBC news. Russkaya sluzhba. URL: https://www.bbc.com/russian/uk/2011/02/110205_cameron_multiculturalism_failed (in Russian).
  5. Sarkozi priznal proval politiki mul’tikul’turalizma. // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/world/20110211/333034181.html (in Russian).
  6. Agafoshin M. M., Gorokhov S. A. Prostranstvennaya dinamika islama v stranakh ES // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki. 2019. no. 1. S. 8–20. (in Russian).
  7. Tsapenko I. P., Monusova G. A. Evolyutsiya podkhodov prinimayushchikh gosudarstv k organizatsii kul’turnogo raznoobraziya // Tsapenko I.P., Grishin I. V. (red.) Integratsiya inokul’turnykh migrantov: perspektivy interkul’turalizma. M.: IMEMO RAN. 2018. S. 81-101. (in Russian).
  8. Habermas J. Religiya, pravo i politika. Politicheskaya spravedlivost’ v mul’tikul’turnom Mir-Obshchestve. — Polis. Politicheskie issledovaniya. 2010. no. 2. S. 7–21. (in Russian).
  9. Fituni L. L., Abramova I. O. Fenomen «vostochnogo obshchestva» v sovremennoi Evrope: paradigmy, vyzovy, prognozy // Sovremennaya Evropa. 2017. no. 4 (76). S. 5–16. (in Russian).
  10. Bushkovky H. Neukölln ist überall. Berlin: Ullstein Buchverlag. 2012. 400 p. (in German)
  11. Results of special Eurobarometer on integration of immigrants in the European Union. URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/news/results-special-eurobarometer-integration-immigrants-european-union_en. (in English)
  12. Muslims in the European Union Discrimination and Islamophobia. European Monitoring Centre on Racism and Xenophobia. URL: https://fra.europa.eu/sites/default/files/fra_uploads/156-Manifestations_EN.pdf. (in English)
  13. How Muslims and Westerners See Each Other. Islamic extremism: common concern for muslim and western publics. Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/global/2005/07/14/i-how-muslims-and-westerners-see-each-other. (in English)
  14. Guseletov B. P. Vybory 2017 goda v stranakh Evrosoyuza: obshchee i osobennoe. // Sovremennaya Evropa. 2018. no. 2(81). S. 18–28. (in Russian).
  15. Asylum statistic. Eurostat Statistics explained. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Asylum_statistics. (in English)
  16. Residence permits — statistics on first permits issued during the year. Eurostat Statistics explained. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php? oldid=410577. (in English)
  17. Europe’s Growing Muslim Population. // Washington, D.C.: Pew Research Center. 2017. 59 s. (in English)
  18. Fenomen pravogo i levogo populizma v stranakh ES. Analiticheskii doklad OEPI 2017. URL: http://www.imemo.ru/files/File/ru/materials/Fenomen_doklad.pdf (in Russian).
  19. European election results. European Parliament. URL: https://www.europarl.europa.eu/election-results-2019/en/tools/comparative-tool. (in English)
  20. Denmark gets new left-wing government with plans to increase welfare spending and scrap anti-immigration measures // Independent. URL: https://www.independent.co.uk/news/world/europe/denmark-new-government-left-mette-frederiksen-welfare-spending-anti-immigration-a8975096.html. (in English)
  21. Agafoshin M. M. Territorial’naya differentsiatsiya sovremennykh migratsionnykh potokov iz Sirii i Iraka v ES // Prostranstvennaya organizatsiya obshchestva: teoriya, metodologiya, praktika. Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Permskii gosudarstvennyi natsional’nyi issledovatel’skii universitet. 2018. S. 357–362. (in Russian).
  22. Potemkina O. Yu. Migratsionnyi krizis i politika Evropeiskogo soyuza // Aktual’nye problemy Evropy. 2016. no. 4. S. 38–60. (in Russian).
  23. Shveitser V. Ya. Evropeiskii parlament: vremya peremen // Sovremennaya Evropa. 2019. no. 3(89). S. 42–52. (in Russian).