ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Геополитика и экогеодинамика регионов.

Том 9 (19). Вып. 4. 2023 г. С. 143–159.

УДК 914/919

И. В. Сидоров

География отраслевой выставочной деятельности в Южном федеральном округе

ФГБОУ ВО Смоленский государственный университет, г. Смоленск

e-mail: igor.sid@inbox.ru

Аннотация. В статье сформулированы результаты исследования, основанного на авторской статистической базе данных по всем отраслевым выставкам, организуемым на территории России и содержащей сопоставимую информацию о каждой выставке. Это позволило выявить место Южного федерального округа в отраслевой выставочной деятельности России; определить и исследовать отраслевую структуру выставочной деятельности; выявить особенности территориальной организации отраслевой выставочной деятельности в пределах округа и факторы (общие и специальные), влияющие на нее.

Ключевые слова: выставочная деятельность, отраслевые выставки, факторы размещения, Южный федеральный округ

Введение

Выставочная индустрия – совокупность предприятий, занятых организацией выставочно-ярмарочных мероприятий (включая деловую и околовыставочную программы), компаний, специализирующихся на оказании сопутствующих услуг, а также профильных общественных организаций, занятых регулированием коммуникации между участниками отрасли. [1]

Главной движущей силой в проведении выставочного мероприятия является выставочные организации, в России это юридические лица, у которых ОКВЭД 82.3 указан как основной вид деятельности и таких организаций по данным исследования Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) насчитывается более 3 000. При этом количество компаний, у которых ОКВЭД 82.3 указан в качестве дополнительного вида деятельности, составляет более 40 000. [2]

Важную роль играют и другие участники выставочных мероприятий. К ним относятся: экспоненты (компании, демонстрирующие товары и услуги по тематике выставки) и посетители (лица, которые прибывают на выставку для ознакомления с экспонатами и образцами, а также для связи с экспонентами и сбора информации).

Сегодня выставочно-ярмарочная деятельность — одно из наиболее перспективных и актуальных бизнес направлений, способствующих развитию экономики страны в целом, поскольку представляет собой важнейший инструмент продвижения товаров и услуг на любой территории [3].

Однако этому препятствуют глобальные вызовы (пандемия, экономические санкции и общая политическая обстановка), которые затрагивают все виды экономической деятельности, в том числе и выставочную. В частности, в 2022 г. прекратилось присутствие российских экспонентов на европейских выставках, в связи с чем предложено перераспределить их на участие в выставках, проходящих на территории России [4]. В связи с этим, автор предполагает, что в России будет происходить увеличение числа конгрессно-выставочных мероприятий, а значит и территорий, вовлеченных в этот процесс, что для географа-исследователя формирует новые вызовы и ставит новые цели и задачи.

Основная цель данного исследования — выявить особенности территориальной организации отраслевой выставочной деятельности в Южном федеральном округе, который имеет важное геополитическое и стратегическое значение для России. Именно в Южном ФО находятся субъекты РФ, которые недавно стали интегрироваться в общее политическое и экономическое пространство страны – Республика Крым и Севастополь, также возможно появятся новые субъекты в составе округа (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области). Экспоненты из этих регионов уже участвует в выставках ЮФО. Возможно именно развитие выставочной деятельности в ЮФО может стать основой для формирования крепких экономических связей, что, в свою очередь, подтолкнет к развитию как региональной, так всей экономики России.

Материалы и методы

Выставочная деятельность является междисциплинарным объектом изучения. В ней проявляют интерес представители экономики, истории, социологии, психологии, философии, география и другие науки. Проведенный автором контент-анализ электронной библиотеки elibrary показал, что наиболее активно выставочную деятельность изучают экономисты – более половины всех диссертаций и трети всех книг и статей. Важнейшими работами в этом направлении являются исследования вопросов организации выставочной деятельности и механизмов ее функционирования, изложенные в трудах Н. В. Александровой [5], С. Г. Важенина [6], Э. Б. Гусева [7], В. Г. Петелина [8], Сологубовой Г. С. [9]. Существует целый ряд работ, ориентированных на выявление влияния выставочной деятельности на экономику территории их размещения. Это публикации К. А. Сулеймановой [10], А. В. Садовничей [11], Г. А. Карповой [12], В. С. Боголюбова, Е. Г. Карповой [13] и др.

В географической точки зрения отраслевые выставки исследуются слабо – менее 1% статей в elibrary. Наиболее глубокие, системные, содержащие вопросы методологии и методики исследования географии отраслевой выставочной деятельности – работы Т. И. Потоцкой [14,15], Е. В. Поповой [14], И. В. Сидорова [16,17].

В силу отсутствия открытой статистической базы данных, характеризующей деятельность отраслевых выставок в России, автор, отталкиваясь от статистических данных по выставкам собранных РСВЯ, предпринял попытку создания собственной базы данных. Она содержит сопоставимую информацию о 1700 отраслевых выставок, ежегодно проводимых в России. Это такие показатели, как: название выставки, город проведения, место проведения (выставочная площадка), организатор выставочного мероприятия, количество экспонентов (отечественных и иностранных), статус выставки (международная или межрегиональная), число стран участников и посетителей (отечественных и иностранных), торговая политика выставки («B2B»: business-to-business – выставки, ориентированные на отраслевых специалистов; «В2С»: business-to-customer – выставки, ориентированные на конечного потребителя; смешанные выставки – «В2В» + «В2С»). При сборе информации учитывались ежегодные выставки, проводимые в 2018-2022 гг., имеющие межрегиональный, всероссийский и международный статусы. Использовались открытые данные официальных сайтов выставок, выставочных объединений и интернет-порталов выставочной индустрии.

Исследование проводилось с применением статистических методов, метода научного описания, контент-анализа, образно-знакового моделирования, сравнительно-географический метода.

Результаты и их обсуждение

Южный федеральный округ (ЮФО) не входит в число лидеров отраслевой выставочной деятельности России. Он занимает четвертое место по количеству отраслевых выставок, проводимых в стране — 11% от общего числа (следуя за Центральным, Приволжским и Северо-Западным округами); четвёртое место по общему числу выставочной площади (4% от общей выставочной площади в России) и пятое место по совокупному количеству экспонентов (3%). Число иностранных экспонентов также не велико и составляет около 3%, причем более 70% всех иностранных экспонентов относится к странам СНГ [18].

На территории округа ежегодно проводится 156 выставок, совокупно в них участвует около 9 000 экспонентов. В ЮФО большая часть выставок имеют межрегиональный или всероссийский статус (70%) и только 30% выставок обладают международным статусом. При этом доминируют специализированные выставки (94%), в то время как на универсальные приходится только 6%.

Крупнейшие выставки округа по числу участников (более 300) являются: выставка сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки растениеводческой сельхозпродукции «ЮГАГРО», агротехническая выставка «Золотая Нива» и международная выставка материалов, комплектующих и оборудования для деревообрабатывающего и мебельного производства «UMIDS», форум-выставка АтомЭкспо (2022). К крупнейшим выставкам по числу посетителей (более 10 000) также относятся вышеупомянутые выставки «ЮГАГРО», «UMIDS», «Золотая Нива» и международный авиасалон по гидроавиации «Гидроавиасалон». Все они проходят в Краснодарском крае, являются международными и специализированными, относящимися к категории «В2В».

Рассматривая отраслевые особенности выставочной деятельности в Южном федеральном округе России, отметим, что из 39 тематик отраслевых выставок, выделенных РСВЯ, в ЮФО присутствует 26. Все отрасли были сгруппированы в три категории: выставки сферы услуг, агропромышленного комплекса, промышленные выставки, каждая из которых делится на отдельные подгруппы (таб. 1). Также есть универсальные выставки, не относящиеся ни к одному тематическому направлению. Таких выставок насчитывается всего 10, что составляет около 6% от всех выставок ЮФО. Универсальные выставки – это ярмарки, где разнообразная продукция, товары непосредственно демонстрируются с целью конечной продажи потребителям.

Первая группа «выставки сферы услуг» — лидирующая (66 выставок — 42% всех выставок ЮФО, 30% всех участников выставок). Наиболее крупные выставки в этой сфере связаны с туриндустрией и медициной. В них принимает участие наибольшее число иностранных экспонентов, и значительная часть этих выставок относится к смешанному типу («В2В» + «В2С»).

Таблица 1.

Отраслевая структура специализированной выставочной деятельности в Южном федеральном округе России

Тематика выставок Показатели*
1 2 3 4 5 6 7
Выставки в сфере услуг
Туриндустрия 14 9,6 6,1 5 2 8 4
Медицина 13 8,9 6,6 4 3 8 2
Выставки на религиозную 8 5,5 2,1 2 8
тематику
Индустрия красоты 7 4,8 3,6 1 6 1
Реклама, дизайн и интерьер 6 4,1 4,6 3 1 5
Образование и карьера 4 2,7 4,1 1 4
Сувенирная продукция, 4 2,7 1 3
антиквариат
Недвижимость и аренда 3 2,1 1,2 3
Безопасность 2 1,4 0,5 2
Экология 2 1,4 1 2
Зооиндустрия 2 1,4 0,6 2
Товары и услуги для детей 1 0,7 1
Выставки агропромышленного комплекса (АПК)
Пищевая промышленность 22 15 11,5 8 21 1
Сельское хозяйство 16 11 26,5 10 8 8
Садоводство. Ландшафтный 6 4,1 6
дизайн
Промышленные выставки
Строительная отрасль 11 7,5 9,8 3 1 8 2
Ювелирная отрасль 10 6,8 3,3 1 5 5
Лёгкая промышленность 5 3,4 1 4
Энергетика 4 2,7 12,1 1 1 3
Машиностроение 2 1,4 1,6 2
Добывающая 2 1,4 2 2
промышленность
Оборонно-промышленный 1 0,7 2,2 1 1
комплекс
Лесная промышленность 1 0,7 3,6 1 1
Всего 146 100 100 44 18 91 37
  • – наименования показателей:

1 – количество выставок;

2 – доля выставок от общего числа специализированных выставок Южного ФО, %; 3 – доля экспонентов от общего числа экспонентов в Южном ФО, %; 4 – количество выставок с международным участием;

5 – количество выставок B2B;

6 – количество выставок смешанного типа B2B+B2C;

7 – количество выставок B2C.

Составлено автором

К выставкам туриндустрии (14 выставок — 21% выставок рассматриваемой группы, 9% всех выставок ЮФО, 6% всех экспонентов) автор относит туристские выставки, в том числе выставки в области активного спортивного отдыха, а также выставки в области гостиничного и ресторанного бизнеса. В первом случае наиболее крупными выставками (по числу участников) являются «Курорты и туризм» и SIFT (международный туристский форум), проходящие в Сочи и «Анапа — самое яркое солнце России», где встречаются специалисты санаторно-курортной отрасли и представители индустрии гостеприимства. Очевидно, что эти мероприятия проходят в крупных курортных городах округа. Выставки данной специализации, как правило, небольшие (по числу экспонентов) и организуются преимущественно в формате «B2C». Например, это выставки «Турист. Охотник. Рыболов» (Волгоград) и «Охота. Рыболовство. Активный отдых» (Ростов-на-Дону).

На выставках индустрии гостеприимства экспонируются оборудование и товары для оснащения предприятий общественного питания и гостиничного бизнеса. Эти выставки чаще всего международные и рассчитаны на специалистов (В2В). Самые крупные из них — «HoReCaDon» (Ростов-на-Дону), «Гостинично-ресторанный бизнес» (Соч) и «РестоОтельМаркет» (Симферополь / Ялта).

Выставки в области медицины (13 выставок – 20% выставок рассматриваемой группы, 8% всех выставок ЮФО, 7% всех экспонентов) также занимают лидирующее положение. Во-первых, это выставки медицинского оборудования, ориентированные на специалистов (B2B): «Современная медицина. ЮгМЕДэкспо. ФАРМАюг» (Ростов-на-Дону), «Медима», стоматологическая выставка «Дентима» (Краснодар) и др. На таких мероприятиях часто проходят деловые встречи и форумы (Нижневолжский стоматологический форум. «Дентал-Экспо. Волгоград»). Во-вторых, это мероприятия категории «B2C», на которых демонстрируются медицинские товары, услуги и фармпрепараты. Это выставки «Здоровый образ жизни. Wellness» и «Медицина сегодня и завтра» (Сочи).

Международный уровень и относительно большая доля экспонентов (свыше 4%), характерна для выставок в сфере индустрии красоты (7 выставок – 10% выставок рассматриваемой группы, 5% всех выставок ЮФО) и в области рекламы, дизайна и интерьера (6 выставок – 9% выставок рассматриваемой группы, 4% всех выставок ЮФО). В первом случае это выставки, демонстрирующие косметические и парфюмерные товары, услуги. Данные выставки организуются для посетителей из смешанных категорий «B2B+B2C». В связи с уходом с российского рынка многих иностранных компаний данной индустрии, большинство экспонентов представляет продукцию отечественных производителей. Самые крупные выставки оборудования и материалов для эстетической косметологии, парикмахерского и ногтевого сервиса «Beauty Show Krasnodar» и фестиваль «Южное созвездие» (Краснодар), «Шарм» (Ростов-на-Дону), «Красота на Волге» (Волгоград). Эти выставки совмещают в себе фестивали с конкурсами и розничной продажей товаров.

Выставки в области рекламы и дизайна, проводятся как для специалистов, так и для частных лиц. Самые крупные из них — «IndecorKrasnodar» (Краснодар) с демонстрацией предметов интерьера и декора, мебельная и дизайнерская выставка «МВМК» и фестиваль дизайна и архитектуры «DA! Fest» (Симферополь).

Также важно отметить выставки, которые на первый взгляд не кажутся важными из-за небольшого числа экспонентов и посетителей, но при этом проводятся для специалистов (В2В) и представляют узкоспециализированные направления. Это выставки в области безопасности, недвижимости и экологии: «Securexpo» и «Безопасность. Крым» — охрана труда, средства индивидуальной защиты, системы и средства обеспечения пожарной безопасности, видеонаблюдения и др.; «Ярмарка недвижимости в Сочи», Ярмарка жилья в Ростове-на-Дону — в которых участвуют строительные, девелоперские компании, агентства недвижимости и банки. Самым крупным мероприятием этой области во всем округе является выставка недвижимости «М2» (Симферополь). Выставки экологической направленности экспонируют оборудования, материалы и технологии для уборки городских территорий, водоотведения, водоочистки, вывоза, утилизации, переработки мусора и бытовых отходов. Это выставки «Экология курортного края» (Сочи) и международный экологический форум «ЭКОТАВР» (Алуша).

Оставшиеся выставки сферы услуг небольшие, относятся к категории «B2C» и ориентированы на розничную торговлю. Это выставки-ярмарки в области образования, зооиндустрии, а также мероприятия посвящённые религиозной тематике и товарам для детей.

Вторая категория выставок — выставки в сфере агропромышленного комплекса (АПК) – 44 выставки, 28% всех выставок ЮФО, 38% всех участников в выставках ЮФО. Большинство из них имеет международный статус (60%). В выставках АПК можно выделить 3 тематики: пищевой промышленности (22 выставки – 50% выставок рассматриваемой группы, 14% всех выставок ЮФО, 11% всех экспонентов, 11,5% всех экспонентов), выставки сельского хозяйства (16 выставок – 36% выставок рассматриваемой группы, 23% всех выставок ЮФО, 24% всех экспонентов, 26,5% всех экспонентов), садоводства и ландшафтного дизайна (6 выставок – 14% выставок рассматриваемой группы, 9% всех выставок ЮФО).

Очевидно, что важной группой выставок АПК являются выставочные мероприятия, посвящённые пищевой индустрии. Данные выставки относятся к двум категориям: выставки «B2B» и выставки «B2C» с розничной продажей экспонируемой продукции. В первом случае крупнейшими выставками, представляющий широкий спектр продовольственных товаров являются «FoodTechKrasnodar» (выставка оборудования, материалов и ингредиентов для производства продуктов питания и напитков), «InterFoodKrasnodar» (выставка продуктов питания и напитков), проходящих в Краснодаре. В обоих случаях организатором выступает одна из крупнейших выставочных компаний в России

ООО «МВК». Важное значение в проведение выставочных мероприятий пищевой индустрии имеет демонстрация отечественных продуктов питания с последующим развитием оптово-розничной торговли. К выставкам, направленным на расширение отечественных производителей продовольствия, можно отнести выставку-ярмарку «Кубань» (Сочи), «РосЭкспоКрым» (Симферополь), «Кубаньпродэкспо» (Краснодар), «Продукты России — выбираем Российское. Выбираем лучшее» (Волгоград). На выставках пищевой индустрии могут демонстрироваться и узкоспециализированные продукты. К примеру, выставка «VinorusKrasnodar» (Краснодар) — выставка винодельческой продукции, оборудования и технологий для виноградарства и виноделия; «Напитки» (Сочи) — выставка производства всех видов напитков: вода, соки, вино, водка, коньяк, ликеры, коктейли, крепкие и слабоалкогольные напитки; «Пиво» (Сочи) — крупнейшее в России специализированное выставочное мероприятие пивной индустрии.

В группе выставок пищевых продуктов «B2C» относятся выставки «Ростов гостеприимный», «Мир вкуса» (Волгоград) и др.

Выставки сельского хозяйства занимают вторую позицию в рассматриваемой группе. Отдельные сельскохозяйственные выставки являются крупнейшими в своей тематике не только в ЮФО, но и во всей России. На пример, выставка «ЮГАГРО» ежегодно представляет российских и иностранных производителей и поставщиков сельскохозяйственной продукции и проходит в самом крупном выставочном комплексе федерального округа «Экспоград Юг» (Краснодар). Здесь решаются важнейшие стратегические задачи для России в условиях современных экономических реалиях: замещения европейского и американского рынка сельскохозяйственных машин, изменения рынка агрохимии, семян и удобрений, переход на отечественную продукцию, меры государственной поддержки в АПК и др. [19]. Другой крупной сельскохозяйственной выставкой России является «Золотая Нива» (Усть-Лабинск), где представлены экспозиции ведущих агротехнических компаний, селекционеров и животноводов, производителей удобрений и оборудования. Сегодня это важнейшая площадка для презентаций новой техники и агротехнологий в сельхоз индустрии [20].

Для демонстрации сельскохозяйственной техники в полевых условиях, выставки сельского хозяйства часто проводятся за пределами больших городов на специальных демонстрационных площадках. Так, в Ростовской области, близ поселка Экспериментальный, на базе аграрного научного центра «Донской» проходит выставка «День Донского Поля». В Волгоградской области на базе предприятия по выращиванию сельскохозяйственных зерновых культур ООО «Гришиных» близ города Новоаннинский проходит выставка «День поля – ВолгоградАГРО».

Также есть выставки, в рамках которых, помимо самих демонстрационных мероприятий в области сельского хозяйства, проходят крупные форумы и семинары, например, выставка «Волгоградский Агрофорум» илимеждународный сельскохозяйственный форум-выставка «Зерно России».

Последнюю позицию занимает группа выставок, посвященных садоводству и ландшафтному дизайну. Они ориентированы только на розничную торговлю. Это выставки «Дачный сезон. Моя усадьба» (Ростое-на-Дону), «Зелёная неделя — Сады и парки», «Дача. Сад. Огород. Усадьба» (Волгоград) и др., демонстрирующие посадочный материал, ландшафтный дизайн, садово-огородный инвентарь и оборудования малой техники для садов и парков.

Третья категория выставок — промышленные выставки (36 выставок — 23% всех выставок ЮФО, 33% всех экспонентов). Несмотря на незначительное число промышленных выставок, некоторые из них являются уникальными, поскольку проводятся в сегменте «B2B». Например, «АтомЭкспо» с форумом и деловыми программами (Сочи), где обсуждается современное состояние атомной отрасли, формируются тренды ее дальнейшего развития. Но данное мероприятие не отличается территориальным постоянством и может проходить в разных городах России. К более постоянным выставкам энергетики, но с меньшим числом участников, можно отнести «ЭнергоПромКрым» (Симферополь).

Уникальными и редкими выставочными мероприятиями округа также являются выставки в области машиностроения, лесной и добывающей промышленности. Среди машиностроительных выставок выделяется выставка «Пром-VOLGA» (Волгоград), которая в настоящий момент объединена с другими промышленными выставками «ПромЭКСПО» и «Энерго-VOLGA» в один межрегиональный промышленно-энергетический форум «Пром-Энерго-VOLGA». Здесь демонстрируются достижения промышленных и энергетических предприятий, содействующих кооперации с предприятиями из других регионов, реализации новых эффективных форм партнерства и межрегионального сотрудничества в сфере промышленности и энергетики, а также развитию импортозамещения. Нужно подчеркнуть, что это крупнейшее промышленное мероприятие в ЮФО.

Единственным выставочным мероприятием в лесной отрасли является международная выставка материалов, комплектующих и оборудования для деревообрабатывающего и мебельного производства «UMIDS» (Краснодар). Выставка предлагает свои экспозиции не только для организаций лесной промышленности, но и частным лицам, демонстрируя также мебель и предметы интерьера.

Отдельно стоит отметить выставки горнодобывающей отрасли, проводимые больше в форме деловых встреч и конференций – «Морские технологии» и «Инженерная и рудная геофизика» (Геленджик). На этих мероприятиях обсуждаются методы для инженерных изысканий под строительство новых объектов, для освоения рудных месторождений. В связи со сложной геополитической обстановкой эти мероприятия перенесены за пределы ЮФО и в 2023 г. пройдут в Санкт-Петербурге.

Значимым выставочным мероприятием является «Гидроавиасалон» – единственная выставка в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в Южном ФО и единственная в своём роде выставка по гидроавиации в России. Но из-за сложной геополитической обстановки постоянно переносится. В настоящее время выставка запланирована на 2024 год.

Оставшиеся промышленные выставки в большей степени ориентированы на сегмент «В2С». наиболее многочисленные промышленные выставки проходят в строительной сфере (более 7% от всех выставок округа и свыше 20% всех промышленных выставок). Самые крупные из них (свыше 100 экспонентов) это выставки отделочных и строительных материалов, инженерного оборудования и архитектурных проектов «YugBuild» (Краснодар), «СтройЭкспоКрым» (Симферополь).

Наиболее эстетичные выставки в рассматриваемой категории связаны с ювелирной отраслью. Здесь демонстрируются ювелирные украшения, бижутерия, высокохудожественные предметы интерьера и др. Наиболее крупная из них — международная выставка «ИнтерЮвелир» (Сочи). Она проходит совместно с другими мероприятиями («Золотой сезон» — выставка индустрии моды и фестиваль народных мастеров) в летний период, для привлечения большего числа туристов. Среди других ювелирных выставок стоит отметь «ЮвелирЭКСПО» (Волгоград) и «Эксклюзив» (Ростов-на-Дону), которые являются самыми крупными в своих субъектах РФ.

Еще одним направлением промышленных выставок, относящихся к «В2С» являются выставки легкой промышленности, предлагающие различные изделия из кожи, меха, ткани, специальное оборудование, программы поддержки и др. На выставках встречаются производители и поставщики товаров легкой промышленности с представителями торговой отрасли. Среди подобных выставок стоит отметить выставки «Красная нить» (Симферополь / Ялта), «Лазоревый Цветок» (Волгоград), проходящие несколько раз в год.

Подводя итог, можно сказать, что отраслевая структура выставочной деятельности в Южном ФО отличается большим разнообразием, причем количество выставок в той или иной отрасли невсегда говорит о значимости данного направления. Особенно это заметно в промышленных выставках. Отраслевая структура значительно отличается и по субъектам РФ в ЮФО. Такие направления как АПК, туриндустрия, медицина, строительство, ювелирная отрасль встречаются во всех субъектах РФ округа, где выявлены выставки, что говорит о важности этих направлений в выставочной детальности ЮФО. Некоторые же направления (ОПК, легкая промышленность, зооиндустрия, экология и др.), в основном в промышленности и сфере услуг, встречаются только в отдельных субъектах РФ (рис.1).

Рис. 1. География отраслевой выставочной деятельности в Южном ФО Составлено автором

Исследуя географические особенности выставочной деятельности в Южном федеральном округе России, отметим, что из 8 субъектов РФ ЮФО отраслевая выставочная деятельность выявлена только в 4 (табл. 2). При этом очевидна значительная территориальная диспропорциях в организации выставочной деятельности.

Лидерство в проведении выставок ЮФО принадлежит Волгоградской области и Краснодарскому краю — на каждый субъект РФ приходится более 35% всех выставок округа. Но сама выставочная деятельность существенно отличается в этих субъектах РФ.

Таблица 2.

Основные характеристики выставочной деятельности в субъектах

Южного федерального округа России

Субъекты РФ Показатели*
1 2 3 4 5 6 7
Волгоградская обл. 59 37,8 51 2 1 29 29
Краснодарский край 56 35,9 98 35 10 37 9
Ростовская область 22 14,1 95 2 4 10 8
Республика Крым 19 12,2 100 6 3 15 1
Всего 156 100 45 18 91 47
  • – наименования показателей: 1 – количество выставок; 2 – доля выставок от общего числа всех выставок Южного ФО, %; 3 – доля специализированных выставок, от общего числа выставок в субъекте РФ, %; 4– количество выставок с международным участием; 5– количество выставок B2B; 6– количество выставок B2B+ B2C; 7– количество выставок B2C.

Составлено автором

Для Волгоградской области характерна самая большая доля универсальных выставок – 14%, в то время, как в других субъектах РФ округа это значение не превышает 5%. Также для Волгоградского региона характерен крайне низкий международный уровень проведения выставок (только 3% выставок являются международными). Причин подобного положения может быть несколько, но, в первую очередь, это особенности работы выставочных компаний. В Волгоградском регионе работают несколько крупных выставочных операторов – Волгоградский вставочный центр «РЕГИОН», ООО «Выставочный комплекс ВолгоградЭКСПО», ООО Выставочный центр «Царицинская ярмарка», но все они не являются членами РСВЯ, и делают упор на проведение региональных и межрегиональных выставок. Также в Волгограде функционирует только одно специализированное помещение для проведения выставочных мероприятий – выставочный комплекс Экспоцентр. Многие выставки проходят в торговом центре «Европа Сити Молл» или на территории стадиона «Волгоград Арена».

В отличии от Волгоградской области в Краснодарском крае выставочная деятельность ориентирована на специализированные выставки (98% всех выставок края — отраслевые) и международный статус (более 60% выставок международного уровня), что говорит о качестве проведенных выставок. Также Краснодарский край лидирует среди всех субъектов РФ в ЮФО по числу участников – около 6 000 экспонентов (свыше 60%) и по числу посетителей выставок – свыше 150 000 чел. При этом для края характерна рассредоточение выставок по населенным пунктам, где Краснодар не является однозначным лидером по количеству выставок и экспонентов. Так, в Краснодаре проводится 15% всех выставок края и почти 40% всех экспонентов; в Сочи проходит почти 17% всех выставок края, в которых участвуют около половины всех экспонентов; выставки проходят в Геленджике, Анапе, Туапсе, Усть-Лабинске.

Такие лидирующие показатели и особенности территориальной организации выставок обуславливаются рядом факторов, главным из которых является развитая транспортная, туристическая и выставочная инфраструктура. Так, в Краснодаре находится современный многофункциональный выставочно-конгрессный комплекс «Экспоград Юг», который соответствует всем техническим возможностями и мировым стандартам в сфере организации и проведении выставок, научных и бизнес-конференций. Именно здесь проходит значительная часть всех международных выставок края.

Выставочная деятельность также активно использует туристическую инфраструктуру — гостиницы, отели, рестораны. Поэтому значительное число выставок организуется в курортных городах. На пример, выставка в Анапе проходит в ресторане «Great Hall», в Сочи – в выставочном центре Гранд Отеля «Жемчужина» и в гостинице «Sea Galaxy Hotel Congress& SPA». Также выставочная деятельность активно использует готовую инфраструктуру на территории Олимпийского парка в Сочи, где располагается федеральная территория «Сириус».

Немаловажным является тот факт, что в крае работает несколько крупных выставочных организаторов: это местные организации ООО ВК «Сочи-Экспо»,

  • «СОУД — Сочинские выставки», так и крупные международные операторы
  • «Хайв Экспо Интернешнл» и ООО «МВК», работающие также в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Стоит отметить, что Краснодарский край является одним из главных курортных регионов страны, где туристы могут быть потенциальными посетителями выставок. Отсюда и значительное число выставок во время курортного сезона (так около 70% выставок в Сочи приходится на май-сентябрь).

Похожая ситуация характерна и для Республики Крым, но с меньшим числом выставок (12% всех выставок ЮФО) и числом экспонентов (13%). Здесь, как и в Краснодарском крае, выставочная индустрия использует туристскую инфраструктуру для проведения тех или иных мероприятий. Так выставки в Ялте проходят в отеле «Ялта-Интурист», в Алуште – в Спа-отеле «Море». Но в отличие от края в Крыму имеется значительная концентрация выставок в Симферополе (80% всех выставок Республики). Такое лидерство, с одной стороны, обуславливается наличием выгодной транспортной инфраструктуры в городе и наличием единственной специализированной площадки для проведения выставок на всем полуострове («Симферополь Экспо»), с другой стороны. При этом самые крупные выставки (по числу экспонентов) проходят на территории площади аэропорта в Симферополе. Среди всех выставочных компаний Крыма лидирует местная организация ООО «ЭкспоКрым» на которую приходится более 50% всех выставок Крыма.

Оставшиеся выставки приходятся на Ростовскую область (14% всех выставок и 15% экспонентов), где, как и в Волгоградской области, невелика доля выставок международного уровня (около 9%). Также выставки концентрируются только в пределах центра региона – Ростова-на-Дону (95% выставок). Это обусловлено тем, что только в Ростове-на-Дону созданы специальные условия для проведения выставок — наличие современного выставочного центра «ДонЭкпоцентр», который также является и крупнейшим в области оператором выставочных услуг и деловых мероприятий (более 70% всех мероприятий региона).

Для получения более объективной географической картины, автор считает целесообразным применение расчетных коэффициентов специализации каждого субъекта РФ исследуемого региона (отношение доли выставок субъекта РФ в общем количестве выставок России к доле ВРП субъекта РФ в ВВП России),

локализации / территориальной конценттрации (отношение доли выставок в субъекте РФ в общем количестве предприятий субъекта РФ к доле выставок в стране в общем количестве предприятий страны) и душевого производства (отношение доли выставок субъекта РФ в общем количестве выставок России к доле населения в субъекте РФ в общей численности населения России) в выставочной деятельности ЮФО, которые традиционно используются для выявления особенностей территориальной организации определенного вида экономической деятельности (табл. 3). Все перечисленные коэффициенты коррелируют друг с другом.

Таблица 3.
Коэффициенты, характеризующие значимость отраслевой выставочной
деятельности, по субъектам Южного федерального округа России
Субъект РФ Коэффициент Коэффициент Коэффициент
специализации локализации душевого
(Кс) производства
(Кл) (Кдп)
Волгоградская область 3,1 3,2 1,9
Краснодарский край 1,1 0,9 0,8
Республика Крым 1,9 1,8 0,8
Ростовская область 0,6 0,5 0,4
Составлено автором

Проведенные расчеты показали, что, во-первых, отраслевая выставочная деятельность является отраслью специализации для Волгоградской области, Республике Крым и Краснодарского края (Кс1) и не является таковой для Ростовской области (Кс1) (рис. 2).

Неожиданно низкое значение коэффициентов локализации и душевого производства (Кл1) в Краснодарском крае, свидетельствует не столько о недостаточном количестве выставочных мероприятий, проходящих там, сколько о большом количестве предприятий в целом, что свойственно территориям с высоким уровнем развития и высоким статусом проводимых в них выставок, предполагающим большое количество участников, посетителей и т.д. Таким образом, Краснодарский край берет не количеством, а качеством, проведенных там выставок (о чем говорилось ранее).

Явным аутсайдером по расчетным показателям оказалась Ростовская область, что говорит о недостаточности развития выставочного потенциала в регионе. И это удивительно, учитывая экономический, человеческий потенциалы региона и, особенно, его географическое положение.

Таким образом, только один субъект ЮФО обладает величиной всех рассчитанных коэффициентов выше 1, это – Волгоградская область. Это свидетельствует о том, что здесь выставочная деятельность рассматривается, как инструмент, стимулирующий развитие региональной экономики.

В тоже время, данные субъекты РФ обладают существенным агропромышленным и туристским значением для всей России, что реализуется через специализированные выставки. В сочетании с развитием выставочной инфраструктуры, укрупнением выставочных операторов и привлечением иностранных участников в будущем эти регионы могут стать точками роста выставочной деятельности и региональной экономики в целом.

Рис. 2. Специализация отраслевая выставочной деятельности по субъектам РФ в Южном ФО. Составлено автором

Выводы

Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что Южный ФО не входит в число лидеров отраслевой выставочной деятельности России, уступая Центральному, Приволжскому и Северо-Западному федеральным округам по основным исследованным показателям. При этом отраслевая выставочная деятельность в нем выделяется рядом черт.

Во-первых, выставки округа относятся к трем сферам деятельности: сфера услуг, агропромышленный комплекс, промышленность. Несмотря на очевидное лидерство выставок сферы услуг, реальным «локомотивом» выставочной индустрии в округе являются агропромышленные выставки. Они отражают экономическую специализацию округа в целом. Именно для этой группы характерны высокие количественные показатели, подчеркивающие зрелость и глубину выставочной деятельности — число выставок категории «В2В» и доля международных выставок.

Во-вторых, отраслевая выставочная деятельность в ЮФО выделяется значительной территориальной диспропорцией. Расчет коэффициентов специализации, локализации и душевого производства в отраслевой выставочной деятельности по субъектам РФ показал, что все его субъекты, вовлеченные в вставочную деятельность, можно классификации следующим образом: субъекты РФ-лидеры выставочной деятельности международной и всероссийской значимости (Краснодарский край); субъекты РФ с выставочной деятельностью региональной значимости (Волгоградская область и Республика Крым); субъекты РФ с низким уровнем организации выставочной деятельности (Ростовская область); субъекты РФ с отсутствием отраслевой выставочной деятельности (Астраханская область, Республика Калмыкия, Республика Адыгея, г. Севастополь). Наибольшим потенциалом влияния на трансформацию экономики региона обладают первые два класса субъектов РФ.

Отдельно стоит отметить Ростовскую область, которая хотя и отличается

низким уровнем организации выставочной деятельности, обладает существенными возможностями для ее развития за счет человеческого, экономического потенциалов и географического положения, способствующего привлечению участников из новых регионов РФ (Ростов-на-Дону – с точки зрения географии, самая удобная площадка для размещения экспонентов из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей).

В-третьих, географические различия отраслевой выставочной деятельности сформировались под влиянием действия общих и специальных факторов. К общим факторам можно отнести: экономический потенциал территории и ёмкость рынка (это влияет на число экспонентов и посетителей); наличие развитой выставочной и туристкой инфраструктуры (специализированные выставочные комплексы и центры, наличие выставочных организаций, наличие средств размещения и предприятий общественного питания); транспортная доступность региона, позволяющая принимать товары, посетителей и участников из разных регионов России и других стран. Это определяет значительное число выставок в Краснодарском крае, а также во всех административных центрах субъектов РФ Южного ФО.

К специальным факторам, автор относит: особенности специализации регионов. Очевидно, что преобладание агропромышленных выставок в ЮФО коррелирует с общей специализацией всех субъектов РФ округа. Еще один фактор

– предпринимательский ресурс, связанный с эффективностью работы выставочных компаний. Последний специальный фактор – особые потребности специализированных выставок, которые заключаются в использовании значительной специальной территории для демонстрации экспонатов в действии (сельскохозяйственные поля для выставок АПК, аэропорт и морское побережье для выставки гидроавиации).

Литература

  1. Краткий словарь терминов и ключевых понятий ивент индустрии. Индустрия встреч». Библиотека выставочного научно-исследовательского центра. Санкт-Петербург, 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ruef.ru/baza-znaniy/izdaniya/kopiya-rc-kratkiy-slovar-terminov-i-klyuchevyh-ponyatiy-ivent-industrii-industriya-vstrech.html#/.
  2. Проект Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации (на 17.04.2023г.), Российский союз выставок и ярмарок [электронный ресурс]. Режим доступа: https://ruef.ru/ob-otrasli/strategiya-razvitiya-otrasli.html.
  3. Улановская О. Н. Современное состояние выставочной отрасли в Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19, № 8. С. 2279-2290.
  4. Федосеева О. В. Трансформация российской конгрессно-выставочной индустрии в новых условиях современной экономики // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15, № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://esj.today/PDF/37ECVN123.pdf.
  5. Александрова Н. В. и др. Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации. Москва: ПРОЭКСПО, 2006. 382 с.
  6. Важенин С. Г. и др. Индустрия выставочного бизнеса: (Бизнес-концепция стр-ва и функционирования выст. комплекса в г. Екатеринбурге). Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004. 68 с.
  7. Гусев Э. Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом. Москва: Дашков и К°, 2004. 516 с.
  8. Петелин В. Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 447 с.
  9. Сологубова Г. С. Экономика конгрессно-выставочной деятельности. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 248 с.
  10. Сулейманова К. А. Современная конгрессно-выставочная индустрия — перспективы развития // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 1. С. 105-109.
  11. Садовничая А. В. Стратегирование выставочно-ярмарочной деятельности – Санкт-Петербург: Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. 94 с.
  12. Карпова Г. А. и др. Проблемы и перспективы развития конгрессно-выставочной деятельности в Российской Федерации // Журнал правовых и экономических исследований. 2017. № 4. С. 234-243.
  13. Боголюбов В. С. и др. Современное состояние конгрессно-выставочного и событийного рынка услуг: проблемы и тенденции развития в крупном городе // Развитие конгрессно-выставочной индустрии: современные тренды и новые технологии (междисциплинарный, многоотраслевой и полифункциональный аспекты). Том Выпуск 4. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. С. 57-74.
  14. Потоцкая Т. И., Попова Е. В. Туристские выставки России: региональные особенности развития // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 47. С. 44-50.
  15. Потоцкая Т. И. Региональные особенности функционирования международного ювелирного выставочного движения // Региональные исследования. 2009. № 3 (24). С. 59-69.
  16. Сидоров И. В. Географические аспекты выставочной деятельности в нефтегазовом секторе России // Географический вестник. 2022. № 2(61). С. 34-47.
  17. Сидоров И. В. География конгрессно-выставочной деятельности в агропромышленном комплексе России // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2022. Т. 32, № 3. С. 390-401.
  18. Российский союз выставок и ярмарок. Статистический обзор выставочной и конгрессной деятельности членов РСВЯ в 2019 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ruef.ru/proekty-rsvya/statistika/statisticheskiy-obzor-vystavki-proshedshie-audit.html#/.
  19. Международная выставка ЮГАГРО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yugagro.org/ru/.
  20. Агропромышленная выставка-ярмарка «Золотая нива» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://niva-expo.ru/.

I. V. Sidorov

Geography of industry exhibition activity in the Southern Federal District

Smolensk State University, Smolensk, Przhevalskogo str., 4 e-mail: igor.sid@inbox.ru

Abstract: The article formulates the results of a study based on the author’s statistical database for all industry exhibitions organized in Russia and containing comparable information about each exhibition. This made it possible to identify the place of the Southern Federal District in the sectoral exhibition activity of Russia; determine and explore the sectoral structure of exhibition activities; to identify the features of the territorial organization of the branch exhibition activity within the district and the factors (general and special) influencing it.

Keywords: exhibition activity, industry exhibitions, placement factors, Southern Federal District.

References

  1. Kratkij slovar’ terminov i klyuchevyh ponyatij ivent industrii. Industriya vstrech». Biblioteka vystavochnogo nauchno-issledovatel’skogo centra. Sankt-Peterburg, 2018 URL: https://ruef.ru/baza-znaniy/izdaniya/kopiya-rc-kratkiy-slovar-terminov-i-klyuchevyh-ponyatiy-ivent-industrii-industriya-vstrech.html#/. (in Russian).
  2. Proekt Strategii razvitiya kongressno-vystavochnoj otrasli v Rossijskoj Federacii (na 17.04.2023g.), Rossijskij soyuz vystavok i yarmarok URL: https://ruef.ru/ Data obrashcheniya: 15.06.2023. (in Russian).
  3. Ulanovskaya O. N. Sovremennoe sostoyanie vystavochnoj otrasli v Rossijskoj Federacii: problemy i puti ih resheniya // Rossijskoe predprinimatel’stvo. 2018. T. 19, № 8. S. 2279-2290. (in Russian).
  4. Fedoseeva O. V. Transformaciya rossijskoj kongressno-vystavochnoj industrii v novyh usloviyah sovremennoj ekonomiki / O. V. Fedoseeva // Vestnik evrazijskoj nauki. 2023. T. 15, № 1. URL: https://esj.today/PDF/37ECVN123.pdf. (in Russian).
  5. Aleksandrova N. V. i dr. Vystavochnyj menedzhment: strategii upravleniya i marketingovye kommunikacii. Moskva: PROEKSPO, 2006. 382 s. (in Russian).
  6. Vazhenin S. G. i dr. Industriya vystavochnogo biznesa: (Biznes-koncepciya str-va i funkcionirovaniya vyst. kompleksa v g. Ekaterinburge). Ekaterinburg: In-t ekonomiki UrO RAN, 2004. 68 s. (in Russian).
  7. Gusev E. B. Vystavochnaya deyatel’nost’ v Rossii i za rubezhom. Moskva: Dashkov i K°, 2004. 516 s. (in Russian).
  8. Petelin V. G. Osnovy menedzhmenta vystavochnoj deyatel’nosti. Moskva: YUNITI-DANA, 2012. 447 s. (in Russian).
  9. Sologubova G. S. Ekonomika kongressno-vystavochnoj deyatel’nosti.Moskva: Izdatel’stvo YUrajt, 2023. 248 s. (in Russian).
  10. Sulejmanova K.A. Sovremennaya kongressno-vystavochnaya industriya — perspektivy razvitiya // Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki.
  11. Seriya: Ekonomika i pravo. 2022. № 1. S. 105-109. (in Russian).
  12. Sadovnichaya A. V. Strategirovanie vystavochno-yarmarochnoj deyatel’nosti – Sankt-Peterburg: Severo-Zapadnyj institut upravleniya Rossijskoj akademii narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii, 2019. 94 s. (in Russian).
  13. Karpova G. A. i dr. Problemy i perspektivy razvitiya kongressno-vystavochnoj deyatel’nosti v Rossijskoj Federacii // ZHurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovanij. 2017. № 4. S. 234-243. (in Russian).
  14. Bogolyubov V. S. i dr. Sovremennoe sostoyanie kongressno-vystavochnogo i sobytijnogo rynka uslug: problemy i tendencii razvitiya v krupnom gorode // Razvitie kongressno-vystavochnoj industrii: sovremennye trendy i novye tekhnologii (mezhdisciplinarnyj, mnogootraslevoj i polifunkcional’nyj aspekty). Tom Vypusk 4. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet, 2020. S. 57-74. (in Russian).
  15. Potockaya T. I., Popova E. V. Turistskie vystavki Rossii: regional’nye osobennosti razvitiya // Regional’naya ekonomika: teoriya i praktika. 2010. № 47. S. 44-50. (in Russian).
  16. Potockaya T. I. Regional’nye osobennosti funkcionirovaniya mezhdunarodnogo yuvelirnogo vystavochnogo dvizheniya // Regional’nye issledovaniya. 2009. № 3 (24). S. 59-69. (in Russian).
  17. Sidorov I. V. Geograficheskie aspekty vystavochnoj deyatel’nosti v neftegazovom sektore Rossii // Geograficheskij vestnik. 2022. № 2(61). S. 34-47. (in Russian).
  18. Sidorov I. V. Geografiya kongressno-vystavochnoj deyatel’nosti v agropromyshlennom komplekse Rossii // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Biologiya. Nauki o Zemle. 2022. T. 32, № 3. S. 390-401. (in Russian).
  19. Rossijskij soyuz vystavok i yarmarok. Statisticheskij obzor vystavochnoj i kongressnoj deyatel’nosti chlenov RSVYA v 2019 g. URL: https://ruef.ru/proekty-rsvya/statistika/statisticheskiy-obzor-vystavki-proshedshie-audit.html#/. (in Russian).
  20. Mezhdunarodnaya vystavka YUGAGRO URL: https://yugagro.org/ru/. (in Russian).
  21. Agropromyshlennaya vystavka-yarmarka «Zolotaya niva» URL: https://niva-expo.ru/. (in Russian).